|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Общество как динамическая система: основные концепции социальных измененийОбщество — это не что-то фиксированное и устоявшееся. Здесь непрерывно происходят изменения — то резкие, вызывающие крутой поворот в жизни всех социальных групп, то такие незначительные, что их трудно заметить. История любого общества складывается именно из таких изменений. Социальное изменение — любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества. В таком случае необходимо различать а) социальную динамику — процессы социальной модификации, в ходе которых сохраняется и укрепляется существующая структура; б) собственно социальные изменения — такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям в обществе. Способность социальной реальности к структурным изменениям имеет природные, физические основания. Человек как биологический вид отличается высокой гибкостью и таким же уровнем адаптационных способностей. Он рождается с абсолютным минимумом врожденных инстинктов, зато невероятно способен к научению, подражанию, символизации и творчеству. Социальные изменения не предопределены биологической организацией человека: она только создает возможность таких изменений, но сама по себе не объясняет их. Человечество очень давно осознало то, что общество раньше было другим, а в будущем тоже будет не таким, какое оно сейчас. Еще древнеегипетский хронист оставил на папирусе описание восстания и причиненного им хаоса и бедствий. Великий древнегреческий поэт Гесиод в поэме «Труды и дни» изложил мифологическую концепцию социальных изменений, согласно которой человечество прошло пять состояний, начиная с «золотого века» и кончая ныне длящимся «железным». У Гесиода, как и во многих других мифологических парадигмах, процесс изменений в обществе направлен в сторону деградации — от вершины к упадку. Другие типы мифов, например древневосточные, описывают жизнь человечества как систему длительных циклов и каждый из них заканчивается в той же точке, из которой начался. Следовательно, реального поступательного движения в обществе нет и социальные изменения существуют как нечто неизбежное, но совершенно напрасное. Привычное для нас представление о едином непрерывном социальном прогрессе, независимо от наших действий ведущего нас из худшего состояния к лучшему, и вообще о том, что общество имеет направленную осмысленную историю, принадлежит иудео- христианскому мировосприятию, а окончательную рациональную форму приняло в рамках идеологии эпохи Просвещения. «Все, что ни делается, делается к лучшему в этом лучшем из миров», — сказал персонаж Вольтера. Эта идея получила подкрепление в XIX в. с введением в научный оборот понятия «эволюция». После открытия биологической эволюции стало понятно, что общество тоже включено в единый направленный процесс развития от простого к сложному, по аналогии с развитием биологических видов. Наиболее впечатляющая теория социальной эволюции принадлежит Г. Спенсеру, считавшему, что биологические организмы и человеческие общества подчиняются одному и тому же единому закону эволюционного развития. Иными словами, общества становятся все более масштабными и сложными; их отдельные элементы все более дифференцируются, специализируются, становятся все более взаимозависимыми. Эволюционный подход возобладал и в смежной области социальной и культурной антропологии. Выдающиеся антропологи конца XIX в. Э. Тайлор и JI. Морган классифицировали общества на основе принципа эволюционного развития. Но если Морган считал, что все общества проходят один и тот же путь от «дикости» через промежуточную стадию «варварства» к состоянию «цивилизованных», то согласно Тайл ору религиозность тоже развивается от простейшей формы — анимизма — через стадию политеизма к монотеизму. К. Маркс и Ф. Энгельс тоже испытывали сильное влияние эволюционных идей. Марксистская схема естественно-исторического развития, включающая одни и те же обязательные для всех обществ стадии, вполне может рассматриваться как порождение эволюционного подхода. Наряду с дарвинизмом на теории Маркса сказалось сильнейшее влияние идеалистической концепции истории, разработанной Г.В.Ф. Гегелем. В гегелевской схеме стадии развития общества отражают различные уровни проявления в социальном мире и осознания человеческим разумом мирового логического начала, или абсолютного понятия. Развитие общества у Гегеля выглядело как чисто логический процесс, а историческое, согласно его схеме, совпадало с логическим. Это означает, что все логическое содержание всеобъемлющего абсолютного понятия с необходимостью должно в свое время проявиться в конкретных социальных формах в историческом процессе. Диалектическая схема развития, предложенная Гегелем, едина для всех форм существования, как живых, гак и неживых, и состоит в обязательном прохождении трех последовательных стадий — исходной, ее отрицания, наконец, отрицания отрицания, т.е. возврата к исходному, но на качественно другом уровне. Двигателем этого движения является борьба обязательно присутствующих в любом объекте, в любом обществе противоположностей. Переход от одной стадии развития к другой осуществляется через скачок, революцию, когда накопленные количественные изменения переходят в качественные. У Маркса в результате «переворачивания с ног на голову» этой схемы получилась гегельянско-материалистическая модель, универсально применимая к любому обществу и предусматривающая единый для всех народов мира конец истории, который одновременно станет началом новой: мировую социалистическую революцию, которая вернет общество к «якобы исходному» бесклассовому состоянию. Двигателем развития у Маркса выступает борьба антагонистических классов. Именно Маркс сделал понятие социальной революции центральным понятием философии истории. Действительно, социальная революция представляет собой важнейший, особый тип социальных изменений, отличающийся спрессованностью во времени и тотальностью перемен. Социальная революция — свержение государственных и классовых структур общества и замена их новым социальным порядком, радикально отличающимся от предшествующего. С. Хантингтон определяет революцию как «внутренние быстрые, фундаментальные и насильственные изменения в господствующих ценностях и мифах общества, его политических институтах, социальной структуре, руководстве, способах деятельности и политике правительства»[194]. Социальная реформа — определенная разновидность социального изменения. Различие между реформой и революцией обычно усматривается в том, что реформа — это изменение, реализуемое на основе существующих в обществе ценностей, а революция — радикальный отказ от существующих ценностей во имя переориентации на другие. Обычно сторонники революционных преобразований уверяют, что именно они отстаивают подлинные ценности всего общества, класса или народа, тогда как их противники считают, что защищают традиционные ценности от людей, желающих их подорвать. Довольно часто термины «революция» и «реформа» используются в несколько ином смысле: революция понимается как стремительное, быстрое и радикальное изменение всех сторон жизни общества, а реформа — как изменение медленное, эволюционное по характеру и затрагивающее лишь какие-то частные, хотя и важные, стороны социальной жизни. Ф. Тённис создал очень простую — двухчленную — схему, состоящую из стадий общины и общества. Община — это идеализированный в романтическом духе образ традиционного общества прошлого, где господствуют эмоциональные отношения между людьми, сердечная привязанность, родственные связи и религиозная традиция. Общество имеет противоположные характеристики и возникает в процессе индустриализации, когда рвутся привычные связи, нарастает отчуждение, эмоции вытесняются рациональностью, а традиция уступает место безразличному секуляризму. Э. Дюркгейм и М. Вебер (конец XIX в.) проявляли двойственное отношение к идее прогресса. Так, Дюркгейм рассматривал нарастающее разделение труда как базисный социальный процесс, который ведет в конечном счете к современному индивидуализму, но может привести и к состоянию аномии. Вебер отвергал эволюционизм, доказывая, что развитие западного общества в корне отличается от развития других цивилизаций и исторически уникально: для западного общества характерен особый тип рационализма, который несет с собой современный капитализм, современную науку и рациональную правовую систему, но в то же время и нарастающую бюрократизацию общества. Работы Дюркгейма, Вебера и других социологов того времени ознаменовали переход от эволюционизма к более статичным теориям социальных изменений. Эволюционные теории были подвергнуты критическому пересмотру из-за присущего им детерминизма и европоцентрического оптимизма, а также на эмпирической основе: их постепенно опровергали накопленные наукой факты. В первой половине XX в. завоевали популярность теории циклических изменений, отвергавшие идею долговременного прогресса. К числу их относились концепция «циркуляции элит» итальянского социолога В. Парето, а также теории «жизненного цикла цивилизаций» О. Шпенглера и АТойнби. Последние исходили из идеи, что развитие любой конкретной цивилизации проходит собственные стадии и не является неуклонно прогрессивным, а имеет стадии восходящие и нисходящие - этапы рождения, роста, расцвета, упадка и гибели. Это напоминает жизненный цикл человека. Нечто общее с подобными теориями имеет и популярная в 1960-е гг. концепция «пяти стадий экономического роста» американского социолога и экономиста У. Ростоу. Согласно этой концепции, любое общество закономерно проходит в своем развитии следующие пять стадий: традиционное общество, основанное на аграрном хозяйстве и примитивных технологиях; переходное общество, характеризующееся ростом производительности, развитием национальной территориальной и экономической интеграции, возникновением централизованного государства; стадия экономического подъема, связанная с промышленным переворотом, внедрением передовых технологий; стадия зрелости, или индустриального общества, проявляющаяся в бурном развитии промышленности, возникновении новых отраслей производства, широком внедрении достижений науки и техники, урбанизации и т.д.; стадия развитости, называемая также эрой высокого массового потребления, когда общество в первую очередь ориентируется не на проблемы производства, а на потребление, а в экономике доминирует производство услуг. На концепции Ростоу базировались многие теории постиндустриального общества, в частности теория супериндустриалъного общества А. Тоффлера. Будучи сторонником идеи технологического детерминизма, Тоффлер считал, что происходящие в западном обществе технико-технологические изменения полностью определяют ход социально-экономического развития в целом и стимулируют процессы социальных изменений. Поэтому история общества характеризуется постоянно действующим ускорением в развитии. Тоффлер предложил схему периодизации истории человеческого общества, основанную на выделении стадий, или волн технологического развития: первая волна соответствует аграрному периоду (хронологически это время до начала промышленного переворота); вторая волна связана с промышленным переворотом, индустриализацией и научно-технической революцией и