|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль социологических конгрессов и международного сотрудничества в институционализации социологической науки 11 страницаИз взаимодействий индивидов вырастает иерархическая структура общества, которая является его обязательной составляющей. Общество всегда характеризуется социальным неравенством и наличием элит. Наличие неравенства составляет принцип социальной организации. Вся история обществ, по Сорокину, представляет собой историю господства элиты над массами. Составляющие общество группы делятся на элементарные, соединяющие людей по какому-то одному признаку, и кумулятивные — классы, нации и т.п. Общество — это сложный комплекс разноуровневых групп. Поэтому Сорокин считает, что попытки интерпретировать общество исходя из одного среза социальных отношений, например из борьбы классов, не могут привести к успеху: «Это попытка решить уравнение со многими неизвестными при помощи одной известной величины». Конфликтологический подход к пониманию общества основан на представлении о динамическом характере социальной реальности. Если функционалисты считают общество замкнутой системой, которая сама по себе стремится к покою и равновесию и обладает способностью самопроизвольно их восстанавливать, то для конфликтологов суть социального — это борьба, непрекращаю- щийся конфликт, вследствие чего общество никогда не приходит в спокойное состояние, а всегда пронизано конфликтами разной значимости и масштаба — от индивидуальных до классовых. Согласно парадигме конфликтологии, борьба выступает источником непрекращающихся социальных изменений. Не бывает статичного, гармоничного, счастливого общества, где коллективная солидарность примирила бы противоборствующие индивидуальные и групповые интересы. Социальное неравенство неизбежно в любом обществе, и его невозможно гармонизировать или заставить индивидов смириться с ним. Поэтому борьба интересов всегда была, есть и будет. Виднейший представитель современной конфликтологии Р. Дарендорф считает, что основной конфликт любого общества фокусируется вокруг власти. Распределение власти всегда определяется социальным неравенством, и неравные позиции различных классов и слоев по отношению к власти вызывают трения, антагонизмы, которые влекут за собой изменения в социальной структуре. Устранить социальный конфликт из жизни общества в принципе невозможно. Благополучное общество отличается от неблагополучного не отсутствием конфликта, а правильным к нему отношением — признанием его существования и стремлением его урегулировать рациональными методами. «Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники»[102]. Для социальной структуры нет ничего опаснее, чем непризнанный конфликт, который, переходя в латентное состояние, генерализуется и вызывает социальные катастрофы. Общество не должно ставить перед собой утопическую цель уничтожить конфликты раз и на- всегда, но должно научиться жить с ними и сводить их к наименьшему злу. Американский социолог К. Боулдинг выделяет в социальном конфликте два аспекта: О статический, который образуют сами противоборствующие стороны и отношения между ними; О динамический — конфликтующие интересы, рассматриваемые как социальные мотивации конфликта. Боулдинг считает, что в основе отношений конфликта, следовательно, в основе общества в целом лежат поведенческие стереотипы: развитие конфликта представляет собой реактивный процесс, т.е. определяется стереотипными поведенческими реакциями сторон. Реактивная природа конфликта определяет его неизбежность, поскольку конфликт коренится в самой психологии человека. В силу этого его можно заранее предвидеть, просчитать и управлять его ходом, манипулируя раздражителями. К конфликтологическим теориям общества можно отнести теорию классовой борьбы К. Маркса. Это классический пример конфликтологического подхода, за исключением того, что в конечном счете марксистское понимание общества имеет явно утопическую, выходящую за пределы конфликтологической парадигмы направленность. Марксистское понимание природы общества несет на себе отпечаток гегелевской спекулятивной диалектической конструкции, предусматривающей обязательное трехстадийное развитие с возвратом к «якобы исходной» стадии, но на новом уровне. Поэтому классовая борьба составляет принципиальную характеристику не всех стадий социального развития, а лишь промежуточной — стадии отрицания бесклассового первобытного состояния. Классовый конфликт неизбежен везде, где существуют антагонистические классы, безусловно, отсутствует в первобытном обществе, где нет классов, и обретает окончательное и исчерпывающее разрешение в ходе своего предельного обострения — во время пролетарской революции. Этот процесс напоминает движение с нарастающим ускорением. В марксистском понимании исход конфликта в абсолютном смысле предрешен естественно-историческим детерминизмом общества, но не- определен в относительном смысле — зависит от конкретных социальных обстоятельств. В марксизме считается, что невозможно рациональное управление основным конфликтом классового общества, так как в принципе исход его фатален. Революция раз и навсегда закрепляет качественно новое состояние общества, в котором отныне нет и не будет конфликта, поскольку нет частной собственности и борьбы интересов вокруг нее. Методы социальной дифференциации в изучении общества ориентируются на примат индивидов и социального взаимодействия над целым. В качестве одного из предшественников основателей этого подхода следует назвать Г. Зиммеля, полностью сводившего общество к взаимодействию индивидов. В представлении Зиммеля социальные действия обусловлены индивидуальной мотивацией — личными интересами, влечениями и потребностями индивидов. В результате такой мотивации индивиды стремятся к поиску взаимодействия, образованию союзов, направленных против кого-то третьего, к согласованию своих внутренних состояний; в целом — к постоянным взаимным и совместным действиям. Эмпирическое единство, образующееся ежеминутно из таких текущих взаимодействий, и есть, согласно Зиммелю, общество: «Общество будет только названием для суммы этих взаимодействий, названием, которое применимо лишь постольку, поскольку они установлены»[103]. Сетевая теория Р. Берта — современная концепция общества, родственная теории Зиммеля, согласно которой индивиды, независимо друг от друга принимающие решения, образуют как бы узелки в сети устанавливающихся между ними отношений и взаимодействий. «Атомистическая» теория общества, предложенная Дж. Дэвисом, обнаруживает элементы подобного подхода. Автор сравнивает общество с легкой паутиной межличностных чувств или установок, и каждый человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, которая связывает его непосредственно с немногими другими, а косвенно — со всем миром. Символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Мид, Г. Блумер) примыкает к этой группе подходов. Специфика его заключается в рассмотрении общества как сети символических значений, которая не статична, а динамична и творится людьми в процессе социального взаимодействия. В этой парадигме доминирует представление об изменчивости общества, которое не вводится к застывшим структурам, а ежеминутно возникает заново, перекраивается, течет в потоке времени вслед за изменениями в символических значениях, происходящими спонтанно по ходу взаи- модействия. В понимании Кули общество и индивид — две равнозначащие реальности, восходящие к процессу социальной коммуникации, который и составляет эмпирическую социальную реальность. Индивид уникален и неповторим, но не в силу своей «сущности», а потому, что представляет собой продукт неповторимого сплетения отношений социального взаимодействия с другими индивидами и группами. В силу этого индивид динамичен: он меняется по ходу изменчивого процесса интеракции. Таким образом, общество интересует Кули прежде всего в его конкретном преломлении во взаимодействии индивидов и групп. Кули выделяет особую категорию «первичные группы», которые возникают естественно из прямого взаимодействия индивидов и представляют собой непосредственный социальный субстрат индивидуального развития. Первичные группы — это колыбель человечества и как бы «исходная клеточка» общества. В ходе цивилизационного процесса формируются и все большее значение приобретают «вторичные группы». В отличие от естественных «первичных» они основаны на формальных ролевых отношениях, связи людей в них внеэмо- циональны и регламентированы. Для индустриального общества, считал Кули, «вторичные группы» гораздо более значимы и вытесняют первичные группы и присущий им тип коммуникации на второй план. На первый план выходит массовая коммуникация, охватывающая сразу множество людей и отличающаяся очень большой скоростью. Согласно идеям Кули, индивидуальное Я человек приобретает в процессе коммуникации. Благодаря коммуникации возникает и само общество, которое Кули сводит к социальному, т.е. коллективному, сознанию. И индивид, и общество не обладают статическими характеристиками: это не сущности, а процессы. В силу своей коммуникативной природы они симво- личны, т.е. наделены меняющимся по ходу процесса символическим значением, которое придает им интеракция. Для Дж. Мида, как для Кули, индивид и общество не противостоят друг другу и представляют собой две стороны единого процесса социальной интеракции. Общество определяется им как коммуникативная общность, специфика которой состоит в объективации психического. В индивидуальном Я две стороны — как бы внутреннее, необъективируемое Я-субъект и Я-объект, которое возникает в процессе интеракции из восприятия меня другими людьми. Вне интеракции человек не может достигнуть объек- тивации психического, т.е. способности видеть и оценивать себя со стороны, как бы глазами другого. Взаимопонимание, конструктивная коммуникация и развитие общества возможны только благодаря такой объективации, которая позволяет поставить себя на место других людей. Идеал общества Мид видел в достижении совершенной интеракции, основанной на полном взаимопонимании. Современные исследования социологов в области интерпретации понятия «общество» приобретают все более околофило- софский, междисциплинарный характер. В них причудливо переплетаются идеи психологии, экзистенциальной метафизики, лингвистического анализа, политологии, экономических наук. Фактически наблюдается «движение вспять» социологии от позитивистских научных ценностей к метафизическим. Современные социологи, такие, как Н. Луман, Ю. Хабермас, отмечают недостаточность и ограниченность в принципе дискурсивного познания общества как такового. Хабермас говорит о «незавершенном проекте» современного общества, определяемом дискурсивной моделью, нагруженной гуманистическим контекстом. Н. Луман отмечает парадоксальный характер этой модели, в которой совмещаются ценности, чреватые на уровне дискурса противоборством: свобода и равенство, самореализация и солидарность и т.п. Кроме того, эта модель, согласно Луману, отличается некоторой утопичностью, т.е. наличием зазора между дискурсивной идеальной концепцией общества — «незавершенным проектом» и эмпирической социальной реальностью. Несбыточность идеалов, по Луману, объясняется неадекватностью дискурсивной объяснительной модели. Такие понятия, как «эксплуатация» или «подавление», образующие негативный полюс этой модели, не являются адекватными, а лишь представляют собой устаревший социальный миф. Луман подчеркивает, что развитие теоретических представлений об обществе затрудняется присутствием оценочных элементов (идея лучшего общества), и даже утверждает, что сам когнитивный код науки (истинное/ложное) ограничивает социологию. Познание общества как самоорганизующейся системы не может быть истинным или ложным. Оно является частью системы и представляет собой самоописание общества, его подсистему. Согласно подходу Алена Турена, социальная реальность может исследоваться, только если разложить ее на множество полей. Общество нельзя понимать как тот или иной социальный строй, а следует видеть в нем реальные процессы социального действия. Социолог не может видеть социальные отношения «в чистом виде», поскольку они воспринимаются уже в той или иной интерпретации. Подход Турена абсолютно динамичен, и общество для него — это не система социальных институтов, а власть, переплетение влияний и конфликтов. Это не только воспроизводство институтов и отношений, но и непрерывное самотворение. Общество само себя творит, само за собой наблюдает, поскольку социология образует как бы его зеркало, и все эти характеристики в совокупности Турен называет «историчностью». Динамическое понимание общества демонстрирует и видный отечественный социолог В.П. Култыгин. По его мнению, «общество — это универсальный многофакторный процесс, подчиняющийся в своем развитии определенным объективным закономерностям»[104]. Диалектическую парадигму рассмотрения социальной реальности предлагает французский социолог Ж. Гурвич. Он соединяет социологический детерминизм с признанием индивидуальной и коллективной свободы, претендуя на устранение антагонизма между детерминистской трактовкой общества и интеракционизмом. Индивидуализм и холизм — альтернативные парадигмы понимания общества, которые сводятся к противоположным образам общества: на протяжении всей истории западной социологической мысли они сочетались и перекомбинировались в разных аспектах и ракурсах. Пользуясь терминами Луи Дюмона, можно говорить о холистском и индивидуалистском образах общества. Холистская парадигма покоится на идее общества как органического целого, первичного онтологически по отношению к отдельным индивидам. Общество рассматривается как сложное единство, опирающееся в своем существовании на всеобщие ценности, а не индивидуальные интересы. Холистский образ общества, или universitas, ассоциируется с мировоззрением досовремен- ности, базирующимся на взглядах Аристотеля. Индивидуалистское видение основывается на идее внешнего соединения онтологически независимых атомарных индивидов. В таком случае общество представляет собой искусственный продукт соединения индивидов, а социальная жизнь — нечто высшее по сравнению с дополитическим «естественным состоянием человека». Индивидуалистский образ общества, или societas, ассоциируется с мировоззрением ранней современности (Нового времени) от Гоббса до Гегеля. Таким образом, мы кратко охарактеризовали некоторые, наиболее значимые подходы к социологическому исследованию социальной реальности. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Назовите основные черты, отличающие, по вашему мнению, общество от простой совокупности индивидов. 2. Что вы понимаете под социальной реальностью? Ответ обоснуйте. 3. Что, по-вашему, позволяет говорить об обществе как о чем-то отдельном, отличном от природы? 4. Почему общество можно назвать нелинейной системой? Обоснуйте свой ответ. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Общество: понятие и типы. 2. Общество как социальная реальность. 3. Цивилизационный подход к изучению общества. 4. Индивид и общество. 5. Социологические концепции общества. 6. Общество и государство.
ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА 5.1. Понятие социальной системы Со времени возникновения социологии как самостоятельной науки ученые всегда пытались понять общество как организованное целое, выделив в нем составляющие его элементы. Такой универсальный для всех наук аналитический подход должен быть приемлем и для позитивной науки об обществе. Описанные выше попытки представить общество как организм, как саморазвивающееся целое, обладающее способностью самоорганизации и поддержания равновесия, по сути были предвосхищением системного подхода. В полной мере речь о системном понимании общества можно вести после создания JI. фон Берталанфи общей теории систем. Социальная система — это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов. Эти элементы соединены между собой устойчивыми связями и в целом образуют социальную структуру. Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы. Таким образом, с точки зрения системного подхода общество — это что-то вроде матрешки, внутри которой находится множество все более маленьких матрешек, следовательно, существует иерархия социальных систем. Согласно общему принципу теории систем, система — нечто гораздо большее, чем просто сумма своих элементов, и как целое, благодаря своей целостной организации обладающее качествами, которых не было у ее элементов, взятых в отдельности. Всякая система, в том числе социальная, может быть описана с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т.е. с точки зрения структуры; во-вторых, с точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее — окружающей средой. Отношения между элементами системы поддерживаются сами собой, никем и ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов. Поэтому системное понимание общества всегда связано с необходимостью решения большой проблемы: как соединить свободное действие индивида и функционирование системы, существовавшей до него и самим своим существованием обусловливающей его решения и поступки. Если следовать логике системного подхода, то, строго говоря, свободы индивида нет вообще, поскольку общество как целое превышает сумму своих частей, т.е. являет собой реальность неизмеримо более высокого порядка, чем индивид, меряет себя историческими сроками и масштабами, несопоставимыми с хронологическим масштабом индивидуальной перспективы. Что может знать индивид об отдаленных последствиях своих действий, которые могут оказаться противоположными его ожиданиям? Он просто превращается в «колесико и винтик общего дела», в мельчайший элемент, сведенный к объему математической точки. Тогда в ракурс социологического рассмотрения попадает не сам индивид, а его функция, обеспечивающая в единстве с другими функциями сбалансированное существование целого. Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Для системы опасно то, что приходит извне: ведь внутри все работает на ее сохранение. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т.е. вносит в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Систему спасает то, что она обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой. Это означает, что система по своей природе гармонична: она тяготеет к внутреннему балансу, и его временные нарушения представляют собой лишь случайные сбои в работе слаженной машины. Общество похоже на хороший оркестр, где гармония и согласие являются нормой, а разлад и музыкальная какофония — случайным и досадным исключением. Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов. Если она функционирует нормально, следующие поколения спокойно и бесконфликтно вписываются в ее жизнедеятельность, начинают действовать согласно правилам, которые диктует система, и в свою очередь передают эти правила и навыки следующим поколениям. В рамках системы воспроизводятся и социальные качества индивидов. Например, в системе классового общества представители высших классов воспроизводят свой образовательный и культурный уровень, соответствующим образом воспитывая своих детей, а представители низших помимо своей воли воспроизводят свой недостаток образования и свои трудовые навыки в своих детях. В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы — новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т.д. Например, нарождавшаяся буржуазия долгое время нормально функционировала как класс в составе «третьего сословия», и лишь когда система сословного общества уже не могла сохранять внутренний баланс, выломалась из нее, что означало гибель всей системы. 5.1. Системные характеристики общества Общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень — это социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной устойчивой и са- мовоспроизводящейся системной организации. Различия выполняемых социальными группами функций, противостояние их целей требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задает образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений, а политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами. Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах: 1) как взаимодействие индивидов; 2) как групповое взаимодействие; 3) как иерархия социальных статусов (институциональных ролей); 4) как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов. Описание системы в ее статичном состоянии было бы неполным. Общество — динамическая система, т.е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Состояние системы дает представление о ней в конкретный момент времени. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы. Динамические системы могут быть линейными и нелинейными. Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния. Таково, например, свободное колебание маятника. Общество — нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Их нельзя уложить в одну объяснительную схему, потому что обязательно найдутся такие изменения, которые не будут отвечать этой схеме. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Кроме того, если маятник возвращается в прежнее состояние со 100%-ной вероятностью, общество никогда не возвращается назад к какой-то точке своего развития. Общество — открытая система. Это значит, что оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность. Реакция проявляется в возникновении флуктуаций — непредсказуемых отклонений от стационарного состояния и бифуркаций — разветвлений траектории развития. Бифуркации всегда непредсказуемы, к ним неприменима логика предшествующего состояния системы, поскольку они сами по себе представляют собой нарушение этой логики. Это как бы кризисные моменты излома, когда теряются привычные нити причинно-следственных связей и наступает хаос. Именно в точках бифуркации возникают инновации, происходят революционные изменения. Нелинейная система способна порождать аттракторы — особые структуры, превращающиеся в своего рода «цели», к которым направляются процессы социальных изменений. Это новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок. Так возникают новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, резко приобретающие общенародную популярность, образуются новые политические партии, группы, неожи данные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть. Например, в период двоевластия в России 1917 г. непредсказуемые стремительные социальные изменения за несколько месяцев привели к большевизации советов, неслыханному росту популярности новых лидеров и в конечном счете к полной смене всей политической системы в стране. Понимание общества как системы прошло длительную эволюцию от классической социологии эпохи Э. Дюркгейма и К. Маркса до современных работ по теории сложных систем. Уже у Дюркгейма развитие социального порядка ассоциируется с усложнением общества. Особую роль в понимании систем сыграла работа Т. Парсонса «Социальная система» (1951). Он сводит проблему системы и индивида к взаимоотношению между системами, поскольку рассматривает как систему не только общество, но и личность. Между этими двумя системами, согласно Парсонсу, существует взаимопроникновение: невозможно представить себе систему личности, которая не была бы включена в систему общества. Социальное действие и его компоненты также являются частью системы. Несмотря на то что действие само складывается из элементов, вовне оно выступает как целостная система, качества которой активизируются в системе социального взаимодействия. В свою очередь система взаимодействия является подсистемой действия, так как каждый единичный акт состоит из элементов системы культуры, системы личности и социальной системы. Таким образом, общество представляет собой сложное переплетение систем и их взаимодействий. По мнению немецкого социолога Н. Лумана, общество представляет собой аутопойетическую систему — саморазличающую и самообновляющуюся. Социальная система обладает способностью отличать «себя» от «других». Она сама воспроизводит и определяет собственные границы, отделяющие ее от внешней среды. Кроме того, согласно Луману, социальная система в отличие от природных систем строится на основе смысла, т.е. в ней обретают смысловое согласование ее различные элементы (действие, время, событие). Современные исследователи сложных социальных систем фокусируют свое внимание не только на чисто макросоциологиче- ских проблемах, но и на вопросах, как реализуются системные изменения на уровне жизни индивидов, отдельных групп и общин, регионов и стран. Они приходят к выводу, что все изменения происходят на различных уровнях и взаимосвязаны в том смысле, что «высшие» возникают из «низших» и снова возвращаются к низшим, оказывая на них влияние. Например, социальное неравенство проистекает из разницы в доходах и благосостоянии. Это не просто идеальная мера распределения доходов, но реальный фактор, продуцирующий определенные социальные параметры и оказывающий влияние на жизнь индивидов. Так, американский исследователь Р. Уилкинсон показал, что в тех случаях, когда степень социального неравенства превышает определенный уровень, оно оказывает влияние на здоровье индивидов само по себе, вне зависимости от фактического благосостояния и дохода. Общество обладает самоорганизационным потенциалом, что позволяет рассматривать механизм его развития, особенно в ситуации трансформации, с позиций синергетического подхода. Под самоорганизацией понимаются процессы спонтанного упорядочения (перехода от хаоса к порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах[105]. Синергетика — новое междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы перехода от хаоса к порядку и обратно (процессы самоорганизации и самодезорганизации) в открытых нелинейных средах самой различной природы[106]. Данный переход называется фазой становления, которая связана с понятием бифуркации или катастрофы — скачкообразным изменением качества. В решающий момент перехода система должна совершить критический выбор через динамику флуктуации, и этот выбор происходит в зоне бифуркации. После критического выбора происходит стабилизация и система развивается дальше в соответствии со сделанным выбором. Именно так по законам синергетики фиксируются фундаментальные соотношения между случаем и внешним ограничением, между флуктуацией (случайностью) и необратимостью (необходимостью), между свободой выбора и детерминизмом. Синергетика как научное течение возникло во второй половине XX в. в естественных науках, однако постепенно принципы синергетики распространились и в гуманитарных науках, став настолько популярными и востребованными, что на настоящий момент синергетические принципы находятся в центре научного дискурса в системе социально-гуманитарного знания. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Среди ряда социологов бытует мнение, что состояния социального хаоса, энтропии наиболее продуктивны с точки зрения развития общества: в такие периоды творится социальное будущее. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Аргументируйте. 2. Правомерно ли уподоблять общество биологическому организму, как это делал Г. Спенсер? Приведите аргументы в подтверждение своего мнения. 3. Что такое социальный детерминизм? Проведите в группе дискуссию, разделившись на сторонников социального детерминизма и сторонников индивидуальной свободы. 4. Герой Д. Дефо Робинзон Крузо, как известно, попав на необитаемый остров, не только не утратил человеческого облика, но и многому научился. Герой романа Р. Стивенсона «Остров сокровищ» Бен Ганн тоже попал на необитаемый остров, но превратился в полубезумное существо. Как вы считаете, какой вариант правдоподобнее? В чем разница между Робинзоном и Беном Ганном? В чем преимущество Робинзона, позволившее ему остаться человеком? ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Общество как социальная система. 2. Общество как динамическая система. 3. Общество как нелинейная система. 4. Общество как открытая система. 5. Эволюция системного подхода к изучению общества в социологии. 6. Общество в рамках синергетической парадигмы.
ТИПЫ ОБЩЕСТВ Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.023 сек.) |