АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эксперимент и чудо

Читайте также:
  1. H.H. Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в России
  2. YIII.3.2.Эксперимент
  3. А.3. Организация научных и экспериментальных исследований
  4. А.4. Экспериментально-экономический анализ
  5. АВТОМАТИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
  6. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
  7. ВОПРОС 1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
  8. ВОПРОС 2 ЭКСПЕРИМЕНТАТОР: ЕГО ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  9. Вопрос 2. ИДЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И РЕАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
  10. ВОПРОС 3. ИСПЫТУЕМЫЙ: ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ
  11. Вопрос 4 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ВЫБОРКА
  12. ВОПРОС 4. ЛИЧНОСТЬ ИСПЫТУЕМОГО И СИТУАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

 

Представляет большой интерес вопрос об отношении разных ученых Возрождения к эксперименту как к методу исследования природы. Марен Мерсенн (1588 – 1648) - знаменитый "человек – журнал" - считает, что познание Природы предполагает обязательное обращение к опыту для того, чтобы выяснить закономерную механическую связь явлений. Российский историк и философ науки В.П.Визгин в связи с этим пишет: "ученый, по Мерсенну, это инженер – механик, конструктор – практик, и в этом он подражает богу – величайшему инженеру, Творцу машины мира". Бог может создать бесконечное множество миров и, чтобы выяснить действительное положение вещей, нужен опыт. Забегая вперед, отметим, что такой опыт можно осуществить, в частности, с помощью телескопа Галилея.

Была и иная точка зрения на роль Бога в природных процессах… Вот фрагмент из письма выдающегося естествоиспытателя и философа Фрэнсиса Бэкона (1561 – 1626) знаменитому врачу – алхимику Парацельсу: "Смешением божественного и естественного, профанного и священного, ересей и мифов ты, о богохульный обманщик, нанес вред сразу и человеческой и религиозной истинам…Если софисты забросили опыт, то ты его предал. Очевидное, добытое из вещей, подобно маске, скрывающей реальность, нуждается в осторожном и тщательном отборе. А ты подчинил его приготовленной заранее схеме истолкования". Почему Фрэнсис Бэкон пишет о "смешении божественного и естественного" и в чем состоят его разногласия с Парацельсом? Прояснить вопрос можно только сопоставив отношение сторонников Бэкона и сторонников Парацельса к так называемым "чудесам".

Что причислялось к "чудесам"? Чудом, например, считалось излечение словом….в биографии некоторых чудотворцев указывалась также их способность видеть на огромном расстоянии. Парацельс, которого Фрэнсис Бэкон обвиняет в "смешении божественного и естественного", придерживается концепции чудодейственности Природы. Он связывает чудеса с естественными, природными причинами – а в конечном счете, с влиянием звезд. Именно так рассуждали многие натурфилософы эпохи Возрождения, увлекавшиеся магией и астрологией. Именно таким натурфилософом был, кстати, и упоминавшийся уже Роберт Флудд.,... Чудо для сторонников Парацельса – это явление природы, более редкое по сравнению с теми явлениями, которые мы наблюдаем каждый день.

Напротив, Фрэнсис Бэкон представляет точку зрения, согласно которой чудо доступно только Богу – иначе говоря, концепцию религиозно значимого чуда. Для него безусловно существуют законы Природы, и эти законы рациональны (такова же позиция Мерсенна). При этом существует и та сфера, в которой проявляет себя Бог. Именно к сфере ответственности Бога и относятся так называемые "чудеса",...

Как известно, Возрождение сменилось эпохой Нового времени. Наука Нового времени – наука Галилея и Ньютона - строилась уже с использованием математических моделей и тщательно спланированного эксперимента. Как считает российский историк и философ науки В.П.Визгин, именно тот взгляд на устройство Природы, которого придерживались Фрэнсис Бэкон и Марен Мерсенн, привел в конечном итоге к успехам естествознания Нового времени. И именно такой подход, фактически разводивший знание и веру, позволил естествознанию избежать неразрешимых конфликтов с христианской церковью.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)