|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ньютон и алхимия
Точно так же исследования Ньютона в области алхимии и богословия (соответствующие записи Ньютон не предназначал для публикации, они остались в рукописном виде) свидетельствовали о том, что автор рациональной схемы мироздания, прекрасно сознавал сложность мироустройства, пытался постичь его методами, далекими и от связываемых с его именем математических расчетов и от почитаемых в Лондонском Королевском Обществе экспериментальных исследований (см. параграф "Алхимия"). Биограф Ньютона Роберт Уэстфолл отмечает, что Ньютон прочитал приблизительно 5000 страниц алхимических рукописей. Приведем слова российского историка науки И.С.Дмитриева о Ньютоне: "…английский мыслитель в течение двух с лишним столетий после его смерти воспринимался научным сообществом и только как основатель классической физики и создатель (или один из создателей) "инфинитеземального исчисления" (то есть высшей математики – Б.Б.) и "механической картины мира". Теологические и алхимические рукописи Ньютона представляли для историков науки своего рода камень преткновения. В XVIII веке они считались непригодными к публикации. В XIX столетия на них смотрели либо как на нечто недостойное его гения, либо как на досадную случайность, "чудачества" великого ума, либо как на результат его изысканий, выполненных, когда Ньютон уже был в …как бы это помягче сказать, весьма преклонном возрасте." Только в 70 – годах двадцатого столетия наметились изменения в отношении алхимической и теологической деятельности Ньютона. Связано это с общим изменением позиции историков науки, с возникновением интереса к психологии ученого, к фактору "бессознательного" в процессе научного поиска (см. параграф "Кеплер и астрология"). Один пример наглядно показывает чрезвычайное внимание Ньютона к алхимическим экспериментам. В 1676 г. Роберт Бойль (1627 – 1691) сделал на заседании Лондонского Королевского общества доклад об опытах, в которых, по его словам, он обнаружил вещество, получение которого было одной из главных задач алхимиков. По этому поводу Ньютон заметил, что Бойлю следует скрывать информацию о своем открытии; Ньютон считал, что, если станет известен способ превращения одних веществ в другие, то такое открытие может дестабилизировать экономическую и политическую ситуацию в обществе. К чему стремился Ньютон, занимаясь алхимией? По мнению Ньютона, не все действующие в Природе силы можно свести к механическим. Ньютон писал об исходящих от Бога "активных началах", которые могут приводить тела в движение в соответствии с божественной волей. Таким "началом", к примеру, является и сила тяготения. Здесь, по мнению Ньютона, уместна аналогия с человеком, который приводит в движение собственное тело. Если бы в Природе не было "активных начал", то, считает Ньютон, " возникновение, рост и жизнь прекратились бы, а планеты и кометы не остались бы на своих орбитах". Вот что написал по поводу алхимических увлечений Ньютона его биограф Роберт Вестфолл, "Источником его упорства и долготерпения за письменным столом и у алхимического горна маленькой лаборатории в саду Тринити – колледжа стало желание постичь скрытый источник движения и изменения природных тел, биения жизни, познать исходящее от Бога немеханическое активное мировое начало, "без которого тела Земли, планет, комет и солнца начали бы охлаждаться, замерзать и превратились бы в безжизненные массы"" (цит. по И.С.Дмитриев. "Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи.",).
История цивилизации… без Ньютона 6 февраля 1672 года, вскоре после избрания в действительные члены Лондонского Королевского Общества (ЛКО), Исаак Ньютон представил обществу статью с изложением своих взглядов на теорию белого света. Он, безусловно, рассчитывал на несомненное и безоговорочное одобрение своей теории. Члены общества с большим интересом выслушали доклад Ньютона, однако безоговорочного одобрения не последовало после чего контакты Ньютона с Обществом стали относительно редкими. Возобновление сотрудничества Ньютона с ЛКО произошло только в августе 1684 года, когда (см. выше) член ЛКО астроном Эдмунд Галлей обратился к Ньютону с просьбой помочь в решении известной математической задачи. Задача состояла в теоретическом определении траектории движения планет вокруг Солнца. Именно в ответ на эту просьбу Ньютон представил обществу знаменитые "Математические начала натуральной философии". Вслед за журналом New Scientist попытаемся ответить на интригующий вопрос: А если бы встречи Галлея с Ньютоном не было и у Ньютона не было повода завершить свой труд и представить его научному сообществу? Смог бы кто-нибудь другой заменить его и сделать то же самое, что удалось сделать Ньютону? Сформулировать закон всемирного тяготения, позволявшем описать внешне никак не связанные друг с другом явления, по видимости друг с другом никак не связанные: падение яблока на Землю и движение Земли вокруг Солнца? А смог ли бы кто-нибудь другой создать механическую картину мира?. Предположим, Ньютон не завершает "Начала" и они не выходят в свет. Как в этом случае развивается физика? Вполне вероятно, что движение планет все равно удалось бы объяснить – но с помощью не абстрактной силы тяготения (природа которой была неясна), которую вводил закон Ньютона, а весьма наглядной теории эфирных вихрей, автором которой был великий француз Рене Декарт. Возможно, что в этой ситуации закон всемирного тяготения вообще не появился бы на свет. Соответственно Ньютону не удалось бы реализовать свою идею объяснения с единой точки зрения таких разных процессов, как движение планет вокруг Солнца и падение яблока на Землю. Вполне возможно, что стремление к описания различных явлений и процессов с единой точки зрения вообще не стало бы для физиков главной идеей в исследовании Природы. В этом случае могла бы не появится электромагнитная теория света Джемса Клерка Максвелла, теория относительности Альберта Эйнштейна и многое другое… . Заметим также, что в немалой степени именно благодаря Ньютону ученые (и в первую очередь физики) стали столь уважаемыми в обществе людьми. Вполне вероятно, что, не опубликуй Ньютон своих законов, "главными " учеными в обществе могли бы стать, к примеру, химики - представители прикладной науки (с точки зрения медицины).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |