|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дело ГалилеяВ связи с публикацией "Диалогов…" против Галилея выступил могущественный орден иезуитов, причем экспертами по книге были назначены два уже упоминавшиеся оппонента Галилея – Грасси и Шайнер. Заключение ордена иезуитов содержало перечень девяти отягчающих вину Галилея обстоятельств. Среди этих обстоятельств были: "…частый выход за рамки гипотетической точки зрения при обсуждении коперниканского учения", "утверждение, что последователи Птолемея превратятся в последователей Коперника", а также "сведение отливов и приливов к движению Земли". Результатом последовавшего процесса инквизиции над Галилеем стало его осуждение. Приговор (подписанный, кстати, семью из десяти кардиналов – членов суда) определял официальное запрещение книги "Диалогов… ", накладывал на Галилея спасительное покаяние в виде семи псалмов, которые он должен был чтить еженедельно в течение трех лет. В нашем представлении личность Галилео Галилея неразрывно связана с образом борца с церковью. Считается, что геоцентрической картине мира Аристотеля (принятой церковью) он противопоставил свою картину мира, основанную на гелиоцентрической системе Коперника. На самом деле произошло следующее. Открыв пятно на Солнце и горы на Луне, установив принцип инерции (а также и законы равноускоренного движения), Галилей разрушил основу космологии Аристотеля. Этой основой была геоцентрическая система, деление мира на подлунный (несовершенный) и надлунный (совершенный). Однако, помимо космологии, философия природы Аристотеля включала в себя и своеобразные "законы движения" и классификацию причин, ответственных за динамику различных процессов, и многое другое. Равную Аристотелевской по масштабу картину мира создал только Ньютон, открывший закон всемирного тяготения и установивший законы динамики. Но до выхода в свет "Математических начал натуральной философии" в 1687 году должно было пройти почти шесть десятилетий. Галилей же воспринимался официальной церковью как разрушитель целостной картины мира (основанной на космологии Аристотеля), не предложивший ничего взамен – именно такой позиции придерживался выдающийся физик двадцатого столетия Вернер Гейзенберг. В этом смысле, считает Гейзенберг, и следует понимать принятое инквизицией решение осудить Галилея, поскольку для церкви очень важно было сохранить целостную картину мира, основывавшуюся на геоцентрической системе Разумеется, такая весьма необычная интерпретация конфликта "Галилей- церковь" является личной точкой зрения Вернера Гейзенберга. В дополнение к этому заметим, что первые экспериментальные свидетельства в пользу гелиоцентрической системы появились только в 1838 году – через два столетия после смерти Галилея. Именно тогда немецкий астроном Ф.Бессель зафиксировал угловое смещение звезд при их наблюдениях с Земли из противоположных точек околосолнечной орбиты. Такое смещение называется звездным параллаксом и объяснить его можно только в рамках гелиоцентрической системы.. Галилей был естествоиспытателем, но он был и правоверным католиком. В связи с обвинениями инквизиции Галилей писал, что Библия, безусловно, ошибаться не может, но могут ошибаться ее интерпретаторы. "Выведение" гелиоцентрической системы из Библии Галилей как раз и считал буквальной интерпретацией Священного писания. Существенно, что один из высших чинов католической церкви - кардинал Роберто Беллармини - занимал в деле Галилея особую позицию. Он считал, что, если появится убедительное доказательство теории Коперника, то возникнет необходимость и в новом истолковании тех фрагментов Библии, в которых идет речь о движении солнца и неподвижности Земли. Небезынтересно, что восходящее к Ветхому Завету иудеохристианское представление о сотворении мира, строго говоря, находится в противоречии с аристотелевским образом вечного Космоса (символом вечного Космоса для Аристотеля был совершенный надлунный мир). В 1992 году, после одиннадцатилетней работы, созданная по указанию Иоанна - Павла II понтификальная комиссия вынесла официальное заключение о неправоте инквизиции в "деле Галилея". Глава комиссии Поль Пупар заявил на заседании Папской Академии наук 31 октября 1992 г. об ошибочности поведения обоих сторон конфликта – и Галилея, и судей инквизиции. По мнению Поля Пупара, ошибка Галилея состояла в том, что он утверждал об истинности системы Коперника, не имея убедительных доказательств. Ошибка же судей была, в частности, в том, что они не разделили вопрос о вере Галилея от вопроса об истинности системы Коперника. Ошибка их была также и в том, что они усматривали в самой системе Коперника опасность для католицизма.
Окружность или прямая?
Непосредственно связанным с астрономией оказался для Галилея вопрос о движении тела по инерции. Напомним. Что движением по инерции в физике называют движение тела, если на него не действуют силы, либо их сумма равна нулю. Первый закон Ньютона утверждает, что таковым почти во всех случаях следует считать равномерное прямолинейное движение. Согласно Галилею, планеты в соответствии с системой Коперника движутся по круговым траекториям вокруг солнца. Заметим. что при этом игнорируется первый закон Кеплера, и это не случайно. Вера в "гармоническое устройство Природы не позволяла Галилею согласиться с тем, что планеты движутся по эллипсам – столь несовершенным траекториям. Конечно, и Кеплер был не менее, чем Галилей, убежден в привилегированности окружности по сравнению с эллипсом. Кеплер, однако, считал, что существует большая разница между "мыслимой идеей круга" и той реальной траекторией, по которой движется планета. Галилей же считал, что идеальные и материальные формы не следует различать – иначе говоря, что различия, о котором пишет Кеплер, просто не существует. Для Галилея идея круга как совершенной кривой реализуется в круговой траектории планеты. Скорее всего, пристрастие Галлея к эстетически совершенному образу окружности связано было с его увлечением искусством. Так, при обработке наблюдений в телескоп ему помогал живописец Людовик Чиголи (1559 – 1613). Вскоре Чиголи расписывал церковь и на одной из фресок поместил Ассунту (Богородицу, возносимую на небо при Успении) на Луну. При этом Чиголи нарисовал Луну такой, какой он ее увидел в телескоп. В свою очередь. Галилей помог Чиголи, поддержав его в дискуссии по некоторым проблемам теории искусства. Как и Чиголи, Галилей считал живопись более выразительным средством по сравнению со скульптурой (противоположную точку зрения отстаивал, например, Леонардо да Винчи). По мнению Галилея, чем более удалены средства воспроизведения искусства от воспроизводимого объекта, тем более значимым это искусство является. Иначе говоря, вмешательство человека – тот фактор, который следует считать существенным, который помогает нам больше увидеть и почувствовать. Галилей считал, что живописец, использующий кисть и краски для того чтобы передать объемность изображаемого на плоском холсте, решает более трудную по сравнению со скульптором задачу. Позиция Галилея в этом вопросе соответствует его позиции активного естествоиспытателя. Активность его в том. что он отказывается от простых наблюдений природы ради ее экспериментального изучения. Эксперимент (не только реальный, но и мысленный) же предполагал активное поведение ученого. Подобной же позиции Галилей придерживается и в отношении музыкальной композиции. В оратории он. к примеру, считал более важной составляющей мелодию, а не текст. Его точка зрения отличалась от распространенной в то время и признававшей важнейшим элементом композиции текст. Весьма важен для Галилея вопрос о том, какое из движений – круговое, как у планет или прямолинейное – следует считать наиболее простым и естественным. Простейшее движение можно рассматривать как неизменное. Поэтому, считая какое-либо движение простейшим, мы считаем его и инерционным. В "Диалогах" Галилей пишет следующее: "…Круговое движение не приобретается естественным путем без предшествующего прямолинейного движения, оно будет продолжаться непрерывно и с равномерной скоростью", В круговом движении, замечает исследователь, невозможно выделить начало или конец, все точки в нем равноправны. Отсюда Галилей делает вывод, что круговое движение не нуждается в причине, не нуждается в двигателе. В то же время прямолинейное движение можно рассматривать как результат насильственного движения; оно, таким образом, имеет причину. Напрашивающимся здесь является пример падающего на Землю тела. Сальвиати в "Диалогах" разбирает движение тела по наклонной плоскости и по плоскости поднимающейся. Первое движение замечает Сальвиати, будет ускоряющимся, второе – замедляющимся. Отсюда Сальвиати делает вывод, что по поверхности без спуска и подъема движение было бы постоянным, если бы поверхность была беспредельной. Но есть ли такая поверхность в мире, спрашивает Сальвиати. И заключает: "Следовательно, корабль, движущийся по морской глади, есть одно из тех движущихся тел, которые скользят по такой поверхности без наклона и подъема и которые поэтому имеют склонность в случае устранения всех случайных внешних препятствий двигаться с раз полученным импульсом постоянно и равномерно". Выходит, что критериям движения по инерции согласно Галилею удовлетворяет и прямолинейное движение, и движение круговое (движение планет вокруг Солнца. Первый закон Кеплера Галилей не признавал). Отметим, что в "Беседах" (вышедших, напомним, позже "Диалогов…", он уже пишет о движении по горизонтали как о движении по инерции. "движение по горизонтали является вечным, ибо если оно является равномерным, то оно ничем не ослабляется, не замедляется и не уничтожается". Какой же вывод следует из этого сделать? Можно ли вообще говорить о том. что у Галилея на этот счет была определенная точка зрения? Наиболее обоснованной представляется позиция историка науки Н.Ф.Овчинникова. Он считает, что в античном Космосе инерционным будет круговое движение (конечность предполагает существование центра), по отношению же к бесконечной вселенной инерционным, всегда сохраняющимся будет равномерное и прямолинейное движение. Таким образом, вопрос об инерционном движении оказывается связанным также и с вопросами строения Вселенной. По этому поводу однозначных высказываний Галилея неизвестно. Нельзя, следовательно, говорить и об определенной позиции Галилея по поводу характера инерционного движения.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |