|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Духовный гелиоцентризмВажно подчеркнуть следующее. Система мира с Землей, помещенной в центре, была очевидна и достаточно наглядна. Напротив, картина мира, в которой в центре помещалось Солнце, предполагала изменения обыденного сознания. Обыденное сознание среди прочего включало в себя и представление о человеке как венце творения. Более того, характерные для средних веков нормы поведения обещали безмятежную жизнь человеку, включенному в естественное течение жизни в русле патриархальных традиций. XVII век был веком социальных потрясений, эпохой перехода к капитализму. Новые этические ориентиры были связаны с реформацией и, как пишет российский историк культуры Л.М.Косарева, с идеей о том, что "все лучшее, значимое, достойное не дано человеку как его прирожденное свойство (напротив, его природа ущербна), но находится вне его, в центре его нравственных устремлений, в божественной воле и может стать его внутренним достоянием лишь при условии упорного душевно-духовного труда по самосознаниию". В Европе уже был накоплен опыт эзотерических учений, предполагавших специальную работу личности над собой – работу по приближению к состоянию духовного просветления, к духовному Солнцу. Духовный гелиоцентризм был характерен для так называемых герметических наук. К этим наукам относились алхимия, астрология, магия, название же "герметические " связано с именем Гермеса Триждывеличайшего. Напомним, что в греческой мифологии Гермес – вестник богов, проводник душ умерших; считалось, что он одинаково вхож в оба мира – жизни и смерти. В связи с близостью Гермеса постустороннему миру в период поздней античности возник образ Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего), именно с этим образом связывались "герметические" науки – иначе говоря, тайные, закрытые, доступные только посвященным. Герметические науки призваны были предоставить человеку возможность магическим образом очиститься от греховной скверны. Более того, астрология обещала принести знание о будущем, от алхимиков ожидали открытия способов быстрого обогащения, от магии и оккультных наук – знание, сообщающее власть над природой и спасение после смерти. Тяга к духовному гелиоцентризму подготовила человека европейской культуры к признанию гелиоцентризма физического. Николай Коперник своей системой мира в известном смысле объединил обе разновидности гелиоцентризма. Коперник пишет: " Ведь не напрасно некоторые называют Солнце светильником мира, другие – умом его, а третьи – правителем… Конечно, именно так Солнце, как бы восседая на царском троне, правит обходящей вокруг него семьей светил". Подобное же объединение духовного и физического гелиоцентризма мы обнаруживаем только у Иоганна Кеплера.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |