|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Что такое цветГлаз человека способен различать не только черно-белые градации светотени в рисунке, но и разнообразные цвета. Когда мы открываем глаза, то сразу же попадаем в мир, полный цвета. Цвет сопровождает человека повсюду, оказывая на него психофизиологическое воздействие и вызывая различные ощущения – тепла или холода, бодрости или уныния, радости или беспокойства и т. п. Например, люди быстро приходят в бодрое состояние при неповторимой игре цветовых оттенков, создаваемой пробившимся сквозь толщу свинцовых осенних туч солнечным лучом. Основы понимания цвета должны закладываться у людей с детства, если рассматривать значение цвета как явление духовной культуры и учитывать потребность его применения в самых разнообразных отраслях науки и материального производства. Цвет начал психологически воздействовать уже на наших далеких предков. Применение яркой раскраски предметов, культовых сооружений, одежды и лиц носило определенный духовный смысл. В античном мире императоры носили одежды пурпурного цвета, который был только их привилегией. Позднее люди продолжали придавать цвету различные характеристики. Например, в Европе белый цвет считался чистым, радостным, разумным, а желтый был цветом омраченной радости, внимания, синий рассматривался как густая тень, строгость, возмужалость, а черный – как горечь, старость, неизвестность. Красный виделся европейцам цветом чувствительности, молодости и человечности. Объекты и предметы внешнего мира разнообразны по цвету и обогащаются бесчисленным количеством оттенков под влиянием окружающей цветовой гаммы. Почему же люди видят цвет? Все. материальные тепа отражают в каждом отдельном случае определенную часть спектра, в то время как другая часть поглощается этими же телами, в результате чего мы и видим цвет предмета. Например, корка лимона отражает только желто-зеленые лучи света, поглощая все остальные. В XVII веке великий английский физик Исаак Ньютон ввел естественнонаучную (физическую) основу классификации цветов – спектр. Представление о спектре дает пропущенный через прозрачную стеклянную призму световой луч. Легенда об открытии спектра Ньютоном гласит, что однажды ученый заснул днем, завесив шторой окно, но не до конца. Солнце под вечер осветило через оставленную щель лежащую на столе трехгранную стеклянную призму, которая преломила луч и высветила на стене, как на экране, красивую полоску из нескольких разных оттенков цвета, напоминающую радугу во время дождя. Проснувшийся физик был несказанно удивлен этим явлением, позволившим ему классифицировать цвета в виде спектра. Ньютон выделил семь цветов в спектре: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Основные цвета спектра – красный, желтый и синий. Смешение основных цветов образует производные: оранжевый – от смеси красного с желтым; зеленый – от желтого- с синим; фиолетовый – от синего с красным. Еще один цвет – пурпурный – причислен к классификации как образованный смешением двух крайних цветов спектра красного и синего. Спектральные цвета составляют очень небольшую часть видимых человеком оттенков. Человек с нормальным цветовосприятием способен различать около десяти тысяч цветовых оттенков. Белое и черное в спектре отсутствуют. Их нельзя назвать цветами, хотя для удобства и сравнения к цветам причисляют. Белый цвет рассматривается как результат полного отражения всего спектра, а черный – полного поглощения спектральных цветов. Так установлено учеными, и это касается образования цвета как явления физического на основе светового излучения. Цветные пигменты для карандашей и красок такой способностью тоже обладают, ибо сами отражают определенную часть спектра под влиянием света. Белый, черный и серый цвета, являясь по существу бесцветными, носят название ахроматические, а все остальные цвета – хроматические (т. е. цветные, окрашенные). Хроматические цвета человек различает по их трем характеристикам – цветовому тону, насыщенности и светлоте. Признак цветности называют цветовым тоном. По нему определяют, например, что этот предмет зеленый, а тот желтый и т. д. Степень выраженности цветового тона в каком-либо цвете определяется таким понятием, как насыщенность. Насыщенность – это чистота цвета, а если добавлять к нему белила, то он становится менее насыщенным. Светлота определяется тем, что один цвет выглядит светлее, другой – темнее. Например, стронциановая желтая краска светлее охры светлой. Хроматические цвета различаются также по принципу теплохолодности. Чтобы лучше представить этот принцип, нужно рассмотреть цветовой круг, в котором последовательно располагаются цвета спектра, образующие две группы: теплые и холодные цвета. Желтый, оранжевый и красный – это теплые цвета, которые ассоциируются в человеческом сознании с солнечным светом, раскаленным металлом, теплом, огнем. В другой группе находятся холодные цвета – синий, голубой, зеленый, вызывающие представление о глыбах льда, лунном сиянии, остывшем металле. В цветовом круге, кроме очевидного разделения цветов на две группы по признакам теплохолодности, можно отметить еще две особенности. В спектре содержатся родственные или, как их еще называют, гармонические цвета. Например, красный и оранжевый цвета в спектре находятся рядом точно так же, как голубой и синий, и т. д. Кроме того, в цветовом круге цвета располагаются в секторах друг против друга (круг делится на восемь секторов, хотя в спектре семь цветов; зеленый цвет находится в двух секторах: в каждом он «тяготеет» к группе либо теплых цветов, либо холодных). Вторая особенность цветового круга заключается в том, что цвета, расположенные друг против друга, называются контрастными. Например, красный цвет контрастен холодному зеленому, а теплый зеленый – фиолетовому. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |