|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Прочтите рассуждения Питирима Сорокина о главнейших школах в области социологии и поясните, что положено в их основу
Наиболее целесообразным я считаю нижеследующую группировку социологов в отдельные течения. В зависимости от того, какие явления признаются тем или иным социологом, лежащими в основе социальных явлений, можно различить три основные школы: 1) биологическую, 2) психологическую, 3) автономно- социологическую. Биологическая школа, в лице отчасти Спенсера, а в особенности в лице Новикова, Лилиенфельда, Иоффе и др., утверждает, что социальные явления по своей природе есть явления биологические, что общество – это организм, что социальные процессы тождественны с биологическими процессами, что, наконец, первые следует объяснять принципами и законами биологии. Короче, согласно биологистам, социология есть лишь глава биологии. В отличие от этого направления психологическая школа в социологии выдвигает иное положение. Она в лице Тарда, Уорда, Болдуина и множества других социологов настаивает на психической природе общественных явлений. Согласно ей, общество само по себе есть психическое явление; его «думою» является обмен идеями, чувствами, волевыми устремлениями, то есть чисто психическими актами. Вне их – нет общества. Вот почему социальные законы суть законы человеческой психики; вот почему основой социологии должна быть психология, вот почему авторы этой школы пытаются все социальные явления объявлять данными индивидуальной или массовой психологии. Наконец, автономно-социологическая школа расходится с обоими очерченными направлениями. В лице Дюркгейма, Леви-Брюле, Де-Роберти, Зиммеля и др. она выдвигает тезис полной автономности социологии и своеобразности социальных явлений. Такова одна классификация современных социологических течений. Рядом с нею может быть дана и другая, кладущая в основу своего деления принцип «фактора» или той силы, которая данным социологом признается главной причиной общественных явлений, действием которой он объясняет все социальные процессы. С этой точки зрения все социологические теории можно разделить на две основные группы: 1) на теории, пытающиеся все общественные явления свести и объяснить действием одного фактора или, по меньшей мере, выделяющийся из ряда многих факторов один главный и основной. Будем называть их теориями монистическими; 2) на теории, которые объясняют общественные явления действием многих факторов и не выделяют из них ни одного в качестве главного. Это будут теории плюралистические. Источник: Руденко Р.И. Практикум по социологии / Р.И. Руденко. – М., 1999. – С. 157-159. Прочтите взгляды неопозитивистов на содержание и понятия социологии и отметьте, согласны ли вы с их утверждением. Сообразно утверждениям неопозитивистов, составными частями социологии должны быть: 1) история наук и основанная на ней теория познания; 2) история религии и философских систем и основанная на ней теория миропонимания; 3) история изящных искусств и построенная на ней теория той формы истины, которую люди зовут красотой, или еще теория эстетического отношения к природе, включая в последнюю и человека; 4) история техники, в обширном смысле слова, история полезных и прикладных искусств (промышленности, а также политики, управления, суда и т. п.) и построенная на ней теория действия или поведения (разумеется, более или менее нравственного, то есть общественно и лично целесообразного). Источник: Социология в России XIX–начало XX веков. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1997. – С. 162. Литература Основная 1. Кондрауров В.И. Социология: курс лекций / В.И. Кондрауров, А.С. Страданчеков. – М. ИНФРА-М, 2001. 2. Основы социологии: учеб. пособие / под общ. ред. М.В. Прокопова. – М., 2 001. 3. Кончанин Т.Л. Социология / Т.Л. Кончанин, С.Я. Подопригора, С.Н. Яременко. – Ростов н /Д.: Феникс, 2001. 4. Борцов Ю.С. Социология: учеб. пособие / Ю.С. Борцов. – Ростов н /Д.: Феникс, 2002. 5. Кравченко С.А. Социология: учеб. пособие для вузов / С.А. Кравченко. – М.: Экзамен, 2003. 6. Рысь Ю.И. Социология: учеб. пособие / Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов. – М.: Дашков и К°, 2003. 7. Маршак А.Л. Общая социология / А.Л. Маршак. – Ростов н /Д.: Феникс, 2004. 8. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА–М, 2004. 9. Волков Ю.Г. Социология. изд. 2-е / Ю.Г. Волков / под общ. ред. д.ф.н., проф. В.И. Добренькова. – Ростов н /Д.: Феникс, 2005. Дополнительная 1. Социологический энциклопедический словарь / Ред.–координ. – академик РАН Г.В. Осипов. – М., 1998. 2. Социология в России XIX-начала XX веков. Социология как наука. Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М., 1997. 3. Громов И. Западная социология / И. Громов, А. Мацкевич, В. Семенов. – СПб., 1997. 4. Руденко Р.И. Практикум по социологии: учеб. пособие для вузов / Р.И. Руденко. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 1999. 5. Головенка И.А. История русской социологии XIX–XX вв. / И.А. Головенка, В.В. Козловский. – М., 1995. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |