|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль социологических конгрессов и международного сотрудничества в институционализации социологической науки 1 страница
Предисловие Мир нашей повседневной жизни не менее интересен и загадочен, чем тайны природы и космоса. Мы привыкли к нему и давно научились в нем ориентироваться, но в действительности он трудно объясним теоретически и недостаточно изучен. В сущности, общество мало знает о самом себе. К пониманию самого себя оно приходит через социологию — осуществляемую на профессиональном уровне социальную саморефлексию. Именно этим обстоятельством определяются научный статус социологии и ее значение в современном мире. Стремительно изменяющийся и усложняющийся социальный опыт необходимо осмыслить и проанализировать, и именно социологическое знание выполняет эту функцию. Все мы в детстве пробовали смотреть на мир через осколки цветного стекла; и мир приобретал разные оттенки — зеленые, желтые, красноватые. Общество смотрит на себя сквозь «магический кристалл» социологии и тоже меняет оттенки вслед за ней: становится антагонистически поляризованным, или ориентированным на гармонию и стабильность, или индифферентным, нерефлексирующим, ано- мийным. Социальный опыт пореформенной России предоставляет обширный материал для социологического анализа и обобщения. Для того чтобы осмыслить и адекватно отобразить идущие в сегодняшнем российском обществе процессы, нужно выйти на теоретический уровень современной социологии, свободно владеть ее понятийным аппаратом и методологическим арсеналом. Конечно, это касается преимущественно профессионалов. Однако разбираться в социологии нужно не только тем, кто сделал ее своей профессией: иметь прочные основы социологических знаний должен любой человек, претендующий на то, чтобы быть активным членом общества, или, выражаясь языком нашей науки, субъектом социального действия. Иначе ему грозит участь «социального Робинзона». По аналогии с «гносеологическим Робинзоном» философии это означает, что ему придется на собственном индивидуальном опыте открывать для себя закономерности социальной жизни, чтобы адаптироваться к ее вызовам и требованиям. Возникнув во второй половине XIX в., социологическая наука задумывалась как альтернативный по отношению к социальной метафизике способ познания общества. Ее основоположник О. Конт стремился заложить основы социальной науки позитивного — неметафизического — характера; науки, выводы которой основывались бы на эмпирических фактах, а не являлись бы результатом умозрения. Подобное позитивное знание об обществе должно было, по замыслу Конта, способствовать росту определенности в представлениях о социальном и, следовательно, совершенствовать формы социальной жизни на основе ее рационального познания и преобразования. Сам по себе этот замысел выступал неотъемлемой частью мировоззренческого переворота, происходившего в то время. Глубокое интеллектуальное разочарование в возможностях спекулятивно-умозрительного познания мира человеческой деятельности и духа стимулировало обращение к методам эмпирической науки в поиске рациональных и верифицируемых оснований для реорганизации социальной практики. Бурное развитие конкретных наук способствовало абсолютизации и идеализации этого типа знания, принятию его в качестве универсальной модели познавательной деятельности, в том числе той, предметом которой является общество. Социология как конкретная наука об обществе мыслилась как фундамент исчерпывающего познания общественных законов и закономерностей. Современная социология не предлагает готовых рецептов всеобщего благоденствия. Социологи все четче осознают, что человек и общество представляют собой область неопределенности, трудно поддающуюся прогнозированию. Не случайно И. Валлер- стайн констатировал на XIV Всемирном социологическом конгрессе 1998 г.: «Мы являемся свидетелями конца неоспоримых фактов». Обращаясь к исследованию глобальных процессов, меняющих лицо современного мира, социологи не претендуют ни на однозначное решение встающих проблем, ни на их исчерпывающую интерпретацию. Социология наших дней поливариантна, концептуально и методологически плюралистична; это зеркало, в котором находит адекватное отражение многообразие и сложность мира социальных отношений. Увлекательная, многоликая, неоднозначная, современная социологическая наука сама представляет собой целый мир, и отразить его в одной книге — задача не из простых, тем более что речь идет об учебнике, назначение которого — помочь студенту сделать в этом мире первые шаги. Однако автором — доктором философских наук, профессором Ю.Г. Волковым, без сомнения, эта задача решена. Данный учебник социологии для студентов высших учебных заведений, на наш взгляд, соединяет такие качества, как глубина подачи теоретического материала, доступность, методическое мастерство. Органическое единство этих достоинств позволяет характеризовать предлагаемую читателю книгу как удачную пропедевтику социологии. В учебнике творчески осмыслены и использованы достижения лучших зарубежных и отечественных учебников, научные результаты всемирных и всероссийских социологических конгрессов, в работе которых автор принимал непосредственное участие, в том числе в работе последнего — III Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия» (2008). Бесспорным достоинством данного учебника является активное использование современных эмпирических социологических данных, полученных Институтом социологии РАН в ходе проведения крупномасштабных социологических исследований, среди которых: «Малообеспеченные в России: кто они? Как живут? К чему стремятся?», «Городской средний класс в современной России», «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», «Чего опасаются россияне?», «Российская идентичность в социологическом измерении», «Социальное неравенство в социологическом измерении» и др. Отличительную особенность данной книги составляет наличие специально разработанных вопросов и задач, назначение которых в том, чтобы побудить студентов к творческому освоению учебного материала, к самостоятельной мысли. Нам представляется, что предлагаемый учебник станет надежным спутником читателей в сложном и увлекательном мире современной социологии. Доктор философских наук, профессор, ректор Ставропольского государственного университета В. Л. Шаповалов
«языком социологии», с тем чтобы научиться мыслить социологически без затруднений. Для социологического языка характерна определенная сложность, что иногда вызывает недоумение и раздражение у тех, кому приходится сталкиваться с социологией или социологами без предварительной подготовки. Об этой проблеме рассуждал П. Бурдье[1], представив данную проблему в абстрактном диалоге между социологом и не- социологом. Вопрос, заданный социологу, звучит так: «Почему вы употребляете особый и нарочито трудный стиль речи, из-за которого ваши собственные рассуждения часто недоступны для непосвященного?» Ответ, данный Бурдье, объясняет причину использования социологами столь непонятного иногда специфического социологического языка: в социологии необходимость обращения к искусственному языку проявляется, быть может, сильнее, чем во всех остальных науках, чтобы разорвать с социальной философией, озабоченной употреблением повседневных слов, а также чтобы выразить то, что не может выразить повседневный язык. Социолог вынужден обращаться к изобретенным словам, так как, используя их, он избегает того, чтобы принять определенную социальную философию. Кроме того, отмечает Бурдье, употребить одно слово вместо другого зачастую все равно, что произвести решающую эпистемологическую замену[2]. В том же ключе размышляет Ю.В. Маркова, задаваясь вопросом о сущности социологического дискурса, возникающего по той причине, что в научном исследовании необходимо исходить из точно определенных понятий и принципов, которые раскрываются друг через друга, порождая регресс определений[3]. Сам социологический дискурс автором определяется как построенная в соответствии со специфическими правилами система суждений о социальной действительности, которая в свою очередь представляет собой все то, что существует до всякого социологического исследования и вне его; это непосредственный источник социального знания. В социологии социальная действительность принимает образ социального мира, под которым понимается совокупность явлений, изучаемых социологией; это своего рода модель социальной действительности. Таким образом, социальная действительность становится явлением социального мира в том случае, когда попадает в поле исследования социологии, но прежде чем стать предметом социологического исследования в собственном смысле, социальная действительность осмысливается на социологическом уровне, приобретая образ социальной реальности, выступающей посредником между социальным миром и социальной действительностью[4]. Таким образом, становление и развитие социологического знания происходит в рамках вечного социологического дискурса, источником которого служит усложняющаяся динамика общественного развития и стремление ее осмысления социологами. Социология на современном этапе заняла прочное место в системе социальных наук, однако так и не найден консенсус относительно предмета социологии в научном сообществе. Приведем мнения ряда классиков социологии, в которых проявляется плюрализм в исследовании предметного поля социологии. Э. Дюркгейм определяет социологию как науку об институтах, их генезисе и функционировании[5]. Г. Зиммель отмечает, что предмет социологии «заключает в себе множество движений... отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, противоположности классов и переходы от одного к другому, развитие отношений между господствующими и подчиненными и бесконечное число других вопросов»[6]. Г. Спенсер определяет общество как социальный организм, в соответствии с чем все общественные изменения относятся к общему процессу развития, а не сводятся к непосредственной деятельности отдельных личностей[7]. П. Сорокин считает, что «социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой»[8]. В.А. Ядов полагает, что «социология — это наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур и институтов...»[9]. В целом социология представляет собой отрасль науки о человеческом поведении, целью которой является раскрытие причин- но-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социального взаимодействия. Поскольку социология представляет собой весьма специфичную область знания, ее понятия с необходимостью отражают эту специфику. Во-первых, социология неоднородна: она представлена множеством направлений и персоналий, рядом весьма отличающихся друг от друга парадигм. Все они разрабатывают и используют собственные понятия, соответствующие их концептуальным потребностям. Те же понятия социологии, которые можно назвать общесоциологическими, у представителей разных направлений могут быть наполнены неодинаковым смыслом. Во-вторых, социологическое знание настолько стремительно развивается, что даже возникают дискуссии о том, не препятствует ли устоявшийся понятийный аппарат протекающим динамическим процессам, в ходе которых смысловое наполнение конкретных понятий непрерывно трансформируется, понятия как бы доразвиваются, объем их расширяется или, наоборот, конкретизируется и сужается, что порождает социологический дискурс. Более того, при переводе понятий с одного языка на другой происходит семантический сдвиг — изменение смысла в соответствии с привычной семантикой второго языка. Если учесть, что большинство понятий социологии для русского языка являются заимствованными, становится понятным масштаб потенциальной семантической изменчивости. Тем не менее без четких границ понятие лишается необходимой однозначности и языковая коммуникация становится невозможной. Для того чтобы информационный обмен был возможен любой науке, в том числе социологии, необходима система институционализированных понятий, т.е. таких, границы, объем и содержание которых общеприняты в рамках данной науки. Попытаемся раскрыть в рамках учебного курса содержание базисных понятий социологии, предварив наше описание краткими характеристиками основных типов понятий, которыми оперирует современная и классическая социология. Рассмотрим в общих чертах, что такое социологический термин; как используются в социологии статистические, операциональные, аналитические понятия; что понимается под моделью и идеальным типом. Задача термина в том, чтобы выделить конкретное явление и не дать его спутать с другими похожими на него явлениями, зафиксировать это различие. Определение понятия в качестве термина происходит путем выделения самого главного и употребительного в социологии его значения. В результате возникает дефиниция — строго оформленное высказывание, раскрывающее содержание понятия конкретного социального феномена. Термин — содержательное понятие, находящееся во взаимнооднозначном соответствии с определенным социальным феноменом или каким-то аспектом феномена. Операциональное понятие — понятие, выполняющее инструментальные, вспомогательные функции. Например, термин «религиозность» можно определить как «веру в сверхъестественное»; это обычная терминологическая дефиниция. Но можно дать феномену религиозности эмпирическое, операциональное определение — через действия: религиозность — это регулярное посещение церковных служб, мотивированное личными побуждениями религиозного характера, а также элементарное знание конфессионального понимания смысла служб и содержания вероисповедания. Конечно, такое операциональное определение не отражает то, что мы на самом деле понимаем под религиозностью; скорее оно характеризует религиозность не по сути, а чисто симптоматически. Модель — упрощенное изображение фактического или гипотетического состояния какого-либо предмета или явления; материальный объект или знаковая система, имитирующие структуру или функционирование исследуемого объекта[10]. Модель создается не методом полного и подробного описания, а с помощью особых методов — акцентуации наиболее важного, опускания всего малозначащего или само собой разумеющегося, выражения в символах и т.д., благодаря чему получающаяся модель более удобна для научного использования, чем подробное содержательное описание. Явно выраженным модельным характером обладает понятие «идеального типа». Его ввел в социологию М. Вебер в качестве инструмента, направленного на изучение и познание структуры социальных феноменов. Поэтому оно содержательно богаче, чем простой термин, и является модельным понятием. Задача его не в том, чтобы полностью и «правильно» отражать структуры социальной реальности, а в том, чтобы с конкретной целью их упростить и модифицировать, т.е. оно с необходимостью существенно отклоняется от рассматриваемой действительности. Понятие идеального типа — это специально построенная применительно к какому-то конкретному случаю мыслительная конструкция, которая считается идеалом. Под идеалом здесь имеется в виду не ценностный образ, к которому стремятся люди, а единый мыслительный образ, создаваемый исследователем из совокупности отобранных по принципу важности и значимости объективных черт реальности. Согласно Веберу, идеальный тип — это конструкция, созданная исследователем с учетом факторов рационального целеполагания в социальном действии. Рациональные действия субъектов, ведущие к причинно обусловленным и взаимосвязанным последствиям, могут потом восприниматься как типичные социальные структурные образы, например как институциональные процессы. Подобные мыслительные конструкции не имеют четких реальных коррелятов в социальной действительности, так как на самом деле поведение людей очень часто бывает иррациональным и социальная действительность состоит не из полностью реализованных целей. Понятие идеального типа реально задает направление социального познания, хотя и не полностью отражает действительность. Разумеется, у него есть негативные стороны. За его границами остается иррациональное поведение, имеющее большое значение в жизни общества. Зато понятие идеального типа очень полезно в тех случаях, когда поведение людей заведомо рационально и целенаправленно. Тогда вероятность того, что осмысленные действия направлены на реализацию намеченной цели, весьма велика и причины реальных социальных явлений могут быть объяснены на основе понимания рациональных корней человеческих действий. Понятие идеального типа полезно тогда, когда ставится вопрос о том, существуют ли структурные корреляты социального явления, о котором идет речь, в других культурах или социальных системах. Например, ответ на вопрос «Был ли в Японии феодализм?» можно получить, используя такое понятие идеального типа, ориентированного на европейское Средневековье, как феодализм, которое не является настолько всеобщим, чтобы ему соответствовало любое доиндустриальное, патриархальное и многоуровневое социальное устройство. Аналитические понятия в социологии настолько всеобщи и малосодержательны, что отвечающие им социальные феномены присутствуют в обществе любого типа. Так, в любом обществе есть нормы, санкции, роли, интеракции. В то же время нельзя считать аналитическими понятия социального слоя, социального класса, власти, поскольку могут существовать общества без власти, социального расслоения и классовой структуры. Однако это все же настолько общие понятия, что по сравнению с идеальными типами они неисторичны. Таким образом, аналитические понятия в социологии — наиболее общие понятия, которые в силу самой своей всеобщности применимы к самым разным историческим обществам. В отличие от понятий идеального типа, которые применяются посредством проецирования на явления социальной действительности, аналитические понятия не могут проецироваться на действительность. Такая проекция ничего не даст, поскольку получаемый результат слишком тривиален. Например, высказывание типа: «Да, нормы существуют» чересчур тривиально, чтобы рассматривать его как положение социологии. Попытки разработать единую систему социологических понятий, по мнению многих выдающихся социологов, не могут увенчаться успехом, поскольку любая система такого рода была бы замкнутой, следовательно, ограничивала бы познание. Понятия социологии подразделяются также по ее отраслям. Так, наряду с универсальными понятиями общей социологии существуют понятия социологии труда, социологии религии, социологии молодежи, социологии права, социологии семьи и т.д. Социологические понятия делятся и в соответствии с делением социологии на микро- и макросоциологию. Микросоциология исследует эмпирические групповые взаимодействия и пользуется соответствующими содержательными понятиями, а макросоциология рассматривает общество в целом в его статическом и динамическом аспектах. Понятия, разработанные в рамках социологии, могут успешно использоваться в психологии, педагогике, истории, в междисциплинарных исследованиях. В свою очередь социология заимствует понятия у других наук, как гуманитарных, так и естественных. Однако социология не использует их в принятых другими науками значениях. В настоящее время концептуальный аппарат социологии переживает этап бурного развития, обусловленный возникновением множества новых школ и направлений, обогащающих ее собственной оригинальной терминологией. Так, Д.М. Матсинье констатирует, что за последние 30 лет в социальных и гуманитарных науках произошла методологическая революция, умножилось число форм методологии конструирования и репрезентации социальной жизни, в связи с чем встает вопрос, как ученым исследовать социальные процессы и где критерий истинности этих исследований...[11] Следует учитывать также, что важной чертой современной эпохи становится глобализация как «начальная фаза планетарного процесса, формирующего облик мирового сообщества в XXI столетии»[12]. Это оказывает огромное влияние на осмысление и переосмысление динамики общественного развития и заставляет социологов, исследующих социальную реальность, отслеживать новые тенденции, вырабатывая соответствующий научный инструментарий для познания высокодинамичной современной реальности. Таким образом, ввиду глобальных трансформаций и динамических процессов в сфере социального развития социологии как науке, изучающей все многообразие социальных отношений и социальных процессов, отводится ключевое место в системе наук об обществе, что закрепляет ее статус, хотя ее становление еще продолжается и, быть может, читатель этих строк когда-нибудь впишет в нее очередную новую страницу. 1.1. Социологические парадигмы Понятие «парадигма» имеет множество значений. Под парадигмой в общественных науках понимается «исходная концептуальная схема, модель постановки и решения проблем, доминирующих на протяжении определенного исторического периода в научном сообществе»[13]. Изменение парадигм расценивается как научная революция. Проще говоря, парадигму с научной точки зрения можно определить как общий угол зрения на изучаемые феномены. По словам С.А. Кравченко, «само возникновение социологической теории становится возможным лишь тогда, когда общество достигает определенного уровня динамической сложности, что выражается в появлении критического взгляда людей (прежде всего ученых) на характер изменений социальных институтов и самих себя»[14]. Это способствует формированию различных теорий и концепций, с помощью которых осмысливаются социальная реальность и ее динамика. В социологии выделяют несколько наиболее отчетливых и значимых для развития социального знания парадигм, связанных с конкретными школами и направлениями. Парадигма социальных фактов связана с именем Э. Дюркгейма и школой функционализма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как самостоятельная и не зависящая от воли и действий отдельных индивидов, состоящая из социальных фактов — социальных структур и институтов, которые и выступают предметом изучения социологии. Исторически кристаллизация функционалистской парадигмы произошла в трудах А. Рэд- клифф-Брауна и Б. Малиновского. В дальнейшем в рамках этой парадигмы вычленились и получили самостоятельное развитие структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон) и теория конфликта (Р. Дарендорф). Общая гипотеза функционализма заключается в том, что любой конкретный социальный феномен должен исследоваться с точки зрения выполняемых им в обществе функций. Парадигма понимания, или социологии действия, связана с именами М. Вебера и В. Парето. Здесь социальная реальность рассматривается сквозь призму понимания ее субъектами социального действия — индивидами. Согласно Веберу, в основе всякого действия лежит понимание и социолог должен выявить его, постигнуть рациональные мотивы актора[15]. В дальнейшем развитие этой парадигмы привело к появлению таких направлений, как феноменологическая социология А. Шюца, этнометодология Г. Гар- финкеля, символический интеракционизм Т. Лукмана и Г. Мида. Базисная гипотеза этой парадигмы состоит в том, что любой социальный феномен должен пониматься как результат наложения индивидуальных действий. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |