|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Изменение официальной идеологии и введение “Табели о рангах”Ю. М. Лотман выделяет две социокультурные модели государства, соответствующие двум типам психологии: договорную и религиозную. Их можно сравнить с двумя противоположными отношениями к знаку. Власть в перспективе сознания русского средневековья наделяется чертами святости и истины, ценность её безусловна. Человек не договаривается с властью, а отдаёт себя ей, не требуя ничего взамен. На государство распространялось религиозное чувство: царь делался живой иконой, символической фигурой, тогда как от остальных членов общества требовалась чисто практическая деятельность, котирующаяся весьма низко. 18 век принёс глубокие изменения во всей системе русской культуры. Государственно-религиозная модель не исчезла, а подверглась трансформациям. Во-первых, практическая деятельность из области «низкого» была поднята на самый верх ценностной иерархии. Поэзия ремесла, полезных умений, которые ценны сами собой, составляла значительную часть пафоса петровских реформ и научной деятельности Ломоносова. Возник идеал царя-работника. Но петровская государственность, как и допетровская, требовала веры и полного в себе растворения. Человек вручал себя ей. Создавалась светская религия государственности. Во-вторых, изменился удельный вес семиотики договора в структуре культуры. Власть царя мыслится как данная от Бога, однако одновременно утверждается, что царь, приняв власть, вступает в безмолвный договор, обязуясь царствовать на благо подданных. Перестав быть символом, царь так же обязан практически служить подданным, как подданные ему. Была введена система государственных отличий и чинов, конкурировавшая с принципом безусловного и врождённого благородства по крови. Обойдённый наградой мог сам напоминать о себе и требовать награждения, перечисляя свои на него права. Это свидетельствовало о том, что был узаконен обмен обязательствами между служилым человеком и властью. Признаком культурной значительности становится принадлежность к какому-либо целому: существовать – значит быть частью целого. Семантическая («символическая») структура средневековой культуры заменяется структурой синтаксической. Значение того или иного человека или явления определяется включением его в определённый ряд, будь то государство или сословие. Служба становится достоинством, степень которого зависит от места в системе.Именно через службу дворянин 18 века сознавал себя частью сословия. Табель о рангах, вырабатывавшаяся в течение ряда лет при активном участии Петра и опубликованная в январе 1722 года, была одной из реализаций принципа «регулярности». Табель о рангах устанавливала зависимость общественного положения человека от его места в служебной иерархии: чем больше заслуги перед отечеством, тем выше должность и, соответственно, тем больше почестей (почести зависят от ранга). Табель о рангах отменила распределение мест по крови, по знатности. Военная служба ставилась в привилегированное положение: все 14 классов воинской службе давали право наследственного дворянства, в статской же службе такое право давалось лишь начиная с 8 класса. Теперь доступ в высшее государственное сословие открылся людям разных общественных групп, отличившимся в службе. Без службы нельзя было получить чина. Место чина в служебной иерархии связано было с получением (или неполучением многих реальных привилегий). Табель о рангах создавала военно-бюрократическую машину государственного управления. В культуре петербургского периода русской истории понятие чина приобрело особый, почти мистический характер, став узаконенной фикцией[22]. Иерархия распространилась на мундиры, фасады зданий, систему орденов, но бюрократический принцип не мог исчерпать разнообразия жизни.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |