|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
И социальных фактов
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – основатель французской социологической школы. Он заметно стремился отпочковать социологию от других наук, наращивать социологические знания об обществе. Важнейшим выводами из учения Э. Дюркгейма можно назвать следующие. Теория социального реализма. Суть ее в том, что природу социальных явлений следует объяснять социальными же факторами. А это означает, что при анализе поведения деятельности людей следует учитывать и рассматривать, прежде всего, общество как систему и практику взаимодействий индивидов, групп, институтов, а также социальную среду в целом, в которой человек живет и реализуется, и которые многогранно и многосторонне постоянно воздействуют на него, вызывая ответную реакцию. Этим Дюркгейм опровергал суждения о том, что главную роль в поведении людей и в историческом процессе играют их внутренние, осознанные, неосознанные, психические факторы, то есть влечения, желания, стремления, интересы людей. Он говорил о необходимости применения научного метода в социологии. Метод, по его словам, – это строго логическое изучение и объяснение явлений общественной жизни, и применение такого же подхода к объяснению человеческого поведения. В связи с этим Э. Дюркгейм поясняет, что наука социология есть наука о социальных фактах. В 1894 г. Дюркгейм сформулировал свой основной постулат: «Первое и основное правило состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как вещи». Вещь, по Э. Дюркгейму, – это всякий объект познания, который сам по себе непроницаем для ума, это все, о чем мы не можем сформулировать адекватного понимания простым приемом мысленного анализа, это все, что ум может понять только при условии выхода за пределы самого себя, путем наблюдения и экспериментов, последовательно переходя от наиболее внешних и непосредственно доступных признаков к менее видимым и более глубоким. Социальные факты существуют вне человека и оказывают на него принудительное воздействие. Только в их свете можно объяснить, почему человек действует так, а не иначе, почему люди вступают в те или иные отношения, связи. Социальные факты – это политические, правовые, моральные, религиозные, национальные, классовые и другие идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей, и заставляющие индивидов действовать в соответствии с ними. Само общество, в понимании Э. Дюркгейма, есть трансцендентная реальность, источник всех высших ценностей. Они доступны научному объяснению и описанию. Они составляют знаменитую дюркгеймовскую категорию «Духовные социальные факты», которые лежат между субъектами и объектами понимания. Духовные ценности и нормы становятся важнейшими сторонами социальной жизни. Социальные нормы, социальные факты имеют, как уже отмечалось, принудительный характер, то есть заставляют человека действовать в соответствии с их содержанием. Но когда Э. Дюркгейм вводит в оборот ценности и ценностные ориентации, то появляются новые грани его социологии, а именно: социальные нормы эффективны только тогда, когда они опираются не на внешнее принуждение, а на нравственный авторитет общества, значит, нравственное совершенствование людей. Эмиль Дюркгейм утверждал, что общество, являясь результатом взаимодействия индивидов, обретает самостоятельную реальность, которая – автономна по отношению к другим видам реальности; – развивается по своим собственным законам; – имеет первенство структур и функций общества по отношению к индивиду и функциям его сознания и поведения, т.е. индивидуальная реальность считается вторичной. Э. Дюркгейм, говоря о том, что «социальные факты нужно рассматривать как вещи», отличал их от фактов психологических. Под психологическими фактами он понимал факты, относящиеся к психике индивида. Социальные факты могут быть двоякого рода: 1. Материального характера: – само общество; – социальные структуры общества (право, государство, религия); – морфологические компоненты общества (характер территории, собственности, объем и плотность населения, его жилищные условия, способы коммуникации). 2. Нематериального, духовного характера: – мораль, ценности, нормы; – коллективное сознание; – коллективные представления; – верования. Эмиль Дюркгейм, уделяя внимание истории человеческих обществ, роли разделения труда на общественное развитие, выделяет два типа разделения труда и, соответственно, два вида солидарности – механическую и органическую. Для механической солидарности характерно: низкий уровень разделения труда, слабая дифференциация социальной структуры, их функции носят жесткий характер. Им свойственны духовные социальные факты: – наличие общей для всех морали, ценностей и норм, общей религии или идеологии; – одинаковое отношение индивидов к обществу, существующим структурам; – их сходство, особенно по индивидуальному сознанию, которое подчиняется сознанию коллективному, когда люди связаны между собой подобно «социальным молекулам». Эта солидарность, вытекающая из сходства, и называется механической. Органическая солидарность предполагает иное разделение туда, связанное с выполнением каждым индивидом профессиональных и общественных функций, которые в силу сложности и специфичности не могут быть выполнены всеми. Социальные факты – это политические, правовые, моральные, религиозные, национальные, классовые и другие идеи, нормы, ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей, и заставляющие индивидов действовать в соответствии с ними. Главными причинами социальных явлений Дюркгейм считал идеи, духовные ценности как проявления коллективного сознания, которые объективно существуют по отношению к отдельным людям. Человек, родившись, застает уже сложившиеся политические, правовые, моральные, экономические и другие нормы, ценности, социальные установки. Признаки социальных фактов следующие: – они объективно существуют по отношению к отдельным индивидам; – они принудительно воздействуют на людей. Отсюда человек есть социальное существо, которое развивается под воздействием социальных норм и предписаний. Значит поведение людей социально обусловлено. Природа и сущность социальных фактов одна – это проявление группового или коллективного социального сознания. Они воздействуют на людей организованно, сознательно и осуществляются через социальные институты: правовые, религиозные, нравственные и др. Социальный факт есть лишь там, где есть определенная организация. Он существует в поведении людей, воплощается в организации их производственной, политической и правовой деятельности. Отсюда в обществе высока роль группового, коллективного сознания. В учении Э. Дюркгейма обращено внимание на нормальное и патологическое в обществе, на социальные болезни и их преодоление. Он изучал формы, виды поведения, отклоняющиеся от нормы, правил, требований и традиций. Он ввел в оборот термин «аномия», который позволяет объяснить причины девиантного, то есть отклоняющегося поведения и его типы. Социальное здоровье – это то, что способствует развитию общества и благосостоянию людей, что полезно и необходимо. Это нормальное развитие жизненных сил индивида, коллектива, общества, их способности адаптироваться к условиям среды, использовать ее для своего развития. Социально здоровое общество морально чисто, политически ясно, стимулы деятельности человека здоровы и эффективны. В числе источников эволюции Э. Дюркгейм называл коллективное сознание и коллективную (общественную) деятельность людей. Социальную жизнь он выводил прямо из коллективного существования, где индивиды воздействуют друг на друга и выступают как социально ориентированные личности. Они держатся социальной, политической, правовой, моральной дисциплины, что есть главный фактор общественной жизни. В качестве основных методов познания общества Эмиль Дюркгейм выделяет: 1) объективные методы аналогичные методам естественных наук. Главная задача социолога – исследовать и находить причинно-следственные связи между социальными фактами, взаимоотношениями общества его структур и индивидов; 2) обосновывая общественные законы, анализируя отклонения от нормы, можно выявить социальную патологию как в развитии общества, его социальных структурах, так и в поведении индивидов; 3) для изучения нематериальных социальных фактов следует использовать социальные. Это значит, если материальные, нематериальные факты взаимозависят, являются причиной друг друга, то чтобы научно изучить нематериальные социальные факты, социолог должен найти и исследовать материальные социальные факты, непосредственно влияющие на вторые и отражающие их природу.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |