|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль социологических конгрессов и международного сотрудничества в институционализации социологической науки 6 страницаГидденс полагает, что люди наделены стремлением к стабильности в социальной жизни. У них есть потребность в «онтологической безопасности» или «уверенность в том, что природа и социальный мир останутся такими, какие они есть», что, может быть, связано с естественной заботой о физическом сохранении тела. Согласно Гидценсу, существование общего знания и потребность в онтологической безопасности способствуют воспроизводству предписанных образцов в социальной жизни. Образцы поведения повторяются, благодаря чему воспроизводятся структуры общества, социальная система и институты. Однако в этом процессе всегда заключена возможность изменения общества. Л юди постоянно думают, что они делают, и оценивают, достигаются ли их цели. Если они не достигаются, агенты могут изменить свое поведение. При этом могут меняться образцы взаимодействия, а с ними и социальная структура. Для социолога само понятие «агент» предполагает людей, способных трансформировать окружающий их мир посредством своих действий, а также воспроизводить его. Именно таким образом социальные системы и существуют — через целостную непрерывность социальных практик, исчезающих во времени[37]. Определенным социальным позициям в обществе соответствует «социальная идентичность, влекущая за собой определенный (однако расплывчато заданный) круг прав и обязанностей, которые актор, соответствующий этой идентичности (или «лицо», занимающее эту позицию), может активировать или выполнить: эти права и обязанности формируют ролевые предписания, связанные с той или иной позицией»[38]. В обществе поведение людей, по Гидденсу, сдерживается наличием властных отношений, ибо все социальные действия так или иначе связаны с этими отношениями. При этом он рассматривает власть как инструмент, с помощью которого агенты-люди могут изменить положение вещей или действия других людей (сдерживать их или ограничить их свободу). В то же время власть увеличивает свободу действий тех агентов, которые ею обладают; следовательно, то, что ограничивает одного, позволяет другому действовать более разнообразно. Пьер Бурдъе (1930—2002) — современный французский социолог. Бурдье называет свое учение «философией действия», потому что понятие действия является в нем центральным. Центральной проблемой у Бурдье выступает соотношение между познанием и действием, которое в исследовании становится соотношением между субъектом и объектом. Он считает, что все попытки прямого понимания означают абсолютное положение Я наблюдателя и что объективирование посредством структурного анализа приближает чуждое, хотя внешне его отдаляет. Целью познания у Бурдье становится понимание посредством объективирования. Так, дологическая логика практических действий, например ритуалов, не может быть понята путем «вживания» наблюдателя, обремененного рациональной логикой, а станет более «осязаемой» при дистанцировании и объективировании. Рядом с феноменологическим и объективистским способами теоретического познания социального мира он ставит праксео- логическое познание. Его целью является не обнаружение объективных структур как таковых, а «структурированных структур, которые способны выступать как структурирующие структуры». Концепция «двойного структурирования» выступает основой социологии Бурдье, суть которой в том, что социальная действительность структурирована, во-первых, социальными отношениями, которые объективированы в распределениях разнообразных капиталов как материального, так и нематериального характера, и, во-вторых, представлениями людей о социальных структурах и окружающем мире в целом, оказывающими обратное воздействие на первичное структурирование[39]. Понятие практики, выдвигаемое Бурдье, определяется диалектикой объективных структур и глубоко усвоенных структур («укорененность» в культуру), причем глубоко усвоенные структуры нельзя полностью объяснить исходя из объективных структур, но и наоборот, объективные структуры нельзя выводить из намерений действующих в них. Действие у Бурдье не определяется напрямую экономическими условиями. Действия акторов, согласно Бурдье, мотивируются интересами, но само понятие интереса — сложное и неоднозначное. Его можно понимать широко — как указание на то, что всякая конечная цель действия может рассматриваться как интерес, если актор ее преследует в ущерб чьим-то другим интересам. Более узкое понимание интереса отсылает к понятиям престижа, богатства или власти. Бурдье предпочитает именно такую трактовку. У Бурдье понятие «интерес» обозначает стремление к господству, и социальную жизнь он представляет как постоянную борьбу за господство над другими. Он убежден в бессознательном характере влечения к господству, хотя при этом приводит множество примеров «стратегий» движения к господству, которые выглядят как целенаправленные и сознательные действия (например, стремление вложить средства в «образовательный капитал», чтобы в итоге получить экономическую прибыль). Специфику анализа стремления к господству у Бурдье составляет описание типов и форм его реализации. Для этого он вводит два понятия — капитал экономический и капитал культурный. Первое из этих понятий не вызывает затруднений: богатый всемогущ. Придание культуре статуса капитала означает, что культура, как и экономический капитал, приносит выгоду, которая не исчерпывается экономическим обогащением, даже если оно тоже имеет место (например, понятие «рентабельности диплома»). Культура — это, по определению Бурдье, «символический капитал». Экономические условия он рассматривает скорее как «привилегию», позволяющую богатым делать то, что остается недоступным для масс, которые в связи с этим чувствуют себя обделенными. Бурдье говорит об удвоении благ через их символическое бытие наряду с их экономическим существованием (аналогично «удвоению мира» через понятия). В современном обществе господствующий класс доминирует благодаря не только экономическому капиталу, но и символическому; по мнению Бурдье, к господствующему классу наряду с предпринимателями принадлежат и интеллектуалы. Знаки различия (например, титулы, одежда, язык) посредством понятийного объединения «отмеченных» подобным образом создают в то же время различия между группами. Для господствующих символический капитал представляет собой капитал доверия, кредит. Символический капитал, так же как экономический, дает власть: «Власть для осуществления признания власти». Ален Турен (р. 1925) — французский социолог, предпринял попытку на основе анализа социальных движений и социальных конфликтов найти общий теоретический подход к социологии современных обществ. Наиболее полно методологические и теоретические взгляды Турена отражены в его книге «Социология действия» (1965). Здесь он излагает свой подход — акционализм, дополняющий функционалистские и структурные концепции. Акционализм Турена вырос из его исследований труда в духе Маркса — труда как принципа изменения человека и природы. Труд всегда содержит стремление к производству и контролю и понимается как историческое действие. Он становится идентичен действию в отношении перспективы изменения, движения. Анализ труда аналогичным образом может быть перенесен на действие. При этом действие всегда соотносится со смыслом, который придается некой ситуации. Социология, по Турену, это не наука о реальности, а исследование социального действия. Предметом социологии Турен считает социальные отношения, которые, однако, нельзя увидеть в «чистом» виде, поскольку они всегда уже интерпретированы и находятся в движении. Целью социологии является понимание этого движения, а не каких-то структур, имеющих внесоциальное происхождение. Собственно предметом исследования социологии выступают не институты, а власть, влияние, соответствие и конфликт. Но обращение к силам общественного движения обусловливает также ориентацию на историчность общества и определяющих его классовых отношений[40]. Историчностью Турен именует такое свойство общества, как самонаблюдение и самоопределение своей практики. Социолог, как и все интеллектуалы, является деятельным началом историчности, но он также в той или иной форме участвует и в классовых столкновениях, даже если теоретически не допускает этой возможности. В своем анализе современных обществ, который содержится прежде всего в работе «Постиндустриальное общество» и отмечен сильным влиянием студенческого движения 1968 г., он констатирует: «На наших глазах возникают общества нового типа». Он называет такие общества постиндустриальными или технократическими, но чаще всего — программируемыми. Их признаком является то, что рост экономики, будучи доминирующим фактором, определяется теперь в первую очередь не экономическими условиями, а социальными силами, особенно способностью к планированию, организации и контролю. Основная проблема заключается не в эксплуатации как экономическом условии, а в отчуждении, которое Турен рассматривает в рамках общественных отношений: «Наше общество — это общество отчуждения, но не потому, что оно толкает людей в нищету или использует принуждение полицейского характера, а потому, что оно соблазняет, манипулирует, интегрирует»[41]. Классовое общество XIX в. характеризовалось тем, что классы не просто различались с экономической точки зрения, но были различными сферами общества в социальном и культурном отношении; социальная напряженность была институционализирована лишь в малой степени из-за отсутствия политического контроля над процессом индустриализации; образ общества как в буржуазном сознании, так и в пролетарском был ориентирован на будущее. Этот образ общества перестал существовать в результате исчезновения различных в культурном отношении основ общественных классов, они превратились в бесформенную массу, из которой затем развились чисто экономические классы и заинтересованные группы. Нарастание значения организации, иерархии и бюрократии привело к разделению проблем организации и экономической власти, принимающей решения, и, как следствие, к разделению организационных и классовых конфликтов. Концентрация власти происходит из-за того, что ориентация на будущее связана не с накоплением как проявлением интереса какого-то класса, а с программированием, которое выражает интерес всего общества. В программируемом обществе господствующими группами становятся технократы, бюрократы и инженеры. Новый социальный конфликт зреет не вне системы производства, а скорее в ее центре, поскольку информация, воспитание и потребление более тесно, чем прежде, связаны со сферой производства. Турен противопоставляет господствующим интересам в программируемом обществе частную жизнь как сферу, где человек может себя выразить наиболее полно; протест не должен ориентироваться на интересы потребления, поскольку они тоже имеют экономический характер. Культура, с одной стороны, должна распространяться и быть доступной для всех, но с другой — она должна стать критической. Для классового общества с его разделением экономики и общества был также типичен раскол социального мышления, которое распалось на политэкономию и философию истории. В современном обществе, где экономическая деятельность является в большей степени результатом политики, чем хозяйственных механизмов, общественный анализ становится непосредственно социологическим; в программируемом обществе появляется социология решения и аналогично — социология протеста. По мысли Турена, в настоящее время само понятие социологии сомнительно, поскольку исчезает понятие общества. Классической социологии, включая социологию Парсонса, соответствует понятие общества, которое является «лишь абстрактным переводом реальности национального государства, когда государство представляет нацию, в то время как общество — это сочетание ин- статутов и действий, которые почти все возникают на уровне нации как синхронного экономического, политического, культурного и языкового целого»[42]. Это целое сегодня находится в состоянии распада, во-первых, потому что значительная часть нашей жизни имеет теперь не национальный, а транснациональный характер; во-вторых, потому что целое все меньше основывается на законном порядке и все больше напоминает своего рода менеджмент, а люди перестают чувствовать себя гражданами. И структурализм, и теория действия обходятся без понятия общества. Поэтому Турен призывает заменить понятие общества как предмета социологии на понятие социальных акторов и их отношений. Турен в том значении, которое имеет процесс коммуникации в современной социологии, видит отражение того факта, что производство перемещается из сферы материальных благ в сферу символических благ. При этом понятия информации и коммуникации вступают в противоречие. Если информация предполагает манипуляцию средствами информации, распространение сведений о принятии решений, то коммуникация, напротив, — это обмен сообщениями между акторами, их взаимное согласие в понимании опыта жизненного мира. Такой приоритет коммуникации по отношению к информации как концентрированной целесообразности Турен считает общим для всех новых социальных движений. По мнению Турена, социальные движения заменяют также классы, становясь социальными акторами современности. Турен констатирует спад революционного мышления либо его деградацию до терроризма и возврат к утилитаризму, который он считает «точкой отсчета в системе координат социологического мышления». Социальное мышление разрушается. На первый план выходит вопрос: «Когда не существует трансцендентных принципов легитимации социального порядка, может ли быть социальная жизнь чем-то иным, чем сплетением интересов, монетарных отношений обмена, стратегий власти, способов обогащения и развлечения?»[43] Сам Турен уже видит проблески обновления социальной жизни и вместе с ней социологического мышления, которое преодолевает длительный и разносторонний кризис, сопровождающий кризис разложения индустриального общества; это мышление основывается на отказе от претензий на господство и рационалистской концепции модернизации, которая до сих пор сопутствовала социологии. Юрген Хабермас (р. 1929) — современный немецкий социолог, интегрировавший в своем учении философскую и социологическую перспективы, которые зачастую остаются изолированными или даже противопоставляются. Учение Хабермаса служит своего рода синтезом концепции рациональности социального действия и концепции интеракции. Систематическое развитие идеи Хабермаса находят в работе «Теория коммуникативного действия», где на основе понятия социального действия разрабатывается оригинальная концепция общества. Хабермас указывает, что понятие социального действия охватывает четыре аспекта: 1) понятие «телеологическое действие» еще со времен Аристотеля образует сердцевину философской теории действия. Актор достигает цели, надлежащим образом применяя подходящие средства; 2) телеологическое понятие действия может быть расширено до «модели стратегического действия». Оно соотносится не с отдельно взятым актором, но с членами какой-либо социальной группы, ориентирующими свои действия в зависимости от общих ценностей; 3) понятие «драматическое действие» не связано ни с отдельным актором, ни с членом какой-то социальной группы. Оно связано с участниками интеракции, которые друг для друга являются зрителями. Актор формирует у зрителей определенный образ самого себя, целенаправленно раскрывая свой субъективный мир. Основное понятие «саморепрезентация» отражает целенаправленное выражение своих переживаний, а не спонтанное самовыражение; 4) понятие коммуникативного действия связано с интеракцией по меньшей мере двух владеющих речью, способных к действию субъектов, вступающих (с помощью вербальных или невербальных средств) в межличностное отношение. Акторы стремятся достичь понимания ситуации действия с тем, чтобы координировать планы действия и сами действия. Такое понимание связано в первую очередь с достижением согласия по поводу ситуаций. В этой модели действия особое значение приобретает язык. Хабермас разделяет все действия на коммуникативные, или ориентированные на взаимопонимание, и формальные, ориентированные на результат. Помимо этих фундаментальных различий, связанных с ориентацией, действия различаются между собой используемым в них типом знания и формами аргументации. Эти моменты составляют три главных аспекта рациональности действия. Взяв за основу типологию социального действия Вебера, Хабермас разработал собственную типологию, содержащую два больших типа: действия, ориентированные на успех, и действия, ориентированные на понимание. Объясняя специфику коммуникации, Хабермас вводит заимствованное из феноменологии понятие «жизненного мира» как основы понимания, а по аналогии с понятием «языковой компетенции» Н. Хомского вводит понятие «коммуникативной компетенции». Это не монологическое понятие, а диалогическое, т.е. подразумевает знание не только языка, но и социальных условий и их интерпретации. По своей сущности коммуникативная компетенция ориентирована на понимание и поэтому является интерсубъектной и диалогической; она нацелена на становление смысла и значения языковых выражений через коммуникацию. Центральным понятием теории коммуникативного действия является дискурс — аргументация и понимание имеющих общий жизненный мир людей, связанные с коммуникативной рациональностью, освобожденной от инструментально-рациональных связей. Хабермас признает, что процессы общественного воспроизводства нельзя достаточно полно объяснить с помощью коммуникативной рациональности, но можно объяснить «символическое воспроизводство жизненного мира социальных групп, увиденного из внутренней перспективы». Поэтому общество понимается на двух уровнях: с одной стороны, как жизненный мир, т.е. символическое самовоспроизвод- ство или самоинтерпретация, а с другой — как «система» действий, каковой общество кажется постороннему наблюдателю. Общества должны рассматриваться одновременно и как система, и как жизненный мир. Система и жизненный мир - это два различных способа понимания мира, разделенного на три части: объективный мир фактов, социальный мир норм и субъективный мир внутренних переживаний. Жизненный мир — это совокупный процесс интерпретаций, относящийся ко всем трем мирам. Интерпретация происходит в какой-то конкретной ситуации. Ситуация — это «отрывок^ из жизненного мира, который выделяет из него определенные темы и цели действий. Основной проблемой и спецификой современности, согласно Хабермасу, является разъединение системы и жизненного мира, выражающееся в процессе овеществления современных жизненных миров и все большей их провинциализации. Жизненный мир становится достоянием частной жизни и выпадает из социальной системы, включающей в себя деньги и власть. Общественная эволюция в наше время характеризуется изменением зависимостей между жизненным миром и системами. Если первоначально системы определялись жизненным миром, то впоследствии они развили растущую самостоятельность, утратили свою первоначальную зависимость от связей жизненного мира и выработали собственную динамику. Подобное овеществление общества представляет собой перемещение центра тяжести на не зависящие от языка и коммуникации среды — как деньги и власть, что означает поглощение жизненных миров системами. На стыке системы и жизненного мира возникают новые конфликты (проблематика окружающей среды, сверхсложность, перегруженность коммуникативных структур и т.п.). Поэтому проблемы современного общества нельзя понять только с помощью анализа системных процессов: необходима их критика на основе противоположной системному рассмотрению концепции, и это может быть анализ коммуникативного действия с позиций жизненного мира. Критическая теория не должна заниматься идеологиями, поскольку характерной чертой современности, по Хабермасу, является фрагментация обыденного сознания и колонизация его системами. Следствием распада общего понимания жизненных миров выступает конец идеологий; место «ложного сознания» занимает фрагментарное сознание. Точно так же устаревшим является понятие классового сознания, поэтому критическая теория общества должна обратиться к критике культурного обнищания и исследованию условий для воссоединения рационализированной культуры с повседневной коммуникацией, основанной на витальной передаче от поколения к поколению. Разработанное Хабермасом понятие жизненного мира помогает объяснить процесс сохранения и воспроизводства культурных ценностей в жизненном пространстве при смене поколений[44]. Роль социологических конгрессов и международного сотрудничества в институционализации социологической науки М. Фуко отметил, что для каждой исторической эпохи характерна своя «эпистема» — определенная система мышления, научного теоретизирования, общая для данного исторического периода[45]. Социологические конгрессы позволяют аккумулировать накопленный в рамках различных социологических школ и направлений опыт, способствуют апробации и институционализации новых течений, теорий, концепций и их распространению на международном уровне. Это особенно актуально в эпоху глобализации, которая затронула и социологическую науку, что выражается в проведении мировых социологических конгрессов, массовость которых неуклонно возрастает[46]. Конгрессы представляют собой одну из высших форм научного сотрудничества. Сам факт проведения научных конгрессов говорит о сформированности научного знания, о завершенном этапе его институционализации и востребованности обществом. Всемирные социологические конгрессы представляют собой наиболее представительную и авторитетную институциональную форму международного объединения и сотрудничества социологического сообщества. В своем развитии они прошли два основных этапа: с конца XIX в. и до Второй мировой войны и с конца 1940-х гг. по сегодняшний день[47]. На начальных этапах своего развития Всемирные социологические конгрессы проводились под эгидой Международного института социологии (МИС). Его первые конгрессы проводились во Франции (в Сорбонне), но председательствовали на них социологи из различных стран. Российские социологи (Г.П. Вырубов, П.Ф. Лилиенфельд, А.Я. Новиков, А.И. Чупров, Е.В. де Роберти) активно участвовали в работе МИС до начала 1930-х гг. С 1950-х гг. в качестве ведущей, по сути «глобальной» организации социологов выступает Международная социологическая ассоциация (MCA — International Sociological Association — ISA) — профессиональное объединение специалистов в социальных науках, созданное 14 октября 1948 г. в Париже по инициативе ЮНЕСКО. Учредители ассоциации: Ж. Дави (Франция), Ж. Гурвич (Франция), Г. Jle Бра (Франция), А. ден Холландер (Нидерланды), Р. Кёниг (Швейцария), Л. Вирт (США), П. Лазарсфельд (США), О. Клине- берг (США), Е. Ринде (Норвегия), Т. Маршалл (Великобритания). Учредительный конгресс состоялся в сентябре 1949 г. в Осло. С 1950 г. MCA проводит профессиональные форумы социологов стран мира — Всемирные социологические конгрессы (BCK) (табл. 2.1).
XVII ВСК состоится в 2010 г. в Гётеборге (Швеция). Возможно, Россия будет претендовать на проведение XVIII ВСК в 2014 г., но это пока предположения. Международная социологическая ассоциация является членом Международного совета социальных наук (при ЮНЕСКО), имеет статус неправительственной организации, ассоциированной с ЮНЕСКО, и специальный статус при Экономическом и социальном совете ООН. MCA — подлинно интернациональная организация социологов. Она имеет сложный, структурированный состав и объединяет: 58 национальных социологических ассоциаций (включая Российскую ассоциацию социологов), 11 региональных ассоциаций (например, Европейскую социологическую ассоциацию, Азиатско-Тихоокеанскую и др.), 73 научных института или факультета социологии в вузе и более 3 тыс. индивидуальных членов из 109 стран мира (см. официальный сайт Международной социологической ассоциации: www.ucm./info/isa). Один раз в четыре года MCA проводит всемирные конгрессы социологов, где обсуждаются социальные и политические проблемы мирового развития, теории и методологии социологических и политологических исследований. I ВСК (табл. 2.1) был созван совместно с Международной ассоциацией политических наук в сентябре 1950 г. в Цюрихе (Швейцария). В работе ВСК участвовали 180 ученых из 33 стран; было представлено 56 докладов. II ВСК состоялся в августе 1953 г. в г. Льеже (Бельгия) и собрал 280 представителей из 34 стран; было представлено 156 докладов. Число участников конгресса с каждым разом увеличивалось, и на V ВСК, который проходил в 1962 г. в Вашингтоне (США), присутствовали 1030 социологов из 51 страны, в том числе 18 из СССР. Этот конгресс стал определенным этапом в развитии социологии. С этого времени начали создаваться специализированные постоянные исследовательские комитеты по социологии, объединяющие социологов по профессиональным интересам и научным направлениям. Важное место в истории MCA занимает конгресс, впервые проводившийся в Азии (Индия, Нью-Дели, 1986), что способствовало развитию социологии в странах Юго-Восточной Азии и сопредельных регионов. Первый в XXI в. Всемирный конгресс, организованный MCA, состоялся в 2002 г. в Брисбене. В работе конгресса приняли участие делегаты почти из 90 стран - Австралии, США, Великобритании, Канады, Германии, России и др. Конгресс в Брисбене показал, что в XXI в. социологическую деятельность ожидают и значительные продвижения вперед, и серьезные опасности нравственного характера, связанные не в последнюю очередь с границами допустимого вмешательства в ход социальных событий, с проблемами манипуляции поведением людей. Конгресс в Австралии интересен для нас также тем, что здесь российские социологи впервые за историю проведения ВСК организовали русскоязычную секцию «Русский форум», которая была разделена на два тематических направления: о «Россия и мир: изменяющиеся перспективы и глобальные реальности» (руководитель — проф. Н.Е. Покровский); о «Современная Россия как процесс: куда он направлен?» (руководитель — чл.-корр. М.К. Горшков). С 23 по 29 июля 2006 г. в г. Дурбан (ЮАР) прошел XVI Всемирный конгресс социологов. Его тема»Качество социального существования в глобализующемся мире» («The Quality of Social Existence in a Globalizing World»). Это первый Всемирный форум социологов на территории Африканского континента. При этом на предыдущих конгрессах социологов из Африки было не более 2 %. В 2000 г. Южно-Африканская социологическая ассоциация в конкурентной борьбе с социологической ассоциацией Швеции выиграла право провести очередной конгресс, несмотря на критические комментарии, что страна не готова к проведению такого крупного мероприятия. Занимавший в это время пост Президента Всемирной социологической ассоциации профессор социологии из Миланского университета Альберто Мартинелли приветствовал это событие, утверждая, что конгресс на Африканском континенте позволит проложить пути для создания Всеафриканской социологической ассоциации. В 2002 г. Мартинелли сменил известный польский исследователь П. Штомпка, который также поддержал проведение конгресса в ЮАР, отметив: «Африка — великий континент, разрываемый драматическим наследием прошлого, бедствиями настоящего, перспективами возрождения и светлого будущего». Согласно Уставу MCA, выбор страны осуществляется с учетом необходимости разнообразия мест проведения на основании обязательной оценки местных организационных и физических ресурсов; обязательным условием является отсутствие ограничений на въезд для всех участников независимо от их этнической принадлежности. Место проведения выбирается не менее чем за шесть лет до проведения форума. Российские социологи и на этом конгрессе организовали русскоязычную секцию, где обсуждалась проблема динамики и качества социального развития российского общества. Свои доклады представили известные отечественные социологи: А. Эффендиев (ГУ—ВШЭ), Р. Гринберг (ИС РАН), М. Горшков (ИС РАН), Н. Покровский (ГУ-ВШЭ), О. Шкаратан (ГУ-ВШЭ), 3. Голенкова (ИС РАН), А. Гофман (ГУ—ВШЭ), А. Здравомыслов (ИС РАН), Ю. Волков (ЮФУ), Ж. Тощенко (РАН) и др. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.02 сек.) |