|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль социологических конгрессов и международного сотрудничества в институционализации социологической науки 3 страницаОдин и тот же предмет исследования может подвергаться социологическому анализу несколько раз, благодаря чему можно проследить его развитие в динамике. В зависимости от этого в прикладной социологии принято различать точечное и повторное исследование. Точенное (разовое) исследование обеспечивает информацию об изучаемом объекте на момент его изучения, но не позволяет сделать выводы о динамике его изменений и тенденциях развития. Повторные исследования проводятся на протяжении определенного времени через конкретный промежуток времени на основе единых программ и методического инструментария с целью сбора информации об изучаемом явлении, объекте и ее сравнения, с тем чтобы выявить динамику изучаемого объекта. При этом повторное исследование имеет свои особенности, связанные с исследуемой выборочной совокупностью (совокупность респондентов). Если на протяжении нескольких исследований их участниками остаются одни и те же лица (респонденты), то такое исследование называется панельным. В целом классификация видов социологического исследования приведена на рис. 1.11.
Логическая схема видов опроса, основанная на типологии Горшкова и Шереги2, с той лишь разницей, что нами добавлен он-
лайн-опрос как новый метод опроса, еще только институционализирующийся в системе методов прикладной социологии, дана на рис. 1.2. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. В чем специфика предмета социологии? 2. Назовите социальные и научные предпосылки возникновения социологии. 3. Чем социология отличается от философии, психологии и других гуманитарных наук? 4. Какие уровни социологического знания вам известны? 5. Какие основные функции выполняет социология? 6. Назовите основные методы социологического исследования. 7. Чем отличается анкетирование от интервьюирования? ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 1. Социология как наука. 2. Научные предпосылки возникновения социологии. 3. Социология в системе научного знания. 4. Структура социологии. 5. Социологические парадигмы и метапарадигмы. 6. Социологический опрос и его разновидности. 7. Прикладная социология: история возникновения и развития. 8. Прикладная социология в России: история и современность. 9. Онлайн-опрос как новый метод социологии: специфика и перспективы развития в системе прикладной социологии. 2.1. Социальные и научные предпосылки появления социологии Появление социологии как самостоятельной науки знаменует радикальный перелом в понимании человека и общества. Если до ее возникновения последнее составляло предмет философской рефлексии и отчасти предмет исследования зарождавшейся классической экономической науки, то социология стала единственной в своем роде научной дисциплиной, интересы которой фокусировались на жизни человека в обществе. Само по себе возникновение нового ракурса видения «человека социального» именно в Европе XIX в. нуждается в интерпретации и объяснении, поскольку указывает на изменения в социальной и духовной атмосфере. Рассмотрим процессы, приведшие к этому, последовательно в двух плоскостях: вначале с точки зрения исторического развития общества того времени, а затем с точки зрения состояния научной ментальности, имея в виду как естественные науки, так и философию и методологию подхода к человеку. Исторические предпосылки возникновения социологии сводятся к формированию капиталистических рыночных отношений, буржуазии как базисного социального класса и гражданского общества, т.е. такого, в котором реальное экономическое неравенство маскируется формальным политическим равенством. В этом смысле конкретным историческим основанием появления социологии как науки следует считать буржуазные революции Нового времени и связанный с ними идеологический переворот. Формирование буржуазии и выход ее на политическую и идеологическую арену сопровождались ломкой существовавших представлений об обществе. До этого времени под «обществом» понимались только социальные слои, составлявшие исторический и социальный «фасад», — аристократия и связанные с ней носители образования и культуры, а все, что оставалось позади этого «фасада», не находило отражения в философских размышлениях о человеке и истории. Предреволюционная идеология Нового времени поставила вопросы, ответ на которые в конечном счете дали революции. Первым и главным из них был вопрос о естественном праве, которым каждый человек в силу рождения человеком обладает независимо от принадлежности к какому-то социальному слою. Сама постановка этого вопроса свидетельствует о кардинальных переменах в мировоззрении и социальной жизни, ибо ранее естественное право аристократа естественным и очевидным для всех образом отличалось от естественного права человека низкого происхождения. Появление вопроса о естественном праве говорит о распространении понятия «общество» на все социальные слои. Сразу возникло и стало ключевым для новой идеологии понимание того, что существующее государство не является «естественным» и не обеспечивает соблюдения естественного права. В этом видится зародыш противопоставления государства и гражданского общества. Английский философ-эмпирик Т. Гоббс (1588—1679) создал первую договорную теорию происхождения государства, согласно которой оно возникает по договоренности между всеми членами общества и сувереном, для того чтобы защитить каждого отдельного человека от стихийного состояния «войны всех против всех» и тем самым реализовать естественную потребность в порядке и защите. Французский мыслитель Жан Жак Руссо (1712—1778) в отличие от него считает, что стихийное — додоговорное — состояние общества исключало вражду между людьми и реализовывало их естественное право на свободу. Государство возникло как негативный результат неравного общественного договора, чтобы закрепить имущественное неравенство, появившееся вследствие разделения труда и возникновения частной собственности. Своим возникновением оно нарушило естественное право, которое должно быть восстановлено путем установления республиканского правления. О естественном праве человека на жизнь, свободу и собственность писал также Дж. Локк (1632—1704), а представители шотландской школы «моральной философии», в частности А. Смит, оперировали понятием «гражданское общество», означавшим общество, в котором обеспечивается равенство прав индивидов и сословий. Такое общество складывается постепенно, естественно-исторически, самопроизвольно и отдельно от государства, которое может лишь замедлять или ускорять своим вмешательством этот процесс. Реализация идеалов общества «естественного права» в ходе буржуазных революций и последовавшее за этим развитие привели к формированию капиталистического рыночного общества и государства, в котором экономическая поляризация достигла высочайшего уровня при сохраняющемся политическом равенстве и идеологии «равных возможностей». Соответственно в социальной мысли происходила кристаллизация понятия «общество» применительно к индустриальной форме социального существования, которая противопоставлялась (например, у Ф. Тённиса) «общине» как патриархально-традиционной его форме. Мировоззрение и дух индустриального общества исключали романтизм в понимании человека и социальных отношений. На смену идеологеме «естественного права» пришло представление об автоматическом, работающем с механической логикой социальном устройстве, которому присущи стабильность, самопроизвольное регулирование и рациональность идеального хозяйства. Социология является результатом именно такого представления об обществе, и в этом смысле она - порождение индустриального мира, распространение его рациональности на социальную рефлексию. Но для того чтобы возникла социология, был необходим радикальный переворот в научном видении мира. Такой переворот, происходивший на протяжении всего Нового времени, выражался в постепенном формировании представления о позитивной науке, т.е. о знании, которое получено непосредственно эмпирическим или рационально-эмпирическим путем и противоположно спекулятивно-теоретическому типу знания, присущему философским системам и богословским построениям. Первоначально это касалось только естественных и математических наук, которые, стремительно развиваясь, способствовали формированию мировоззрения, альтернативного религиозному и характеризовавшегося стремлением исходить только из достоверной, полученной из опыта информации, и все выводы доказывать математически или проверять на опыте. Однако представления о человеке и обществе еще долго оставались прерогативой религии и спекулятивной философии. Человек рассматривался как исторически неизменяющееся творение Бога, а общество — как неизменный заданный свыше социальный порядок. Социальное положение конкретного индивида понималось как предопределенное Богом и потому справедливое и неизменяемое. Христианское понимание общества содержало и представление о направленности истории: она должна была завершиться последней схваткой добра и зла и справедливым воздаянием всем людям по их делам. Идею эволюционного развития общества впервые в зачаточной форме высказал итальянец Дж. Вико (1668—1744), считавший, что общество проходит эволюционный цикл, состоящий из трех стадий — «века богов», «века героев» и «века людей»; в конце цикла общество впадает в кризис и погибает. Спекулятивные схемы социального развития были предложены немецкой классической философией, прежде всего Г.В.Ф. Гегелем, рассматривавшим историю как последовательное раскрытие в мире абсолютной логической идеи, как движение к самому разумному и адекватному социальному устройству. Таким образом, в рамках спекулятивной философии кристаллизовалось понятие историзма. Еще одним важным элементом развития философии, подготовившим возникновение социологии, стала разработка немецкой классической философией понятия деятельности. В отличие от более ранних представлений о человеке как неизменяющемся и пассивном творении Бога или столь же пассивном «чистом интеллекте», содержащем жизненные впечатления, человек классической философии — это носитель великих творческих и преобразующих мир способностей, перед которым стоит проблема определить границы своих возможностей и найти им применение. К такому пониманию генетически восходит понятие «социального действия». Следует отметить также интеллектуальное влияние философии И. Канта, впервые заговорившего о границах спекулятивного познания и подошедшего к выводу о невозможности философии как науки. Тем самым было показано, что сфера человеческой духовности и социальности не может быть достоверно изучена философскими средствами и философия должна только определять границы знания. Великим событием интеллектуальной жизни стало появление эволюционной теории происхождения видов Ч. Дарвина. Под ее влиянием у социальных мыслителей того времени сложилось стремление к объяснению общества и человека на основе естественно-научных знаний, с точки зрения биологических факторов — расовой принадлежности, наследственности, борьбы за сущест вование. Современный историк науки JI. Мукьелли отмечает, что биологический подход составляет главную характеристику первых социологических учений. Такой подход сводил все многообразие индивидуального и социального в человеке к биологическому началу, страдал биологическим детерминизмом. Характерным примером может служить теория врожденной преступности Ч. Ломброзо: изучая физические характеристики индивидов, в частности черты лица, он делал вывод о наличии (отсутствии) у этого человека врожденной склонности к совершению преступлений. Однако все это показало возможность изучения природы человека и общества на основе методов естественных наук, т.е. позитивной науки о человеке и обществе, которая была бы такой же эмпирически доказательной, как биология или химия. Именно такой «позитивной наукой» хотел видеть социологию ее основатель французский философ-позитивист О. Конт. 2.1. Становление социологии как науки Огюст Конт (1798—1857) разработал трехстадийную модель развития общества (религиозная, метафизическая и позитивная стадии) и считал, что современное ему общество находится на грани перехода к третьей стадии. Для реализации такого перехода обществу необходимо новое знание о самом себе — не критически философское, а позитивно-научное. Он назвал такую науку «социологией» — аналогично биологии и названиям других естественно-научных дисциплин. Социология должна быть доказательной, отличаться нейтральностью, т.е. быть свободной от личных предпочтений и антипатий, как всякая наука. В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов. Каждая более сложная наука строится на более общих науках, поэтому может пользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфический метод или способ рассмотрения. Для социологии это «исторический метод». Конт понимает под ним сравнение предшествующего и последующего состояний и выведение на этой основе законов развития. Социология как наука о человеческом обществе — самая молодая наука в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью можно не только объяснять законы общественного устройства и развития, но и поставить на научную основу политику, чтобы она служила прогрессу человека и общества. Вместе с тем социология — самая сложная в иерархии позитивных наук и потому должна опираться на все ранее сформировавшиеся позитивные науки. Из них главной и основополагающей Конту кажется математика, исторически самой ранней — астрономия. За астрономией следуют физика, химия и биология. Для того чтобы заниматься социологией, нужно усвоить эти науки. Конт с помощью социологии пытается найти путь к преодолению социальных катаклизмов своего времени и соединить порядок и прогресс, которые он воспринимает прежде всего как два вида общественных закономерностей, фиксирующих две части социологии — социальную статику и социальную динамику. Социальная статика имеет дело с общественным порядком, который понимается как гармония элементов, основывающаяся на отношениях общности, и акцентирует внимание на структуре общества, исследует условия его существования и законы социальной гармонии. Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества в данный момент времени, а с другой — анализ элемента или элементов, определяющих консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семей в коллектив. Консенсус — основная идея социальной статики Конта. Социальная динамика изучает общество в развитии. Конт вновь считает социальное развитие трехстадийным — в виде трех форм социально-политической организации общества: 1)теологическая стадия — военное господство; 2) метафизическая стадия — феодальное господство; 3) позитивная стадия — промышленная цивилизация. Данные стадии закономерно следуют одна за другой, поэтому неравенство между социальными группами связано с уровнем развития. Уровень развития общества определяется не материальными изменениями, а духовно-нравственными отношениями между людьми. Основной закон социальной динамики («закон прогресса») заключается в том, что каждый подъем духа вызывает в силу всеобщей гармонии соответствующий резонанс во всех без исключения общественных областях — искусстве, политике, промышленности. Всем правит дух, образуя силовой центр социальной эволюции. Труды Конта оказали огромное влияние на других выдающихся социологов, особенно на Г. Спенсера и Э. Дюркгейма. Герберт Спенсер (1820—1903) — английский философ и социолог; он разделял представления Конта о социальной статике и социальной динамике. Согласно его учению, общество похоже на биологический организм и его можно представить как некое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Подобно тому как человеческое тело состоит из органов — почек, легких, сердца и т.д., общество состоит из различных институтов, таких, как семья, религия, право. Каждый элемент незаменим, поскольку выполняет свою собственную социально необходимую функцию. В социальном организме Спенсер выделяет внутреннюю подсистему, которая ведает сохранением организма и адаптацией к условиям окружающей среды, и внешнюю, функциями которой являются регулирование и контроль взаимоотношений организма с внешней средой. Имеется и промежуточная подсистема, ответственная за коммуникацию между первыми двумя. Общество в целом у Спенсера носит системный характер и несводимо к простой сумме действий индивидов. По степени интеграции Спенсер различает простые, сложные, вдвойне сложные общества; по уровням развития распределяет их между двумя полюсами, нижний из которых составляет военное общество, а верхний — индустриальное. Военные общества характеризуются наличием единой системы веры, а кооперация между индивидами достигается посредством насилия и принуждения; здесь государство доминирует над индивидами, индивид существует для государства. Индустриальные общества, где доминирует экономическая система, характеризуются демократическими принципами, многообразием систем веры и добровольной кооперацией индивидов. Здесь не индивид существует для государства, а государство — для индивидов. Спенсер мыслит социальное развитие как движение от военных обществ к индустриальным, хотя в ряде случаев считает возможным и обратное движение — к военным обществам, например в контексте социалистических идей. Впрочем, по мере развития общества становятся все многообразнее и индустриальное общество существует во множестве разновидностей. Карл Маркс (1818—1883) — немецкий политический деятель, социолог, философ, историк, экономист. В основе его учения лежат философские взгляды Г.В.Ф. Гегеля, трансформированные в концепцию диалектического материализма. Маркс разработал теорию материалистического понимания истории, основанную на принципе естественно-исторического развития общества. По Марксу, социальное развитие имеет единую трехчленную схему, второе звено которой является отрицанием первого, но само отрицается третьим. Так, исторически первичное бесклассовое общество сменяется классовым, внутренне противоречивым обществом, которое в свою очередь сменяется бесклассовым, но высокоразвитым коммунистическим, где будут сняты социальные противоречия. Двигателем социального развития является непрекращающаяся борьба между антагонистическими классами. В рамках материалистического понимания истории Маркс создает типологию обществ, классифицируя их по общественноэкономическим формациям. Общественно-экономическая формация — это конкретно-исторический тип общества, главнейшей характеристикой которого является тип господствующих в нем производственных отношений. Согласно взглядам Маркса, каждый экономический строй развивается до достижения им состояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваются внутренние противоречия, или слабые места, подтачивающие его изнутри. Основы нового строя начинают формироваться в недрах существующего. По Марксу, ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования. Маркс приводит такую последовательность: на смену рабовладению приходит феодализм, который сменяется капитализмом, капитализм — социализмом и, наконец, социализм — коммунизмом (высшей стадией развития общества). Важным социокультурным следствием капиталистических отношений, на котором акцентировал внимание Маркс, является отчуждение — утрата полноты человеческого, культурного, личностного бытия перед лицом накопления капитала. Обезличивание касается как наемного работника — пролетария, от которого в труде отчуждается не только продукт, но и сама человеческая сущность, так и капиталиста, для которого все богатство и разнообразие культурной и общественной жизни сводится к погоне за прибылью. Согласно Марксу, политические идеологии, право, религия, институт семьи, образование и правительство составляют надстройку общества. Экономический базис общества — способ производства материальных благ и классовая структура — влияет на формирование всех социальных институтов. Когда один класс распоряжается самыми насущными средствами, с помощью которых люди обеспечивают свое существование, в его руках оказывается «система рычагов», необходимых для формирования в собственных интересах прочих аспектов институциональной жизни — надстройки. Однако экономическая система воздействует на надстройку не односторонне. Надстройка в свою очередь оказывает влияние на экономический базис и изменяет его. Маркс полагал, что, когда рабочий класс вооружит себя революционной идеологией, способной повысить классовое самосознание, он свергнет существующий общественный порядок и установит новый подлинно гуманистический строй — коммунизм. 2.2. Классические социологические теории Период конца XIX — начала XX в. в истории социологии получил название «классического». В это время творили великие ученые, сформировавшие облик социологии как науки и во многом предопределившие ее дальнейшее развитие. Вырастая из позитивистских и органицистских представлений, свойственных ранней социологии, классические теории оставили позади их наивность, преодолели присущую им методологическую зависимость от естественных наук и поднялись на небывалый прежде уровень социальной рефлексии. Эмиль Дюркгейм (1858—1917) — крупнейший французский социолог классического периода развития социологии. В работе «О разделении общественного труда» (1893) он предпринял попытку показать, что такое социальная реальность как таковая. Основная идея работы заключалась в том, что общество становится обществом, когда само себя структурирует. Согласно Дюркгейму, из простой совокупности индивидов общество возникает благодаря существованию социальной солидарности — взаимодействию индивидуальных сознаний. Социальная солидарность — это то, что скрепляет и сплачивает индивидов в единое целое. Для ранних обществ характерна механическая социальная солидарность, основанная на сходстве составляющих их индивидов, одинаковости исполняемых ими социальных функций, на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании», а разделение труда примитивно и незначительно. В развитых («организованных») обществах разделение труда является сложным и высокодифференцированным, различия между индивидами велики и из-за различия социальных функций индивиды остро ощущают необходимость совместного существования. Люди зависят друг от друга именно в силу имеющихся между ними различий. Подобно органам в организме, в дифференцированном обществе все индивиды связаны воедино. Такой тип солидарности Дюркгейм называет органическим. Он не считает, что эти два типа социальной солидарности на практике взаимно исключают друг друга. Напротив, они всегда сосуществуют, все дело в том, какой тип солидарности превалирует в конкретном обществе. Если в первобытных, архаических обществах господствует механическая солидарность, то в современных индустриальных — органическая. Продуктом социальной солидарности становится специфический тип сознания — коллективное сознание, которое не сводится к простой сумме индивидуальных. Его содержание составляют коллективные представления, воспринимаемые индивидуальным сознанием как внешние и подавляющие его индивидуальность обстоятельства. Такие обстоятельства, окружающие индивидов и определяющие их жизнь независимо от их воли, Дюркгейм называет социальными фактами. Согласно Дюркгейму, именно социальные факты составляют собственную реальность общества, они же являются предметом социологии. Социальные факты «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются»[28]. Они обладают реальностью особого рода и выполняют роль сдерживающего фактора в поведении людей. Примерами социальных фактов могут служить социальные нормы, прописные истины общественной морали, образцы семейной жизни, религиозные ритуалы и обряды. По Дюркгейму, объяснение общественной жизни следует искать в самом обществе, которое есть нечто большее, чем просто сумма его частей; это система, формируемая объединением индивидов и приобретающая свойства реальности, обладающей специфическими характеристиками. В своей книге «Самоубийство» («Suicide») (1897) Дюркгейм убедительно продемонстрировал значимую роль, которую играют социальные факты в поведении людей. Эта работа стала образцом эмпирического социологического исследования. В вышедшем в 1895 г. труде «Метод социологии» он назвал овеществление социальных фактов основным требованием объективного научного рассмотрения. Социальные факты следует рассматривать как вещи, которые, подобно вещам в природе, следует понимать объективно и эмпирически, т.е. исключить личные оценочные суждения «извне». В своем последнем крупном произведении «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) Дюркгейм высказал мнение, что анализ простейших и примитивнейших социальных типов может дать представление об основополагающих признаках более сложных обществ. На основании исследований тотемизма у австралийских племен Дюркгейм пытался сделать общие выводы о связи между структурой общества и религией, стараясь доказать, что религия является продуктом общества, поэтому каждый тип общества развивает собственную форму религии, вследствие чего в религии и через нее люди почитают свое собственное общество. Георг Зиммелъ (1858—1918) сыграл существенную роль в становлении социологии как самостоятельной науки, хотя и оставался в тени своих великих современников — Дюркгейма и Вебера. Зиммель считается основоположником так называемой формальной социологии, в которой центральную роль играют логические связи и структуры, вычленение форм социальной жизни из их содержательных отношений и исследование этих форм самих по себе. Такие формы Зиммель называет «формы социации». Формы социации можно определить как структуры, возникающие на основе взаимовлияния индивидов и групп. Общество основывается на взаимовлиянии, на отношении, а конкретные социальные взаимовлияния имеют два аспекта — форму и содержание. Абстрагирование от содержания позволяет, по словам Зиммеля, проецировать факты, которые мы считаем общественно-исторической реальностью, на плоскость чисто социального. Содержание становится общественным только через формы взаимовлияния, или социации. Лишь таким путем можно понять, говорил Зиммель, что в обществе есть действительно «общество», так же как только геометрия может определить, что в объемных предметах действительно составляет их объем. Зиммель предвосхитил ряд существенных положений современной социологии групп. Группа, согласно Зиммелю, является образованием, которое обладает самостоятельной реальностью, существует по своим собственным законам и независимо от индивидуальных носителей. Она, как и индивид, благодаря особой жизненной силе имеет тенденцию к самосохранению, основы и процесс которого Зиммель и исследовал. Способность группы к самосохранению проявляется в продолжении ее существования даже при исключении отдельных членов. С одной стороны, способность группы к самосохранению ослабляется там, где жизнь группы тесно связана с одной господствующей личностью. Распад группы возможен из-за властных действий, которые противоречат групповым интересам, а также из-за персонализации группы. С другой стороны, лидер может быть объектом идентификации и укреплять единство группы. Особое значение имеют его исследования роли денег в культуре, изложенные прежде всего в «Философии денег» (1900). Использование денег как средства оплаты, обмена и расчетов превращает личные отношения в опосредованные внеличност- ные и частные отношения. Оно увеличивает личную свободу, однако вызывает всеобщее нивелирование в силу возможности количественного сопоставления всех мыслимых вещей. Деньги для Зиммеля — также самый совершенный представитель современной формы научного познания, сводящего качество к чисто количественным аспектам. Макс Вебер (1864—1920) — вьщающийся социолог конца XIX — начала XX в. При изучении общества, считал М. Вебер, нужно исходить из того, что человеческое поведение сознательно и требует не внешнего описания, а понимания. Поэтому человеческое поведение должно исследоваться социологией не методом интуитивного «вчувствования», а посредством рационального понимания того смысла, который действующие индивиды вкладывают в свои действия. Следовательно, ключевым аспектом социологии является изучение намерений, ценностей, убеждений и мнений, лежащих в основе человеческого поведения. Процедуру постижения смысла Вебер обозначил категорией «понимание» (Verstehen). Он предложил концепцию понимания как метод, предваряющий и делающий возможным социологическое объяснение. Этот метод заключается в том, что социолог мысленно старается стать на место других людей и понять рациональные причины их поступков. В отличие от Дюркгейма Вебер считает, что социологи должны исследовать не формы коллективности, а индивида. Именно индивид, а не надындивидуальное «коллективное сознание» является подлинным субъектом социального действия. Это не элемент самодовлеющей социальной реальности, а активный ее творец, обладающий разумом и волей. Поэтому изучать общество — значит изучать индивидов, исследовать мотивы их поступков, искать их рациональное объяснение. Отсюда следует, что социология должна стать строго рациональной наукой о смысле социального действия и оперировать специальными понятийными конструкциями, которые позволили бы ей выделить этот смысл. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |