АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль социологических конгрессов и международного сотрудничества в институционализации социологической науки 9 страница

Читайте также:
  1. I. Перевести текст. 1 страница
  2. I. Перевести текст. 10 страница
  3. I. Перевести текст. 11 страница
  4. I. Перевести текст. 2 страница
  5. I. Перевести текст. 3 страница
  6. I. Перевести текст. 4 страница
  7. I. Перевести текст. 5 страница
  8. I. Перевести текст. 6 страница
  9. I. Перевести текст. 7 страница
  10. I. Перевести текст. 8 страница
  11. I. Перевести текст. 9 страница
  12. II. Разделы социологии: частные социальные науки

Согласно результатам упомянутого исследования, сегодня отношение молодежи к жизни в России напрямую зависит от материального по­ложения. Чем выше молодежь оценивает свое материальное положе­ние, тем больше ей нравится сегодняшняя жизнь в стране. Так, 87 % россиян в возрасте 17—26 лет, которые оценивают свое материальное положение как благополучное, жизнь в России в целом нравится и только 13 % не нравится. Для молодежи с плохим материальным поло­жением ситуация противоположна: 60 % говорят, что сегодняшняя жизнь в стране им в целом не нравится, и только 40 % молодых людей говорят об обратном.

Безусловно, у молодежи удовлетворенность жизнью не сво­дится исключительно к материальным благам.

Семья является бесспорной ценностью для всех поколений рос­сиян. О том, что в их жизненных планах нет такого пункта, как соз­дание семьи и наличие детей, говорят не более 4 % и старшего, и младшего поколения россиян. Но для первых задача создания проч­ной семьи и воспитания хороших детей уже могла быть реализована в силу возраста (69 % и 72 % соответственно), а для молодежи — это скорее еще цель, которую они планируют достичь (см. рис. 3.3).

В то же время анализ представлений о том, что является глав­ным при создании семьи, среди различных возрастных когорт мо­лодого поколения свидетельствует о том, что самая младшая воз­растная когорта (до 20 лет) существенно большее значение прида­ет материальным факторам при создании семьи, а старшие молодежные когорты (24—26 лет) несколько чаще отдают пред­почтение таким позициям, как согласованность семейных и лич­ных жизненных планов[72].


Отметим, что семья для молодежи остается одной из немногих традиционных ценностей, относительно которой существует практически полное единомыслие.

Так, в Краснодарском крае ее важность в своей жизни признали почти 90 % опрошенной молодежи; [73]/4 опрошенных считают, что сем ейные отношения — непременное условие счастья, и 4/5отметили, что усло­вием семейного счастья являются дети[74].

 

 

Исследователи из Санкт-Петербургского государственного универ­ситета пришли к аналогичным выводам в ходе социологического оп­роса среди молодежи в возрасте до 30 лет Санкт-Петербурга, Москвы и городов Ленинградской и Московской областей: среди главных жиз-

ненных ценностей молодежи оказались семья, друзья и здоровье, за­тем следуют такие ценности, как интересная работа, деньги и справед­ливость[75]. В среде студенческой молодежи приоритетной ценностью также является семья (исследование ценностей студенческой молоде­жи было проведено в г. Твери в 2006 г.): 78 % опрошенных молодых людей выбрали семью в качестве важнейшей ценности. В этом иссле­довании 36 % отметили значимость ценности «самореализация» и 34 % — «гармонии с собой и людьми»[76], что говорит о направленности молодежи на базовые, духовные, нематериальные ценности.

Молодая семья как предмет отдельного социологического ана­лиза в социологии молодежи и социологии семьи занимает значи­тельное место, хотя само определение молодой семьи еще не полу­чило однозначной трактовки. Молодые семьи можно классифи­цировать по следующим основаниям: по степени полноты — полная/неполная;

по степени благополучия — маргинальная, кризисная, благопо­лучная, процветающая;

по экономическому благосостоянию — бедная, обеспеченная, со­стоятельная;

по форме брака — зарегистрированная/незарегистрированная[77].

При этом под молодой семьей понимается семья в первые 8—10 лет после заключения брака, в которой оба супруга, имею­щие детей, не достигли возраста 30—35 лет и состоят в первом бра­ке, а также семья, в которой возраст одного из супругов не превы­шает 30—35 лет при наличии несовершеннолетнего ребенка.

Такой тип семьи, как студенческая семья, имеет также свою специфику, проявляющуюся в сложности существования студен­ческой семьи в силу учебной деятельности, неопределенного со­циального статуса и положения супругов в обществе, а также в особенностях восприятия супружеских и семейных отношений[78].

Молодежный рынок труда, трансформация трудовых ценностей и трудовой мотивации молодежи в современной России рождают чрезвычайно актуальные проблемы. В результате трансформации

российского общества и сопровождающих этот процесс масштаб­ных изменений в социально-экономической сфере сформирова­лась достаточно обширная социальная общность — незанятая молодежь, которая в силу специфики возрастных социаль­но-психологических характеристик оказалась недостаточно подго­товленной к современным рыночным условиям, что во многом обусловило одну из основных проблем на рынке труда современ­ного российского общества — острую нехватку высококвалифи­цированных специалистов. Несоответствие выпускаемых вузами специалистов потребностям общества привело к тому, что почти половина выпускников вузов вынуждена менять свою специали­зацию, причем кардинально, и новая профессия зачастую сущест­венно отличается от полученной в вузе[79].

Трансформация трудовых ценностей и трудовой мотивации современной российской молодежи отражает то, что происходит во всем обществе. За последнее десятилетие трудовые ценности российского населения существенно изменились, в частности по­высилась значимость таких ценностей, как надежное место рабо­ты, хороший заработок, удобный график работы, возможность че­го-то достичь, но понизилась значимость таких ценностей, как работа, уважаемая широким кругом людей, а также возможность инициативы, соответствие работы способностям и ответственная работа[80]. Таким образом, повысилось значение достиженческой стороны трудовых ценностей, тогда как то, что составляет цен­ность труда, определяет его ценностное содержание (работа в со­ответствии со способностями, возможность инициативы, работа, уважаемая широким крутом людей), утратило значение многих россиян. Названные тенденции в трансформации трудовых цен­ностей российского населения характерны для представителей различных гендерных, профессионально-должностных, социаль­но-демографических и поколенческих групп, что опровергает распространенное мнение о том, что ценностные изменения в сознании и поведении россиян на современном этапе носят пре­имущественно межпоколенный характер и изменения происхо­дят только в среде молодого поколения.


Социализация молодежи связана с множеством проблем. Содер­жание и направленность процесса социализации определяются двумя основными тенденциями:

типизацией, которая может быть определена как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире объективных мысли­тельных форм культуры — ценностей, норм, идей и их преобразо­вания в субъективно-идеальный мир;

индивидуализацией, характеризующей процессы преобразования индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформации субъективного ми­ра личности в объективные формы внешнего социального мира[81].

Социализация представляет собой процесс формирования гармонично и всесторонне развитой личности, способной к со­знательной и активной деятельности в обществе на основе усво­енного им социального опыта.

В процессе социализации общество воспроизводит себе по­добных с характерным уровнем сознания, мышления, культуры, поведения и т.д., причем процесс социализации не всегда проте­кает успешно, особенно в обществах трансформационного типа, к которым относится современная Россия. Основной проблемой современного российского общества в контексте социализации молодых поколений является отсутствие социализационной нор­мы, которая определяется как результат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспе­чивать их дальнейшее развитие[82]. В современных условиях быстрых перемен и социальной трансформации общественные идеалы ут­рачивают свой универсальный облик, перестают играть роль идеа­лов, формируются новые модели и стили поведения и жизни, иначе говоря, происходит трансформация социализационной нормы.

В условиях, когда государство и общество перестало формиро­вать заказ на конкретный тип личности, отсутствуют определенные идеологические и нормативные стандарты на те или иные качества личности, социализация российской молодежи характеризуется плюралистичностью моделей, слабой предсказуемостью, неопре­деленностью, хаотичностью и испытывает сильное влияние запад-

ной культуры, ее стиля жизни, которые внедряются в сознание мо­лодежи России прежде всего через телевидение и Интернет. В этих условиях ответственность за формирование личности ложится на семью как первичную группу, в которой индивид проходит первич­ную социализацию. Проблема социализации личности и роли ин­ститутов социализации в этом процессе приобретает в России ост­рую актуальность.

Таким образом, предметная область социологии молодежи весьма широка, но междисциплинарные границы, отделяющие ее от предметных областей других отраслей социологической науки, зыбкие, так как социальные процессы, затрагивающие молодежь, охватывают и другие категории населения и группы, и рассматри­вать их изолированно в рамках изучения молодежи можно лишь условно.

3.4. Конфликтология

Многие великие мыслители прошлого представ­ляли человеческое общество как носитель непрекращающейся то­тальной вражды всех и каждого. Т. Гоббс называет естественное состояние человечества, еще не ограниченное существованием государства и законов, «войной всех против всех». «Человек чело­веку волк», — гласит старая латинская пословица. «В самом поня­тии духа лежит, что человек от природы зол», — говорит Г. Гегель.

Действительно, каждый человек и каждая социальная группа имеют конкретные экономические, политические, социальные интересы и очень часто они оказываются противоположными аналогичным интересам других людей и социальных групп. Гегель пишет: «Человек ставит себе цели из себя и черпает из себя мате­риал своих действий; доводя эти цели до последней крайности, зная и желая лишь себя в своей особенности и отметая всеобщее, человек зол, и этим злом является его субъективность»[83]. Пресле­дуя свои интересы, человек неизбежно наталкивается на сопро­тивление других и вступает с ними в противоборство, иначе гово­ря, вступает в конфликт.


Конфликт в самом общем смысле — это антагонистическое от­ношение между двумя или несколькими участниками действия, по крайней мере один из которых стремится установить свое гос­подство над социальным полем их взаимоотношений.

Конфликтология — наука, исследующая конфликты, причины их возникновения, механизмы и закономерности развития кон­фликтных ситуаций, субъекты (стороны) конфликтов, их нега­тивные и позитивные следствия, социальные функции, возмож­ности и способы их предупреждения, локализации, минимизации и разрешения.

К предметной области конфликтологии относятся: конфликты как общественные противоречия; стороны конфликтов — чувства, идеи, ценности; индивиды с раз­ными интересами; социальные институты; социальные общно­сти; национальные общности и т.п.;

конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания — становление, развертывание, разрешение, предупреждение;

конфликтные ситуации, социальные напряженности, социаль­ные депривации;

причины, условия, поводы конфликтов;

основные типы предметных конфликтов в обществе — экологиче­ские, экономические, политические, юридические и т.п.; основные типы субъектных конфликтов в обществе (институцио­нальные, формационные, цивилизационные и т.д.); прогнозиро­вание, предупреждение, разрешение конфликтов и т.п.[84]

Конфликтология в целом представляет собой комплексную, междисциплинарную по предмету и методам науку, поскольку ис­следует конфликты, возникающие как между отдельными людь­ми и даже внутри единой личности (внутриличностный конф­ликт — между сторонами ее психики или ее социальными ролями), так и между группами, социальными слоями и классами, религи­озными конфессиями и политическими партиями, социальными институтами и организациями, различными поколениями, этно­сами и нациями, наконец, государствами. В ее предмет также вхо­дят конфликты и противоречия между ментальными данностя­ми — идеями, идеалами и ценностями, когда реальными сторона­ми конфликта выступают личности и группы, исповедующие и пропагандирующие эти идеалы и ценности. Таким образом, кон-


фликтология непосредственно граничит с психологией в исследо­вании внутриличностных конфликтов; с общей и социальной психологией в изучении межличностных конфликтов; с социоло­гией — если речь идет о социальном конфликте. Вообще с кон­фликтологией тесно связаны практически все науки гуманитар- но-обществоведческого цикла. Ведь все категории конфликтов, возникающих в сфере человеческого взаимодействия, формиру­ются, развиваются и затухают на почве столкновения экономиче­ских, социальных, групповых и индивидуальных интересов; их непосредственными поводами служат соответствующие катего­рии событий; конфликты часто получают правовое оформление и разрешение, следовательно, затрагивают сферу правовых отно­шений в обществе. Поэтому конфликтологические дисциплины исследуют свой предмет, соприкасаясь с экономикой, полито­логией, правоведением. В то же время межэтнические конфлик­ты исследуются этнологией, этносоциологией, этнопсихологией. Таким образом, и эти дисциплины граничат с конфликтологией и обогащают ее своими концепциями и подходами. В конечном сче­те конфликтология всегда вступает в непосредственное соприкос­новение с той наукой (науками), которая является базовой в ис­следовании сферы возникновения и развития конкретного изу­чаемого конфликта.

Межэтнические конфликты составляют значительную долю конфликтов на уровне больших групп людей, сообществ и госу­дарств. Конфликтология рассматривает эту группу конфликтов как социальные конфликты, т.е. обусловленные социальными причинами, имеющие социальные механизмы развития и вызы­вающие социальные следствия.

Согласно опросу, проведенному Фондом общественного мнения в июне 2007 г. (опрос проводился в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России), в Российской Федерации сегодня прожи­вают представители всех национальностей бывшего СССР. Этот факт неоднозначно воспринимается россиянами: примерно 37 % относят­ся к нему позитивно и почти столько же (35 %) — негативно, причем дифференциация негативного отношения показывает, что четверть опрошенных (25 %) испытывает открытое раздражение и неприязнь к нерусскоязычному населению[85], что подтверждается данными других исследователей, отмечающих, что в постсоветское время в массовом


сознании россиян закрепился термин «лицо кавказской националь­ности», зачастую употребляющийся в негативном смысле[86]. Почти [87]/з опрошенных (62 %) полагает, что следует ограничить въезд представи­телей некоторых национальностей в их регионы; 52 % опрошенных, не испытывающие, по их признанию, неприязни к представителям других национальностей, одобрили бы решение о выселении некото­рых национальных групп за пределы их региона, и, что вызывает осо­бую настороженность, более трети россиян (39 %) уверены, что мно- гонациональность России приносит ей больше вреда, чем пользы2.

Межнациональные и этноконфессиональные отношения в современной России — это область повышенных социальных и политических рисков, где объективные противоречия легко идео­логизируются, а национализм становится способом политиче­ской мобилизации, источником конфликтов высокой интенсив­ности — вплоть до вооруженных. Сейчас ситуация в стране кажет­ся более стабилизированной. Однако проблема не исчезла, и вряд ли можно поручиться за то, что где-то в глубинах неоднородного, «разновекторного» российского социума не тлеют очаги новых «разборок» на почве межнациональной неприязни. Ситуацию ос­ложняет и то, что на собственные, внутрироссийские проблемы накладываются противоречия между россиянами и мигрантами. Кроме того, свой вклад в рост подозрительности по отношению к другим народам и государствам вносит напряженность в отноше­ниях между Россией и США, Россией и рядом стран Европы, в ча­стности с некоторыми стремящимися или вошедшими в НАТО сопредельными государствами Европы[88].

Социальная конфликтология исследует внутриличностные, межличностные и социальные конфликты с точки зрения их со­циальной обусловленности, так как в человеческом обществе лю­бой конфликт обусловлен не только и не столько психологически­ми факторами, сколько социальными. Например, внутрилично- стный межролевой конфликт возникает, когда индивид в силу обстоятельств вынужден исполнять несколько несогласующихся или даже противоречащих друг другу социальных ролей. Требова­ния, предъявляемые этими ролями, могут оказаться взаимоис­ключающими и в данном случае неизбежен жесткий внутренний конфликт. Несмотря на то что такие случаи представляют интерес для психологии, поскольку связаны с глубокими личностными переживаниями и вызывают психологическую травму, они явля­ются и предметом исследования социальной конфликтологии, для которой наиболее интересна и актуальна социальная состав­ляющая конфликта. Вступающие в него индивиды также рассмат­риваются с социально-типической точки зрения — как носители конкретных социальных характеристик и качеств, обладатели ста­тусов и ролей, представители классов и социальных групп. Со­циальная конфликтология анализирует задействованные в меж­личностном конфликте групповые и индивидуальные интересы и потребности, проявившиеся в нем ценностные ориентации и по­веденческие мотивации, изучает различные формы социальной депривации, т.е. «лишенности» тех или иных необходимых лично­сти социальных, духовных и материальных благ, что, в конечном счете и является источником и глубинной причиной конфликта.

Социальный конфликт, составляющий по преимуществу пред­мет социальной конфликтологии, можно рассматривать как «пре­дельный случай обострения социальных противоречий, выра­жающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на дости­жение экономических, социальных, политических, духовных ин­тересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализа­ции его интересов»[89].

Возникновение социального конфликта и его распростране­ние или затухание определяются наличием, характером и сте­пенью развития общественных противоречий. Общество всегда, во все времена изобилует противоречиями. Они проявляются в экономической сфере, в политике, идеологии, в области культур­ных ценностей и норм. Выделенное Марксом основное противо­речие капиталистического типа хозяйствования — противоречие между общественным характером труда и частной формой при­своения производимого продукта — представляет собой классиче­ский пример экономического противоречия. Его отражением в политике является противостояние интересов в борьбе за власть. В сфере культуры всегда имеется противоречие между традицион­ными ценностями и нормами общества, с одной стороны, и инно­вационными идеями и нормативными представлениями — с дру­гой. Множественность противоречий порождает многообразие социальных конфликтов, различающихся по вызвавшим их при­чинам и факторам, по субъектам и объектам, по характеру разви­тия, по способу развертывания и разрешения, по степени остроты и длительности.

Специфическим аспектом социологического анализа кон­фликта является исследование его как субъект-объектного отно­шения. С одной стороны, социальный конфликт представляет собой субъективное действие или состояние, поскольку его участ­никами и движущими силами его развития выступают социаль­ные субъекты — индивиды, группы, общности, классы, государст­ва. С другой стороны, в любом социальном конфликте находят свое воплощение и продолжение объективные противоречия, су­ществующие независимо от воли участников конфликта, но про­являющиеся через их чувства, мысли и действия. Любой кон­фликт разворачивается вокруг некоего объекта — собственности, власти, статуса, культурных ценностей и идеалов. Социология конфликта рассматривает его так, чтобы уяснить, как и почему в данных социальных условиях объективные противоречия разви­ваются до уровня открытого противостояния субъектов социаль­ного действия.

Таким образом, социальная конфликтология как отдельная социологическая дисциплина исследует все группы конфликтов, пре­жде всего социальный конфликт, с точки зрения анализа их субъект­ных и объектных составляющих в их взаимодействии, выявляет со­циальные факторы формирования, развития и затухания конфликта с применением социологических методов к изучению природы воз­никновения конфликтов как социальной закономерности.

3.5. Этносоциология

Этносоциологическое направление в социоло­гии — одно из важнейших направлений социологических иссле­дований в современной России, так как поликультурность и по- лиэтничность ее состава требуют учета культурного своеобразия, сложившегося в этнокультурном пространстве страны. «Любая этническая общность опирается на традиционные стандарты, нормы, образцы, стереотипы поведения, которые прочно утвер­дились в той или иной этнической нравственной культуре»[90]. Культура каждого этноса неповторима, ее развитие происходит в контексте взаимодействия с другими этническими культура­ми, и накопленный социокультурный опыт этноса становится отправной точкой в понимании инонациональных ценностей — языка, традиций и т.п.[91] Это актуализирует вопросы и проблемы межэтнического взаимодействия, межэтнической адаптации в современном российском обществе.

Этносоциология — отрасль социологической науки, исследую­щая социальные процессы в разных этнических средах и этниче­ские процессы в социальных группах. Иными словами, этносо­циология изучает явления и события социальной жизни, так или иначе связанные с проблемами этносов, влиянием особенностей этнической культуры и традиций на социальную жизнь, межэтни­ческими взаимоотношениями и конфликтами.

Если этнография рассматривает, описывает и анализирует обычаи и традиции, образ жизни и культуру, язык и фольклор раз­личных этнических групп, то этносоциология представляет собой специальную социологическую дисциплину среднего уровня, ко­торая исследует этнические группы, их взаимоотношения в более широком контексте социальных отношений, рассматривая их как части общества, более или менее интегрированные в него и вклю­ченные в социетальные процессы. Правомерность такого подхода определяется тем, что все происходящее с этническими группами всегда вписано в динамику общества в целом и ею же в значитель­ной степени объясняется.

В истории социологии изначально исследование этнических традиций и обрядов имело большое значение и было сопряжено со становлением собственно социологических классических парадигм. Так, Э. Дюркгейм, J1. Леви-Брюль, Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун и другие крупные социологи и социальные антропологи прошлого обращались к исследованию этнической культуры первобытных племен, чтобы лучше понять истоки со­циальности как таковой. Современная этносоциология ориенти­рована на изучение социальных параметров взаимодействия этносов и этнических групп, происходящего в настоящее время.


Параллельно существует родственная социологическая дисцип­лина — историческая этносоциология, предметом которой явля­ется этническая проблематика прошлого.

В предметную область этносоциологии входят исследования, связанные со следующими вопросами:

традиции как фактор, влияющий на социальное поведение инди­видов и этнических групп;

динамика этносоциокультурных изменений, возникающих вслед­ствие модернизации;

социокультурные различия между современным городом и селом; социальные составляющие процесса этнической идентификации и самоидентификации;

динамика межэтнических отношений, в частности развитие и протекание межэтнических конфликтов;

мобильность этносов, межрегиональная и межгосударственная миграция;

происхождение и социальные особенности этнических диаспор, в том числе недавно образовавшихся русских диаспор в границах постсоветского пространства;

особенности языковой коммуникации в различных этнических средах, в частности процессов вытеснения русского языка и заме­ны его языками титульных наций в республиках бывшего СССР, а также проблемы билингвизма и полилингвизма; специфика внутрисемейных отношений в различных этнических группах;

этническая культура, межкультурные взаимодействия, роль рели­гии в формировании межкультурных дистанций, выработка этни­ческих стереотипов и их социальное функционирование; толерантность и нетерпимость в межэтнических отношениях; становление и развитие национальных и националистических дви­жений и особенности социальных движений в этнической среде.

Поэтому можно сказать, что этносоциология представляет со­бой науку, исследующую специфику протекания социальных процессов в разных этнических средах и влияние этнических фак­торов на характер социальных изменений. В самом широком смысле предмет этносоциологии включает социальные события, процессы, связи, явления, происходящие в этнически маркиро­ванном социальном пространстве[92]. Само социальное пространст-


во представляет собой силовое поле, создаваемое взаимодейст­вующими индивидами и их практиками, но вместе с тем имеющее свое особое, системное качество, отсутствующее в самих индиви­дах (например, государство, право, мораль)[93]; этнополе — соответ­ственно часть социального пространства.

Все это определяет междисциплинарный характер этносо­циологии, что проявляется в использовании не только макро- и микросоциологических подходов, но и элементов культурологи­ческого, цивилизационного и социально-антропологического ис­следования. Например, национальное самосознание, его генезис и динамика не могут рассматриваться этносоциологией в отрыве от исследования его этнокультурных, этнопсихологических кор­ней; изучение межэтнических конфликтов опирается на концеп­ты и методы и этносоциологии, и конфликтологии, и социальной психологии.

Этническая социология в своих базовых теоретических посыл­ках связана с общесоциологическими теоретико-методологиче- скими установками и парадигмами. В частности, проблемы, изу­чаемые этносоциологией, соприкасаются с теорией модернизации. Представление о безальтернативное™ и позитивном характере мо- дернизационных процессов долгое время господствовало в теоре­тической социологии как одна из ее ключевых, базовых идей. Од­нако в дальнейшем позитивность модернизации была поставлена под сомнение именно с позиций ее влияния на судьбы народов, ве­дущего к утрате этнических традиций, потере культурной самобыт­ности, росту фрагментации общества, социальной отчужденности, распространению специфически девиантных форм поведения в прежде традиционно ориентированных этнических группах. Стало очевидным, что полный отрыв от этнокультурного наследия, ломка традиционных социальных институтов и отказ от устоявшихся жизненных укладов способствуют нарастанию хаоса и дезоргани­зации в обществе, а не его прогрессу.

Проблема этнической идентичности и идентификации — одна из важнейших проблем, исследуемых этносоциологией, — тесно сопряжена с явлениями личностно-психологического и социаль­но-психологического плана, следовательно, с социальной психо­логией. Действительно, в процессе становления самосознания как индивид, так и социальная группа неизбежно обращаются к осмыслению своей этнической принадлежности, поиску своих этнических характерологических черт и оснований для иденти­фикации себя с определенной этнической группой. Это тем более справедливо, если речь идет о лицах смешанной национальности, для которых этническая самоидентификация часто становится мучительной проблемой, и число таких индивидов в современном мире с его тенденцией к взаимной диффузии этносов постоянно увеличивается. На уровне групп проблема этнической идентично­сти связывается с дифференциацией на «своих» и «чужих», с гене­зисом и развитием межэтнических конфликтов, воспроизводя­щихся из поколения в поколение.

Проблема этнической идентичности характерна для многона­ционального российского государства, особенно в условиях обо­стрения межэтнических отношений.

Так, Институт социологии РАН при поддержке Фонда им. Ф. Эберта провел исследование на тему «Российская идентичность в социологи­ческом измерении» в сентябре 2007 г., в ходе которого было опрошено 2000 респондентов.

Исследование показало, что идентификация по этническому признаку неуклонно растет в современном российском обществе (табл. 3.2)1.

Таблица 3.2. С кем испытывали чувство общности россияне в 1992-2007 гг., %
С кем испытывали чувство общности        
С коллегами, однокашниками        
С представителями своего поколения        
С представителями своей национальности        
С представителями той же профессии, рода занятий        
С теми, кто разделяет взгляды респонден­та на жизнь        
С теми, кто живет в том же городе или по­селке        
С россиянами        
С людьми того же материального достатка        
С гражданами СНГ        

1 Российская идентичность в социологическом измерении: аналитический до­клад. М., 2007 //http//www.isras.ru

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)