АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль социологических конгрессов и международного сотрудничества в институционализации социологической науки 2 страница

Читайте также:
  1. I. Перевести текст. 1 страница
  2. I. Перевести текст. 10 страница
  3. I. Перевести текст. 11 страница
  4. I. Перевести текст. 2 страница
  5. I. Перевести текст. 3 страница
  6. I. Перевести текст. 4 страница
  7. I. Перевести текст. 5 страница
  8. I. Перевести текст. 6 страница
  9. I. Перевести текст. 7 страница
  10. I. Перевести текст. 8 страница
  11. I. Перевести текст. 9 страница
  12. II. Разделы социологии: частные социальные науки

Парадигма социального поведения представлена социальным бихевиоризмом Б. Скиннера и теориями социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау и получила распространение в американ­ской социологии. Ее основной принцип состоит в том, что соци­альное поведение человека имеет реактивную природу, т.е. детер­минировано простыми биологическими реакциями и представля­ет собой ответ на внешние раздражители и стимулы. Отсюда делается вывод о возможности управлять социальным поведени­ем с помощью системы поощрений и наказаний.

Парадигма социально-исторического детерминизма связана с именами К. Маркса и его последователей. Здесь социальная реаль­ность понимается как совокупность отношений, возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности. Тем не менее роль самих реальных индивидов фактически минимизируется, а единственным фактором развития общества считаются социаль­но-экономические структуры, взаимодействующие между собой согласно внутренней логике естественно-исторического процес­са. Реальная историческая роль отводится не индивидам, а мас­сам, причем последние могут действовать только в благоприятном для этого контексте взаимодействия структур.

Парадигма психологического детерминизма сформировалась на стыке социологии и психологии и на основе психоаналитической концепции 3. Фрейда, согласно которой внутренняя жизнь любо­го индивида определяется содержанием бессознательного уровня его психики. В этой парадигме социальная реальность понимает­ся как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального (ин­стинктивного) начала и подавляющего его общества. Этой борь-


бой объясняются происхождение культуры, искусства, поступки индивидов, возникновение и массовый успех идеологий, направ­ленность политики государств. Впоследствии из подхода Фрейда развились фрейдомарксизм (Г. Маркузе, Ф. Райх) и неофрейдизм (Э. Фромм, Д. Рисмен).

В другой классификации социологических парадигм, о кото­рой упоминает российский социолог В.П. Култыгин[16], парадигмы выделяются по методологическому критерию, и их всего три — на­туралистическая, интерпретирующая и оценивающая.

Натуралистическая парадигма объединяет социологические направления, основанные на методах исследования, близких к методам естественных наук. Типичными представителями этой парадигмы являются, например, О. Конт, Г. Спенсер. В рамках данной парадигмы исследуется только объективный факт, прак­тикуются математические и эмпирические методы исследо­вания.

Интерпретирующая парадигма основывается на признании принципиального различия между предметом и методами естест­венных наук и социальных. Отсюда вытекает необходимость для социологии не констатировать и изучать объективные факты со­циальной жизни, а ориентироваться на понимание субъективного мира акторов, их мотивов и побуждений. Такова «понимающая социология» Вебера и унаследовавшие те же методы этнометодо- логия и феноменологическая социология.

Оценивающая парадигма предполагает соединение чисто ис­следовательской деятельности социолога с социально-критиче- ской и, возможно, социально-преобразующей. В рамках этой парадигмы социологические концепции имеют критический и преобразующий потенциал и связаны с оценкой социальной реальности. Представителями оценивающей социологии являют­ся К. Маркс, К. Поппер, А. Этциони, Ч. Р. Миллс.

По мнению Г.Е. Зборовского, современную социологию мож­но представить как мозаичное панно, отражающее различные по масштабам, цветовой гамме, конфигурации составляющие, но в этом панно можно выделить упорядоченную структуру, в которой соединяются социологические теории, парадигмы и метапарадиг­мы[17]. Под метапарадигмой понимается обобщающая теоретиче­ская характеристика родственных парадигм; объектом исследова­ния метапарадигмы являются парадигмы и теории, взятые во взаимосвязи. В качестве примера метапарадигмы можно назвать неклассическую социологию, теоретическими составляющими которой выступают парадигмы символического интеракциониз- ма, феноменологии, этнометодологии, обмена. В теоретической социологии выделяются пять метапарадигм: классическая, нео­классическая, постклассическая, неклассическая, постнекласси- ческая[18]. Формирование классической метапарадигмы приходится на конец XIX - начало XX в. и соответствует классическому этапу развития социологии, а последующие четыре метапарадигмы воз­никли в XX в., существуют и развиваются на современном этапе теоретической социологии. В классификации Зборовского каж­дой метапарадигме соответствуют определенные социологиче­ские парадигмы и теории (табл. 1.1)?.

Таблица 1.1. Классификация метапарадигм
Метапарадигма Парадигмы и теории Объект Социологии Предмет социологии
Классическая (Конт, Дюрк­гейм, Сорокин, Вебер, Теннис, Зиммель, Спен­сер, Маркс, Гид- дингсидр.) Позитивизм, марк­сизм, эволюционизм, веберианство Общество как целостная сис­тема; как со­циальный орга­низм, независи­мый от человека Изучение со­циальных фак­тов, социальных структур, со­циальных ин­ститутов, соци­альных действий и взаимодейст­вий в статике и динамике
Неоклассическая (Парсонс, Мер­тон, Козер, Да- рендорф, Кол­линз, Миллс, Маркузе, Алек­сандер и др.) Неопозитивизм, нео­марксизм, неоэволю­ционизм, неовебери- анство, структурный функционализм, нео­функционализм, ради­кально-критические теории, теории кон­фликта Общество как система со­циальных дейст­вий и взаимо­действий соци­альных групп и свободно орга­низованных ак­торов Обновление идей позитивиз­ма, марксизма, эволюционизма, функционализ­ма на основе не­линейного рас­смотрения об­щества и его структур

 

Окончание табл 1.1
Метапарадигма Парадигмы и теории Объект Социологии Предмет социологии
Постклассиче- ская (Луман, Валлер- стайн, Белл, Ту­рен, Айзенштат, Райт, Коэн, Гид- денс, Ритцер и др.) Постпозитивизм, постмарксизм, теории системного анализа, теории модернизации, единого индустриаль­ного общества, пост­индустриального об­щества, глобализации Общество как сфера интерак­ции, коммуни­кации, социаль­ных институтов и солидарности Новая системная трактовка обще­ства с позиций макросоциоло- гического ана­лиза
Неклассическая (Мид, Блумер, Гоффман, Ше- лер, Шюц, Бер­гер, Лукман, Гар- финкель, Сику- рел, Ливингстон, Хомане, Блау, Эмерсон и др.) Символический интер- акционизм, феноме­нология, этнометодо- логия, теория обмена Общество как конструкция не­прерывно ме­няющейся реальности агентами, кото­рые и произво­дят социальные изменения Изучение про­цесса конструи­рования челове­ком меняющего­ся социального мира
Постнеклассиче- ская (Ритцер, Гид- денс, Бурдье, Ха­бермас, Штомп- ка, Деррида, Фуко, Джеймсон, Бодрийяр, Кон- нел, Хартманн и др.) Интегративные кон­цепции, теория ком­муникативного дейст­вия, постмодернизм, феминистская социо­логия Общество как единство со­циальных струк­тур и активных действий лично­сти Изучение инте­гративных про­цессов в различ­ных типах со­циума

 

Появление и институционализация в социологическом зна­нии различных парадигм и теорий связаны с поиском учеными адекватного методологического инструментария для изучения и объяснения социальной реальности, которая по-разному интер­претируется исследователями.

В связи с этим А.В. Лубский отмечает: «Смысл методологической ус­тановки, связанной с плюралистической интерпретацией изучаемой реальности, состоит в том, что по отношению к предмету научного ис­следования можно сформулировать множество исследовательских за­дач, приоритетность которых зависит от методологического выбора исследователя. Однако по отношению к определенному классу иссле­довательских задач применяется, как правило, свой специфический способ их решения, давший в рамках определенной познавательной парадигмы необходимый научный результат»[19].

В классификации социологических теорий, предложенной

С.А. Кравченко, критерием выступает способность их теорети­ко-методологического инструментария анализировать усложня­ющуюся социокультурную динамику общества[20]. В соответствии с данным критерием — способностью теории отражать увеличение динамической сложности общества — он выделил пять поколений социологической теории, которым соответствуют пять типов со­циологических метапарадигм.

Первое поколение — теории, образующие позитивист­скую метапарадигму, в рамках которых общественное развитие рассматривается как эволюционно-линейное и может быть объ­яснено с привлечением одного и того же теоретико-методологи­ческого инструментария. Представителями данной метапара­дигмы являются первые социологи — Конт, Спенсер, Дюрк­гейм, Маркс.

Второе поколение представлено теориями, которые в со­вокупности образуют интерпретативную метапарадигму, основы­вающуюся на постулате о том, что каждая социальная общность имеет неповторимый ценностный мир и множество возможно­стей развития. Поскольку обстоятельства субъективны, а сам ис­следователь не абсолютно беспристрастен, не может быть едино­го, универсального объяснения социальных реалий и совокуп­ность событий, образующих по существу социальную жизнь, не может, согласно Веберу, интерпретироваться как «социологиче­ские факты или закономерности»[21].

Третье поколение — теории, интерпретирующие общест­венное развитие с позиций усложняющейся функциональной ди­намики, ускоренной дифференциации. Им соответствует инте­гральная метапарадигма, постулирующая культурный плюрализм и предлагающая интегральное использование каналов познания и различных уровней анализа (макро- и микросубъективный, мак-


ро- и микрообъективный). В рамках данной парадигмы ее сторон­никами (Т. Парсонс, П.А. Сорокин и др.) признается возможной и даже необходимой интеграция, казалось бы, несовместимых па­радигм.

Четвертое поколение представляют теории, анализирую­щие современное общество как с институциональных позиций, так и индивидуальных. В совокупности они образуют рефлексив­ную метапарадигму модерна, которая исходит из крайнего дина­мизма картины мира, глобальности пространства, размывания культурно-территориальной идентичности и смены самоиденти­фикаций.

Пятое поколение представляют теории, ориентированные на изучение нелинейной социокультурной динамики, которую активно и декларируют, а также процессы самоорганизации со­циума, обеспечивающие возникновение порядка и хаоса. Эти тео­рии образуют нелинейную метапарадигму постмодерна, в рамках которой саморазвитие десоциализирующегося социума провоз­глашается естественным, а сам социум обозначается как основан­ный на упорядоченном хаосе.

Несмотря на такой богатый парадигмальный багаж социоло­гии, сформированный на протяжении становления социологии как науки и ее развития, все теории являются современными и их использование позволяет осуществлять систематизацию знания, объяснять социальную реальность и ее динамику.

Таким образом, социология представляет собой полипара- дигмальную науку, фундаментом которой служат теории и кон­цепции классической социологии.

1.3. Уровни социологического знания и основные функции социологии

Каждая наука характеризуется своей структурой, сложность которой определяет статус данной науки в системе на­учного знания. Социология характеризуется разветвленной сис­темой знания, структурирующейся в сложную многоуровневую систему, что обусловлено сложностью и многогранностью обще­ственных процессов и явлений, а также различием ракурсов и уровней их изучения. Например, социология исследует обще­ственные явления и процессы на уровне как всего общества в це­лом, так и широких социальных общностей и их взаимодействий, а также на уровне личности и межличностных отношений, чем обусловлено разделение социологической науки на следующие составные части:

- общетеоретическая социология как макросоциологическое ис­следование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социума как целого (данное на­правление называется также фундаментальной социологией);

- теории среднего уровня, ориентированные на изучение законо­мерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы, т.е. частные, специальные социоло­гические теории, включая отраслевые социологии, например социология социальных групп, социология города, социология деревни, этносоциология, экономическая социология, социоло­гия образования, социология политики, социология права, со­циология пропаганды, социология семьи, социология культуры, социология труда и др.;

- прикладная (эмпирическая) социология, являющаяся составной частью единого социологического знания и исследующая со­циальную реальность с помощью инструментальных технологий, специфических социологических методов (опросы, анкетирова­ние, социометрия и т.д.) изучения массового поведения людей в различных сферах социальной жизни.

Теория и практика тесно связаны между собой и обеспечивают единое знание в процессе взаимодействия. С прикладной социо­логией особенно тесно связаны теории среднего уровня, которые появились и институционализировались в рамках эмпирического обоснования.

На тех же основаниях происходит и разделение социологии на микро- и макросоциологию, относительность которого проявля­ется в любом социологическом исследовании, поскольку эти уровни по сути неразделимы и взаимообусловлены.

В рамках макросоциологии представлены теории, описываю­щие крупные элементы социальной системы, взаимодействие меж­ду ними; закономерности в развитии общества. Микросоциология представляет собой совокупность теорий, направленных на изу­чение межличностных отношений, малых групп, коллективного поведения и их влияния на процесс возникновения и развития конкретных социальных явлений.

Другими словами, если предметом макросоциологии является общество, то предметом микросоциологии — группа; если на мак­роуровне семья исследуется как социальный институт, то на мик­роуровне — как малая группа.

Макро- и микросоциология изучают закономерности общест­венного развития и социального взаимодействия, процессы взаи­мовлияния на уровне «личность и общество». Именно в связи с этим формируется сложный мир социальных отношений и взаи­модействий, изучению которого посвящают свою жизнь социоло­ги, пытаясь раскрыть тайну организации и фун кционирования та­кого сложного конструкта, как общество.

Однако в России по-прежнему необоснованно мало внимания уделяется теоретическим методам и моделям макросоциологии, в то время как за рубежом макросоциологические исследования по­лучили бурное развитие. Это предполагает необходимость овладе­ния теоретическим инструментарием макросоциологии, с по­мощью которого прояснятся и стратегии эмпирических исследо­ваний[22].

Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на четыре основные — теоретико-по- знавательную, практическую, идейно-воспитательную и прогности­ческую. Разграничение этих функций довольно условно, поскольку они тесно взаимосвязаны.

Теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направле­ниях и тенденциях развития, механизмах его функционирования. Формирование и развитие научного социологического знания происходят в рамках внутреннего совершенствования теоретиче­ской социологии, а также в результате динамичного развития са­мого общества. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие при­вычными вещи, явления, изменить представление о них, о себе в этом мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум».


Практическая функция социологии связана с тем, что теорети­ческий опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном на­правлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов.

Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценно­стные и поведенческие ориентиры, трансформация которых не­посредственно влияет на исторический процесс.

Прогностическая функция и прогностический потенциал со­циологической науки заключается в том, чтобы определить со­стояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, харак­теризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д.

Исследователи выделяют в качестве функций социологии так­же управленческую, социально-техническую функции, а также функцию социального проектирования[23].

Управленческая функция социологии связана с тем, что социо­логия, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сфе­ру результатами качественного и количественного анализа, по­зволяющими отследить изменения, происходящие в ходе уп­равленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления. В рамках социологии управления как отдельной отрасли социологического знания раз­рабатываются социальные технологии, применение которых по­вышает эффективность управленческого труда. Значимость ис­следований, проводимых в управленческой сфере, повышается в условиях крупных политических, экономических и социальных реформ; без глубокого расчета и анализа социальных последствий реформирования не следует проводить коренные преобразования в обществе, так как это может привести к противоположным и не­желательным результатам, вызвать волну протеста и конфликтов в социуме.


Социально-техническая функция социологии заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирова­ния той или иной социальной общности, организации разрабаты­ваются проекты совершенствования работы, деятельности. Для этого в организациях формируются специальные службы со­циального развития, работники которых — профессиональные со­циологи изучают особенности функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологическую обстановку в коллективе, причины текучести кадров и т.д.

Функция социального проектирования состоит в том, что на ос­нове социологических методов разрабатываются оптимальные модели организации и развития организаций, социальных общ­ностей, систем управления для достижения поставленных целей. Профессиональные социологи на основе методов социологиче­ского проектирования и прогнозирования проводят социологиче­ский анализ состояния какой-либо сферы, отрасли и т.д. (на­пример, уровня преступности в обществе, состояния и развития демографической ситуации), определяя ключевые точки роста и проектируя будущее развитие в рамках той или иной стратегии со­циального развития. В развитых странах социальное проектиро­вание занимает важное место в системе обеспечения социального развития и прогресса в различных сферах функционирования об­щества.

1.4. Методы социологического исследования

Каждая наука располагает своим инструментари­ем, набором методов, с помощью которого осуществляется иссле­довательская деятельность и познается истина. Набор специфиче­ских методов исследования социологической науки позволяет на эмпирическом уровне отследить происходящие в обществе про­цессы, т.е. провести прикладное социологическое исследование — систему логически последовательных методологических, методи­ческих и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели — получить точные объективные данные об изучае­мом социальном явлении.

Такое определение прикладному социологическому исследованию дано известными отечественными социологами М.К. Горшковым и

Ф.Э. Шереги, систематизировавшими в своей работе «Прикладная социология: методология и методы» огромный массив знания о том, как правильно провести социологическое исследование, как соста­вить его программу, получить и обработать первичную информацию и обеспечить достоверность и репрезентативность социологических данных[24].

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной цели, выдвинутых задач, в соответствии с чем различают три основных вида социологического исследова­ния — разведывательное, описательное и аналитическое[25].

Разведывательное исследование — наиболее простой вид при­кладного социологического анализа, решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи; как правило, оно охватывает небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему методическом инстру­ментарии — специально разрабатываемом для каждого иссле­дования пакете инструментов, предназначенных для сбора первич­ной информации (бланк-интервью, массовая или экспертная анкета, проекты выборки, математический анализ первичной ин­формации и т.д.). Этот вид социологического исследования может применяться:

- на предварительном этапе глубоких и масштабных исследований для проверки методического инструментария и его коррекции;

- для сбора «прикидочных» сведений об объекте изучения;

- в ситуации, когда предмет социологического исследования мало изучен или вообще не изучен, с тем чтобы получить дополнитель­ные сведения о предмете и объекте исследования, уточнить неко­торые задачи и гипотезы исследования, а также его методический инструментарий.

В разведывательном социологическом исследовании обычно используются такие методы сбора первичной информации, как интервью или анкетный опрос, групповое интервью методом фо- кус-групп, позволяющие провести его в сжатые сроки.

Описательное исследование представляет собой более сложный вид социологического анализа, чем разведывательное исследова­ние, так как по своим целям и задачам оно предполагает получе­ние эмпирической информации, дающей относительно целост­ное представление об изучаемом объекте, явлении. Проведенние исследования описательного типа требует разработки более слож­ной и подробной программы исследования с использованием ме­тодически апробированного инструментария, что обеспечивает его большую надежность в процессе изучения важнейших элемен­тов исследуемого объекта. Данное исследование обычно приме­няется тогда, когда объектом исследования выступает относи­тельно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (население города, района, области, региона и т.д.).

Аналитическое исследование — самый сложный и глубокий вид социологического анализа. Его цель состоит не просто в описании структурных элементов изучаемого явления, но и в выяснении причинно-следственных связей, лежащих в основе распростра­ненности, динамики, стабильности/нестабильности данного яв­ления. Аналитическое исследование рассматривает комплекс факторов, влияющих на объект исследования, выделяя среди них основные и второстепенные, временные и устойчивые, явные и латентные (скрытые), управляемые и неуправляемые. Программа такого исследования разрабатывается тщательно и занимает мно­го времени, поскольку часто требуется собрать предварительную информацию об отдельных сторонах исследуемого явления, обра­щаясь к разведывательному или описательному исследованию. В ходе аналитического исследования применяется комплекс со­циологических методов, которые дополняют друг друга, — различ­ные формы опроса, анализ документов, наблюдение.

Социальный эксперимент является разновидностью аналити­ческого исследования. Его проведение предполагает создание специальной экспериментальной ситуации путем изменения обычных условий функционирования исследуемого объекта.

Социологическое исследование предполагает определенную последовательность этапов.

На первом этапе формируется программа исследования: формулируются цель исследования, ее задачи, план, гипотеза на основе актуальности выбранной проблематики, определяются методы сбора информации, способы ее обработки, сроки прове­дения исследования и т.д.

На втором этапе социологического исследования осущест­вляется непосредственный сбор первичной информации. При этом могут применяться различные методы сбора информации —

социологический опрос в форме анкетирования или интервьюи­рования; контент-анализ (записи исследователей, выписки из до­кументов и другие сведения, полученные из различных источни­ков документального характера); наблюдение, эксперимент и др.

На третьем этапе производится цифровая (электронная) обработка полученной информации, собранной в ходе социоло­гического исследования на основе специальных компьютерных программ.

Начетвертом этапе, заключительном (аналитическом), проводятся анализ обработанной информации, подготовка науч­ного отчета по итогам исследования, формулирование выводов и рекомендаций.

Социологический опрос является специфическим социологиче­ским методом исследования, без которого не обходится ни одно социологическое исследование. Этот социологический эмпири­ческий метод незаменим при сборе ограниченного объема инфор­мации у большого числа людей и может выступать в двух видах:

- анкетирование, когда опрашиваемый сам заполняет анкету в при­сутствии анкетера или без него; может быть очным и заочным; среди форм заочного анкетирования наиболее распространен почтовый опрос, а также прессовый (через газету, журнал); значи­мым преимуществом анкетирования является принцип аноним­ности, однако даже он не гарантирует, что ответы респондента (опрашиваемого) будут правдивыми, поэтому исследователь дол­жен всегда учитывать данный фактор при анализе полученной ин­формации;

- интервьюирование, которое предполагает личное общение с оп­рашиваемым, когда исследователь сам задает вопросы и фиксиру­ет ответы. Оно проводится в форме либо прямого интервью («ли­цом к лицу»), либо опосредованного (например, телефонное ин­тервью).

Участник социологического опроса, отвечающий на вопросы интервьюера (исследователя), называется респондентом.

В системе методов прикладной социологии различают массо­вые опросы и специализированные, представленные в виде экс­пертного опроса.

Экспертный опрос как разновидность социологического опро­са на эмпирическом уровне, позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения спе­циалистов в исследуемой области.

Массовые опросы применяются в тех случаях, когда необхо­димо опросить большое число людей. Основным источником ин­формации в массовом опросе являются демографические, со­циально-профессиональные, этнические, религиозные и другие группы населения.

Социологическое наблюдение является важным методом при­кладной социологии и представляет собой целенаправленное систематизированное фиксирование исследователем свойств и особенностей изучаемого явления, объекта. При наблюдении изучаются поведенческие особенности людей, которые фикси­руются исследователем в бланке или дневнике наблюдения, в фото- и видеосъемке и т.д.; собирается первичная информация, которая включает в себя анализ всего процесса наблюдения во всем его разнообразии (поведение, эмоции, мимика участников эксперимента и т.д.). Наблюдение как научный метод широко применяется в психологии и социальной психологии, специа­лизирующихся на изучении поведения людей, однако в социо­логии данный метод также нашел свое предметное поле и позво­ляет с успехом решать многие вопросы социологического ана­лиза.

Контент-анализ представляет собой количественный анализ любого рода социологической информации, в частности доку­ментов — протоколов, докладов, публикаций различного рода, пи­сем и т.д. Данный социологический эмпирический метод помога­ет уменьшить субъективность качественного анализа полученной в результате социологического исследования информации. В на­стоящее время применение этого метода связано с широким ис­пользованием компьютерных технологий.

Главной чертой развития современного информационного общества становятся сети, связывающие между собой людей, ин­ституты и государства[26]. Распространение интернет-практик, или онлайн-практик, не могло не отразиться на развитии методологии социологической науки, изучающей общество и все многообразие процессов, происходящих в нем.

Так, на «круглом столе» III Всероссийского конгресса, проходившего в Москве в октябре 2008 г., Н.В. Корытниковой была обозначена про­


блема применения метода онлайн-опроса в социологии[27]. Социоло­гам, как правило, бывает недостаточно информации, получаемой только традиционными методами сбора и обработки информации; им требуются методы интерактивного и доступного взаимодействия с «онлайн»-респондентами. Чтобы обеспечить доступ к информации из различных источников, а также электронное взаимодействие с рес­пондентами, используются новые средства обработки и получения ин­формации, подобные глобальным поисковым системам и электронной почте. Однако несмотря на то что общество становится сетевым, воз­можностям интернет-технологий при создании нового программного обеспечения для работы социологов с эмпирической информацией уделяется недостаточно внимания.

Применение онлайн-опросов в эмпирической социологии требует анализа репрезентативности данных, добытых таким способом, по­скольку возникают вопросы о достоверности информации, полу­ченной по сети Интернет, а также о процедуре сбора информации в процессе онлайн-опроса. Пока ответов на данные вопросы нет, что препятствует распространению онлайн-методов в социологии и серьезному отношению к ним социологического научного сооб­щества.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)