знаменует наступление эры индустриального общества; третья волна определяется доминированием производства услуг над производством материальных благ и говорит о формировании су- периндустриального общества. Социальные проблемы своего времени Тоффлер объяснял происходящим столкновением двух противоположно ориентированных и сосуществующих в рамках одного и того же общества структур — индустриальной и супериндустриальной. Структуры, сформировавшиеся в эпоху индустриального общества, несут на себе отпечаток жесткой бюрократической системы управления, ориентированы на максимальную прибыль, неспособны контролировать нежелательные последствия научно-технической революции. По мнению Тоффлера, проблемы, обусловленные кризисом индустриального общества и началом третьей волны, имеют глобальный характер. С супериндустриальным обществом Тоффлер связывает гуманизацию всех сфер социальной жизни на основе перехода к новым, более совершенным технологиям, вне- дрения компьютерной техники, космических исследований, использования генной инженерии и биотехнологии. В суперин- дустриальном обществе, согласно Тоффлеру, возрастет роль информации и интеллектуального труда, что будет способствовать тотальному изменению социально-экономических отношений, формированию нового типа личности, главными характеристиками которого станут высокая адаптационная способность и мобильность. Интерес к долговременным процессам социальных изменений никогда полностью не исчезал, он отодвинулся на второй план, особенно с расцветом в первой половине XX в. функционализма в антропологии и социологии. В это время понятие эволюционного развития полностью вытесняет более общее и нейтральное понятие «социальное изменение». Однако в 1960—1970-е гг. снова наблюдается рост интереса к глобальным изменениям и возникает множество неоэволюционистских теорий — Р. Линтона, JI. Уайта, Дж. Стюарта и др. Эти ученые придерживались идеи социальной эволюции как долговременного развития человечества. В отличие от эволюционизма XIX в. неоэволюционизм не утверждает, что все общества проходят в своем развитии одни и те же стадии социального развития, и больше внимания уделяет различиям между обществами, а также их взаимному влиянию друг на друга, для обозначения которого было введено специальное понятие «аккультурация». Кроме того, социальная эволюция в понимании неоэволюционистов носит скорее вероятностный характер. Наконец, социальное развитие уже не отождествляется с неуклонным прогрессом. Возвращение интереса к долговременному социальному развитию отчасти было вызвано выходом на историческую сцену так называемых развивающихся стран. Для объяснения существующей пропасти в уровне жизни между богатыми и бедными странами западные социологи и экономисты в середине XX в. разработали теории модернизации, согласно которым бедные страны в своем развитии остановились на относительно низком уровне и должны развиваться, или модернизироваться, в направлении общества западного образца. Такие теории подверглись критике за скрытый эволюционизм европоцентристской направленности, за недостаток внимания к межнациональным властным отношениям, сводящимся к тому, что более богатые страны диктуют бедным политические решения. Эти аспекты оказались в центре внима ния более поздних теорий взаимозависимости, или, как их называет И. Валлерстайн, теорий мировой капиталистической системы. В последние десятилетия наметилось некоторое сближение позиций социологии и антропологии, с одной стороны, и истории — с другой. Историки стали проявлять больше интереса к теориям долговременных социальных изменений, а социологи и антропологи все чаще обращаются к истории в поисках эмпирического подтверждения своих теоретических разработок. Интерес представляет также уже упоминавшаяся институционально-эволюционная теория Д. Норта, которая разработана в рамках экономической науки и посвящена исследованию проблемы экономического роста и эффективности[195]. Однако для решения этой проблемы, считает Норт, необходимо ответить на ряд вопросов, среди которых ключевыми являются следующие: как прошлое определяет настоящее и будущее и каким образом траектории прошлого развития общества влияют на настоящее? В своей теории Норт основывается на том положении, что настоящее и будущее связаны с прошлым непрерывностью социальных институтов, поэтому можно сказать, что прошлое формирует нынешний и завтрашний выбор[196]. Очевидно, что социальные изменения затрагивают огромный спектр социальных явлений и сфер, что требует применения научных разработок и подходов различных наук для адекватного объяснения происходящих в обществе перемен. 22.2. Факторы социальных изменений Возникновение социальных изменений объясняется взаимодействием как природных, так и социальных факторов. Физическая среда. Человек — это физическое существо, живущее в определенной среде обитания. Для того чтобы выжить, людям необходимо вступить во взаимодействие с окружающей средой. К числу главных адаптивных механизмов, имеющихся в их распоряжении, относятся социальная организация и технология. Однако, помогая людям приспосабливаться к одной окружающей среде, они не обязательно подойдут для адаптации к какой-то другой. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены — провести соответствующие институциональные изменения, выработать новые формы социальной организации и новые технические изобретения. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, сами человеческие существа оказывают значительное воздействие на свою физическую среду. Захоронения вредных отходов, кислотные дожди, загрязнение воды и воздуха, истощение водных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы и наступление пустынь — ущерб, нанесенный людьми экосистеме. Следовательно, человек связан со своей окружающей средой цепью сложных взаимных изменений. Население. Изменения численности, структуры и распределения народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. Н апример, поколение беби-бума оказало существенное влияние на музыкальные вкусы и политический климат западных обществ. «Старение» общества создает серьезные проблемы, в частности все больше людей ожидает своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем людей, которые желают их занять. Конфликты — форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовместимы. Не удивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Например, во время войны население вынуждено отказаться от привычного образа жизни; приходится терпеть неудобства военного положения. Конечно, конфликт также предполагает переговоры, достижение компромисса или умение приспосабливаться, что приводит к возникновению новых институциональных структур. Однако история показывает, что результатом такого взаимодействия редко бывает полное достижение целей участвующих в борьбе сторон. Обычно конечный результат выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Устои старого социального порядка постоянно подтачиваются, и он уступает место новому. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода «цензоры», разрешающие или запрещающие какие-то новшества; они также могут действовать как стимуляторы. Как правило, человек готов принять технические нововведения, но сопротивляется переменам в экономической теории, религии или моделях семьи. Это культурное противоречие отражается в нашем применении слова «изобретатель». Для нас изобретатель — это тот, кто создает новые материальные вещи, а того, кто является автором нематериальных идей, зачастую называют «революционер» или «радикал» — словами, смысл которых имеет негативный оттенок. Каждое общество обладает системой ценностей, более или менее устойчивой, совмещающей ценности различного ранга и характера (традиционные/инновационные). Ценностные системы общества складываются на протяжении длительного исторического развития социума, в связи с чем их структура вполне адекватно отражает особенности восприятия людьми действительности[197] и отношения к ней. Соответственно изменение общественного восприятия обязательно связано с изменениями в системе ценностей общества, что позволяет рассматривать исторический процесс как последовательную смену ценностных систем[198]. Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Например, теория относительности А. Эйнштейна и генетическая теория Г. Менделя — это открытия. В противоположность этому изобретение представляет собой новую комбинацию известных элементов. Так, автомобиль, использующий в качестве топлива сжиженный газ, — это шесть известных элементов в новом сочетании: двигатель, работающий на сжиженном газе, баллон для сжиженного газа, коробка передач, промежуточное сцепление, ведущий вал и кузов. Инновации — как открытия, так и изобретения — не единичные акты, а кумулятивная последовательность передаваемых из поколение в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов. Следовательно, чем больше культурных элементов, на которых могут базироваться инновации, тем выше частота открытий и изобретений. Например, изобретение стекла дало толчокк созданию линз, бокалов, оконных стекол, лабораторных трубок, рентгеновских трубок, электрических лампочек, ламп для радио- и телеприемников, зеркал и множества других изделий. Линзы в свою очередь способствовали появлению очков, увеличительных стекол, телескопов, фотокамер и т.д. В основе развития такого типа лежит экспоненциальный принцип: по мере расширения культурной базы возможности новых изобретений имеют тенденцию к росту в геометрической прогрессии. Диффузия — это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей и паттернов, которые присущи только ей. Например, славянская азбука (кириллица) составлена на основе греческого алфавита, который в свою очередь возник под влиянием финикийского. Русские получили христианскую веру от греков Византийской империи, а они — от иудейских сект первых веков н.э., поверивших в Иисуса Христа как мессию. Мы с гордостью рассуждаем о том, что взяли от нас другие народы, но часто забываем о том, что мы получили от них. Группа факторов, которые можно условно назвать идейно-по- литическими, также способствуют социальным изменениям. Например, О. Конт рассматривал развитие общества по восходящей линии как прогресс идей. М. Вебер считал важнейшим фактором экономического развития религиозные представления, отводя индивидуалистической этике протестантизма решающую роль в становлении духа предпринимательства и последовавшем экономическом скачке в западных обществах. Смена идей — не чисто интеллектуальный процесс. Она сопровождается образованием новых социальных движений, которые сами по себе могут рассматриваться как фактор социальных изменений. Социальные движения порождают харизматических лидеров, благодаря незаурядным личным качествам они способны мобилизовывать массы людей на акции социального протеста, которые расшатывают установленный в обществе порядок и могут привести к революционным изменениям. Политические процессы, происходящие в обществах, сами по себе тоже могут стать фактором социальных изменений. Согласно современным теориям политической революции, функционирование государственного аппарата и природа межгосударственных отношений являются факторами, способными вызвать революцию. Но действия революционеров