|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие социального поведенияПонятие «поведение» пришло в социологию из психологии. Смысл термина «поведение» иной, отличающийся от смысла таких традиционно философских понятий, как действие и деятельность. Если под действием понимается рационально обоснованный поступок, имеющий ясную цель, стратегию, выполняющийся с привлечением конкретных осознанных методов и средств, то поведение — это всего лишь реакция живого существа на внешние и внутренние изменения. Такая реакция может быть и осознанной, и неосознанной. Так, чисто эмоциональные реакции — смех, плач — также являются поведением. Социальное поведение — это совокупность человеческих поведенческих процессов, связанных с удовлетворением физических и социальных потребностей и возникающих как реакция на окружающую социальную среду. Субъектом социального поведения может быть индивид или группа. Если абстрагироваться от чисто психологических факторов и рассуждать на социальном уровне, то поведений индивида определяется прежде всего социализацией. Тот минимум врожденных инстинктов, которым обладает человек как биологическое существо, одинаков у всех людей. Поведенческие различия зависят от приобретенных в процессе социализации качеств и в какой-то степени — от врожденных и приобретенных психологических индивидуальных особенностей. Кроме того, социальное поведение индивидов регламентируется социальной структурой, в частности ролевой структурой общества. Социальная норма поведения — это такое поведение, которое полностью соответствует статусным ожиданиям. Благодаря существованию статусных ожиданий общество заранее с достаточной вероятностью может прогнозировать действия индивида, а сам индивид - координировать свое поведение с принятым обществом идеальным образцом, или моделью. Социальное поведение, соответствующее статусным ожиданиям, американский социолог Р. Линтон определяет как социальную роль. Такая интерпретация социального поведения ближе всего к функционализму, поскольку объясняет поведение как феномен, детерминированный социальной структурой. Р. Мертон ввел категорию «ролевого комплекса» — системы ролевых ожиданий, определяемых данным статусом, а также понятие ролевого конфликта, возникающего тогда, когда ролевые ожидания занимаемых субъектом статусов несовместимы и не могут реализоваться в каком-то едином социально приемлемом поведении. Функционалистское понимание социального поведения подвергалось ожесточенной критике со стороны прежде всего представителей социального бихевиоризма, считавших, что надо строить исследование поведенческих процессов на базе достижений современной психологии. Насколько психологические моменты действительно упускались из виду ролевой интерпретацией поведения, следует из того факта, что Н. Камерон попытался обосновать идею ролевой детерминированности психических расстройств, полагая, что психическое заболевание — это неправильное исполнение своих социальных ролей и результат неспособности больного исполнять их так, как это нужно обществу. Бихевиористы утверждали, что во времена Э. Дюркгейма успехи психологии были незначительны и поэтому функционалистская парадигма отвечала требованиям времени, но в XX в., когда психология достигла высокого уровня развития, нельзя игнорировать ее данных, рассматривая человеческое поведение. 13.1. Концепции человеческого поведения Человеческое поведение исследуется многими направлениями психологии — в бихевиоризме, психоанализе, когнитивной психологии и др. Термин «поведение» выступает одним из ключевых в экзистенциальной философии и применяется при исследовании отношения человека к миру. Методологические возможности этого понятия обусловлены тем, что оно позволяет выявить несознаваемые устойчивые структуры личности или существования человека в мире. Среди психологических концепций человеческого поведения, оказавших большое влияние на социологию и социальную психологию, следует назвать прежде всего психоаналитические направления, развитые 3. Фрейдом, К.Г. Юнгом, А. Адлером. Представления Фрейда основываются на том, что поведение индивида формируется в результате сложного взаимодействия уровней его личности. Таких уровней Фрейд выделяет три: низший уровень образуют бессознательные импульсы и побуждения, определяемые врожденными биологическими потребностями и комплексами, сформировавшимися под влиянием индивидуальной истории субъекта. Этот уровень Фрейд называет Оно (Ид), чтобы показать его отдельность от сознательного Я индивида, образующего второй уровень его психики. Сознательное Я включает в себя рациональное целеполагание и ответственность за свои действия. Высший уровень составляет Сверх-Я — то, что мы назвали бы результатом социализации. Это совокупность интерио- ризованных индивидом социальных норм и ценностей, оказывающая на него внутреннее давление с тем, чтобы вытеснить из сознания нежелательные для общества (запретные) импульсы и влечения и не дать им реализоваться. По мнению Фрейда, личность любого человека — это непрекращающаяся борьба Оно и Сверх-Я, расшатывающая психику и приводящая к неврозам. Индивидуальное поведение всецело обусловлено этой борьбой и полностью ею объясняется, поскольку представляет собой всего лишь ее символическое отражение. Такими символами могут быть образы сновидений, описки, оговорки, навязчивые состояния и страхи. Концепция КГ. Юнга расширяет и видоизменяет учение Фрейда, включая в сферу бессознательного не только индивидуальные комплексы и влечения, но и коллективное бессознательное — уровень общих для всех людей и народов ключевых образов — архетипов. В архетипах зафиксированы архаические страхи и ценностные представления, взаимодействие которых определяет поведение и мироощущение личности. Архетипические образы фигурируют в базисных повествованиях — народных сказках и преданиях, мифологии, эпосе — исторически конкретных обществ. Социально-регламентирующая роль таких повествований в традиционных обществах очень велика. Они содержат идеальные модели поведения, формирующие ролевые ожидания. Например, мужчина-воин должен вести себя, как Ахилл или Гектор, жена — как Пенелопа и т.д. Регулярные рецитации (ритуальные воспроизведения) архетипических повествований постоянно напоминают членам общества эти идеальные модели поведения. Психоаналитическая концепция Адлера имеет в своей основе бессознательную волю к власти, которая, по его мнению, является врожденной структурой личности и определяет поведение. Особенно сильна она у тех, кто в силу тех или иных причин страдает комплексом неполноценности. В стремлении компенсировать свою неполноценность они способны достигать больших успехов. Дальнейшее расщепление психоаналитического направления привело к возникновению множества школ, в дисциплинарном отношении занимающих пограничное положение между психологией, социальной философией, социологией. Подробно остановимся на творчестве Э. Фромма. Позиции Фромма — представителя неофрейдизма в психологии и Франкфуртской школы в социологии — точнее можно определить как фрейдомарксизм, поскольку наряду с влиянием Фрейда он испытывал не менее сильное влияние социальной философии Маркса. Своеобразие неофрейдизма по сравнению с ортодоксальным фрейдизмом обусловлено тем, что, строго говоря, неофрейдизм — это скорее социология, тогда как Фрейд, безусловно, является чистым психологом. Если Фрейд объясняет поведение индивида комплексами и импульсами, скрытыми в индивидуальном бессознательном, короче, внутренними биопсихическими факторами, то для Фромма и фрейдомарксизма в целом поведение индивида детерминируется окружающей социальной средой. В этом его сходство с Марксом, объяснявшим социальное поведение индивидов в конечном счете их классовым происхождением. Тем не менее Фромм стремится найти в социальных процессах место психологическому. По фрейдистской традиции обращаясь к бессознательному, он вводит термин «социальное бессознательное», подразумевая под ним психический опыт, общий для всех членов данного общества, но у большинства из них не попадающий на уровень сознания, потому что он вытесняется специальным социальным по своей природе механизмом, принадлежащим не индивиду, а обществу. Благодаря такому механизму вытеснения общество сохраняет стабильное существование. Механизм социального вытеснения включает в себя язык, логику обыденного мышления, систему социальных запретов и табу. Структуры языка и мышления формируются под влиянием общества и выступают орудием социального давления на психику индивида. Например, огрубленные, антиэстетичные, нелепые сокращения и аббревиатуры «новояза» из оруэлловской антиутопии активно уродуют сознание употребляющих их людей. В той или иной степени достоянием всех в советском обществе стала чудовищная логика формул типа: «Диктатура пролетариата — самая демократическая форма власти». Главная составляющая механизма социального вытеснения — социальные табу, действующие, как фрейдовская цензура. То в социальном опыте индивидов, что угрожает сохранению существующего общества, если будет осознано, не допускается в сознание с помощью «социального фильтра». Общество манипулирует сознанием своих членов, внедряя идеологические клише, которые из-за частого употребления становятся недоступными критическому анализу, утаивая определенную информацию, оказывая прямое давление и вызывая страх социальной изоляции. Поэтому из сознания исключается все то, что противоречит социально одобряемым идеологическим клише. Такого рода табу, идеологемы, логические и языковые эксперименты формируют, по Фромму, «социальный характер» человека. Люди, принадлежащие к одному и тому же обществу, помимо своей воли как бы отмечены печатью «общего инкубатора». Например, мы безошибочно узнаем на улице иностранцев, даже если не слышим их речи, — по поведению, внешнему облику, отношению друг к другу; это люди из другого общества, и, попадая в чуждую им массовую среду, они резко выделяются из нее благодаря сходству между собой. Социальный характер — это воспитанный обществом и неосознаваемый индивидом стиль поведения — от социального до бытового. Например, советского и бывшего советского человека отличают коллективизм и отзывчивость, социальная пассивность и нетребовательность, покорность перед властью, персонифицированной в лице «вождя», развитый страх оказаться не таким, как все, доверчивость. Свою критику Фромм направил против современного капиталистического общества, хотя много внимания уделял и описанию социального характера, порождаемого тоталитарными обществами. Как и Фрейд, он разработал программу восстановления неискаженного социального поведения индивидов посредством осознания того, что было вытеснено. «Превращая бессознательное в сознание, мы тем самым превращаем простое понятие всеобщности человека в жизненную реальность такой всеобщности. Это не что иное, как практическая реализация гуманизма»[180]. Процесс дерепрессии — освобождения социально угнетенного сознания заключается в устранении страха перед осознанием запретного, развитии способности к критическому мышлению, гуманизации социальной жизни в целом. Иную трактовку предлагает бихевиоризм (Б. Скиннер, Дж. Хомане), рассматривающий поведение как систему реакций на различные стимулы. Концепция Скиннера по сути является биологизаторской, так как в ней полностью сняты различия между поведением человека и животного. Скиннер выделяет три типа поведения: безусловно-рефлекторное, условно-рефлекторное и оперантное. Первые два вида реакций вызываются воздействием соответствующих стимулов, а оперантные реакции представляют собой форму адаптации организма к окружающей среде. Они активны и произвольны. Организм как бы методом проб и ошибок отыскивает наиболее приемлемый способ адаптации, и в случае удачи находка закрепляется в виде устойчивой реакции. Таким образом, главным фактором формирования поведения выступает подкрепление, а научение превращается в «наведение на нужную реакцию». В концепции Скиннера человек предстает как существо, вся внутренняя жизнь которого сводится к реакциям на внешние обстоятельства. Изменения подкреплений механически вызывают изменения поведения. Мышление, высшие психические функции человека, вся культура, мораль, искусство превращаются в сложную систему подкреплений, призванных вызывать определенные поведенческие реакции. Отсюда следует вывод о возможности манипулирования поведением людей путем тщательно разработанной «технологии поведения». Этим термином Скиннер обозначает целенаправленный манипуляционный контроль одних групп людей над другими, связанный с установлением оптимального для определенных социальных целей режима подкрепления. Идеи бихевиоризма в социологии разрабатывали Дж. и Дж. Болдуин, Дж. Хомане. Концепция Дж. и Дж. Болдуин базируется на понятии подкрепления, заимствованном из психологического бихевиоризма. Подкрепление в социальном смысле - это вознаграждение, ценность которого определяется субъективными потребностями. Например, для голодного человека пища выступает как подкрепление, но если человек сыт, она не является подкреплением. Эффективность вознаграждения зависит от степени депривации у данного индивида. Под депривацией понимается лишенность чего-то такого, в чем индивид испытывает постоянную потребность. Насколько субъект депривирован в каком-либо отношении, настолько его поведение зависит от данного подкрепления. От депривации не зависят так называемые генерализованные подкре- пители (например, деньги), действующие на всех без исключения индивидов в силу того, что концентрируют в себе доступ сразу ко многим видам подкреплений. Подкрепители разделяются на позитивные и негативные. Позитивные подкрепители — это все, что воспринимается субъектом как вознаграждение. Например, если определенный контакт с окружающей средой принес вознаграждение, велика вероятность того, что субъект будет стремиться повторить этот опыт. Негативные подкрепители — это факторы, определяющие поведение через отказ от какого-то опыта. Например, если субъект отказывает себе в каком-то удовольствии и экономит на этом деньги, а впоследствии извлекает выгоду из этой экономии, то данный опыт может послужить негативным подкрепителем и субъект станет поступать так всегда. Действие наказания противоположно подкреплению. Наказание есть опыт, вызывающий желание больше его не повторять. Наказание также может быть позитивным или негативным, но здесь по сравнению с подкреплением все перевернуто. Позитивное наказание — это наказание с помощью стимула подавления, например удара. Негативное наказание влияет на поведение через лишение чего-то ценного. Например, лишение ребенка сладкого за обедом — типичное негативное наказание. Формирование оперантных реакций имеет вероятностный характер. Однозначность характерна для реакций простейшего уровня, например ребенок плачет, требуя к себе внимания родителей, потому что родители всегда подходят к нему в таких случаях. Реакции взрослых гораздо сложнее. Например, человек, продающий газеты в вагонах электрички, далеко не в каждом вагоне находит покупателя, но из опыта знает, что покупатель в конечном счете найдется, и это заставляет его настойчиво ходить из вагона в вагон. В последнее десятилетие такой же вероятностный характер приняло получение заработной платы на некоторых рос сийских предприятиях, но тем не менее люди продолжают ходить на работу, надеясь на ее получение. Бихевиористская концепция обмена Хоманса появилась в середине XX в. Полемизируя с представителями многих направлений социологии, Хомане утверждал, что социологическое объяснение поведения должно обязательно базироваться на психологическом подходе. В основе интерпретации исторических фактов также должен лежать психологический подход. Хомане мотивирует это тем, что поведение всегда индивидуально, социология же оперирует категориями, приложимыми к группам и обществам, поэтому исследование поведения является прерогативой психологии, а социология в этом вопросе должна идти вслед за ней. По мнению Хоманса, при изучении поведенческих реакций следует абстрагироваться от природы вызвавших эти реакции факторов: вызваны они воздействием окружающей физической среды или других людей. Социальное поведение — это всего лишь обмен имеющей какую-то социальную ценность деятельностью между людьми. Хомане считает, что социальное поведение можно интерпретировать с помощью поведенческой парадигмы Скиннера, если дополнить ее представлением о взаимном характере стимулирования в отношениях между людьми. Отношения индивидов между собой всегда представляют собой взаимовыгодный обмен деятельностью, услугами, короче говоря, это взаимное использование подкреплений. Теорию обмена Хомане кратко сформулировал в нескольких постулатах: постулат успеха — с наибольшей вероятностью воспроизводятся те действия, которые чаще всего встречают социальное одобрение; постулат стимула — сходные стимулы, связанные с вознаграждением, с большой степенью вероятности вызывают сходное поведение; постулат ценности — вероятность воспроизведения действия зависит от того, насколько ценным представляется человеку результат этого действия; постулат депривации — чем регулярнее вознаграждался поступок человека, тем меньше он ценит последующее вознаграждение; двойной постулат агрессии-одобрения — отсутствие ожидаемого вознаграждения или неожиданное наказание делает вероятным агрессивное поведение, а неожиданное вознаграждение или отсутствие ожидаемого наказания приводит к повышению ценно- сти вознаграждаемого поступка и способствует его более вероятному воспроизведению. Важнейшими понятиями теории обмена являются: цена поведения — то, во что обходится индивиду тот или иной поступок, — негативные последствия, вызванные прошлыми поступками. Говоря житейски, это расплата за прошлое; выгода — возникает тогда, когда качество и размер вознаграждения превышают цену, в которую обходится данный поступок. Таким образом, теория обмена изображает социальное поведение человека как рациональный поиск выгоды. Данная концепция выгладит упрощенной, и не удивительно, что она вызвала критику самых разных социологических направлений. Например, Парсонс, отстаивавший принципиальное различие между механизмами поведения людей и животных, критиковал Хоманса за неспособность его теории дать объяснение социальных фактов на основе психологических механизмов. В своей теории обмена П. Блау предпринял попытку своеобразного синтеза социального бихевиоризма и социологизма. Понимая ограниченность чисто бихевиористской интерпретации социального поведения, он поставил целью переход от уровня психологии к объяснению на этой основе существования социальных структур как особой реальности, несводимой к психологии. Концепция Блау представляет собой обогащенную теорию обмена, в которой вычленяются четыре последовательные стадии перехода от индивидуального обмена к социальным структурам: 1) ступень межличностного обмена; 2) ступень властно-статусной дифференциации; 3) ступень легитимации и организации; 4) ступень оппозиции и изменения. Блау показывает, что начиная с уровня межличностного обмена обмен не всегда может быть равным. В тех случаях, когда индивиды не могут предложить друг другу достаточного вознаграждения, образовавшиеся между ними социальные связи тяготеют к распаду. В таких ситуациях возникают попытки укрепить распадающиеся связи иными способами — через принуждение, через поиск другого источника вознаграждения, через подчинение себя партнеру по обмену в порядке генерализованного кредита. Последний путь означает переход на ступень статусной дифференциации, когда группа лиц, способных дать требуемое вознаграждение, в статусном отношении становится более привилегированной, чем другие группы. В дальнейшем происходят легитимация и закрепление ситуации и выделение оппозиционных групп. Анализируя сложные социальные структуры, Блау выходит далеко за пределы парадигмы бихевиоризма. Он утверждает, что сложные структуры общества организуются вокруг социальных ценностей и норм, которые служат как бы опосредующим звеном между индивидами в процессе социального обмена. Благодаря такому звену возможен обмен вознаграждениями не только между индивидами, но и между индивидом и группой. Например, рассматривая феномен организованной благотворительности, Блау определяет, что отличает благотворительность как социальный институт от простой помощи богатого индивида более бедному. Отличие в том, что организованная благотворительность — это социально ориентированное поведение, в основе которого лежит стремление богатого индивида соответствовать нормам обеспеченного класса и разделять социальные ценности; через нормы и ценности устанавливается отношение обмена между жертвующим индивидом и социальной группой, к которой он принадлежит. Блау выделяет четыре категории социальных ценностей, на основе которых возможен обмен: партикуляристские ценности, объединяющие индивидов на почве межличностных отношений; универсалистские ценности, выступающие как бы мерилом для оценки индивидуальных заслуг; легитимный авторитет — система ценностей, обеспечивающая власть и привилегии какой-то категории людей по сравнению со всеми другими; оппозиционные ценности — представления о необходимости социальных изменений, позволяющие оппозиции существовать на уровне социальных фактов, а не только на уровне межличностных отношений индивидуальных оппозиционеров. Можно сказать, что теория обмена Блау представляет собой компромиссный вариант, сочетающий элементы теории Хоманса и социологизма в трактовке обмена вознаграждениями. Ролевая концепция Дж. Мида представляет собой подход символического интеракционизма к изучению социального поведения. Ее название напоминает о функционалистском подходе: ее также называют ролевой. Мид рассматривает ролевое поведение как активность индивидов, взаимодействующих друг с другом в свободно принимаемых и проигрываемых ролях. Согласно Миду, ролевое взаимодействие индивидов требует от них способности ставить себя на место другого, оценивать себя с позиции другого. Синтез теории обмена с символическим интеракционизмом также попытался осуществить П. Зингельман. Символический интер- акционизм имеет ряд точек пересечения с социальным бихевиоризмом и теориями обмена. Обе эти концепции делают акцент на активном взаимодействии индивидов и рассматривают свой предмет в микросоциологическом ракурсе. Согласно Зингельману, отношения межличностного обмена требуют умения поставить себя в положение другого, чтобы лучше понять его запросы и желания. Поэтому он считает, что есть основания для слияния обоих направлений в одно. Однако социальные бихевиористы критически отнеслись к появлению новой теории. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. В чем различие между содержанием понятий «социальное действие» и «социальное поведение»? 2. Как вы считаете, правы или нет представители социального бихевиоризма в том, что человеческим поведением в обществе можно управлять? Должно ли общество управлять поведением своих членов? Имеет ли оно право на это? Обоснуйте свой ответ. 3. Что такое табу? Является ли табу, скажем, запрет для посторонних входить на территорию воинской части? Обоснуйте свой ответ. 4. Как вы относитесь к социальным запретам? Должны ли быть какие-то запреты в идеальном обществе или их лучше вовсе отменить? 5. Дайте свою оценку тому факту, что в некоторых западных странах легализованы однополые брачные союзы. Является ли это прогрессивным шагом? Аргументируйте свой ответ. 6. Чем, по-вашему, обусловлено агрессивное социальное поведение, например экстремизм разных направлений? ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Психоаналитические направления в исследовании социального поведения. 2. 3. Фрейд и его учение о человеческом поведении. 3. Коллективное бессознательное и социальное поведение в учении К. Юнга. 4. Бихевиористские концепции в социологии. 5. Социальное поведение в рамках теории обмена. 6. Изучение социального поведения в рамках теории символического интеракцион изма.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 14.1. Понятие социальной структуры В статьях социологов и учебной литературе по социологии, пожалуй, чаще всего используется понятие «социальная структура»[181]. Когда речь идет о социальной структуре, прежде всего имеется в виду то, что общество — это сложное целое, состоящее из организованных элементов, между которыми постоянно существует связь. Термин «структура» (от лат. structura — строение, расположение, порядок) ввел в социологию Г. Спенсер. Термин «структура» к этому времени уже давно и широко использовался в естественных науках, особенно в биологии и анатомии, для обозначения постоянных отношений между отдельными частями организма и его целым. Органицистская направленность социологии Спенсера требовала соответствующей терминологии. Однако Спенсер не был изобретателем уже вполне сложившейся к тому времени парадигмы рассмотрения общества как целого, состоящего из взаимосвязанных элементов, каждый из которых приобретает значение и смысл исходя из целого. Такое понимание общества присутствует везде, где идет речь о классах, нациях, социальных слоях, институтах и других составных частях общества, связанных между собой стабильными отношениями. Поэтому определение социальной структуры может быть только таким: социальная структура — принявшее повторяющиеся и устойчивые формы переплетение взаимоотношений и взаимосвязей между элементами общества. Социальная структура придает групповому опыту целенаправленность и организованность. Благодаря социальной структуре человек в своем сознании связывает определенные факты опыта, называя их, например, «семья», «церковь», «квартал» (район проживания). Почти так же человек воспринимает физические аспекты своего опыта — части, сведенные в целое, как структуры, а не как изолированные элементы. Например, когда мы смотрим на какое-то здание, мы видим не просто кровлю, кирпичи, стекло и прочие строительные материалы — мы видим дом; когда мы смотрим на бесхвостое земноводное, мы видим не просто выпученные глаза, гладкую пятнистую кожу и длинные задние лапы, а лягушку. При этом мы соотносим полученный опыт с другим опытом в рамках более обширного контекста. Именно социальная структура дает человеку ощущение того, что жизнь организованна и стабильна. Например, рассмотрим социальную структуру университета. Каждую осень проводится набор новых студентов, и каждое лето еще одна группа завершает учебу в университете. Деканаты определяют стипендии и управляют учебным процессом. Все новые студенты, преподаватели и деканы проходят через эту систему и в положенное время выходят из нее. Несмотря на то что конкретные люди, из которых состоит университет, со временем меняются, университет продолжает существовать. Точно так же семья, рок-группа, армия, коммерческая компания, религиозная община и нация — это социальные структуры. Следовательно, социальная структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества. Социологи рассматривают социальную структуру как социальный факт из тех, которые описывал Э. Дюркгейм. Мы воспринимаем социальный факт как нечто существующее вне нас, как независимую реальность, которая является частью нашего окружения. Можно сказать, социальные структуры ограничивают поведение индивида и направляют его действия в определенное русло. Поступив в университет, новичок чувствует себя как-то неловко, потому что еще не вписался в новое окружение. Традиции и обычаи университета — это социальная структура, форма, которую приняла данная организация за многие годы регулярного взаимодействия между студентами, преподавателями и руководством. Хотя мы используем статичную структурную терминологию для описания и анализа социальной жизни, это не должно закрывать динамичные и меняющиеся характеристики социальной структуры. Например, университет — не вечное единообразно и постоянно существующее социальное образование; для того чтобы он существовал как целое, его внутренние отношения и связи должны непрерывно воспроизводиться все новыми и новыми поколениями студентов и преподавателей. Социологи не пришли к единому мнению в том, что именно считать «элементами» общества, связи между которыми образуют социальную структуру. Одни полагают, что такими элементами являются просто люди, другие - что это не люди, а социальные роли, которые они выполняют, а третьи — что это социальные институты. 14.2. Концепции социальной структуры В социологии понятие социальной структуры является одним из основных. Однако именно потому, что им пользуются все социологи, оно приобрело многозначность, и различные смысловые оттенки определяют серьезные концептуальные различия. В структурном функционализме А. Рэдклифф-Браун, английский антрополог и социолог, связывает по смыслу понятие социальной структуры с понятием функции. Для него все компоненты социальной структуры выполняют свою необходимую функцию, и непрерывное существование каждого компонента связано функциональной зависимостью с существованием других. Ученый определяет социальную структуру как соответствующие моделям, или «нормальные», социальные отношения, как систему статусных позиций, занимая которые, индивид вступает в конкретные отношения с другими людьми. Т. Парсонс впоследствии развил идеи структурного функционализма применительно к крупным и сложным обществам, показав, что социальная структура по своей природе нормативна и ее составляют «институционализированные модели нормативной культуры». Иными словами, структуру образуют именно модели (образцы) поведения, которые, будучи относительно постоянными в данном обществе, обеспечивают единообразие и стабильность социальной жизни. Структурализм в лице К. Леви-Строса и Ф. де Соссюра предлагает нечто аналогичное. Для них структура — тоже модель, паттерн или тип, но локализованный в бессознательном. Эти неосознаваемые людьми и неявные закономерности, проявляющиеся в языке и поведении, объясняют многое в социальной жизни. Ле- ви-Строс считал, что его метод в равной мере применим к анализу мышления, речи и социального поведения. Структурализм пытается объяснять все многообразие социальной действительности бессознательными структурами, или типами, которые обязательно проявляются во всех сферах жизни. Таким образом, здесь структура рассматривается в значении, синонимичном значению немецкого «гештальт» или английского «паттерн». В другом понимании термин «структура» используется для того, чтобы отличить главное от второстепенного, существенное от несущественного, первичное от производного. Так, для К. Мангейма он имплицитно обозначает совокупность элементов социальной системы, которые являются базисными и оказывают определяющее влияние на все остальные. Мангейм определяет как базисные материальные элементы общества, на основе которых должны объясняться его идеальные элементы. Такое деление напоминает схему строения общества, предложенную К. Марксом, где фигурируют базис — экономические (материальные) отношения и надстройка — идеальные, духовные отношения. Влиянием марксистской традиции объясняется тот факт, что социологи до сих пор пользуются понятием социальной структуры как своего рода синонимом термина «социальная стратификация», причем какие-то элементы стратификации рассматривают как главные и определяющие, а какие-то — как производные. Еще одно значение термина «структура» дает Ж. Гурвич, кото- рый различает группы структурированные и группы организованные. Например, социальные классы всегда структурированы, но не всегда организованы. Структура — нечто неизмеримо большее, чем организация, это вся тотальность общества на всех его уровнях. Отсюда следует, что в любом случае понятие «социальная структура» содержит идею о том, что некоторые комплексы социальных отношений являются базисными, необходимыми для существования и функционирования всех форм социальной жизни, пронизывают собой всю реальность общества и выступают для действующих в нем индивидов как неустранимая данность их социального бытия, проявляющаяся в них самих, их поведении, мышлении, понимании себя и общества. Эту данность индивиды не могут изменить по собственной воле, или по крайней мере изменить ее очень трудно. Соци альная структура — как бы готовая, но постоянно обновляемая канва всей действительности жизни индивида в обществе. Само понятие социальной структуры относится преимущественно к арсеналу функционализма и соответственно хранит некоторый след социологического детерминизма: мы понимаем под структурой не зависящий от наших действий и воли социальный факт, обладающий надындивидуальной устойчивостью и стабильностью. Рассмотрим, какую роль во всем этом играет индивид? На этот вопрос существуют два традиционных ответа. С точки зрения функционализма (как, впрочем, и исторического материализма), социальная структура является фактором, определяющим и действия, и даже мысли, и настроения людей. Вульгарное понимание этого тезиса знакомо по событиям из отечественной и иной истории, когда многие были абсолютно уверены в том, что выходцы из пролетарской среды уже только в силу классового происхождения обладают верным знанием жизни и лучше ориентируются в социальной действительности, чем представители интеллигенции и других классов. С точки зрения конфликтологии все в обществе определяют групповые интересы и отношения господства и подчинения; иначе говоря, здесь социальные отношения тоже стоят над индивидом. Теории взаимодействия отвечают на данный вопрос иначе. Общество и социальные отношения не содержат ничего стабильного; это динамические процессы, каждую минуту творимые индивидами в их взаимодействии друг с другом. В такой парадигме можно говорить о наличии в обществе структуры, только если предварительно воскликнуть: «Остановись, мгновение!» Попытку найти в этом вопросе «золотую середину» предпринял британский социолог Э. Гидденс, соединивший оба подхода в единой логической конструкции. Согласно Гидценсу, структуры не может быть вне действия, как и действия — вне структуры. Структуры творятся человеческими действиями и воспроизводятся ими в социальной действительности. Поэтому можно говорить о наличии непрерывного процесса становления структур в действии, которому Гидденс дает название «структурация». Сама структура характеризуется двойственностью, будучи одновременно и результатом индивидуальных действий, и определяющим их условием. По мнению Гидценса, социальная структура не является чем-то внешним по отношению к индивиду, а существует скорее «внутри» его субъективности — в виде нормативных моделей поведения, традиций, сценариев действия и т.д. То, что структура находится вне субъекта, — это всего лишь иллюзия индивидуального восприятия, возникающая в результате наложения друг на друга представлений о стабилБноигогкружающей объективной реальности и социальном мире. В действительности, по Гидденсу, именно адекватные действия людей в процессе структурации обеспечивают воспроизводимость всего социально позитивного. Аналогичные попытки интегративного подхода к пониманию социальной структуры и действия предпринимались также Дж. Александером в теории многомерной социологии, Ю. Хабермасом в теории коммуникативного действия и т.д. Оригинальный подход к проблеме предлагает Дж. Хомане, считающий, что не существует независимых и автономных социальных структур: «Если вы достаточно долго ищете тайну общества, вы найдете ее... Тайна общества в том, что оно создано людьми, и в нем нет ничего, кроме того, что люди сами в него вложили»[182]. Хомане утверждает, что его анализ «элементарного социального поведения», непосредственного взаимодействия включает в себя «субинституциональный» уровень, являющийся основой всех социальных институтов. Сложность организации институционального уровня отражает более опосредованную природу многих отношений обмена. Например, служащий в системе бизнеса обменивает свое рабочее время на жалованье, которое получает не из рук директора или владельца фирмы, а из рук специального клерка в кассе. Вместо непосредственного обмена происходит непрямой, требующий участия одного или более посредников. Такие формы организации социальной жизни условно называются «социальные структуры», а в действительности это всего лишь простые цепочки взаимообусловленных индивидуальных действий; это «модели», или «паттерны», возникающие в результате таких действий. Социальная действительность может казаться нам живущей собственной жизнью только потому, что данные цепочки обычно очень длинны. Кук, О’Брайен и Коллок в рамках сетевой теории недавно разработали концепцию, согласно которой социальные структуры должны интерпретироваться как цепочки взаимодействий, образующие широкие сети социального обмена. Наиболее успешные попытки объяснения присутствия отчетливых структурных форм в социальной жизни сводятся к пониманию таких структур как непланируемых последствий индивидуальных действий. Индивиды могут не вполне сознавать, к каким социальным явлениям приводит их собственная практика. Классическим примером здесь могут служить рыночные отношения, когда нужды и потребности населения удовлетворяются стихийно складывающимся рынком без централизованного планирования и координации. Таков непредвиденный и незапланированный результат сотен отдельных индивидуальных действий. Однако данный подход отказывает социальной структуре в какой бы то ни было автономии и способности принуждения. В этом смысле подобные теории сталкиваются с трудностями, аналогичными затруднениям всех других теорий, фокусирующихся на действии в ущерб исследованиям социальной структуры. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. В дореволюционной России в церковно-приходской сельской школе в одном классе сидели ученики разного возраста. Сегодня большинство школ делятся на классы по году рождения. Таким образом, на процессе обучения отражается возрастная структура школьников. Теперь учитель чаще всего имеет дело с учениками одинакового возраста. Он иначе структурирует учебный материал и ход школьных уроков, чем это делал учитель в сельской школе с одним классом. Установите, где слова «структура» и «структурировать» относятся к «социальной структуре». 2. Структура персонала многих промышленных предприятий в последние десятилетия изменилась. Чаще всего сегодня доля служащих в коллективе больше, чем раньше. Внутренняя структура трудового коллектива тоже претерпела изменения. На некоторых предприятиях выросло число квалифицированных работников, а на других оно снизилось. Иногда это зависит от структурных изменений в производственном процессе. Например, если оказывается, что более целесообразно выполнять ремонтные работы силами рабочих, задействованных в производстве, то это может означать, что сократились группы ремонтников, вытесненные квалифицированными работниками, либо теперь все обученные работники также участвуют в производстве. Причем интересно, что тогда структура предприятия в меньшей степени отличается специализацией, а структура профессионального обучения не испытывает больше тенденции к поляризации. Разберитесь, где под словом «структура» подразумевается «социальная структура», а где — нет. 3. Для капиталистического общества характерно подчинение относительно небольшому классу капиталистов многочисленного класса пролетариев. Этот антагонизм составляет важную часть классовой структуры таких обществ. Возможно, в этом отношении двух классов заключена динамика, ведущая к уничтожению капиталистического общества. Так считали теоретики марксизма. Классовая структура такого общества обладает определенной стабильностью, несмотря на большие изменения, которые в нем непрерывно происходят. (Иначе обстоит дело с сословной принадлежностью в сословном феодальном обществе.) Обсудите, какие факторы влияют на поддержание относительной стабильности классовой структуры капиталистического общества. 4. Бесспорно, университеты можно рассматривать как «социальные системы». Во многих университетах численность студентов за последние годы резко возросла. Одновременно увеличивается число университетов, создаются новые факультеты и специальности, например в технических вузах. Этот процесс часто вызывает критику, основным аргументом которой служит идея о том, что так «вся система образования выйдет из равновесия». Слово «равновесие», как известно, часто используется в социологии, если речь идет о функциональной взаимосвязи социальных систем. Обсудите, что здесь имеется в виду под нарушением равновесия и какими действиями можно было бы способствовать сохранению равновесия? 5. Дайте характеристику общества как системы. В чем специфика системного подхода к обществу? Какими преимуществами он обладает? 6. Как вы полагаете, в чем отличие системного подхода к обществу от органицистского (Г. Спенсер)? 7. В чем смысловое различие между понятиями «система» и «структура»? «Социальная система» и «социальная структура»? 8. Можете ли вы представить себе общество, полностью лишенное структуры? Как бы оно выглядело? Что дает социальная структура для организации нашего опыта жизни в обществе? 9. Как соотносятся, на ваш взгляд, жесткая социальная структура, которую человек, рождаясь, находит уже как бы предзаданной, и индивидуальная свобода? Аргументируйте свой ответ. 10. Какие интерпретации понятия социальной структуры вам известны? Охарактеризуйте их. Какая из них кажется вам предпочтительнее? Обоснуйте свой ответ. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ 15.1. Понятие и типы социальных групп Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью — это взаимодействие с окружающей его социальной группой. Именно группа для индивида является представителем общества в целом, его требований и интересов, именно группа от лица всего общества предлагает индивиду социальные гарантии и блага. Иными словами, на уровне непосредственного опыталичности группа —это и есть общество, «другие люди». Можно сказать, «социальная группа — это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других»[183]. Группы — это своего рода «связки» людей, соединения индивидов в относительно стабильные взаимоотношения. Социальной взаимосвязью будем называть взаимоотношения между людьми, обусловленные наличием общей цели и существующие достаточно долго во времени. Социальная взаимосвязь бывает двух типов: 1) экспрессивная — образующаяся на основе эмоционального соучастия в делах других людей. Связи такого рода существуют между теми, кто находится друг с другом в отношениях эмоциональной значимости, — родственниками, друзьями, товарищами; 2) инструментальная — лишенная эмоционального аспекта и образующаяся в процессе сотрудничества индивидов, направленного на достижение какой-то цели. Такие связи обычно называют чисто деловыми. В соответствии с этими критериями социальные группы делятся на первичные и вторичные. Первичная группа — это группа, члены которой объединены связью первого типа, т.е. эмоционально окрашенной экспрессивной связью. Первичная группа обладает безусловной значимостью для индивида: в нее входят люди, которые играют неповторимую роль в его жизни. Вторичные группы — это группы, в которые индивиды вступают для достижения конкретной практической цели, объединенные связью второго типа, т.е. находящиеся между собой в безличных отношениях. Например, семья — это первичная группа, а школьный класс, студенческая группа — вторичные. Между первичной группой и вторичной возможны взаимопереходы. Нередко люди, первоначально собравшиеся для достижения конкретной цели, тесно сближаются в процессе групповой деятельности и становятся необходимы друг для друга. Например, в студенческой группе возникают дружеские союзы и любовные пары. Образование первичных групп более вероятно при выполнении следующих условий: чем меньше численно вторичная группа, тем больше вероятность того, что между ее членами сложатся тесные доверительные отношения; частые, регулярные и продолжительные контакты между индивидами способствуют углублению их взаимоотношений. Первичные группы составляют основу социальных отношений. Во-первых, они играют решающую роль в процессе социализации индивида. Важнейшей из первичных групп является семья, где дети с ранних лет приобретают опыт социальных отношений, усваивают социальные нормы и ценности, культурные модели общества, постигают азы социальной солидарности. Во-вторых, в рамках первичных групп удовлетворяется большая часть потребностей индивида, таких, как потребность в любви, взаимопонимании, безопасности. Поэтому более эффективно функционируют вторичные группы, в рамках которых образовались прочные первичные связи. Например, чем крепче первичные групповые связи в воинских частях, тем большего успеха они добиваются в бою. В-третьих, первичные группы являются мощным инструментом социального контроля. Они добиваются от индивидов поведения, соответствующего нормам и ценностям, принятым в группе. Для индивида порицание и санкции со стороны членов первичной группы зачастую более значимы и весомы, чем критика «общества в целом». Внутренняя группа — это группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит. Внешняя группа — группа, с которой индивид не идентифицирует себя и к которой он не принадлежит. Различия между двумя типами групп подчеркиваются с помощью личных местоимений «мы» и «они». Поэтому внутренние группы можно определить как «наши группы», а внешние — как «их группы». Понятие внутренних и внешних групп говорит о наличии границ — социальных демаркационных линий, указывающих, где начинается взаимодействие и где оно заканчивается. Границы групп не являются физическими барьерами, скорее это разрывы в потоке социального взаимодействия. Одни границы основываются на территориальных принципах (квартал, район, община, страна), другие связаны с социальными различиями (этнические, религиозные, политические, профессиональные, языковые, кровнородственные группы, социально-экономический класс). Границы не дают «чужакам» проникать в сферу группы и одновременно удерживают членов группы в этой сфере, чтобы те не прельстились возможностями социального взаимодействия с группами-соперниками. В ситуациях, в которых присутствует элемент соперничества, повышается осознание индивидом внутригрупповой причастности и усиливается антагонизм в отношении внешних групп. Это показал эксперимент, проведенный Музафером Шерифом и его помощниками (1961). Объектами исследования Шерифа были мальчики 11—12 лет, здоровые, хорошо адаптированные в социальном плане подростки из благополучных семей среднего класса. Эксперимент проводился в условиях летнего лагеря. Мальчиков разделили на две группы. В первую неделю жизни в лагере мальчики в обеих группах поближе познакомились друг с другом, выработали неписаные групповые законы и разделили внутригрупповые обязанности и ведущие роли. В течение второй недели экспериментаторы сталкивали две группы ребят в разных мероприятиях и играх на соревновательной основе: турнир по бейсболу, по ручному мячу, военная игра, поиски клада. Состязания начинались с дружеского спортивного настроя, но добрые чувства друг к другу быстро улетучились. В течение третьей недели, так называемой фазы интеграции, Шериф постоянно сводил обе группы подростков в различных ситуациях, включая совместные трапезы, просмотр кинофильмов и запуск шутих. Однако эти ситуации не уменьшили напряженность между группами, а только предоставили мальчикам из двух групп дополнительный повод для соперничества, ссор и издевательств друг над другом. Тогда экспериментаторы организовали ряд чрезвычайных и естественных ситуаций, в которых обе группы были вынуждены работать сообща для достижения одной цели (аварийный ремонт лагерного водопровода). Если соревнования только усиливали представления мальчиков о групповых границах, работа для достижения общей цели уменьшила враждебность к представителям внешней группы и сгладила межгрупповые барьеры, сделав возможным сотрудничество. Индивид оценивает себя и задает направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом контексте. Но поскольку все люди принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых представляет уникальную субкультуру или контркультуру, стандарты, которыми они пользуются для оценки и организации своего поведения, также различаются. Референтные группы — это социальные единицы, на которые индивид ориентируется при оценке и формировании своих взглядов, чувств и действий. При формировании своих установок и убеждений и осуществлении своих действий люди сравнивают или идентифицируют себя с другими людьми или группами, чьи установки, убеждения и действия воспринимаются ими как достойные подражания. Именно такие группы называют референтными. Индивид может не принадлежать к референтной группе, поэтому такую группу следует рассматривать как источник психологической идентификации. Наличие референтных групп помогает объяснить кажущиеся противоречия в поведении, когда индивиды берут за образец людей, относящихся к другой социальной группе, отличной от той, членами которой являются сами, например, революционер — выходец из аристократических кругов, католик-вероотступник, профсоюзный деятель — реакционер, потрепанный джентльмен, предатель, сотрудничающий с врагами; ассимилировавшийся иммигрант; горничная, стремящаяся достичь высших социальных кругов. Референтные группы выполняют как нормативные функции, так и сравнительные. Поскольку индивиду хотелось бы видеть себя полноправным членом определенной группы (или он стремится к членству в какой-то группе), он принимает групповые стандарты и принципы, «культивируя» соответствующие жизненные принципы, политические убеждения, музыкальные и гастрономические вкусы, сексуальные нормы и отношение к употреблению наркотиков. Поведение индивида задается принадлежностью к конкретной группе. Индивид также использует стандарты своей референтной группы для оценки самого себя как эталонную отметку, по которой он оценивает свою внешнюю привлекательность, интеллект, здоровье, положение в обществе и жизненный уровень. Ощущение относительной депривации возникает, если группа, членом которой является данный индивид, не соответствует его референтной группе, и проявляется в неудовлетворенности, обусловленной разрывом между тем, что он имеет (обстоятельства, сопутствующие его принадлежности к определенной группе), и тем, что, по его мнению, он должен бы иметь (положение, характерное для референтной группы). Например, чиновник в большей степени ощущает свою депривированность, когда сравнивает себя с теми из своих коллег, которые получили повышение по службе, и в меньшей, когда сравнение проводится с теми из них, кто остался в прежней должности. Нередко ощущение относительной депривации приводит к социальному отчуждению и подготавливает почву для коллективных выступлений и революционных общественных настроений. Можно утверждать, что в понятии референтной группы содержится ключ к пониманию социальных изменений. Заметим, что не все референтные группы являются положительными, и сравнением с негативными референтными группами мы стремимся подчеркнуть различия между собой и другими. 15.2. Динамические характеристики социальных групп Социальные группы обладают динамическими характеристиками, позволяющими рассматривать их в процессе живого социального взаимодействия. К таким характеристикам относят размер группы, ее внутреннюю структуру (лидеры, рядовые члены, аутсайдеры), стиль руководства внутри группы, специфические феномены социальной жизни, связанные с групповым поведением. Размер группы сам по себе во многом определяет характер внутригрупповых взаимодействий. Наиболее тесные и значимые отношения возникают в группе, состоящей из двух человек (диада), например между мужем и женой, влюбленными, близкими друзьями. В диаде чувства и эмоции, как правило, играют более важную роль, чем в многочисленных группах. Однако отношения в диаде отличаются большей хрупкостью, чем в более многочисленных группах, и более подвержены разочарованиям. Добавление к группе третьего члена - образование триады - в корне меняет социальную ситуацию. Группа приобретает новые возможности — образования внутренних «фракций», союзов двоих против третьего, бойкотов, выделения лидера и аутсайдера и т.д. Согласно исследованиям психологов и социологов, оптимальная численность малой группы составляет пять человек. В такой группе никакая внутригрупповая ситуация не может оказаться тупиковой, поскольку всегда легко выделить мнение большинства. Кроме того, быть в меньшинстве в такой группе не означает оказаться в изоляции. Такая группа достаточно велика для того, чтобы ее члены могли вполне «социально» в ней себя чувствовать - меняться ролями, свободно выражать свое мнение и убеждать в своей правоте остальных, но в то же время достаточно мала и ее члены считаются друг с другом и проявляют взаимное уважение. Внутренняя структура группы. Без общего руководства люди начинают испытывать трудности с координированием своей деятельности, например футбольная команда без тренера, армия без офицеров, предприятие без директора, университет без декана, оркестр без дирижера, молодежная группа без вожака. Следовательно, в групповом окружении некоторые члены группы имеют большее влияние, чем прочие. Таких индивидов называют лидерами. Малые группы способны обходиться без лидера, однако в многочисленных группах отсутствие руководства приводит к хаосу. Для небольших групп, как правило, свойственны лидеры двух типов: специалист-производственник — занимается оценкой текущих задач и организацией действий по их выполнению; этот тип руководства является инструментальным, направленным на достижение групповых целей; специалист-психолог — решает межличностные проблемы, снимает напряженность между членами группы и способствует повышению духа солидарности в группе; этот тип является экспрессивным, ориентированным на создание в группе атмосферы гармонии и солидарности. В некоторых случаях один человек берет на себя обе эти роли, но обычно каждая из них выполняется отдельным руководителем. Ни одна из ролей не может представляться более важной, чем дру- гая, относительную значимость каждой роли диктует конкретная ситуация. Лидеры используют различные стили руководства для оказания влияния на членов группы. Классическое исследование стилей руководства провел К. Левин. В ходе этого исследования взрослые руководители, работавшие с группами 11-летних мальчиков, следовали одному из трех стилей руководства — авторитарному, демократическому или стилю невмешательства. Руководитель, реализующий авторитарный стиль, определял основное направление действий группы, давал поэтапные инструкции, так что мальчики имели четкое представление о будущих заданиях, назначал партнеров для работы, давал субъективные положительные и критические оценки и оставался в стороне от участия в деятельности группы. Руководитель, реализующий демократический стиль, разрешал мальчикам участвовать в процессе принятия решений, очерчивал только общие цели работы, предлагал варианты их достижения, позволял членам группы работать совместно с теми, с кем им хотелось, объективно оценивал достижения мальчиков и сам участвовал в деятельности группы. Руководитель, реализующий стиль невмешательства, вел себя пассивно: предоставлял материалы, давал советы и оказывал помощь только по просьбе членов группы, отказываясь оценивать результаты работы. Исследователи обнаружили, что авторитарный стиль руководства приводил членов группы к полному упадку сил и вызывал у них враждебные чувства к своему руководителю; производительность оставалась высокой только в присутствии руководителя, но с его уходом она значительно понижалась. При демократическом стиле руководства члены группы ощущали большее удовлетворение, были ориентированы на задачи группы и дружелюбны, проявляли самостоятельность (особенно в отсутствие руководителя) и низкие уровни межличностной агрессии. Стиль невмешательства привел к низкой производительности и высоким уровням межличностной агрессии. Подчеркнем, что эксперимент проводился с американскими подростками, воспитанными на демократических принципах. При иных условиях и в другой культурной среде может оказаться более предпочтительным авторитарный стиль руководства. Высокий процент авторитарных лидеров в развивающихся странах позволяет предположить, что в условиях высокой напряженности население страны может счесть предпочтительным директивное правление. Однако не менее логичным представляется объяснение, согласно которому в подобных обстоятельствах авторитарным правителям проще захватить и удерживать власть. 15.3. Феномены социальной жизни, связанные с групповым поведением Согласно старинной пословице, «когда рук много, работа идет легче». Однако, как выясняется, эта пословица не соответствует истине. Например, можно было бы ожидать, что три человека будут тянуть канат в 3 раза интенсивнее, чем один, а восемь человек — в 8 раз сильнее. На деле выходит противоположное. Исследования показывают, что если усилия одного человека, тянущего канат, равны 4 кг, то усилия каждого в группе из трех человек составляют 3,6 кг, а в группе из восьми человек — 1,9 кг. В качестве одной из причин можно назвать неправильно скоординированные усилия. Однако, когда участникам эксперимента завязывали глаза и убеждали в том, что они тянут канат не в одиночку, а вместе с группой, они тоже не перетруждали себя. Очевидно, когда люди работают группами, они прилагают меньше усилий, чем в процессе самостоятельной работы. Этот феномен называется социальным манкированием и позволяет предположить, что между размером группы и мотивацией индивидов существует обратная зависимость. Социальная дилемма — ситуация, в которой члены группы сталкиваются с противоречием между максимальным удовлетворением своих личных интересов и максимальным повышением коллективного благополучия. Социальные дилеммы встречаются во многих жизненных ситуациях. Н апример, для каждого солдата, оказавшегося в окопе перед завершающим этапом сражения, представляется разумным оставаться в окопе, чтобы не быть убитым, но если такое решение примут все солдаты, сражение будет проиграно и гибель станет общим уделом. Во многих социальных дилеммах существует вероятность того, что какой-то другой член группы сможет и захочет действовать на общее благо и тогда ваш личный вклад не понадобится. Социальные механизмы контроля способны побудить индивидов действовать в духе коллективизма, а не руководствуясь только эгоистичными соображениями. Они ограничивают те действия индивида, которые наносят ущерб общему благополучию. Часто эту функцию берет на себя государство, регулирующее доступ к различным ресурсам. Групповые нормы нередко достигают той же цели посредством неформальных санкций. Однако существуют и другие средства, побуждающие людей действовать согласо ванно и выбирать прообщественные модели поведения. Среди них есть такие, которые подчеркивают групповые границы и способствуют развитию необычайно сильной групповой идентификации. Более того, если индивиды чувствуют, что их сотрудничество с другими людьми вознаграждается (к примеру, равное участие в прибылях или иных благах), они бывают менее склонны к эгоистическому, индивидуалистскому поведению. Групповое мышление является еще одной стратегией и представляет собой процесс принятия решений в группе с чрезвычайно тесными связями, членов которой настолько волнует вопрос сохранения консенсуса, что это отрицательно сказывается на их критических способностях. В случае группового мышления члены группы испытывают иллюзию добровольности принимаемых ими решений, что приводит к гипертрофированной уверенности и большей готовности рисковать. Поэтому данная стратегия может иметь разрушительные последствия, что показано ниже на примерах. В 1961 г. администрация президента США Дж. Кеннеди предприняла неудачное вторжение на Кубу. Большая часть из 1400 наемников кубинского происхождения, прошедших специальную подготовку в ЦРУ для вторжения на территорию Кубы, была убита или захвачена в плен войсками Кастро. Этот провал укрепил не только позиции Кастро, но и союз Кубы с СССР, и в результате его советское правительство предприняло попытку разместить на Кубе ядерные ракеты. Позже президент Кеннеди задавал себе вопрос: «Как мы могли совершить подобную глупость?» Президент и его советники не только недооценили размер и мощь армии Кастро, но во многих случаях даже не сумели получить необходимую информацию. Социальный психолог Э. Янис выдвигает предположение о том, что президент и его советники оказались жертвами группового мышления. Они безоговорочно верят в правоту своего дела — в нашем примере в необходимость свержения коммунистического режима Кастро, который американская верхушка считала причиной всех зол. Члены группы требуют единодушия и оказывают давление на тех, кто выражает сомнения в предложенном плане действий; они не дают хода собственным сомнениям и выполняют роль цензоров по отношению к самим себе. Действительно, позже выяснилось, что государственный секретарь Дин Раск и министр обороны Роберт Макнамара придерживались противоположного мнения относительно планов вторжения на Кубу, хотя и принимали участие во всех заседаниях верхушки. Групповое мышление подтверждает наличие мощного общественного давления, характерного для группового окружения и оказывающего воздействие на взгляды членов группы. Хотя подобное давление влияет на поведение индивидов, часто они не осознают этого. Музафер Шериф впервые продемонстрировал это положение на примере. Людям, видящим маленькое, фиксированное световое пятно в темной комнате, кажется, что оно колеблется во всех направлениях. Однако мнения отдельных людей о перемещении светового пятна различаются. Сначала Шериф показывал пятно света каждому испытуемому по отдельности и регистрировал их ответы. Затем он собрал в группы испытуемых с разными мнениями, снова попросил их посмотреть на световое пятно и повторить результаты своего наблюдения вслух. В этих обстоятельствах мнения людей начали склоняться в сторону групповых стандартов. Когда Шериф снова беседовал с этими же испытуемыми один на один, они уже не вернулись к своим первоначальным ответам, а продолжали придерживаться групповых стандартов. Примечательно, что многие испытуемые заявили, что пришли к этому мнению самостоятельно и групповая оценка на них не повлияла. В эксперименте Соломона Эша испытуемые сравнивали прямые линии одинаковой длины, образованные картами из двух колод и разложенные в центре комнаты. Члены нескольких групп по девять человек в каждой произнесли ответы вслух, причем по предварительной договоренности с Эшем большинство участников эксперимента единодушно дали неправильные ответы в некоторых тестах. Несмотря на то что правильный ответ буквально лежал на поверхности, почти треть испытуемых сделала ошибки в суждениях, идентичные или схожие с намеренно ошибочным мнением большинства. Некоторые индивиды соглашаются с мнением группы, даже если для этого им приходится не верить собственным глазам. Таким образом, когда индивиды попадают в полную зависимость от группы, они способны жертвовать собственной независимостью и ослаблять контроль над своим телом и поступками. Все это показывает, насколько важную роль в жизни человека играют группы, особенно те, в которых проходит развитие личности и в деятельности которых человек принимает ежедневное участие. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Многие участвуют во встречах выпускников даже спустя много лет после окончания школы. Иногда они исключительно быстро находят контакт со своими бывшими одноклассниками, а иногда обнаруживают, что многие из них сильно изменились и их трудно узнать, а потом оказывается, что и говорить с ними уже не о чем. Чем можно объяснить это явление? 2. Во многих фирмах существует правило не назначать руководителем отдела человека, который сам сформировался как специалист в этом отделе. Но такой человек располагает большей информацией об отделе, его хорошо знают все работники отдела. Почему охотнее приглашают человека со стороны, который с большим трудом вписывается в новый коллектив? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.064 сек.) |