АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Роль социологических конгрессов и международного сотрудничества в институционализации социологической науки 8 страница

Читайте также:
  1. I. Перевести текст. 1 страница
  2. I. Перевести текст. 10 страница
  3. I. Перевести текст. 11 страница
  4. I. Перевести текст. 2 страница
  5. I. Перевести текст. 3 страница
  6. I. Перевести текст. 4 страница
  7. I. Перевести текст. 5 страница
  8. I. Перевести текст. 6 страница
  9. I. Перевести текст. 7 страница
  10. I. Перевести текст. 8 страница
  11. I. Перевести текст. 9 страница
  12. II. Разделы социологии: частные социальные науки

Первыйэлемент характеризуется тем, что его функциони­рование возможно при способности общества к сохранению тра­диций и культурному воспроизводству независимо от взаимо­действия с другими странами и степени их влияния на мировые процессы. В условиях глобализации обеспечить культурную неза­висимость довольно сложно, так как постоянно возрастает сте­пень взаимовлияния на международном уровне. Чтобы сохранить культурную самобытность и идентичность, необходимо бережно относиться к культурному наследию прошлого и исторической памяти народа. Сохранение исторической памяти и ее воспроиз­водство через поколения является залогом культурной независи­мости. В России история переписывается из раза в раз, что разру­шает историческую память народа, извращает ее и просто уничто­жает, обусловливая соответствующие культурные последствия.

Второй элемент обеспечения духовной безопасности свя­зан с функционированием политической системы общества, на

уровне которой должны обеспечиваться защита достигнутых прав и свобод личности, а также конструктивный диалог между госу­дарством и обществом, политическими и общественными струк­турами социума.

Третий элемент обеспечения духовной безопасности свя­зан с социокультурной системой общества и ее способностью к динамическому саморазвитию на основе качества системы обра­зования, здравоохранения и культуры в целом. Этот элемент в большей степени отвечает за духовно-нравственное состояние об­щества, его интеллектуальный и инновационный потенциал.

Таким образом, обеспечение духовной безопасности является непременным условием сохранения национальной безопасности.

Национальная безопасность государства является сложным системным понятием и предполагает включение многих состав­ляющих, таких, как:

- экономическая безопасность, обеспечение которой требует ус­тойчивого экономического роста, нормального воспроизводства национальной экономики, необходимой степени хозяйственной независимости и самостоятельности в сочетании с занятием и удержанием значимых позиций на мировом рынке;

- продовольственная безопасность, критерием которой является способность общества, не прибегая к помощи извне, полностью обеспечить продуктами питания своих граждан;

- информационная безопасность, обеспечение которой означает заботу о сохранении военной и государственной тайны, о нераз­глашении секретной — финансовой, технико-технологической, оборонно-стратегической — информации разных уровней, утечка которой могла бы оказаться опасной;

- социальная безопасность, связанная с поддержанием стабильно­сти в обществе, с необходимостью избежания чрезмерного обост­рения социальных противоречий, сдерживания роста имущест­венного неравенства, поскольку на этой почве могут возникать массовые беспорядки и социально-политические катаклизмы;

- демографическая безопасность, под которой понимается такое состояние общества, при котором уровень рождаемости в соотно­шении с индикаторами индивидуальной продолжительности жизни обеспечивает самовоспроизводство нации.

Критическое состояние демографической сферы современного рос­сийского общества требует глубокого анализа причин и последствий демографического кризиса. Этими проблемами занимаются многие

отечественные исследователи, среди которых следует назвать прежде всего таких, как: А.И. Антонов, В.Н. Архангельский, В.А. Борисов, А.Г. Вишневский, В.М. Медков, В.И. Переведенцев и др. Современ­ная Россия, по оценкам специалистов, характеризуется следующими негативными явлениями в демографической сфере: очень низкая рож­даемость; высокая смертность; большая естественная убыль населе­ния; быстрое старение населения; очень большая разница в средней продолжительности жизни мужчин и женщин; большие перемены в сфере семейно-брачных отношений по сравнению с недавним про­шлым и т.д.[58] На 1 января 2006 г. численность населения России соста­вила 142,7 млн человек, что на 735,5 тыс. человек, или на 0,5 %, мень­ше, чем на 1 января 2005 г., а за период с 1993 по 2005 г. численность населения России сократилась на 5,8 млн человек, или на 4 %; на 1 ян­варя 2007 г. в России насчитывалось уже 142,2 млн человек: за 2006 г. число умерших превысило численность родившихся на 561 тыс. чело­век[59]. Приведенные данные красноречиво говорят сами за себя, предре­кая демографическую катастрофу в России при сохранении столь тре­вожных тенденций в демографическом развитии российского государ­ства. Прогнозы, сделанные как отечественными, так и зарубежными учеными, одинаково неутешительны и мрачны. Согласно прогнозам Росстата, при сохранении темпов депопуляции население России ожи­дает существенное сокращение — до 138 млн человек к 2016 г.[60]; по про­гнозам ООН, к середине XXI в. в России останется 101,5 млн жителей, и это население будет старым (недаром Россию уже сейчас называют «стареющей» страной или страной «стариков»); по прогнозам демогра­фов Института социально-политических исследований РАН, россий­ское население уменьшится в среднем до 80,2 млн человек[61]. Критическая ситуация в демографической сфере привела к разработ­ке и принятию Концепции демографического развития РФ до 2015 г. Пока рано говорить о результатах ее реализации, и окончательная оценка Концепции будет дана несколько позже.

Исследователи отмечают: «То, что мы пережили в 90-е годы, трудно объяснить с помощью классической демографической науки»[62]. Про­фессор И.А. Гундаров предложил рассматривать это необъяснимое с

точки зрения классической демографической науки явление как «не­инфекционную эпидемию»: с 1992 г. здоровье населения России стало резко ухудшаться, особенно много смертей наступило из-за сердеч­но-сосудистых заболеваний. При этом известные социально-эконо­мические и медицинские факторы риска не объясняют природы сверхсмертности, равно как не объясняют катастрофическое падение рождаемости в России[63]. Скорее всего неблагополучие в демографиче­ской сфере общества связано с духовным неблагополучием россий­ского общества.

Интеллектуальная безопасность связана с интеллектуальным потенциалом нации, сохранением продуктов умственного труда, защитой интеллектуальной собственности. Угрозой для интел­лектуальной безопасности России является интеллектуальная ми­грация или, как ее принято называть, «утечка умов», в результате которой, по подсчетам специалистов, российское государство ежегодно теряет около 50 млрд долл., так как каждый год Россию покидают 15 % выпускников российских вузов[64].

Природогенная безопасность занимается исследованием явле­ний, событий и процессов, которые имеют место в природе и по своему характеру, масштабам, интенсивности или длительности могут оказывать негативное, разрушительное воздействие на жиз­недеятельность человека, его здоровье, физическое воспроизвод­ство, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду. К таким опасным для человека и общества природным яв­лениям и процессам относятся стихийные бедствия — наводне­ния, землетрясения, оползни и лавины, ураганы, сели, сильные заморозки, засухи и т.п. По типу воздействия на сферу человече­ской жизнедеятельности такие события могут быть длительными и постепенными, чреватыми не столько человеческими жертва­ми, сколько значительным ущербом экономике, или внезапными и катастрофическими, уносящими за краткий срок множество жизней; они могут быть постоянными, периодическими или эпи­зодическими, локальными или глобальными, управляемыми в плане минимизации причиняемого ущерба или неуправляемыми.

Техногенная безопасность представляет собой состояние защи­щенности человека и общества от угроз и рисков, возникающих в результате использования или проектирования производствен­


ных технологий, при несанкционированном использовании на­учно-технической и технологической информации. Изучение различных аспектов техногенной безопасности включает в себя анализ факторов риска в научно-технической деятельности чело­века, в процессах информационного обмена, промышленности и сельском хозяйстве, энергетике и транспорте энергоресурсов, во­енной сфере, системе управления; рисков, связанных с производ­ством, хранением и утилизацией химических, радиоактивных, биологических и взрывоопасных продуктов. Основным принци­пом обеспечения техногенной безопасности является тщательное выполнение всех научно обоснованных требований и предписа­ний к разработке и использованию технологий.

Как мы убедились, предметная область социологии безопас­ности широка и разнообразна, она объединяет разнопорядковые и разноприродные явления и процессы.

Однако в конечном счете предмет исследования социологии безопасности — это отношения между людьми и социальными ин­ститутами по поводу проблем жизнеобеспечения в самом ши­роком смысле этого слова. Социология безопасности изучает условия и процессы, при которых возможны сохранение и под­держание жизни индивидов, их материального и духовного благо­получия, реализации их способностей и запросов, национального типа ментальности и духовности, культуры и традиций.

Еще раз подчеркнем, что социология безопасности представ­ляет собой достояние и результат исторически конкретной фазы развития общества, когда оно осознает единство и взаимозависи­мость всех своих элементов и составляющих. Сама идея социоло­гии безопасности как отрасли социологической науки отражает возросшую степень глобальной социальной солидарности и инте­грации. В то же время интеграция обществ в единое глобальное общество не означает, что исчезли проблемы обеспечения безо­пасности на уровне отдельных входящих в него социальных об­разований и индивидов. Индивидуальный уровень обеспечения безопасности включает в себя прежде всего физическую безопас­ность членов общества, бережное отношение к человеческой жиз­ни как основной социальной ценности. Это предполагает сдер­живание криминогенных тенденций, четкую и основанную на следовании законности работу правоохранительных органов, со­блюдение требований техники безопасности на производстве и в быту, устранение неуставных отношений в вооруженных силах

и т.д. Индивидуальная экономическая и финансовая безопас­ность подразумевает правовой и оберегаемый государством ха­рактер частного бизнеса и индивидуальной трудовой деятельно­сти, неприкосновенность частных банковских вкладов, соблюде­ние коммерческой тайны и т.п.   Рис. 3.2. Условия, необходимые для достойной жизни, % числа опрошенных

 

Безопасность — это сетевая устойчивая совокупность необхо­димых и достаточных факторов, надежно обеспечивающих: дос­тойную жизнь каждого человека; защищенность всех структур жизнеспособности семьи, общества и государства; мечту, цели, идеалы, ценности и интересы людей, их культуру и образ жизни, справедливость, традиции от неприемлемых рисков, от внутрен­них и внешних вызовов и угроз; способность эффективно предот­вращать формирующиеся опасности на основе культуры компро­мисса по поводу благополучия и справедливости для всех[65]. Рас­пределение ответов россиян на вопрос о том, какие условия необходимы для обеспечения достойной жизни, дано на рис. 3.2 и позволяет сделать вывод, что наибольшее значение в жизни рос­сиян имеют ценности, которые напрямую связаны с задачами вы-


живания, — хорошее здоровье, материальный достаток, крепкая семья; далее по своей значимости следуют ценности-средства, вы­полняющие инструментальную роль в достижении главных жиз­ненных целей и ориентиров, в том числе такие, как образование, хорошая интересная работа, надежные друзья. Обращает на себя внимание тот факт, что личная безопасность как условие нор­мальной жизни и как одна из основных фундаментальных ценно­стей занимает в иерархической структуре ключевых ценностных ориентаций серединное положение, находясь на седьмом месте по своему рангу. Очевидно, что нельзя считать нормальным такое положение, когда для 60 % респондентов личная безопасность как жизненная ценность не является доминирующей. Это подтвержда­ет вывод о превращении российского общества в общество всеоб­щего риска, где размывается и теряет свой первоначальный смысл базовая характеристика образа жизни — личная безопасность.

Таким образом, задача социологии безопасности заключа­ется в фиксации общественного внимания на конкретных угрозах и проблемах, в сборе и анализе данных, позволяющих судить о со­стоянии тех или иных аспектов глобальной, национальной и ин­дивидуальной безопасности, в разработке теоретической и мето­дологической базы для создания стратегии безопасного существо­вания общества и нейтрализации имеющихся рисков и угроз.

3.3. Социология молодежи

Мир молодежи — особый мир, познать который стремятся ученые разных областей научного знания — психологии, педагогики, демографии, права, политологии, философии, социо­логии, истории, культурологии, социальной психологии и др.

Молодежная проблематика со времен Сократа и Аристотеля является особо актуальной.

Социология молодежи - это отрасль социологии, предметом которой является молодежь как особая социальная группа. В лю­бом обществе существует и проявляется проблема различия между поколениями: люди разного возраста, формировавшиеся как лич­ности в разные исторические периоды, получившие разное вос­питание и образование, не всегда способны к взаимопониманию. Суть извечного конфликта поколений сводится к тому, что в усло­виях социокультурной динамики формируются различные миры «отцов» и «детей», часто не находящие точек соприкосновения. Но «молодежь не хуже и не лучше среднего и старшего поколения, ее культура не лучше и не хуже иных культур... Молодежь — это принципиально иное социальное образование, ни с кем не срав­нимое, а всякие сравнения оказываются некорректными»[66]. Эти слова характеризуют сущность межпоколенческих противоречий, возникающих в различных обществах и в различные времена.

Обычно наиболее активной стороной конфликта поколений выступает молодежь. Молодым часто свойственно острое непри­ятие того образа окружающего мира, который предлагают им ро­дители, учителя и вообще люди старшего поколения. Это непри­ятие сопряжено с уверенностью в том, что действительность мож­но и необходимо переделать. В противоположность молодежи взрослым, имеющим значительный жизненный опыт, доподлин­но известно, что мир переделать трудно, и поскольку к зрелому возрасту они добились определенных успехов и заняли те или иные статусные позиции, им более всего хочется сохранить дейст­вительность без существенных перемен.

Взрослые и молодежь часто затрудняются в поиске общего языка, который дал бы возможность более или менее конструк­тивного диалога. Взаимное отчуждение находит выражение в по­вышенно критическом, подчас неоправданно враждебном отно­шении представителей смежных поколений друг к другу. Молодые склонны винить поколение своих отцов во всех несовершенствах общества и исторических ошибках, а взрослые обвиняют моло­дежь в легкомыслии и иждивенческом отношении к жизни. Внешним обликом, одеждой, прической, увлечениями, манерой вести себя многие молодые стремятся обозначить свое отличие от «мира взрослых», подчеркнуть свое право на другое видение мира и понимание своего места в нем. Таким образом, в современном обществе молодые люди тяготеют к идентификации себя как чле­нов особой социальной группы, в известной степени противо­стоящей «миру взрослых».

В традиционных обществах не существует молодежи как осо­бой социальной группы. Подростки как мужского, так и женского пола, пройдя ритуал инициации в довольно раннем (по нашим представлениям) возрасте, сразу становятся равными по статусу другим взрослым своего пола. Современное общество в этом


смысле организовано совершенно иначе: молодой человек в тече­ние значительного времени, будучи формально равноправным членом общества, далеко не сразу становится таковым реально. Поэтому применительно к современному обществу говорят о мо­лодежи как социальной группе, относительно отличающейся от взрослой части населения.

Возрастные границы выступают основным группообразующим критерием применительно к молодежи. Различные общества в ис­тории человечества по-разному понимали и понимают социаль­ный возраст индивида. Например, в традиционных обществах молодые индивиды проходили ритуальную инициацию в совер­шенно детском с нашей точки зрения возрасте — примерно в 12—13 лет, после чего считались взрослыми мужчинами и женщи­нами и могли вести соответствующий образ жизни. В современ­ной социологии молодежи среди ученых не выработано единого мнения по поводу возрастных рамок молодежи. Например, в российской действительности приняты границы социальной группы молодежи 15—29 лет. При этом целостный процесс социа­лизации и индивидуализации молодежи распадается на времен­ные этапы, которым соответствуют такие типы молодежи: подро­стки — до 18 лет, собственно молодежь — 18—24 лет и молодые взрослые — 25—29 лет.

В социологической классификации молодыми считаются те, кто еще не имеет полного статуса взрослых в общественной или личной сфере, однако и детьми их уже не назовешь, из-за чего их положение является в какой-то степени маргинализованным, не­определенным в обществе, что рождает множество проблем моло­дежного характера.

К. Манхейм очень тонко подметил эту характеристику моло­дежного возраста, отмечая, что «быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером»[67].

На современном этапе развития общества понятие молодости несколько трансформировалось, что связано с учетом некоторых социально-психологических характеристик помимо биологиче­ских, вследствие чего в ряде нормативных документов России на законодательном уровне период молодости продлен до 35 лет (на­пример, при определении понятия «молодая семья»).

Молодежные проблемы невозможно рассматривать в отрыве от общественных и глобальных мировых процессов, поскольку молодежь не является саморазвивающейся системой и включена во все многообразие структур и отношений общества, будучи £го неотъемлемой частью[68].

Современное сложное и дифференцированное общество вы­двигает усложнившиеся требования к образованию, знаниям, на­выкам и умениям своих членов. Поэтому социальная адаптация и социализация молодого индивида, приобретение им образования и определенного социального капитала занимают длительное вре­мя. Специфика молодежи как особой социальной группы в совре­менном обществе заключается в том, что все ее члены в своей жиз­ни находятся в процессе формирования своей социальной лично­сти, раскрытия и реализации своего социального потенциала. Большинство молодых людей, в первую очередь студенты и уча­щиеся, не имеет собственного социального статуса, и их место в статусной структуре общества определяется социальным положе­нием родителей или своим будущим статусом, связанным с получе­нием профессии. В то же время, если статус взрослого человека все­цело определяется его профессиональной востребованностью, объемом накопленного социального капитала и реально занимае­мым положением в статусной структуре, то молодой индивид часто помимо основного занятия включен в структуру неформальных от­ношений, участвуя в молодежных движениях, субкультурных обра­зованиях, политических, религиозных или иных организациях, и этот неформальный статус имеет для него существенное значение.

Наконец, молодежь в силу того, что она находится в процессе становления (социального, психологического, мировоззренче­ского), в большей степени, чем другие возрастные группы, под­вержена различным социально-экономическим, политическим, идейным, культурным влияниям, более непосредственно и актив­но реагирует на них, что способствует поддержанию высокого уровня неопределенности ее социального поведения, подвижно­сти ценностных ориентаций. Все эти специфические особенности молодежи как социальной группы определяют в целом ее слож­ный, проблемный характер. В настоящее время социология моло­дежи — это отдельная частносоциологическая дисциплина, отпоч­ковавшаяся от общей социологии относительно недавно, в конце 1960-х — начале 1970-х гг. Необходимость конституирования со­циальной науки о молодежи в отдельную отрасль была осознана

3.1 Социология молодежи 111

—|-------------------------------------------------------------------------------

мировым научным сообществом в результате потрясения, вы- звакного массовыми молодежными волнениями конца 1960-х гг. Они определили радикальный пересмотр обществом отношения к молодежи, признание ее в качестве отдельной, мощной, трудно­управляемой социальной силы, требующей внимания к своим не­выдуманным, объективно существующим, весомым проблемам.

Предметная область социологического исследования молодежи достаточно широка:

- общие социально-групповые характеристики молодежи — границ и структуры ее как группы, основные тенденции динамики, со­циально-демографические показатели;

- основные качественные параметры существования молодежи в обществе — условия и особенности прохождения процесса социа­лизации;

- специфика образа жизни и моделей поведения молодых людей в зависимости от их принадлежности к различным социальным стратам;

- реальные статусные позиции и социальные роли молодежи в структуре общества;

- характер и направленность социальной мобильности;

- особенности и динамика изменений ценностных ориентаций и поведенческих мотиваций молодых, в том числе в контексте меж- генерационного взаимодействия;

- возможности самореализации молодежи применительно к кон­кретным социокультурным и политико-экономическим условиям.

Среди направлений и концепций, оказавших серьезное влия­ние на развитие социологии молодежи, можно выделить следую­щие:

- концепция рассмотрения молодежи как возрастной группы, в рамках которой молодежь сводится к маргинальному слою обще­ства, ожидающему полноценного статуса по достижении взросло­го возраста;

- концепция, в рамках которой молодежь исследуется с точки зре­ния охвата определенного жизненного цикла с упором на психо­физические свойства молодости, предстающей биологической реальностью и в свою очередь являющейся также результатом со­циально-исторических и социокультурных процессов;

- структурно-функциональный подход к исследованию молодежи (В. Райх, Г. Маркузе), в рамках которого молодежная группа рас­сматривается как система структурных позиций, заполняемых индивидами, вследствие чего приобретаются социальный статус и соответствующие социальные роли;

- культурологический подход, представители которого (П. Бергер, Т. Лукман и др.) стремятся осмыслить мир молодежи в соответст­вии с конкретными представлениями, целями, поведенческими мотивами реально действующих Индивидов, отражающимися в определенных типах культуры;

- исследование молодежи в рамках теории общественного воспро­изводства (В.И. Чупров), которая акцентирует внимание на функ­ционировании и развитии молодежи как субъекта общественного производства и общественной жизни с ее основными социальны­ми функциями — вопроизводственцой, инновационной, трансля­ционной.

- рискологический подход (Ю.А. Зубок), который приобретает ак­туальность в условиях, когда риск становится всеобщим основа­нием современности;

- концепция социального конструирования реальности, основан­ная на принципах взаимосвязи объектно-субъектных характери­стик молодежи и окружающей ее социальной реальности, опреде­ляющих групповую специфику молодежи, а также сам процесс конструирования ею социальной реальности;

- концепция повседневности (Е. Омельченко, Е. Лукьянова и др.), изучающая разнообразные социальные практики молодежи (тру­да, досуга, потребления, формирующиеся вне взрослого контро­ля) как следствия различных значений и смыслов, значимых ин­дивидуальных и групповых стратегий[69];

- социально-воспроизводственный Подход, предложенный в конце 1980-х гг., в соответствии с которым социальная сущность молоде­жи определяется становлением ее субъектности в общественном воспроизводстве и выявляются ее основные социальные функции: воспроизводственная, инновационная, трансляционная.

На базе социально-воспроизводственного подхода были раз­работаны такие известные в отечественной социологии молодежи концепции, как: социальной интеграции молодежи, ее граждан­ской идентификации, управления конфликтами в молодежной среде, воспроизводства малого предпринимательства в России. В концепции общественного воспроизводства молодежь является основным источником воспроизводства общества и одновремен-


\

но его отражением во всех проявлениях на экономическом, поли­тическом, культурном уровне. Будучи неотъемлемой частью со­циума, молодежь испытывает на себе все общественные и глобаль­ные изменения, процессы, воспроизводя интернализированные ценности и образцы поведения в своей социальной деятельности. Поэтому исследование молодежи, ее системы ценностей, социаль­ного потенциала и самочувствия, духовного мира необходимо проводить в контексте социального развития и динамики социума в целом.

Современная молодежь, реализуя свои основные функции как социальной группы — воспроизводственную и инновационную, становится субъектом общественного производства и обществен­ной жизни, обеспечивая тем самым и собственное развитие, и раз­витие общества[70].

При этом общество не может быть индифферентно к процессу развития молодежи, определяющему и общественное развитие, так как от характера общественного воспроизводства во многом зависит возникновение альтернатив развития молодежи[71]. Через общественные институты общество может поддерживать одни альтернативы развития молодежи и препятствовать другим, фор­мируя направленность общественного развития молодежи. Таким образом, молодежь, являясь субъектом общественного воспроиз­водства, в то же время зависит от самого общества, от вектора об­щественного развития и выбора, который предоставляет данное общество его молодым субъектам.

В современном российском обществе, претерпевающем пери­од системной социетальной трансформации, молодежь является одной из наиболее социально незащищенных групп и в первую очередь испытывает на себе как позитивные, так и негативные эф­фекты происходящих перемен.

Результаты крупномасштабного социологического исследования «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», проведенного Институтом социологии РАН, позволяют разбить мо­лодежь на ряд групп согласно их жизненным притязаниям:

0 «семейные» (13 %) — молодые люди, которые говорят в первую оче­редь о том, что хотят и считают, что им по силам создать прочную семью и воспитать хороших детей;


«труженики» (17 %) — та часть молодежи, которая заявляет о том, Что им по силам получить хорошее образование, престижную и инте­ресную работу, заниматься любимым делом;

«предприимчивые» (20 %) — россияне в возрасте от 17 до 26 лет, ко­торые утверждают, что они в силах добиться создания собственного бизнеса, посещения разных стран мира, достижения богатства и ма­териального достатка;

«гедонисты» (10 %) — молодые россияне, которые в первую очередь рассчитывают иметь много свободного времени и проводить его в свое удовольствие;

«максималисты» (19 %) — молодые люди, которые рассчитывают достичь успехов практически во всех сферах. Данная группа не яв­ляется более молодой, чем другие, и ее стремления нельзя назвать юношеским максимализмом. Возрастное распределение внутри нее соответствует распределению среди молодежи в целом; «карьеристы» (6 %) — молодежь, которая полагает, что ей по силам достичь результатов во многих сферах жизни, но не стремится жить в свое удовольствие или быть самому себе хозяином. По сути они в чем-то схожи с «предприимчивыми». Но если для последних биз­нес — больше работа и возможность обеспечить себе безбедное су­ществование, то для первых это еще и возможность реализации чес­толюбивых планов — стать известными, обладать властью и т.д.; «отчаявшиеся» (5 %) - молодежь, которая не видит в себе сил дос­тичь тех или иных успехов;

«тщеславные» (1 %) - молодые люди, которые рассчитывают стать знаменитыми, сделать карьеру и иметь доступ к власти.

Предмет социологии молодежи включает в себя изучение влияния преобразований в целом и в различных аспектах на со­циодинамику молодежи, образ и стиль ее жизни и модели пове­дения, изменения в ее системе ценностей, степень открытости общества для восходящей мобильности. Кроме того, социология молодежи занимается исследованием проблем молодежи как мощного ресурса социально-политической активности, как со­циальной группы, обладающей наиболее высоким потенциалом протеста и соответствующим уровнем инициативности, что осо­бенно актуально в переломные периоды жизни общества.

В настоящее время в России из-за значительного имуществен­ного и социального расслоения принадлежность к той или иной страте практически всецело определяет жизненные перспективы и возможности самореализации молодых людей. С одной сторо­ны, уже можно говорить о сформировавшейся очень узкой замкну-

той элитной группе «золотой молодежи», высокий статус и неогра­ниченные материальные, социальные, образовательные возмож­ности которой отражают эксклюзивное положение в обществе их родителей, принадлежащих к реальной политической, экономи­ческой, управленческой элите. С другой стороны, в стране увели­чивается число молодых людей, обладающих в силу бедности и низкого социального статуса родителей чрезвычайно узким диапазоном реальных возможностей и жизненных перспектив и сознающих это, вследствие чего у этих молодых людей усиливают­ся социальная пассивность и индифферентность, а иногда — пес­симизм и агрессивность.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)