имеют шансы на успех только тогда, когда государство не способно выполнять свои основные функции по поддержанию закона, порядка и территориального единства. Каждый из представленных факторов испытывает влияние остальных и сам оказывает на них влияние. Трудности, с которыми сталкиваются объяснительные теории, связаны с их собственными недостатками — детерминизмом и редукционизмом: они пытаются свести все многообразие взаимодействий факторов к одному определяющему. Более того, социальные процессы настолько взаимосвязаны, что ошибочно рассматривать их изолированно. Например, между экономическими и политическими процессами, экономическими и технологическими процессами нет четких границ. Технологические изменения сами по себе могут рассматриваться как особый тип культурных изменений. Причинно-следственные связи между различными социальными процессами изменчивы, и их невозможно раз и навсегда схематизировать. Поэтому возможности какого бы то ни было причинно-следственного объяснения социальных изменений весьма ограниченны. Наиболее общий способ теоретического объяснения заключается в построении модели действующих механизмов таких изменений. Применительно к однонаправленным процессам развития выделяют следующие механизмы осуществления: накопление, выбор, дифференциация. Механизм накопления рассматривают некоторые эволюционные теории. Например, они подчеркивают кумулятивный — накопительный — характер знания. Человек способен к инновациям, и он постоянно вносит дополнения в уже имеющуюся систему знаний, отбрасывая устаревшие и неверные знания и заменяя их более адекватными. Поскольку он учится на своих ошибках, он постоянно осуществляет селекцию новых полезных идей и навыков, полученных методом проб и ошибок. Расширение и распространение знаний возможно только в результате специализации и дифференциации. Рост технических и технологических знаний стимулирует накопление капитала, что в свою очередь ведет к росту производительности труда. Рост народонаселения тоже может быть включен в модель кумулятивного развития, так как люди могут повышать свою численность без снижения уровня жизни только благодаря накоплению технических знаний и средств производства, а сам по себе рост численности населения стимулирует новые инновации. Насыщение и истощение можно считать механизмами криволинейного и циклического изменения. Модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определенном направлении влечет за собой дальнейшие изменения в этом же направлении. Модели развития по кривой или замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создают условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных, направлениях. Например, рост народонаселения создает угрозу состоянию экологической среды и часто ведет к истощению природных ресурсов и снижению экономического уровня. Конфликты, соревнование и кооперация также могут рассматриваться как механизмы социальных изменений. Например, марксисты представляли жизнь капиталистического общества как постоянную борьбу между правящим классом, пытающимся сохранить свое господствующее положение, и угнетенным, старающимся радикально изменить существующий строй, а социальные изменения рассматривались как продукт этой борьбы. Аналогичные идеи лежат в основе конфликтологической модели Р. Дарен- дорфа. Понятие конфликта становится более продуктивным в объяснительном плане, если его дополнить понятием соревнования (конкуренции). В обществе существует множество соперничающих групп. Их конкуренция стимулирует внедрение и распространение инноваций. Например, лидеры незападных государств настроены политически против Запада, но стремятся к заимствованию западной науки и технологии, так как понимают, что только на этом пути достигнут независимости и экономической мощи. Кроме того, конкуренция влечет за собой укрупнение и усложнение соревнующихся организаций. Еще К. Маркс показал, что капитализму присуща тенденция к образованию монополий, неуязвимых для конкуренции. Наконец, понятие конкуренции используют теории, объясняющие социальные изменения действиями индивидов, преследующих собственные интересы. Но в определенных условиях конкуренция побуждает индивидов к сотрудничеству в преследовании своих целей, что было показано с помощью теории игр и других математических методов. Напряжение и адаптация рассматриваются в структурном функционализме как механизмы социальных изменений. Изменение понимается как ответная приспособительная реакция на возникшее в системе напряжение. Когда происходит изменение какого-либо элемента системы, в ней возникает напряжение между этим элементом и остальными, которое разрешается путем самопроизвольного адаптивного изменения других частей системы. Например, американский социолог У. Огборн показал, что ускоренное развитие технологий вызывает несоответствие между технологическим уровнем общества и его социокультурными составляющими, которые развиваются более медленно. Целенаправленное и долговременное социальное планирование может быть в какой-то степени причиной социальных изменений. В современных обществах возможности такого планирования на краткую перспективу возрастают. Часто запланированные цели не достигаются, а в тех случаях, когда планирование оказывается удачным, оно всегда влечет за собой незапланированные последствия. Чем дольше срок, на который осуществляется планирование, тем труднее достигнуть цели и избежать непредвиденных последствий. Это особенно наглядно проявилось на опыте коммунистических обществ. Планирование предполагает институционализацию изменений, но институционализация не предполагает планирования. В современных обществах институционализировано множество незапланированных изменений. Чаще всего это бывает в области науки и технологии: та или иная инновация институционализируется, вызывая социальные изменения, которые вовсе не планировались или только отчасти предполагались. Механизмы социальных изменений вовсе не исключают друг друга. Напротив, некоторые из них явно взаимосвязаны. Например, инновации стимулируются конкуренцией. В одной объяснительной модели социальных изменений может сочетаться несколько механизмов. Социальная структура и социальное изменение — центральные теоретические понятия социологии, относящиеся к базисным взаимодополняющим характеристикам социальной жизни в целом. С одной стороны, социальной жизни присущи повторяемость, постоянство и непрерывность, а с другой — динамичность и изменчивость. Оба понятия взаимосвязаны. Социальная структура не может изучаться без учета реально происходящих или потенциальных изменений, а социальное изменение как более или менее регулярный процесс немыслимо без понятия структуры. Отрыв этих понятий друг от друга влечет за собой заблуждения. Но в различных теориях акцент может смещаться — то на постоянство структуры, то на динамизм изменений. В последние десятилетия он заметно сместился в сторону изменений. В фокусе внимания социологов разных направлений оказались изменения на различных уровнях - социальная динамика текущей жизни, краткосрочные трансформации, долгосрочные изменения общества в целом. В современной социологии явственна тенденция к признанию множественности типов социальных изменений. Строго говоря, изменения так многообразны, что само выражение «теория социальных изменений» может рассматриваться как устаревшее и вытесненное самим развитием социологии. Говорить о социальном изменении и о теории социальных изменений означает либо верить в то, что можно найти первопричину изменений, либо считать, что достаточно определить форму изменения, назвав его циклическим, линейным, эволюционным. По-видимому, современная социология осознала, что единственной методологией изучения социальных изменений является анализ конкретных привязанных к месту и времени процессов. Все остальные виды подходов в той или иной степени страдают идеологизмом, препятствующим научной объективности. 22.3. Модернизация и модели социальных изменений Общее убеждение всех теоретиков, изучавших социальные изменения, состоит в том, что такие изменения не произвольны, а в той или иной степени подчиняются закономерностям. Иначе говоря, существуют постоянные структуры, или модели, социальных изменений. В истории социальной мысли таких моделей было предложено три: движение по нисходящей линии — от вершины к упадку; движение по замкнутому кругу — циклами; движение от низшего к высшему — прогресс. Эти модели в разных комбинациях всегда присутствуют во всех теориях социальных изменений. Однако современные теории не имеют нормативного характера, иными словами, не оценивают развития, поэтому никогда четко не определяют то или иное состояние общества как упадок или прогресс. Такие оценки не могут выводиться только из эмпирических наблюдений. В таком случае, однако, все равно можно говорить о наличии двух схем развития — однонаправленной и циклической. Однонаправленное развитие обычно бывает кумулятивным: оно понимается как рост или накопление чего-либо — плотности населения, уровня организации, объема производства. Однако направление его может быть нисходящим или сочетанием подъемов и упадков. Последний тип изменений, названный американским антропологом К. Гирцем «инволюцией», обнаруживается в некоторых аграрных обществах, где прогрессирующий рост численности людей сочетается с прогрессирующим снижением благосостояния на душу населения. Простейший тип однонаправленного процесса изменений — линейный, когда объем происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. В повседневной социальной жизни очень многие процессы организуются циклически. Например, сельскохозяйственная жизнь и в целом вся жизнь аграрных обществ носит сезонный, циклический характер, поскольку определяется природными циклами: весна — время сева, лето и осень — время сбора урожая, зима — пауза, отсутствие работы; в следующем году все повторяется. Циклические изменения происходят в экономической жизни общества, где периоды подъема правильно чередуются с периодами упадка. Долговременные циклические изменения связаны с расцветом и упадком исторически конкретных цивилизаций. Социальные изменения также бывают: О экзогенные, вызванные внешними причинами, например ускоренное развитие капитализма и формирование первоначального капитала под влиянием этических идей протестантизма (в интерпретации М. Вебера); О эндогенные, обусловленные внутренней природой или структурой изменяющегося общества. Одни из них ведут к трансформации общества (эволюционные и революционные процессы), другие, наоборот, к его сохранению и укреплению (простые процессы социального воспроизводства). Эволютивные процессы происходят тогда, когда сама система, функционируя, вызывает модификацию законов собственного функционирования. Примерами таких процессов могут служить развитие научных знаний или развитие разделения труда. Модернизация — особый тип социальных изменений. Ю. Хабермас отмечает, что модерн, модерность — это интегральная характеристика европейского общества и культуры, и ее использование связано с обозначением этапа становления и эволюции промышленного общества, приходящего на смену традиционному[199]. В социологии понятие «модернизация» используется для обозначения исторического процесса перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному секулярному обществу. Модернизация общества предполагает прежде всего его индустриализацию. Исторически возникновение современного общества тесно связано с зарождением промышленности. Термины «индустриализм» и «индустриальное общество» имеют не только экономическое и технологическое значения. Индустриализм — это стиль жизни, охватывающий глубинные экономические, социальные, политические и культурные перемены. Общества становятся современными именно в процессе всесторонней индустриальной трансформации. В данном контексте основными чертами современного общества считаются: ориентация на инновации, светский характер социальной жизни, поступательное (нециклическое) развитие, демократическая система власти, массовое образование, преобладание универсального над локальным и т.д. Исторически сроки модернизации исчисляются столетиями, хотя можно привести примеры ускоренной модернизации. В любом случае модернизация — это не раз и навсегда достигнутое состояние, а непрерывный и бесконечный процесс. Развитие обществ всегда отличается нерегулярностью и неравномерностью. Каким бы ни был уровень развития, в обществе всегда существуют «отстающие» регионы и «периферийные» группы, составляющие источник постоянной напряженности и противоречий. Это явление связано не только с внутренним развитием отдельных государств. Наличие стран с неоднородным и неодинаковым развитием вносит существенный элемент нестабильности в мировую государственную систему. Представляется, что модернизация имеет две основные фазы. До определенного момента своего развития процесс модернизации сохраняет институты и ценности общества и вовлекает их в то, что обычно рассматривается как прогрессивное движение к совершенствованию. Начальное сопротивление процессу модернизации может быть резким и продолжительным, однако обычно оно обречено на провал. После достижения определенной точки в своем развитии модернизация начинает вызывать все большее недовольство. Это частично объясняется завышенными ожиданиями населения, которые были спровоцированы быстрыми первоначальными успехами и динамизмом современного общества. Во время второй фазы модернизация, достигнув ускорения развития и мировых масштабов, рождает новые социальные и материальные проблемы, решить которые традиционным национальным государствам оказывается не по силам. Но в мире преобладает система именно таких суверенных национальных государств с неодинаковым развитием и конфликтующими интересами. Однако суть современного общества составляют вызов и ответная реакция на него. При рассмотрении природы и развития современного общества на первое место выходят не трудности и опасности, а тот успех, с которым ему удалось осуществить самую кардинальную и далеко идущую революцию в истории человечества. Феномены индустриализации и модернизации, начавшиеся предположительно примерно 200 лет назад, пока еще не получили видимого завершения. Концепция рефлексивной модернизации, разработанная немецким социологом У. Беком, — одна из попыток современных социологов осмыслить сущность и направленность модернизации. По мнению Бека, индустриальное общество, основанное на принципе распределения благ, шаг за шагом уступает место «обществу риска», где действует принцип распределения негативных последствий и опасностей. Это явление отражает кризис индустриального общества: люди начинают понимать, что индустриальное общество и процесс модернизации сами порождают бесчисленные опасности. В сравнении с опасностями прошлого риск, связанный с современным уровнем модернизации, имеет качественно иной характер: ситуации риска непредсказуемы, слишком многочисленны, чтобы их контролировать, не воспринимаются органами чувств (например, радиация) и глобальны. Согласно концепции Бека, настало время перехода от простой модернизации к рефлексивной. Это означает, что доминирующим должен стать принцип социальной рефлексии и самокритики. Общество риска продуцирует потребность в критическом са- морассмотрении, становится для самого себя темой и проблемой. Концепция «латентных структур» современного американского социолога Э. Тириакьяна в чем-то созвучна теории рефлексивной модернизации. В соответствии с его концепцией социальные изменения — это прежде всего трансформация общественного и индивидуального сознания, поскольку и социальные структуры для него представляют собой нормативные образования коллективного сознания. Источник социальных изменений, считает Тириакьян, кроется в латентных, т. е. скрытых, структурах культуры — сокровенных ценностях и смыслах, доминирующих в социальном сознании и тем самым направляющих жизнь общества. В кризисные моменты истории такие структуры проступают на поверхностном плане, проецируясь в форме новых социальных программ. Социальные инновации могут предлагаться только субъектами, сознательно остающимися за рамками существующей нормативной системы отношений. Это члены религиозных движений и сект, различных ассоциаций, квазирелигиозных групп. Теории запаздывающей модернизации, которые начали создаваться еще в 1960-е гг., стали для западных социологов аппаратным средством анализа современной российской ситуации. Теоретики запаздывающей модернизации исходят из того, что существует линейный прогресс и поступательность стадий развития обществ: непосредственная добыча продуктов природы сменяется аграрной экономикой, а та замещается индустриальной. С этой точки зрения страны, не успевшие «вовремя» пройти путь индустриальной модернизации, могут и должны сделать это «с опозданием», чтобы «догнать» опередившие их в этом отношении общества. Такая концепция получила название догоняющей модернизации. Понятие рецидивирующей модернизации предложила российский социолог Н.Ф. Наумова. Именно в нашем обществе, часто предпринимавшем попытки «догоняющего» социального развития, идея обновления тесно связана с ностальгическим сожалением о былом имперском могуществе России и обеспечивавшем его социалистическом строе. Еще в 1998 г. исследование ИКСИ РАН зафиксировало факт, что «советская парадигма» не просто не разрушилась, но практически не поддается вытеснению из массового сознания. Как и ранее, сегодня только около 20 % опрошенных любой возрастной когорты соглашаются с утверждением, что «во всей 70-летней истории Советского Союза найдется мало того, чем россияне могли бы гордиться». При этом в массовом сознании собственно прокоммунистический аспект истории страны отделяется от истории СССР как великой державы. Во всяком случае относительное большинство россиян (43 %) не стало однозначно оценивать утверждение о том, что «без Октябрьской революции 1917 г. всем нам сегодня жилось бы намного лучше». Воспринимая советскую историю как историю великой державы, свыше половины российского населения продолжают выражать уверенность в том, что «СССР был первым государством во всей многовековой истории России, которое обеспечило справедливость для простых людей и сделало для них возможной приличную жизнь» (против этой точки зрения высказывались всего 27,1 % опрошенных)[200]. Несомненно, все это накладывает отпечаток на модернизационные процессы, протекающие в российском обществе, а также на самоощущения россиян, которые в опросе, проведенном Институтом социологии РАН в 2008 г., показали достаточно высокую степень неуверенности в будущем развитии страны (см. рис. 22.1)[201].
Современная Россия обладает значительным, но устаревшим по сравнению с современным западным обществом производственным потенциалом, огромными сырьевыми ресурсами, весьма квалифицированной рабочей силой. Однако весь ход историче- ского развития России в XX в. определил ее реальное место в мировом сообществе как страны, безнадежно утратившей возможность вхождения в когорту постиндустриальных обществ. Поэтому «Россия должна в ближайшей перспективе стремиться только к тому, чтобы стать развитой индустриальной страной, поскольку возможности быстрого вхождения в круг постиндустриальных держав у нее полностью отсутствуют»[202]. Именно в этом кроется подлинная причина того, что к концу XX в. мир приобрел монопо- лярный облик, а «идея догоняющего развития, еще 20 лет назад претендовавшая на то, чтобы стать основой универсальной социальной доктрины, обнаружила свою полную несостоятельность»[203]. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Как соотносятся между собой понятия «социальное изменение», «социальный прогресс», «социальное развитие»? В чем их семантическое (смысловое) различие? 2. В чем типологическое отличие мифологических и религиозных представлений о социальных изменениях от научных? Проанализируйте идею Гесиода о социальной деградации от «золотого века» к «железному», мысль Экклезиаста о том, что «нет ничего нового под солнцем», слова апостола Павла: «Не все мы умрем, но все изменимся». В чем различия в содержании приведенных представлений? Что между ними общего? 3. Охарактеризуйте эволюционизм как концепцию социальных изменений. В чем его ограниченность? Может ли общество изменяться по тем же законам, что и биологические виды, и организм? Аргументируйте свой ответ. 4. Охарактеризуйте социальную революцию как тип социального изменения. Являются ли революции необходимостью социального развития? Можно ли представить себе развитие общества без них? Чем они обусловлены? Как вы понимаете высказывание К. Маркса: «Революции - это локомотивы истории»? Играют ли революции действительно позитивную роль в истории? Или это социальные катастрофы с массовыми жертвами, которых надо по возможности избегать? 5. Как вы расцениваете концепции замкнутого циклического развития цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби), т. е. цивилизационный подход, согласно которому каждая цивилизация неизбежно переживает свой уникальный цикл развития с фазами рождения, развития, расцвета и упадка? Сопоставьте его с подходом, согласно которому все общества проходят в своем развитии одни и те же фазы (К. Маркс, Г. Спенсер). Какое понимание представляется вам более правильным? Почему? Должна ли Россия пройти тот же путь развития, что и общества западной индустриальной цивилизации, или у нее свой путь? 6. Охарактеризуйте основные факторы социальных изменений. 7. Что собой представляет модернизация как социальный процесс? Как вы думаете, совпадает ли понятие социального прогресса с понятием технико-технологического и научного прогресса? Действительно ли технократическое общество представляет собой высшую фазу социального развития? Что такое «общество риска»? 8. Какие экологические проблемы возникли и возникают в связи с модернизацией и индустриализацией общества? Как должно измениться общество, чтобы эти проблемы обрели возможность решения? ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Эволюционный подход к исследованию общества. 2. Социальные изменения: методология исследования. 3. Основные типы социальных изменений. 4. Социальная революция и социальная реформа: сравнительный анализ. 5. Ценностная система общества и ее эволюция. 6. Трансформация системы ценностей современного российского общества. 7. Модернизация: понятие и основные подходы к исследованию. 8. У. Бек и концепция «общества риска». 9. Социологический дискурс о модерне.
СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.) |