|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Какон и антиканон
На разных уровнях двойной системы русской культуры 17 века протекают процессы канонизации. Все они отображают культурную модель соответствующей части системы с присущими ей аспектами понятия о языке и тексте. Канонизация в рамках официальной культуры протекает в два этапа, первый из которых содержит в себе церемониализацию (ритуализацию) культурной практики, а второй – кодификацию (грамматизацию) ритуалов (кодификация в узком значении подразумевает законы, догмы, в более широком значении – метатексты типа грамматики, риторики). Образование канона ориентировано на представление о порядке, в системе самоописания культуры находящее своё выражение в понятии чин. Чин означает одновременно вертикальную (иерархическую) и горизонтальную (синтаксическую) структуру, регулирующую отношение индивида к системе. Ранг на вертикальной оси и место на горизонтальной определяют ценность и функцию индивида в системе. Порядок чинов заявляет претензию на тоталитарность и в качестве своего рода общей культурной грамматики охватывает все области жизни: как порядок расстановки мебели и прочей утвари в помещении, так и положение патриарха в государстве. Не охваченное порядком чинов не получает качества знака и остаётся несемантическим. Мир чинов замкнут в себе. Все новые элементы, особенно элементы, позаимствованные из других культур, должны получить оценку в системе чинов, чтобы начался процесс их ассимиляции. Это касается основных форм искусства и образования, а также форм роскоши (садово-парковый дизайн, архитектура, костюм)[12]. См. Табель о рангах. Иерархическому синтаксису мира чинов противостоит деиерархизирующая культура аскезы староверов с их презрением к культуре и образованию и верой в потустороннюю жизнь. Первый светский литературный канон в России образует поэзия Симеона Полоцкого, первого русского придворного поэта. Полоцкий – представитель польско-иезуитского образования, автор риторического трактата и учитель риторики и поэтики. Он принимает предписываемую риторикой дихотомию поэтического и повседневного языка и поддерживает иерархизацию стилей, признаёт необходимость их функционального использования в рамках различных жанров и подтверждает необходимость строгого определения системы коммуникации. Его язык – предельно далёкая от просторечия, частично искусственная конструкция, базирующаяся на церковнославянском. Полоцкий переводит Псалтырь в форму силлабического стиха и снабжает рифмами, тем самым эстетизируя священный текст и вызывая к жизни первую русскую стихотворную систему, повторяющую польскую. Он культивирует игровые формы стиха, изобретает метафоры, развивает искусную эмблематику. Все эти способы обращения со словом лежат в рамках традиции барокко. Канонизацию внутри неофициальной культуры можно описать как создание антиканона (абсолютизация старых текстов означает исключение новых), находящего своё отражение в метатекстах особого рода (послания). Обязательность примера оказывается важнее обязательности правила. Официальный канон приобретает социальную значимость церез цензуру: цензура исключает ту часть текстов, которая не соответствует официальной системе (искореняет антизнаки и исключает контексты, в которых они возникают). Неофициальная культура стремится к замкнутости внутри себя: она не располагает аппаратом власти, поэтому её цензура носит чисто нравственный характер. В отличие от официальной системы, культура старообрядцев не склонна к иерархизации и монологизации и допускает варианты своей модели. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |