|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Кеплер и астрология
Весьма своеобразными были взгляды Кеплера на астрологию. Он считал, что души людей и души растений реагируют на световые лучи, приходящие от звзед к Земле. Вот его собственные слова: " На видимых небесах нет и не может происходить ничего, что никоим образом не ощущалось бы на Земле и не затрагивало бы всех способностей, которыми наделена душа естественных предметов." В связи с этим Кеплер даже обсуждает вопрос о том, не ответственны ли лучи от звезд и планет за гармонично расположенные лепестки у растений. Вольфганг Паули, проанализировавший путь Кеплера к его законам с точки зрения аналитической психологии Карла Юнга (), считает: "Непрестанно подчеркивая роль световых лучей, он превратил астрологию в часть физики (точнее, в часть оптики).." С точки зрения современной психологии, процесс познания начинается в области бессознательного – задолго до того. как предмет исследования будет более или менее отчетливо сформулирован на обычном языке. Как пишет Паули, " на этой ступени вместо ясных и четких понятий не первый план выступают образы, насыщенные ярким эмоциональным содержанием, которые не мыслятся, а созерцаются наглядно и непосредственно". Именно такими образами наполнены тексты Иоганна Кеплера, именно по этой причине личность Кеплера столь привлекательна и для историков науки и для психологов, исследующих психологию ученого. С современной точки зрения Роберт Флудд представляет "псевдонауку", а Кеплер – зарождающуюся науку Нового времени. В то же время начало семнадцатого века – это тот период времени, когда еще отсутствуют нормы. определяющие, что относить к науке, а что – к псевдонауке. Наука еще только формируется, у нее нет границ и она свободно конкурирует с ненаучными формами знания. И только появление научного сообщества с официальным статусом – например, основанного в 1662 г. Лондонского Королевского общества – приводит к появлению более – менее четко сформулированных правил, призванных отделять научное исследование от псевдонаучного.
Вопросы
1. Перечислите причины, по которым фигура Кеплера привлекательна для исследователей психологии ученого. 2. Почему окружность была для Кеплера символом и материального мира и духовного? 3. В чем состояла предложенная Кеплером геометрическая модель солнечной системы? Почему эта модель позволяет говорить о близости идей Кеплера идеям Пифагора и Платона? 4. Какую идею Кеплера отказывался признать Галилей? Почему? 5. Сформулируйте три закона Кеплера. В чем состоял элемент новизны, связанный с каждый из законов? 6. Какую гипотезу относительно зависимости от расстояния силы, действующей на планеты со стороны Солнца, высказывал Кеплер? На чем основывалась эта гипотеза? 7. Почему имя Кеплера связывают не только с эпохой Нового времени, но и с эпохой Возрожденья и средневековья? 8. Сравните взгляды Кеплера и Флудда на познание мира. В чем привлекательность фигуры Кеплера для ученых двадцатого столетия? 9. Какие события в истории науки связаны с разграничением сферы научного и сферы псевдонаучного знания? Какие современные примеры псевдонауки вы можете привести?
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.002 сек.) |