|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема поэта и поэзии в русской культуре 18 века«Разговор с Анакреоном» М. В. Ломоносова (1756-1761) Вопросы:
«Евгению. Жизнь Званская» Г. Р. Державина (1807)
Вопросы: 1. В каком жанре написано это стихотворение? 2. Сколько строф оно насчитывает? Чем мотивировано такое их число? 3. Как устроено пространство этого стихотворения? 4. В чем смысл противопоставления Петрополя и Званки? 5. В какое время вписано действие в этом стихотворении? 6. Какой маркер времени является основным в этом стихотворении? 7. Какой маршрут совершает хозяин Званки в пространстве своего поместья? 8. Где начинается этот маршрут и где заканчивается? 9. Чем занимается хозяин поместья в течение дня? 10. Какое место занимает в стихотворении оптическая тема? 11. Какую функцию выполняют в сюжете живописные изображения? 12. Как оформлена в стихотворении тема смерти? 13. На какие строфы приходится эта тема? 14. Боится ли смерти хозяин Званки? 15. С какой просьбой он обращается к Евгению? 16. Какая тема доминирует в этом стихотворении? 17. Какое место занимает в стихотворении искусство? 18. Кто из персонажей этого стихотворения выполняет креативную функцию? В чем она заключается? 19. Какое место отведено в стихотворении органам восприятия? 20. Какие жанровые модели разыграны в этом стихотворении? 21. Какое значение в развитии главной темы имеет упоминание руин? 22. Что противостоит в державинском стихотворении руине и забвению?
Распад культурно-государственного синтеза отражается и на характере литературного процесса. Государственная тема перестаёт быть центральной, и поэтическое вдохновение ищет новых источников. Развивается любовная лирика. Высокие жанры отходят на периферию литературного процесса. Высокий пафос сохраняется в стихах, посвящённых поэту и поэзии. Поэт, а не государь становится предметом поэтического восторга. Тот религиозно-мифологический потенциал, который прежде был отнесён к государству и монарху, переносится на саму культуру. Теперь поэт, а не царь посредничает между Богом и человечеством. Из мифологии государства возникает мифология поэта. Во второй половине XVIII века стихотворное славословие, долгое время существовавшее в рамках церемониальной культуры, стало приобретать самостоятельное, обособленное значение. Похвальные «слова», поникнув в сферу частной жизни, обрели новых адресатов, в числе которых оказались поэты. Так, например, в 1730 году Ф. Прокопович откликнулся на первую сатиру А. Кантемира похвальным стихотворением «К сочинителю сатир». В 1740-е годы в роли панегирика выступали похвальные оды. Все они были обращены к царствующим особам. Но в следующие десятилетия панегирическая поэзия значительно расширила свою тематику и обрела новые формы. Поэты стали адресатами панегириков в 1780-е годы, когда в российском обществе стало формироваться представление о литературном труде как общественном служении особого рода. В форме стихотворной похвалы формулировалось отношение к поэтическому творчеству вообще, определялось собственное творчество панегириста в ряду поэтов. Панегирики поэтам сохраняли окказиональный характер. Наряду с публикацией панегириков в периодической печати существовали и другие способы их презентации: пересылка по почте, передача адресату через посредника, распространение в списках. Панегирик должен был состоять из вступления или»приступа», включающего выражение лирического восторга, предложения темы, её истолкования, доказательства и заключения с изъявлением любви и почтения к адресату. Ещё один характерный топос панегирика – мотив невозможности выразить свои чувства. Панегирик может завершаться топосом славы, не знающей границ в пространстве и во времени. В тех случаях, когда автора панегирика и его адресата связывали бщие интересы или личные отношения, хвалебное стихотворение приобретало характер дружеского послания. Этот стихотворный жанр постепенно завоевывал себе место в поэзии. Много панегириков хранится в Российской национальной библиотеке в фонде Державина.
Самое прямое отношение к окказиональной литературе имеют фунеральные (похоронные) жанры: это церковная служба и надгробная проповедь, девизы и надписи на эмблемах и гробах, ода на смерть, элегия на смерть, стихи на гробницу и эпитафии. Слово воплощенное и произносимое пронизывает всё ритуально-архитектурное целое погребального обряда. В сокровищницу русской поэзии вошли такие шедевры погребальной лирики, как «На смерть князя Мещерского» или «Снигирь» Державина; «Слово на погребение Петра Великого» Ф. Прокоповича ещё в начале XIX века считалось образцом жанра. Статус императора или военачальника был всем очевиден, очевидны и панегирические черты в посвященных им фунеральных жанрах. А поэт? Профессии писателя в XVIII веке ещё не было, и как таковая она появится ещё не скоро, но писательское ремесло уже было и было писательское самосознание, поэмы у темы «смерть поэта» в XVIII веке есть свое социальное измерение. Поэты ещё при жизни задумывались о том, что о них напишут после смерти. Надпись на надгробии Ломоносова попала в «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772) Н. И. Новикова, и это н единственная эпитафия в «Опыте…». Последним словом о поэте становится эпитафия. Она закрепляется не только на бумаге, но и в камне. Особенно наглядны двустишия Я. Б. Княжнину (1791 год, Смоленское кладбище):
Твореньи Княжнина Россия не забудет, Он был и нет его; он есть и вечно будет
И В. И. Лукину (1794 год, Лазаревское кладбище):
Я умер! Здесь мой сокрыт во гробе прах. Я духом жив и буду жить у искренних людей в сердцах. Иногда ода на смерть завершается эпитафией. Так писал, например, Державин. Стихи и элегии на смерть поэта появились позже эпитафии, равно как и сам элегический жанр. Они появляются на рубеже 1760-1770-х годов и сразу попадают в «Опыт исторического словаря» Новикова. Волну эпитафий вызвала кончина А. П. Сумарокова в 1777 году. Кончина писателя – поэта и драматурга – впервые дала повод выразить публично печаль и глубину утраты для отечественной словесности. Эпитафия и элегия на смерть поэта к концу XVIII века говорит только о таланте и вечной славе покойного, значение которого для общества далеко переходит границы любой табели о рангах.
Литература 1. Клейн И. С. Пути культурного импорта: Труды по русской литературе XVIII века. М., 2005. 498-521. 2. Крон А.-Л. «Евгению. Жизнь Званская» как метафизическое стихотворение // Гаврила Державин. Симпозиум, посвященный 250-летию со дня рождения. [Норвичский Симпозиум]. Нортфилд, 1995. С. 2268-282. 3. Кукушкина Е.Д. Панегирики поэтам // Окказиональная литература в контексте праздничной культуры России XVIII века. СПб., 2010. С. 229-242. 4. Николаев С. И. Смерть поэта в эпитафии и элегии XVIII века // Окказиональная литература в контексте праздничной культуры России XVIII века. СПб., 2010. С. 291-298. 5. Смолярова Т. Зримая лирика. Державин. М., 2011.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |