|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО8.1. Понятие культуры в социологии Культура может быть определена и как поведение, специфическое для Homo sapiens, и как совокупность материальных объектов, используемых в качестве неотъемлемой части этого поведения. Существование и использование культуры основано на способности, которой обладает только человек. Культура создается людьми, культуре обучаются; поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов формируется личность ребенка и происходит регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, то культура бы погибла. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Выступая одной из форм проявления сущностных сил человека, показателем уровня и меры прогресса общества, его классов и социальных групп, культура представляет собой единство различных форм общественного сознания и практической деятельности, которые направлены на материальное и духовное воплощение идей, взглядов, ценностных ориентаций. В культуре отражаются и закрепляются социально-личностные качества созидательного труда. Каждое человеческое общество имеет собственную специфическую культуру, или социокультурную систему, которая в какой-то степени совпадает с другими системами. Различие социокультурных систем обусловлено разницей в физических условиях и ресурсах, диапазоном возможностей, свойственных различным областям деятельности, и степенью социального развития и т.п. На отношения, ценности, идеалы и верования индивида влияет культура среды его обитания; конечно, индивид может жить или перемещаться в рамках нескольких культур. В настоящее время известно более 500 определений понятия «культура», предложенных в самых разных отраслях науки и практики. Для социологической науки наиболее удачным является определение Э. Тайлора: культура представляет собой сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и любые другие умения и привычки, усвоенные человеком как членом общества[143]. Приведем еще одно определение: культура — комплексное многофункциональное понятие, с четкой выраженностью важнейших социальных функций, проявляющихся через преобразовательную, творческую деятельность индивидов и социальных институтов, и в этом аспекте культура понимается как специфический способ жизнедеятельности человека, как воплощение общественного прогресса и общественной деятельности[144]. В социологии выделяют два вида культуры: - материальную — продукты ремесел и производства, орудия труда, инструменты, сооружения, здания, техника и др.; - нематериальную — представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и т.д. Культура также подразделяется на такие типы, как элитарная и народная; массовая и субкультура и проч. Элитарная (или высокая) культура создается либо привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами и включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Народная культура создается анонимными творцами и включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Массовая (или общедоступная) культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (печать, радио, телевидение, грамзаписи и др.) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная эстрадная музыка — яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна людям всех возрастов, всем слоям населения независимо от уровня образования. Как правило, произведения массовой культуры обладают меньшей художественной ценностью, чем произведения элитарной или народной культуры. Но у нее самая широкая аудитория, и она является авторской. Исследователи отмечают, что в России начиная с 1990-х гг. массовая культура приобретает все более негативный характер (например, в 2006 г. из 100 фильмов, наиболее популярных в видеосалонах Санкт-Петербурга, 52 % по своей тематике относились к боевикам, 51 % были эротического содержания, 14 % — фильмы ужасов, 18 % — фильмы-карате и только 5 % обладали художественно-эстетической ценностью)[145]. Массовиза- ция культуры и ее упрощение, примитивация — характерное явление для культуры современного российского общества и относится не только к миру кино, но и к другим направлениям искусства и культуры — музыке, литературе и т.д. Культура функционирует в общественных взаимосвязях на различных уровнях в определенных конкретных формах. Для отражения этой конкретной формы бытия культуры в социологии используется понятие субкультуры. Субкультура — это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу. Каждое сообщество создает особую субкультуру. Субкультура не отрицает общечеловеческой культуры, но в то же время она имеет свои специфические отличия, связанные с особенностями жизнедеятельности тех или иных сообществ. Выделяют также западные, восточные, национальные, конфессиональные, профессиональные субкультуры, субкультуры организаций, социальных групп и т.д. Так, национальная культура — это символы, верования, ценности, нормы и образцы поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране. В стране, однородной в лингвистическом и этническом отношении, может быть одна национальная культура; однако в большинстве стран функционирует несколько национальных культур. Конфессиональная культура складывается на основе общности вероисповедания, принадлежности к той или иной церкви. На базе этой общности формируется общность символов, ценностей, идеалов и образцов поведения. Например, можно говорить о христианской, мусульманской, буддийской культурах в целом. Отдельные ветви, направления в мировых религиях создают свои субкультуры; так, в христианской культуре выделяют православную, католическую, протестантскую субкультуры. В свою очередь в этих субкультурах возможны свои субкультуры. 8.2. Основные элементы культуры и культурные универсалии Культура необычайно многообразна, включает в себя все то, что было создано человечеством на протяжении его исторического духовного развития. Исследование этого культурного многообразия осуществляется на основе выделения элементов культуры, к которым относятся символы и знаки, ритуалы и обычаи, ценности и нормы и т.д. Знаки и символы представлены главным образом в языке. Благодаря им становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык — это объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет по крайней мере два взаимосвязанных значения: - язык вообще, т.е. язык как определенный класс знаковых систем; - конкретный, так называемый этнический язык — конкретная реально существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в конкретное время и конкретном пространстве. Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей и поэтому является по- лифункциональной системой. Основные его функции — создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения (коммуникативная функция), язык обеспечивает социальное поведение человека. Ценности — общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов. Например, в христианской морали десять заповедей указывают, что ценностями, в частности, являются сохранение человеческой жизни («не убий»), супружеская верность («не прелюбодействуй»), уважение к родителям («чти отца своего и мать свою»). Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что ею не является. Правила регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Стандарты поведения определяются социальными нормами. Соблюдению норм способствуют социальные наказания или поощрения, называемые санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называют негативными санкциями. К ним относятся выговор, штраф, тюремное заключение и др. Позитивными санкциями (денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм. Санкции обретают законность на основе норм. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычка — это установившаяся схема поведения, или, другими словами, стереотип поведения в определенных ситуациях. Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих и основанные на привычках. Они отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры — путем воспитания. Манеры чрезвычайно разнообразны: одни относятся к светским, другие — к повседневным. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а особый культурный комплекс называется этикетом. Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы, характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения, в отличие от манер присущий широким массам людей. Он также основан на привычке, но не на индивидуальной привычке, а коллективной. Обычай — воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать обряды, праздники, производственные навыки и т.д. Обычаи — неписаные правила поведения. Традиции — элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Иначе говоря, если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. В то же время слепое преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. С понятием «традиция» тесно связано понятие традиционного общества, под которым принято понимать все типы общества, отличающиеся от социальных моделей Нового времени (общества античности, Средневековья, а также большинство цивилизаций Востока). Главным отличительным признаком такого общества является то, что центральное место в нем принадлежит религиозным и мифологическим системам, лежащим в основании всех со- циально-культурных и политических институтов[146]. Традиционное общество занимает самый большой отрезок времени в истории человечества. К нему относят три исторические эпохи — первобытность (охотничье-собирательская, пастушеская и земледельческая стадии развития), рабовладельческую античность и средневековый феодализм. Отличительное свойство традиционного общества заключается в том, что прошлое господствует над настоящим, определяя его ход и развитие, а традиция выступает способом или механизмом передачи исторического опыта, обеспечения преемственности и устойчивости в индивидуальном и социальном развитии людей. Традиция является определенным образцом в обществе, следование которому предполагает отрицание инноваций, креативности, давая им однозначно негативную оценку, особенно если они грозят старым традиционным устоям общества. В традиционном обществе отсутствует выбор как таковой, поскольку опыт каждого нового поколения основывается на социальном опыте старшего поколения. Традиция есть нечто вроде социального инстинкта, т.е. исторически унаследованной способности совершать действия (целесообразные и не очень), следуя безотчетному побуждению. Это некий автоматически работающий механизм, пользующийся почетом и уважением, как правило, религиозно освященный. Традиция пронизывает всю социальную сферу жизнедеятельности людей, ограничивая возможности личностного развития, свободного самовыражения. Традиция определяет статусные позиции в обществе, задает ее ориентиры и принципы, и это означает, что не личность определяет статус, а, наоборот, статус определяет личность и функции или роли, выполняемые человеком, находятся в зависимости от таких аскриптивных (предписанных) вещей, как возраст, пол, принадлежность к той или иной общине — родовой, семейной, клановой, территориальной и т.д. При этом члены традиционного общества принимают как должное сложившийся социальный порядок и редко пытаются его изменить. В итоге социально-статусная предопределенность человека практически не оставляет возможности для индивидуального самоопределения. Когда традиция мешает прогрессивному развитию общества, которое не может функционировать в рамках сложившейся традиционной системы, наступает гибель такого общества, если не будут произведены адекватные ситуации изменения. Это убедительно подтверждает исчезновение многих древних народов, некогда цветущих государств и цивилизаций. Отметим, что вплоть до 1960-х гг. научный взгляд на понятие «традиция» и ее функциональность определялся подходом, разработанным М. Вебером и сводившимся к жесткому противопоставлению категорий традиционного и рационального. В рамках мо- дернизационного подхода традиционное, препятствующее развитию общества, рассматривалось преимущественно в негативном свете, поскольку традиция считалась явлением отмирающим, не способным ни реально противиться современным формам жизни, ни сосуществовать с ними. Но с середины XX в. взгляд на природу традиции изменился и стала высказываться мысль, что традиция и инновация, традиция и современность взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это доказывает современное российское общество, в котором тесно переплетено традиционное и современное. Сейчас в социологической теории принят термин «переходное общество», применяющийся для обозначения обществ трансформационного типа. В этот «переходный» период традиционные общества и институты, реорганизуясь, приспосабливаются к изменяющимся ус ловиям, а традиционные ценности в некоторых случаях могут служить источником легитимации новых ценностей для достижения новых целей. Ритуал (обряд) — совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих те или иные социальные идеи, представления, нормы и ценности и вызывающих определенные коллективные чувства. В них выражаются религиозные представления или бытовые традиции. Ритуалы не ограничиваются одной социальной группой, а относятся ко всем слоям населения. Ритуалы сопровождают важные моменты человеческой жизни. Сила ритуала — в его эмоционально-психологическом воздействии на людей. В ритуале происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия. Выполнение ритуалов, или церемониальных актов, предписываемых религиозной традицией, составляет специфический тип поведения, который можно проследить в любом известном науке обществе. Поэтому ритуал можно рассматривать как информацию, позволяющую дать описание человеческой реальности. Культурные универсалии существуют в виде норм, ценностей, правил, традиций и свойств. Хотя каждый народ, каждое общество сформировало свою уникальную культуру, отличающуюся от других, однако культурные универсалии присущи всем культурам независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т.д.) создает на протяжении многих веков собственную культуру, которая сопровождает индивида в течение всей его жизни и передается из поколения в поколение. В результате возникает множество культур. В социологии культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектами социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом контексте можно сказать, что социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и социальным окружением, динамику развития культуры, которая позволяет определить уровень развития культуры сообществ и, следовательно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе. Американский социолог и этнограф Д. Мердок в 1959 г. выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов: возрастная градация, спорт, нательные украшения, календарь, соблюдение чистоты, общинная организация, приготовление пищи, кооперация труда, космология, ухаживание, танцы, декоративное искусство, гадание, толкование снов, разделение труда, образование и т.д. Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человечеством окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Люди живут совместной жизнью, у них появляются танцы, игры, приветствия, разделение труда и т.п. 8.3. Молодежная культура и субкультура Субкультура — система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, представители которой обладают общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Например, считается, что задачей делинквентных (преступных) субкультур является решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей неудачи в большом обществе. Черты молодежных субкультур, часто рассматриваемых как девиантные, проявляются в своеобразных стилях в одежде и музыке, которые отличают их от прочих членов общества. В современном российском обществе активизация различных молодежных движений и организаций заставляет общественность обращать на феномен молодежной субкультуры пристальное внимание, однако это внимание несколько однобокое, поскольку в поле зрения СМИ обычно попадают молодежные движения только антисоциальной направленности, активность которой еще и «раздувается» в СМИ. Так обстоит дело с известным молодежным националистическим движением скинхедов, масштабность и организованность которого в России сильно преувеличиваются, а излишнее внимание к этому движению лишь разжигает в обществе националистические идеи и конфликты[147]. На самом деле российские скинхеды в целом не имеют единой организации, представляют собой совокупность разрозненных и не связанных между собой групп. Некоторые исследователи рассматривают практику субкультур как выражение оппозиции господствующей культуре. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образцы поведения, а также ценности отличаются от таковых в доминирующей культуре. Субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социетальном контексте»[148]. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство относится к субкультуре с неодобрением или недоверием. Контркультура формируется на основе таких норм и ценностей, которые группа активно вырабатывает и которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. Известный пример контркультуры — хиппи 1960-х гг. или «система» в России 1980-х гг. Молодежные субкультуры вызывают повышенный интерес социологов в последние 3—4 десятилетия, так как они стали важным фактором эволюционного обновления современного общества и трансформации его в постсовременное. Молодежные субкультуры и молодежная контркультура выступают частью механизма культурных инноваций, благодаря которому общество постмодерна толерантно к иным точкам зрения, плюралистично, свободно и интеллектуально. Довольно часто отечественные молодежные субкультуры — хиппи, панки, рэйверы или стиляги — представляются следствием копирования западных образцов. Разумеется, нелепо отрицать влияние западных субкультур на отечественные. Однако сами западные молодежные субкультуры даже при поверхностном рассмотрении обнаруживают наличие множества элементов, заимствованных из культурных традиций, подчас противоположных западной культуре, или, точнее, культуре американского (западноевропейского) среднего класса. Данная культура была основой консенсуса, которому был в 1950—1960-х гг. брошен вызов молодежными субкультурами. Можно предположить, что и отечественные, и западные молодежные субкультуры — результат осознанного поиска новой идентичности, выстраивания нового стиля. Источником этого стиля является романтизированный и идеализированный образ другой цивилизации или культуры («культурный миф», «культурная утопия»). Для молодежных субкультур Запада источниками для конструирования «культурных мифов» стали буддийский Восток, Африка, культуры североамериканских индейцев и т.д. Это было не заимствование, а именно конструирование на основе образа чужой культуры, который очищался от неприемлемых черт, пополнялся собственными интерпретациями культурных феноменов. Поэтому результат мог быть весьма отличен от «оригинала». Источником конструирования «культурных мифов» в отечественных молодежных субкультурах стал Запад. Отечественные молодежные субкультуры, начиная со стиляг, конструировали «свой Запад» в соответствии с представлениями и традициями российской культуры, который стал сложным переплетением инновационных элементов с элементами «своей» и «чужой» культурных традиций. Например, субкультура отечественных хиппи унаследовала традиции странничества и анархопаци- физм, толстовское отрицание государства и «непротивление злу насилием». Можно сказать, что многие отечественные молодежные субкультуры — явление органическое, а не привнесенное и заимствованное. Во многих случаях западные образцы субкультурных стилей, ритуалы и ценности переработаны и переосмыслены в соответствии с особенностями российской цивилизации и ментальности. Особенность отечественных молодежных субкультур состоит в том, что большинство из них ориентировано либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации, тогда как на Западе представители альтернативного движения, выросшего из молодежных субкультур 1960—1970-хгг., активно участвуют в социальных программах помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.д. Очевидно, такое отличие также связано с российской спецификой, местом и ролью государства, долгое время отучавшего граждан от самодеятельности и спонтанной активности. Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Не приходится рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе, тем более что культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается. На уровне досуговой самореализации молодежную субкультуру отличают представленные ниже черты, распространенные в различных социальных и возрастных когортах с разной степенью интенсивности: - преимущественно развлекательно-рекреативная направленность, когда досуг выполняет в основном коммуникативную (общение с друзьями) и рекреативную функцию (около трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), а познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры; - «вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов, когда ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными сте реотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, персонажи «мыльных опер» (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для юношей). Вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации; - приоритет потребительских ориентаций над креативными, когда потребительство проявляется как в социокультурном аспекте, так и в эвристическом. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989—1991), потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция заметна в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах; - слабые индивидуализированность и избирательность культуры, когда выбор тех или иных культурных ценностей связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (несогласные попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе). Групповые стереотипы и иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью индивида. Суть ценностей молодежи одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов. Крайним проявлением этой тенденции молодежной субкультуры являются «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов, для которых характерны девиантное поведение и криминогенный стиль общения; - внеинституциональная культурная самореализация, когда досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых ТВ-передач отличается крайне низким художественным уровнем и не разрушает, а напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались на уровне референтной группы — наиболее эффективного культурного коммуникатора; - отсутствие этнокультурной самоидентификации — тенденция, в высокой мере отличающая прежде всего русскую молодежь; она обусловлена не только вестернизацией массового молодежного сознания, но и характером гуманитарной социализации в ее институциональных формах. Интериоризация норм и ценностей, происходящая именно в этот возрастной период, базируется либо на традиционно советской, либо на западной модели воспитания, в любом случае — вненациональной, тогда как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями. Этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т.е. того, что принято называть «любовь к Отечеству», а не в знакомстве и в приобщении к одной конфессии, пусть даже самой массовой. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Приведите известные вам определения культуры. 2. Какие элементы культуры можно выделить? 3. Что представляют собой культурные универсалии? 4. Почему возникают субкультуры и контркультуры? Что под ними следует понимать? 5. Какие молодежные субкультуры вам известны? ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Элитарная культура. 2. Современная массовая культура. 3. Субкультура и массовая культура: особенности взаимодействия. 4. Современная молодежная субкультура: отличительные признаки и тенденции развития. 5. Молодежная девиантная субкультура: источники формирования и развития. 6. Основные типы молодежной субкультуры в современной России. 7. Музыкальная молодежная субкультура и ее особенности в России. 8. Субкультура и контркультура. 9. Конфессиональные субкультуры.
9.1. Индивид и личность Встречаясь со старым знакомым, которого не видели много лет, мы прежде всего спрашиваем: «Что у тебя нового?» Такой вопрос предполагает очевидную для нас вещь: человек уже не совсем тот, каким мы его знали, но это, несомненно, именно тот человек. Мы воспринимаем себя и других людей как меняющихся во времени, но все же сохраняющих в себе какое-то постоянное ядро. Материалистические представления о личности сводятся к идее ее материальной обусловленности — воспитанием, социальным происхождением, уровнем обеспеченности. Тем не менее материалистический подход допускает огромное многообразие точек зрения - от вульгарно-материалистиче- ского биологического детерминизма до взглядов известного советского философа Э. Ильенкова, отстаивавшего абсолютную изменчивость человеческой личности в зависимости от воспитания. Немецкая классическая философия внесла большой вклад в разработку философского понятия личности. Главное в идеалистических в целом взглядах И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга и Г. Гегеля состояло в том, что все они видели в личности активную силу, наделенную преобразующим потенциалом. Согласно Гегелю, личность — это как бы одна из множества граней мирового разума, универсального логического сознания, и смысл ее бытия в том, чтобы путем развития самосознания прийти к полному осознанию себя и к свободе. Переход от философского к собственно социологическому пониманию личности впервые совершил К. Маркс, заявивший, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений». Эта короткая фраза из «Тезисов о Фейербахе» содержит диалектику личностного и индивидуального. Суть ее сводится к тому, что понятие «личность» выходит за рамки понятия фактической индивидуальности и тождественно социальному в человеке. Психологи психоаналитического направления сыграли значительную роль в разработке современного понимания личности и индивидуальности. Его основатель, австрийский психиатр 3. Фрейд, доказал, что в человеческой индивидуальности наряду с сознанием присутствуют еще два структурных уровня: бессознательное — несознаваемые инстинкты, влечения, комплексы, т.е. устойчивые системы подавленных влечений, травмы; сверхсозна- тельное (сверх-Я) — система бессознательной цензуры, иначе говоря, контроля, вытесняющего из сознания недопустимые влечения, а из памяти — слишком травмирующие или позорные воспоминания. Его последователь К. Юнг расширил сферу бессознательного, включив в нее помимо индивидуального бессознательного, о котором говорил Фрейд, коллективное бессознательное — совокупность символических образов, воплощающих общечеловеческие родовые стремления, страхи, поиски. Социология в отличие от философии имеет дело с социальной эмпирией, а говоря о нашем эмпирическом Я, мы не различаем в себе индивида и личность. Вообще индивид — это скорее обезличенная единица человеческого существования, нечто статистическое. В социологии понятие «индивид» имеет значение просто мельчайшей неделимой единицы, входящей в социальную группу. Исторически индивидуальное Я, т.е. интроспективное представление о самом себе, не совпадающее с Я социальным — со своим статусным набором, существует не так давно. В традиционных обществах человек полностью идентифицировал себя со своей социальной группой. Появление возможности для индивидов дистанцироваться от своей социальной жизни историки относят к концу Средних веков. Существовала даже гипотеза, что применительно к людям, жившим до этого времени, неприменимы понятия, связанные с индивидуальной внутренней жизнью, например совесть: у них не было индивидуальной совести и ответственно- сти, а лишь групповая (родовая, клановая) ответственность и стыд перед членами рода. Дальнейшее развитие западного общества связано с прогрессирующей индивидуализацией, с ценностями индивидуализма. В индивидуалистической культуре более всего ценится свобода личности, а индивидуальное право ставится выше коллективного. Это породило целую философию, базирующуюся на индивидуальном благосостоянии, где главными считаются чувство комфорта, наличие свободного времени, внимание к своему здоровью и внешности и т.д., стремление «выделиться», сделать карьеру, добиться социального успеха. Поэтому следует пользоваться не только понятием «индивид», но и понятием «индивидуальность». Это то, что классик социологии Э. Дюркгейм называл «индивидуальная сущность»: совокупность качеств человека, обусловленных неповторимой комбинацией врожденных способностей, темперамента, психической конституции и следствий приобретенного в индивидуальной истории человека опыта. Все это в совокупности составляет индивидуальный полюс личности. Понятие «индивидуальность» относится к тем особенным физическим, психологическим, мировоззренческим качествам, которые присущи только этому человеку и отличают его от всех остальных. Индивидуальность — это критерий неповторимости каждой личности, воплощение ее права на свободный выбор и самоопределение. Но личность не исчерпывается индивидуальным полюсом. В ней наличествует также социальный полюс — то, что человек неизбежно приобретает в процессе социализации и социального взаимодействия. Система социальных отношений по-своему преломляется в каждой личности, вызывая определенные ее изменения и сказываясь на ее социальном поведении. Всем известно, что человек меняется после длительной травмирующей ситуации, войны, плена, безработицы, его преображают социальный успех, стремительная карьера, резкое обнищание или внезапное обогащение, наконец, личность, сформировавшаяся в закрытом идеологизированном обществе, отличается от личности, воспитанной в условиях свободного правового государства. Социальный полюс личности отражает присутствующее в ней коллективное начало, качества, привычки, склонности, особенности поведения, присущие данному человеку не как индивиду, а как члену группы. На разнице, существующей между полюсами личности, построено множество художественных произведений, в основу которых положено социальное перевоплощение. Например, в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» влюбленный герой не узнает свою возлюбленную просто потому, что она мистифицирует его, переодеваясь то в крепостную крестьянку, то в салонную барышню. Разумеется, дело здесь не только в переодевании, а в том, что героиня мастерски меняет свое поведение, манеры, речь, т.е. полностью заменяет другим свое социальное лицо. Социальная составляющая личности оказывается так велика, что заслоняет собой собственную индивидуальность героини — она остается неузнанной. Социальный полюс личности включает в себя также совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку свободно функционировать в своей социальной среде, не шокируя окружающих. Обратимся к литературному примеру. В повести Марка Твена «Принц и нищий» происходит случайная подмена наследного принца Великобритании похожим на него как две капли воды мальчиком из нищей семьи. Дальнейшее изложение построено на парадоксальной ситуации, когда окружение ожидает от мнимого принца, что он поведет себя, как принц, но его поступки необычны и странны; точно так же удивляет людей своим несвойственным его среде чувством собственного достоинства мнимый нищий. Тем не менее обе ситуации оказываются очень продуктивными, поскольку нетривиальный взгляд, обогащенный альтернативным социальным опытом, помогает решить многие проблемы. Принц видит бесправие людей на социальном дне и остро воспринимает это бесправие, в то время как сами нищие воспринимают свое бесправие как норму. Нищий, став принцем, вынужден решать государственные вопросы, определять судьбы людей и проявляет при этом здравый ум и практическую сметку человека из низов. Социальный полюс личности — это также мнения, верования, установки, предрассудки, которые сформированы в человеке окружающей средой и принятыми в ней нормами. Например, в бедной среде часто бытует мнение, что все богатые без исключения отличаются алчностью и жестокостью. Люди из зажиточной среды часто воспитаны в пренебрежении и брезгливом отношении к бедным. Преувеличенное с точки зрения жителя Запада гостеприимство людей Востока также является привитой традицией социальной чертой их личности. То же можно сказать о вошедшей в плоть и кровь покорности женщин Востока и вообще обо всем том, что мы иногда называем национальным характером, хотя национальные черты характера представляют собой преимущественно плод воспитания в конкретной среде. Наконец, социальное в личности — это то, что позволяет ей осуществлять социальную (групповую) идентификацию, отождествляя себя со своим племенем, классом, нацией, профессиональной группой. Говоря о наличии в пределах одной личности двух полюсов, нужно иметь в виду, что между этими полюсами нет противоречия или борьбы. Они взаимозависимы и неотделимы друг от друга, как две стороны одной монеты или медали. На протяжении всей жизни индивидуальное и социальное в личности развиваются параллельно и подвергаются взаимному влиянию. Такую взаимозависимость можно проиллюстрировать на примере театральной труппы. Постановка пьесы — это коллективное действие всей труппы. Каждый актер ощущает свою принадлежность к труппе и работает для выполнения общей цели. В то же время каждый актер неповторимо индивидуален, отличает себя от других актеров; именно на индивидуальные качества исполнителей опирается режиссер, чтобы раскрыть характеристики каждого персонажа и тем самым обеспечить успех постановки. Как показали исследования в области социальной психологии, человек, чувствующий себя в группе комфортно, старается подчеркнуть свою индивидуальность. При межгрупповом конфликте, наоборот, человек стремится унифицироваться, слиться со своей группой, быть похожим на других. Таким образом, личность в социологии можно определить как структурированный комплекс врожденных и приобретенных благодаря включенности в социальные отношения качеств, развивающихся и проявляющихся во взаимодействии с другими людьми. В макросоциологии личность считается продуктом общества. Такого взгляда придерживались Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др. Но в таком случае правомерен вопрос, каким образом общество формирует личность. Влияние общества на индивида, делающее его личностью, в социологии получило название социализации. Социализация — это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социаль ные реакции и формы активности. Функциональное значение формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание. Известный социальный антрополог Р. Линтон, который много работал в микросоциологии и является одним из основателей теории ролей, ввел следующие понятия: нормативная личность — как бы идеал личности данной культуры; модальная личность — распространенный тип отклоняющихся от идеала вариантов личности. Чем более нестабильно общество, тем больше людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах и поведении все меньше и меньше отрывается от идеального стереотипа. В кризисные моменты в любом обществе возникают аномии и число девиаций заметно увеличивается. Р. Мертон в своей классификации отклоняющегося поведения выделил пять моделей социальной адаптации личности к выработанным в обществе культурным нормам в зависимости от того, признает ли индивид господствующие ценности и следует ли он правилам достижения ценностных благ: конформную (приспособленческую) — индивид разделяет цели данной культуры и общества и стремится осуществить их легальными, рекомендуемыми средствами; инновационную — индивид принимает цели общества, но стремится их осуществить необычными, непризнанными и, возможно, неодобряемыми средствами. Такая модель поведения распространена в новых предэлитных слоях современного российского общества, которые характеризуются «достигательной» мобильностью, связанной с обогащением (по известному выражению «Цель оправдывает средства»); ритуализм — индивид не признает целей и ценностей своего сообщества, но тем не менее соблюдает «правила игры» и ведет себя в соответствии со сложившимися представлениями о допустимых средствах социальных достижений. В нашем обществе обычно это «семейная карма» детей из слоя российской интеллигенции; эскапизм (отстранение, уход от социальной реальности в свои экстравагантные миры) — индивид отрицает и доминирующие цели, и предписанные обществом средства их достижения. Это как бы квазиадаптация, модель «параллельного существования», при- знание собственной чужеродности и невозможности противостоять сложившимся в обществе стереотипам; О бунт, мятеж — такая форма отклоняющегося поведения, которая направлена на активное противостояние и опровержение норм общественной организации. Таким образом, личность в макросоциологии — это социальный тип, отвечающий данной культуре и адаптирующийся в ней. В частности, знаменитый американский исследователь современного общества Г. Маркузе утверждал, что постиндустриальное общество Запада формирует социальный тип «одномерного человека» в результате направленного воздействия рекламы и массовой пропаганды, превращающего человека в потребителя, лишенного высших («многомерных») интересов и потребностей. Одновременно общество навязывает человеку «ложные потребности» чрезмерного потребления, превращая их в средство манипуляции индивидуальным сознанием. Неомарксисты и неофрейдисты, в частности Т. Адорно, К. Хорни и др., в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная» личность современного общества — невротик. Давно распались системы общностей, где имелись общепринятые устойчивые ценности, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей, предпочтений и стереотипов: выходя из дома, попадая в транспорт, на работу, забегая в клуб, в кафе, путешествуя по магазинам, человек все время меняет амплуа и социальные «маски». При этом его супер-Эго (сверх-Я, нормативная структура личности, совесть, мораль, значимая традиция, представления о должном) становится как бы «размазанным», неопределенно-множественным, плюралистичным. Многие исследователи (И.С. Кон, М. Кон и др.) утверждают, что современный человек отвергает любую роль. Он становится «актером», способным к постоянным социальным перевоплощениям, и играет множество ролей, не принимая их всерьез. Несчастен тот, кто вживается в роль; он становится невротиком, ибо не может соответствовать меняющимся требованиям, выдвигаемым разнообразным окружением множества общностей, в которые он структурно и культурно вписан. Например, будучи даже очень хорошим руководителем, нельзя оставаться директором и дома, поскольку близкие любят и ценят данного конкретного человека, возможно, совсем не за эффективность управления; и наоборот: являясь в семье любимым избалованным ребенком, вряд ли стоит капризничать или ожидать восторженной привязанности к себе в кругу коллег и друзей. Иными словами, современная жизнь разнообразна, люди вращаются в разных «кругах», где действуют специальные «правила», поэтому следует внимательно смотреть по сторонам и успевать менять передник на вечернее платье, смокинг на джемпер, почтительность на распорядительность. 9.1. Личностная и социальная идентификация Обилие ролей, исполняемых человеком в современном обществе, остро ставит проблему личностной и социальной идентификации. Личностная идентификация — это установление и сохранение в себе постоянного и неизменяемого ядра личности, о котором человек может сказать: «Это я». В противном случае личность потеряется за множеством своих ролей. Социальная идентификация — это отождествление себя по общим проблемам, жизненным интересам и социальным симпатиям с определенной социальной группой. Как пишет В.А. Ядов, «социальная идентификация обусловлена глубинной потребностью личности в признании со стороны других, в групповой защите, но также в самореализации, ожидании позитивной оценки со стороны “своих” — референтных групп и общностей. Идентификация с группами, общностями — результат не только межличностного, межгруппового взаимодействия, но также категоризации, осмысления непосредственных или опосредованных взаимоотношений между группами и общностями в доступных человеку понятиях. Идентифицируя себя с определенными группами и общностями, человек испытывает потребность “атрибутировать” себя, то есть объяснить причины и следствия своей групповой солидарности, ответить на вопросы “почему это моя группа?” и “что из этого вытекает?”»[149]. Что характерно для социальной идентификации россиян и какие тенденции наблюдаются в этом направлении? За последние 15 лет россияне пережили множество тяжелых экономических и политических ситуаций и событий, которые не могли не повлиять на динамику их социальной идентификации, В табл. 9.1 приведены данные исследования, показывающие, с кем россияне постепенно перестают себя идентифицировать.
Как видим, пик распространенности отрицательных самоидентификаций пришелся на 1998 г. Далее они начали постепенно сокращаться, но по разным позициям это сокращение происходило с разной скоростью. Своего рода рекордсменом здесь стала отрицательная самоидентификация с гражданами СНГ. Конечно, 38 % россиян, никогда не ощущавших себя таковыми в 2007 г., это почти в 2 раза больше, чем в 1992 г., когда еще была свежа память об СССР. Однако это почти в 1,5 раза меньше, чем в 1998 г., когда изоляционистские умонастроения россиян на постсоветском пространстве достигли максимума. За годы реформ улучшилась, и заметно, картина с восприятием себя населением страны гражданами России. Социальная идентификация может быть этнической, классовой, возрастной, профессиональной и т.п. Центральное место в социальной идентификации занимает менталитет — совокупность усвоенных знаний и навыков, присущая всем членам данной группы. Такие приобретенные житейские навыки служат для индивида постоянными ориентирами в восприятии вещей и оценке фактов, помогая строить свое поведение. У людей с одинаковым менталитетом часто совпадает и мироощущение. Этническая идентификация представляет собой важнейший элемент социальной идентификации в целом. В системе идентификаций национально-этнический фактор зачастую оказывается даже важнее, чем гражданский. Однако в России в последние годы наметились серьезные сдвиги: если несколько лет назад с россиянами устойчиво отождествляли себя почти вдвое меньшее число респондентов, чем с людьми той же национальности[150], то сейчас (см. рис. 9.1) роль россиянина, гражданина России является самой распространенной «Я-идентификацией», причем самоидентификации «житель определенной местности», «представитель конкретной национальности» отстают от нее в разы. Этот факт свидетельствует о достаточно высокой степени внутренней интегрированности российского общества и даже возможности в обозримой перспективе формирования в России гражданской нации. Важность этнической идентификации становится особенно очевидной, когда речь идет об идентификации себя с этнической или расовой группой, которая по тем или иным причинам низко оценивается окружающими и вызывает к себе неприязненное или пренебрежительное отношение. «Принадлежность к отвергаемой или презираемой группе ставит перед каждой личностью серьезные проблемы, связанные с самооценкой»[151]. Американские психологи еще в 1930-е гг. провели опрос чернокожих и белых детей: показывая им черных и белых кукол, их спрашивали, какие из них им нравятся больше. Большинство опрошенных (и белых, и черных) высказалось в пользу белых кукол. Затем детей спросили, какая кукла больше всего похожа на них, и чернокожие дети не могли дать ответа на этот вопрос и проявляли сильную эмоциональную реакцию. С одной стороны, они не могли увидеть себя в белых куклах, а с другой — признать себя в черных означало отождествить себя с куклами, которых все дети отвергли как «плохих» и недостойных любви.
Р и с. 9 Л. «Я-самоидентификации» россиян, %[152]: 1 — по россиянам 16—65 лет; 2— по работающим Неспособность без проблем идентифицировать себя с группой разрушительно воздействует на личность. Обесценение составленного о себе образа в результате идентификации с низко оцениваемой обществом группой человек воспринимает болезненно, поэтому люди вырабатывают разнообразные стратегии, направленные на ослабление этого эффекта. Рассмотрим некоторые из них: стратегия «интернализации обесцененного образа», т.е. принятия себя «плохим» без протеста. Такая стратегия на уровне поведения проявляется в стремлении уйти в тень, подчиняться окружающим, в ощущении вины; человек старается стать незаметным, быть «как все», никому не мешать, занимать как можно меньше места. Он может также притворяться безразличным, делая вид, что не замечает признаков дискриминации по отношению к себе. Решая свою проблему изнутри, он не принимает никаких мер, чтобы изменить свое положение или положение своей группы; стратегия активного протеста против такого обесценения, когда человек либо ведет себя агрессивно по отношению к тем, кто его презирает, нейтрализуя их оценку с помощью насмешек и презрения, либо старается самоутвердиться «таким, каков он есть», акцентируя в себе те именно черты, которые негативно воспринимаются в доминирующей культуре. Такую стратегию используют чернокожие, когда заявляют, что «черные — это прекрасно»[153]; стратегия ассимиляции, означающая отказ от собственной индивидуальности и попытку как можно больше походить на доминирующий этнический тип и внешне, и в культурном отношении. При этом обычно используются банальные средства, например окраска волос и осветление кожи с помощью косметических средств; изменение имени; активное выражение презрения к собственной этнической группе; стратегия компромисса, или «формирования критической личности»[154], которая сводится к заимствованию отдельных черт доминирующей культуры при сохранении ряда особенностей, присущих родной этнической культуре. Это проявляется в согласии с одними негативными оценками своей группы и несогласии с другими. Возрастная идентификация проходит болезненно для человека, когда он идентифицирует себя с непопулярными в обществе возрастными группами. Речь идет прежде всего о пожилых, вышедших из активного возраста. Отношение к старикам в различных обществах очень разное — от непререкаемого уважения к «аксакалам» на Востоке до изоляции и пренебрежения. Исторически также человечество знало разное отношение к старикам. Общеизвестно, что в первобытных обществах стариков убивали, если они становились обузой для племени. Несмотря на то что в наше время старость является признанной социальной проблемой и старики находятся под опекой государства, в плане личной идентификации старость остается источником страданий. Это связано в первую очередь с тем, что пожилые в большинстве случаев не могут удовлетворить потребность в осмысленном существовании. Вопрос «Кто я такой?» для них подменяется вопросом «Кем я был?». Драма пожилых в том, что они утратили элементы, составлявшие их личность. В целом потеря социальных и культурных ориентиров, коллективный отказ общества интегрировать пожилых и использовать их знания и возможности приводят к тому, что у них развивается кризис социальной идентификации. Можно было бы отдельно остановиться на проблемах социальной идентификации представителей бедных слоев общества, представителей «непрестижных» профессий и т.д., но и в этих случаях суть состоит в осознании человеком зазора между адекватной личной самооценкой и принадлежностью к социальной группе, не пользующейся общественным признанием, и выработке конкретного типа стратегии, позволяющей решить для себя эту болезненную проблему. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Как соотносятся между собой понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»? 2. В чем специфика социологического понимания личности (в сравнении с философским и психологическим)? 3. Сравните следующие высказывания: О «Та сумма производительных сил, капиталов и социальных форм общения, которую каждый индивид и каждое поколение застают как нечто данное, есть реальная основа того, что философы представляли себе в виде “субстанции” и в виде “сущности человека”, что они обожествляли и с чем боролись...» (К. Маркс, Ф. Энгельс). О «Общество есть дополненная или расширенная личность, а личность — сжатое, или сосредоточенное, общество» (Вл. Соловьев). О «Человек может быть всецело самим собой лишь пока он один; кто не любит одиночества — тот не любит свободы, ибо лишь в одиночестве можно быть свободным. Принуждение - это неразлучный спутник любого общества, всегда требующего жертв тем более тяжелых, чем выше данная личность. Поэтому человек избегает, выносит или любит одиночество сообразно с тем, какова ценность его Я. В одиночестве ничтожный человек чувствует свою ничтожность, великий ум — свое величие, словом, каждый видит в себе то, что он есть на самом деле» (А. Шопенгауэр). Почему любое из этих высказываний нельзя считать неверным? Обоснуйте свою точку зрения. 4. В недавнем прошлом в философской периодике шла популярная дискуссия на тему «Была ли у древних греков совесть?». Иными словами, обсуждалась проблема, является ли личность и ее составляющие, такие, как совесть, детерминированным уровнем развития общества. У греков, считал один автор, не было совести, потому что не было индивидуализированной личности. Их личностью был род. Как вы считаете, прав ли автор этой точки зрения? Обоснуйте свое мнение. 5. Какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую — социальные условия и воспитание? Обоснуйте свое мнение. 6. В Индии существует следующая легенда. В XV в. при дворе падишаха Акбара возник спор между учеными. Одни говорили, что сын китайца безо всякого обучения заговорит по-китайски, сын араба — по-араб- ски и т.д. Другие утверждали, что дети будут говорить на том языке, которому их обучат, и что их национальная принадлежность в этом смысле не имеет значения. Падишах разрешил этот спор следующим образом. Он велел поместить новорожденных разных национальностей в изолированную комнату. За детьми ухаживали люди с отрезанными языками. Комнату открыли через 7 лет, и вместо человеческой речи ученые услышали нечленораздельные звуки. Дети не говорили ни на одном языке и были глубоко слабоумны. Почему так произошло? Аргументируйте свой ответ. 7. Известный советский философ Э.В. Ильенков утверждал, что наследственные свойства интеллекта и характера ничего не определяют, а все решает воспитание. Под его наблюдением в специальной шко- ле-интернате в г. Загорске (ныне Сергиев Посад) обучались и воспитывались слепоглухонемые от рождения дети. Действительно, многие из них успешно окончили школу, университет, стали вести полноценную творческую жизнь. О чем, по-вашему, говорят эти факты? Доказывают ли они приоритет социальных условий воспитания? Обоснуйте свой ответ. 8. Как известно, пионер Павлик Морозов донес в органы НКВД на своего отца за то, что тот помогал ссыльным кулацким семьям. Как вы считаете, являлось ли девиантным поведение отца? Сына? Почему? ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Понятие личности в социологии. 2. Индивид. Индивидуальность. Личность. 3. Проблема одиночества личности в современной литературе. 4. Гендер и личность. 5. Модели поведения личности. 6. Социальная адаптация личности в современном мире.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ 10.1. Понятие и процесс социализации Понятие «социализация» в социологии занимает неоднозначное место. В контексте социальной психологии оно относится к процессу, в ходе которого индивиды научаются определенным формам взаимодействия с окружающей социальной средой, интериоризируют, т.е. глубоко усваивают эти формы, включая их в свою личность, и становятся членами различных социальных групп, приобретая в них конкретный статус. Таким образом, социализация — это одновременно и процесс научения навыкам социального взаимодействия, и процесс культурной адаптации и интерио- ризации. По своему содержанию термин «социализация» является междисциплинарным и используется в таких разных областях знания, как культурная антропология, психоанализ, интеракционист- ская психология. Большинство современных социологов рассматривает социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей; например, социализация — это «процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению, среди которого ему приходится жить» (Г. Роше)[155]. Социализация позволяет индивиду приобрести багаж знаний, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. В частности, с этой целью индивид должен научиться определенным правилам поведения, принятым в его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пищевые пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе, составляющем географическую среду проживания его группы. Чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, индивид должен органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий. Кроме того, в процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление — возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих. Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и во взрослом состоянии индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и т.д.), к новым ролям (вступление в брак, рождение детей, занятие должностей и т.п.). Поэтому различают два типа социализации: первичную, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества; вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества[156]. Социализация осуществляется в процессе вербального или невербального общения с другими людьми. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.037 сек.) |