|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Зарождение статистического мировоззрения
Теория вероятностей, к примеру, выросла из задачи о разделении ставок при прерванной игре. Если два игрока прервали игру в кости, как следует разделить между ними сумму выигрыша? Для того, чтобы решать такие задачи, требовалось на философском уровне осознать понятие свободы выбора, свободы безразличия. Вспомним. Что в философии природы Аристотеля очень важным было понятие "целевой причины". И не менее важным – понятие о "естественных местах", к которым движутся тела в соответствии со своей природой (легкие – вверх, тяжелые – вниз). Свобода воли по Аристотелю – это свобода велению естества. И только в XIV веке свобода воли стала пониматься как свобода безразличия. Основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола () советует производящим духовные упражнения: "Не склоняться ни к той, ни к другой стороне, но, занимая середину, наподобие двухчашечных весов, позволить непосредственно взаимодействовать творцу с творением и творению со своим творцом и господом". Как метод рассуждения статистика стала проникать в науку в XV веке. Так, именно в этом веке появляются общественные банки, одна из основных целей которых – обеспечить кредитами малообеспеченные слои населения. При этом выяснялось, что без высоких процентов за кредиты банки не смогут действовать (обычно взимаемые проценты расходовались на стимулирование богатых вкладчиков, без которых банки не могли существовать). Как пишет российский историк науки Ю.В.Чайковский, "ссудный процент оказался не продуктом злой воли ростовщика, а статистической закономерностью, с которой невозможно бороться указами. Кроме того, развитое в XV веке страхование имущества также неизбежно стимулировало клиентов к размышлению о частотах, средних величинах, о шансах". В начале XVII века Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626),. провозгласивший – на философском уровне – необходимость экспериментального исследования природы, вводит понятие о торговом балансе как об одном из основных показателей экономического процветания государства. В итоге, статистический принцип в конце XVII века понимался, по словам Ю.В.Чайковского, как утверждение о том, что "из хаоса единичных отношений (людей) складываются непреложные законы общества, которые нельзя игнорировать при принятии решений". Тема "статистического мировоззрения" стала весьма актуальной в двадцатом столетии. Понятия флуктуации, случайности, вероятности становятся центральными понятиями естествознания нашего времени – в первую очередь это касается изучения процессов, протекающих в атмосфере и гидросфере Земли, а также описания разного рода экологических рисков. Только на языке вероятностей может быть описано поведение микрочастиц в рамках квантовой механики.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |