|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Аристотель
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) родился в греческом городе Стагире, из-за чего его иногда называют Стагиритом. В течение 20 лет, как и Платон, жил в Афинах. Затем несколько лет был воспитателем Александра Македонского, а в 355 г. до н. э. вернулся в Афины и основал философскую школу, получившую название перипатетической. Термин это происходил, по-видимому, от греческого названия тенистых аллей, по которым прогуливался Аристотель со своими учениками. Построенная Аристотелем философия природы определила развитие естествознания на много веков вперед – до XYI века. Отметим, что, в отличие от своих предшественников, Аристотель разделил естествознания на зоологию., ботанику, механику, оптику. Аристотель отвергает теории, согласно которым мир возник из небытия. Он убежден в существовании вечного движения, которое можно было бы назвать первичным, И логически, и эмпирически (движение небосвода) таким движением может быть только круговое. Причиной этого движения, по Аристотелю, является божественный разум. В отличие от Платона, Аристотель убежден в том. что те вещи, которые мы воспринимаем чувствами – это и есть окончательная реальность. Каких – либо первоначал, к познанию которых следует стремиться как к окончательной цели, не существует Наиболее известными естественнонаучными сочинениями Аристотеля являются трактаты "Физика". "Метеорологика", "О небе", "История животных" и "О возникновении животных".В них изложены взгляды Аристотеля на закономерности, действующие в мире живой и неживой природы. Четыре причины. Весьма важна для Аристотеля концепция четырех причин возникновения и изменения вещей. Эти причины: формальная, материальная, движущая и целевая. Пусть ваятель изготавливает медную статую из куска меди. В процессе работы ваятель придает этому куску форму. Работа ваятеля – иллюстрация формальной причины возникновения статуи, причем формальная причина здесь и в других случаях неотделима от целевой (цель ваятеля – изготовить статую). Сам ваятель олицетворяет в то же время движущую причину. В примере с изготовлением медной статуи используемый материал – медь - является, конечно же, материальной причиной,. Если же речь идет о вырастающем из зерна растении,, то в этом процессе основная роль принадлежит материальной причине. Материей является и само семя, и питательные вещества, которые семя усваивает из почвы. Современным аналогом материальной причины биологи иногда называют хромосомы, содержащие генетический код. Сам же генетический код - продолжая аналогию с идеями Аристотеля – является своего рода аналогом целесообразности в живой природе. олицетворяет уже ц елевую причину. Целевая причина определяет, ради чего совершается тот или иной процесс (см. выше изготовление статуи), ее Аристотель считает самой важной. Непрерывность. Аристотель вполне определенен в отношении принципа непрерывности, полагая, что все физические величины являются. непрерывными Заметим. что физика отказалась от этой идеи – от принципа непрерывности - только в начале двадцатого столетия, когда была установлена квантовая природа излучения. Стало ясно, что энергию – одну из основных физических величин – не следует считать непрерывной величиной. В современной физике высказывается предположение, что пространство и время также нельзя считать непрерывными – иначе говоря, что возможно существование "квантов" времени и "квантов" пространства. Движение. Очень важным для Аристотеля является понятие естественных движений. Естественным он считает, например, вечное круговое движение эфира. Вводит понятие о центре мира и называет "естественным" движение "тяжелых" тел к центру мира, иначе говоря, вниз. Для "легких" тел естественным является движение от центра мира, то есть вверх. На этом основано утверждение Аристотеля, что тяжелые тела "сильнее " стремятся к своему естественному месту, отсюда следовал вывод. что тяжелые тела должны быстрее падать на Землю, нежели легкие. Именно это утверждение было опровергнуто законом свободного падения Галилео Галилея, согласно которому время падения тел на Землю не зависит от их массы. Заметим, что закон свободного падения относится к идеализированной ситуации падения в вакууме, с учетом же силы сопротивления воздуха тяжелое тело действительно упадет на землю раньше легкого. . К тяжелым элементам Аристотель относит землю и воду, к легким - воздух и огонь. При этом понятия тяжелого и легкого не абсолютные, а относительные. В воздухе сто фунтов дерева тяжелее одного фунта свинца, а в воде – легче, поскольку дерево всплывает, железо же тонет. Космология Аристотеля. Для Аристотеля Земля являлась шарообразным телом, неподвижным и занимающим центральное положение во Вселенной. Вокруг Земли равномерно вращаются небесные сферы с небесными светилами. Свое завершение геоцентрическая картина мира Аристотеля получила в работах Клавдия Птолемея (87 – 165), и именно система Птолемея считалась непревзойденной вплоть до появления в 1543 г. работ Николая Коперника, в которых предлагалась иная, гелиоцентрическая система мира.. Весьма важно, что античные ученые в астрономии видели "настоящую науку", противопоставляя ее описаниям процессов, происходящих на Земле. Только астрономия была логически выстроена и математически изложена и только в процессе астрономичсеких наблюдений проводились точные расчеты и наблюдения. В отношении же земной действительности греческая наука была приблизительна. Как писал в связи с этим выдающийся историк науки Александр Койре, "повседневная действительность, в которой мы живем и действуем, не является ни математической ни математизируемой. Это область подвижного, неточного, где царит "более" или "менее", "почти", "около того" и "приблизительно" " Почти все измерительные инструменты древних греков были предназначены для наблюдения за небесными явлениями (исключением был теодолит - для измерения углов, а также весы - для взвешивания драгоценных металлов). По-видимому, приблизительность науки в древней Греции и стала одной из причин того, что из нее не выросла развитая технологическая культура. Биология Аристотеля. Именно Аристотель предложил первую классификацию живых существ. Небезынтересно, что обоснование этой классификации он привел в трактате "Политика", рассматривая различные типы государственного устройства. Известный историк античной науки И.Д.Рожанский, называя Аристотеля великим биологом, намного опередившим свое время, отмечает: "основная ошибка Аристотеля состояла в том, что закономерности, открытые в ходе изучения жизнедеятельности живых существ, были распространены им также и на сферу неживой природы". В первую очередь Рожанский имеет в виду концепцию целевой причины. По словам самого Аристотеля, "…не случайность, но целесообразность присутствует во всех произведениях природы…"
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |