АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НА ПОРОГЕ 70-Х ГОДОВ: ПОЛЯРИЗАЦИЯ СИЛ 15 страница

Читайте также:
  1. I. Перевести текст. 1 страница
  2. I. Перевести текст. 10 страница
  3. I. Перевести текст. 11 страница
  4. I. Перевести текст. 2 страница
  5. I. Перевести текст. 3 страница
  6. I. Перевести текст. 4 страница
  7. I. Перевести текст. 5 страница
  8. I. Перевести текст. 6 страница
  9. I. Перевести текст. 7 страница
  10. I. Перевести текст. 8 страница
  11. I. Перевести текст. 9 страница
  12. Il pea.M em u ifJy uK/uu 1 страница

Как ОКДС, так и профсоюзы, в которых сильны позиции социал-де­мократов, выступали за замораживание ядерного оружия, за ратифика­цию договора ОСВ-2 и продолжение политики разрядки международной напряженности. ОКДС активно участвовал в работе коалиции миролю­бивых сил Нью-Йорка (в нее входят и коммунисты), которая организо­вала марш 12 июня 1982 г. под девизом «Помоги предотвратить ядерную войну». Профсоюзные лидеры, связанные с социал-демократическим дви­жением США, М. Финли — президент Объединенного профсоюза служа­щих учреждений штатов, округов и муниципалитетов, У. Уинн — прези­дент Объединенного профсоюза работников пищевой промышленности и торговли и У. Уинписинджер — президент Межнационального профсоюза механиков и работников авиакосмической промышленности выступали за замораживание ядерных арсеналов и достижение соответствующих согла­шений между США и СССР.

Американские социал-демократы большое внимание уделяют пропа­ганде «шведской модели» социализма. ОКДС, являясь членом Социнтер-на, с согласия его руководства в декабре 1980 г. организовал в Вашинг­тоне международную конференцию «Евросоциализм и Америка: между­народный обмен мнениями». Б ней участвовали В. Брандт, У. Пальме, Ф. Миттеран, Ф. Гонсалес, М. Рокар, И. ден Ойл, Т. Бенн и многие Другие видные деятели социал-демократии59. Конференция в Вашингто­не высказалась против вмешательства США во внутренние дела Никара­гуа и Сальвадора и призвала активизировать действия всех миролюбивых сил для предотвращения термоядерной войны.

Социалистический идеал не стал пока ведущим элементом массового Политического сознания американского рабочего класса. Тем заметнее роль движения рядовых, а также левоцентристских групп в профсоюзах, которые своей критикой капиталистической действительности узаконива­ют дискуссии в профсоюзах о социалистической альтернативе, содействуя одновременно и повышению общего уровня борьбы за непосредственные инт ересы т рудящихся.

58Nation, 1979, Apr. 7, p. 361.

59 Рабочий класс и соврем, мир, 1984, № 6, с. 122—123.


 

540 УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

3. МАССОВЫЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

Во внутриполитической жизни США, одном из самых крупных поли­этнических государств мира, на территории которого проживает более 100 этнических групп, национальный фактор всегда играл заметную роль На 1980 г. из 226,5 млн. населения свыше 50 млн. составляли расовые и национальные меньшинства. Они были объектом жестокой эксплуатации со стороны капитала 60.

На современном этапе развития американского общества расово-на-циональная дискриминация принимает все более изощренные формы. Ожесточенные битвы с расизмом, за гражданские права, развернувшиеся в 60-х годах, принесли лишь ограниченные результаты. Политика дис­криминации, жертвами которой, помимо афро-американцев, всегда были и остаются коренные жители Америки — индейцы, а также мексиканцы, пуэрториканцы, выходцы из Латинской Америки и азиатских стран, по-прежнему распространяется на различные сферы экономической, общест­венно-политической и культурной жизни страны. «Правящий класс США,— говорится в Новой программе Коммунистической партии США.— рассматривает эту систему угнетения как орудие получения дополнитель­ной прибыли и как важный компонент политического и идеологического господства в нашей стране» 61.

В результате политики гепоцида, проводимой властями США по от­ношению к коренному населению страны на протяжении многих десяти­летий, из 10 млн. индейцев, населявших Североамериканский континент до его колонизации европейцами, в 1980 г. остался, включая эскимосов и алеутов, 1,4 млн.62 В числе почти уничтоженных племен — могиканы, оттава, пекоты. наррагансетты, могауки, покаиокеты и множество дру­гих. В 70-х годах в США проживало 173 индейских племени. Расселены они или в городских гетто Нью-Йорка, Чикаго, Сан-Франциско, или в оставшихся резервациях, занимающих 3% территории страны63. Говоря

60 Statistical Abstract of the United States, 1985. Wash., 1985, p. 17. Автор книги
«Этнический миф» американский социолог С. Стайиберг отмечал: «Этнический
плюрализм в Америке уходит своими корнями в завоевание, рабство и эксплуа­
тацию иностранного труда» (Steinberg S. Ethnic Myth: Race, Ethnicity, and Class in
America. N. Y., 1981, p. 5).

61 Новая программа Коммунистической партии США.— США — экономика, полити­
ка, идеология, 1983, № 2, с. 123. По подсчетам В. Перло, в 1982 г. сверхприбыли
от эксплуатации национальных меньшинств в США составили 119 млрд. долл.-
за счет черных — 85 млрд. долл., лиц испанского происхождения — 31 млр., кo-
ренных американцев и других угнетенных народов — 3 млрд. долл. См.: Реrlо V.
Reaganism-Hooverism of the 80's.— Political Affairs, 1984, Mar., p. 7.

62 Statistical Abstract of the United States, 1985, p. 17.

63 Harvard Encyclopedia of American Ethnic Groups. Cambridge (Mass.); London, 1980,
p. 58. К самым крупным племенам относятся: навахо, проживающее в резерва-
ции, расположенной в пустынных областях штатов Аризона, Юта и Нью-Мекcи-
ко; апачи рассредоточены в резервациях Форт Апачн и Сан-Карлос (штат Apи-
на); чероки сконцентрированы в штатах Северная Каролина и Оклахома; семи-
нолы — во Флориде и Оклахоме; племена Союза ирокезов разобщены по девяти
резервациям штатов Нью-Мексико, Оклахома, Висконсин и др. См.: Расы н нарo-
ды. М., 1982, вып. 12, с. 228. В резервациях ветхие, жалкие жилища, практически
весь жилой фонд находится в аварийном состоянии, здесь нет возможности най-


 

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ

o положении коренных жителей в 60-х годах, видные американские исто-pики пишут: «...семейный доход индейцев был на 1 тыс. долл. меньше до-xода черных. Безработица — выше, чем по стране в целом, особенно в pезервациях. Жизненный уровень — в 10 раз ниже общенационального. Самоубийства среди индейской молодежи совершались в 100 раз чаще по сравнению с белой молодежью» 64.

Самой большой по численности после афро-американской группы яв­ляется этническая группа испанского происхождения — 14,6 млн., из них 7 млн. мексиканцев 65. Эту этническую общность составляют потом­ки мексиканцев, заселявших территории, присоединенные к США после войны с Мексикой 1846—1848 гг., и иммигранты из Мексики, прибывшие сюда в начале и середине XX в. и продолжающие прибывать. Прожива­ют американцы мексиканского происхождения в основном в юго-запад­ных штатах США, в частности в Ныо-хМексико, Аризоне, Техасе, Кали­форнии, Колорадо.

По переписи 1980 г., численность другой испаноязычной группы — пуэрториканской — составила 1,8 млн.66 Поскольку в 1952 г. о-в Пуэрто-Рико получил официальный политический статус—«свободно присоеди­нившееся к США государство» (реально он продолжает оставаться в ко­лониальной зависимости от Соединенных Штатов), пуэрториканцы юридически являются гражданами США, хотя фактически относятся к числу наиболее угнетенных категорий населения. Основная часть пуэрто­риканцев сконцентрирована в г. Нью-Йорке (более 50%) и Чикаго, не­мало их живет в штатах Нью-Джерси, Калифорния, Коннектикут, Мас­сачусетс, Огайо и др.

Этнический состав населения страны представляют также 3,5 млн. выходцев из Азии и о-вов Тихого океана67, включая китайцев — 806 тыс., филиппинцев — 774,7 тыс., японцев —701 тыс., корейцев — 354,6 тыс., вьетнамцев—261,7 тыс. и др.68

Как известно, особую остроту национальный вопрос в США приобрел в послевоенные годы, когда в результате обострения социальных проти­воречий резко активизировалась борьба национальных меньшинств за гражданские права. Причины, вызвавшие рост их самосознания, были те же, что и у черных американцев. Не желая мириться с положением граждан «второго», а то и «третьего сорта», представители других нацио­нальных меньшинств США выступили за повышение своего социального и политического статуса69. В 50— 60-х годах в условиях мощного

ти работу, не хватает школ, транспорта, медицинских учреждений, широко рас-

пространены болезни.

64 Freidel F.,, Brinkley A. America in the Twentieth Century. N. Y., 1982, p. 482. 65 Statistical Abstract of the United States, 1985, p. 17.

66 Immigration: New Americans, Old Questions. N. Y., 1981, p. 2.

67 Statistical Abstract of the United States, 1985, p. 17.

68 Sstatistical Abstract of the United States, 1982—83. Wash., 1982, p. 32. 69 Американская академическая наука, до недавнего времени игнорировавшая проблему межэтнических отношений, вынуждена была признать, что возникшая в прошлом шовинистическая модель «американизации», в соответствии с которой все иммигрантские группы должны были усваивать систему ценностей господ­ствующей англосаксонской расы, потерпела провал. См.: Polenberg R. One Nati­on Divisible. Class, Race, and Ethnicity in the United States since 1938. N. Y., 1980, p. 246. Суть американизации состояла в насильственной ассимиляции пародов, не относящихся к англосаксонской расе, в уничтожении их духовного наследия и Культуры.



II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ


СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ



 


подъема движения черных американцев стало набирать силу и движение индейцев, толчком для которого послужило принятие конгрессом в сеpe-дине 50-х годов законодательства о «релокации» (переселение индейскогo населения в города в целях уничтожения поселений) и «терминации» (отказ федерального правительства от всех взятых на себя обязательств в отношении индейцев)70. Bходе своих выступлении коренные жители Америки требовали соблюдения договоров относительно их прав на опре­деленные территории и природные ресурсы, которые были заключены в XIX — начале XX в. между правительством США и индейскими племе­нами; выплаты компенсации за земли, незаконно захваченные белыми-признания права на самоопределение и т. д.

Стало шириться и движение за социально-экономическое и политиче­ское равноправие среди испаноязычных граждан мексиканского проис­хождения, требовавших, чтобы «их видели и слышали в США, знали об их существовании»71. Главными для мексиканского населения были требования, связанные с трудоустройством, здравоохранением и образо­ванием. На первом плане находились проблемы экономические. Это объ­яснялось тем, что на юго-западе страны, где сконцентрировано основное мексиканское население, безработица среди цветных в середине 60-х годов была в 2 раза выше, чем среди белых72. Около 80% мекси­канцев выполняли низкооплачиваемую тяжелую физическую работу. Подъем движения чиканос73 преследовал также цель сохранения само­бытных традиций и культуры.

Постепенно среди факторов, вызывавших рост протеста мексиканцев, важное значение стал приобретать лозунг борьбы против их политиче­ского бесправия. Как указывалось в докладе Комиссии по гражданским правам в 1968 г., участие американцев мексиканского происхождения в политической жизни страны находилось на чрезвычайно низком уровне. Число их представителей в конгрессе и в законодательных органах юго-западных штатов, за исключением штата Нью-Мексико, было небольшим, а в законодательном органе штата Калифорния они практически отсут­ствовали.

В нелучшем положении находились и другие представители испано-язычного населения США. Данные переписи 1960 г. засвидетельствовали, что пуэрториканцы занимали низшую ступень социальной лестницы. В Нью-Йорке, где проживало большое число пуэрториканцев, уровень безработицы среди них был особенно высоким. Большим был разрыв я в оплате труда. Ровно вдвое среднегодовой доход пуэрториканской семья был меньше дохода семьи, представляющей белое англоязычное населе­ние. Свыше половины взрослого пуэрториканского населения не закончи-

70 Подробнее см.: Государственная политика и обострение национальных противo-
речий в странах капитала. Киев, 1981; Исторические судьбы американских ин-
дейцев. М., 1985.

71 Immigration: New Americans, Old Questions, p. 3.

72 The Mexican American. A Paper Prepared for the US Commission on Civil Rights.
1968. Wash., 1969, p. 38.

73 В 60-е годы представители американцев мексиканского происхождения, активнo
участвовавшие в движении социального протеста, с гордостью называли сeбя
«чиканос». Постепенно термин «чиканос» стал терять свою политическую ok-
раску. В настоящее время в американской литературе понятия «chicano» и «Me-
xican American» используются как синонимы. См.: Harvard Encyclopedia of Аme-
rican Ethnic Groups, p. 697.


ло начальную школу 74 Большинство пуэрториканцев проживало в тру-щoбах городских гетто. Неудивительно, что со второй половины 60-х го-дов усиливается борьба пуэрториканцев за экономическое, политическое и социальное равенство. Она переплеталась с борьбой за независимость

Пyэрто-Рико.

Движение нацменьшинств, поддержанное массовыми выступлениями демократических сил, заставило господствующий класс принять ряд кон­кретных мер в целях ослабления остроты расово-национальной проблемы. На основании принятых в ряде штатов законов национальным меньшин­ствам предоставлялось право участия в выборах, запрещалась дискрими­нация при приеме на работу, сегрегация в учебных заведениях. Предста­вители индейской общины констатировали, что произошли определенные изменения к лучшему. Однако, как неопровержимо свидетельствуют факты, эти улучшения не коснулись жизни большинства коренных жи­телей Америки75. Они по-прежнему оставались лишними в своей стране.

Политика угнетения, унижения и дискриминации сохранялась и в от­ношении других национальных меньшинств. В 70-х годах кризисные яв­ления в американской экономике еще более ухудшили их положение. Усилились дискриминационные меры по отношению к национальным меньшинствам в получении образования. Обнаженно и остро дала себя знать жилищная сегрегация76.

К концу десятилетия индейцы США оставались самой обездоленной группой в экономическом отношении, процент безработицы среди них был самым высоким. Они имели самый низкий уровень образования и жили в наихудших условиях. По данным официальной статистики, в штатах Аризона и Юта, например, 65% индейского населения имели доход ниже официального «уровня бедности». Более 75% коренных американцев страдали от недоедания и связанных с ним болезней. Средняя продолжи­тельность жизни индейца составляла 43 года, а в штатах Аляска и Ари­зона—33,б77. По продолжительности жизни коренные жители Америки занимали последнее, а по детской смертности — первое место в Соеди­ненных Штатах.

В 70-е годы лозунг борьбы за выживание становится ведущим для всего организованного движения индейцев. Растет активность различных индейских политических организаций. В феврале 1973 г. члены «Движе­ния американских индейцев» (ДАИ) поднялись против циничного попра-ния элементарных гражданских свобод и человеческих прав в деревне Byндед-Ни в резервации Пайн-Ридж (штат Южная Дакота), где более половины трудоспособного населения в течение длительного времени ос­тавались без работы. К ним присоединились индейцы резерваций штатов Hебраски, Северной Дакоты, Монтаны, Канзаса и Оклахомы. Заняв Вун-дед-Ни, восставшие объявили ее независимой от Соединенных Штатов

74 The Mexican American. A New Focus on Opportunity. Testimony Presented at the CabinetCommittee Hearing on Mexican American Affairs. Al Paso (Tex.), 1967,p. 163.

75 Дайте мне стать свободным человеком: Документальная история индейского со­противления. М., 1984, с. 176.

76 Hациональные меньшинства и иммигранты в современном kапиталистическом мире. Киев, 1984, с. 110.

 

77 Мейер У. Коренные американцы: Новое движение сопротивления индейцев. М., 1974, с. 48.



II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ


СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ



 


территорией. Они потребовали немедленного расследования сенатом дея-тельности Бюро по делам индейцев и нарушений договоров, заключенных правительством США с индейскими племенами, смены руководства ре-зервацией Пайн-Ридж, замешанного в многочисленных должностных зло-употреблениях и коррупции.

Против восставших индейцев были брошены сотни полицейских, при­менены бронетранспортеры с пулеметами, другая военная техника. Осада Вундед-Ни была снята лишь в начале мая 1973 г., после обещания феде­ральных властей расследовать положение индейцев в резервации. Многие индейские борцы за гражданские права были арестованы, подвергнуты пыткам и избиениям 78. Под руководством ДАИ в 1978 г. прошел самый мощный в истории США марш протеста индейцев — «поход на Вашинг­тон», участники которого требовали предоставления им равных прав и возможностей в американском обществе.

Широкую поддержку и влияние среди индейского населения, кроме ДАИ, получили и такие массовые политические организации, как Нацио­нальный конгресс американских индейцев, Национальная ассоциация председателей племен, «Американцы за равные возможности для индей­цев» и др. Цель этих организаций — добиваться укрепления органов са­моуправления племен, улучшения в системе образования, увеличения финансирования строительства в индейских поселениях и т. д.

Факты позволяют говорить и об усиливающейся дискриминации по отношению к испаноязычным гражданам мексиканского происхождения. По данным американской статистики, в 1979 г. разрыв в средних семей­ных доходах испаноязычных граждан мексиканского происхождения и неиспаноязычного происхождения составил 5077 долл. По сравнению с 1969 г. (2523 долл.) разрыв не сократился, а увеличился79. С низким социальным статусом большинства чиканос тесно связана и полностью сохраняющаяся в силе их дискриминация в сфере просвещения. По дан­ным на 1970 г., 28,5% лиц испанского происхождения имели образова­ние ниже пяти классов, в то время как аналогичные показатели для чер­ного населения США равны 15,1%, а для белых американцев — 4,2% 80. Неравенство американцев мексиканского происхождения во всех сфе­рах социальной жизни явилось причиной подъема в 70-х годах массового движения чиканос. Они требовали не просто устранения наиболее во­пиющих проявлений неравенства, как в 60-е годы, а принятия широкой системы мер, направленных на преодоление разрыва между положением американцев мексиканского происхождения и белых англоязычных аме­риканцев. Были использованы различные формы деятельности: парла­ментская и внепарламентская, экономическая и политическая борьба, массовые выступления и лоббизм в законодательных органах81.

Высокая степень экономической эксплуатации, плохие жилищные ус­ловия и безработица оставались типичными в конце 70-х годов и для по­ложения американцев пуэрториканского происхождения. 39% пуэртори­канских семей имели доходы ниже установленного в стране «уровня беД~

78 Подробнее см.: Аверкиева Ю. П. Борьба индейцев в Вундед-Нп.— США — эконo-
мика, политика, идеология, 1973, № 6, с. 66—68.

79 The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 1981, Mar.,
vol. 454, p. 118.

80 Statistical Abstract of the United States, 1978. Wash., 1978, p. 144.

81 Массовые движения социального протеста в США. М., 1978, с. 155.


ности». В 1977 г. только 21% пуэрториканской молодежи имел работу82, B борьбе за свои права пуэрториканцы организовывали забастовки, стач­ки и мирные демонстрации.

Усиливался полицейский пресс в отношении представителей нац­меньшинств. Террор и насилие стали широко применяться повсюду, где вспыхивали очаги сопротивления. Так, на территории резервации Пайн-Pидж за три года были убиты 66 участников «Движения американских индейцев» 83. B штате Монтана, численность коренных жителей которого составляет 3,7% всего населения штата, заключенные индейцы в тюрьмах составляют 33,о /о. Соответственно в Миннесоте — 0,4 и 12,5%, в Север­ной Дакоте — 0,05 и 17,5% 84. Леонард Пелтиер, Деннис Бэнкс, Ричард Мохоук и другие руководители и активисты «Движения американских индейцев» стали жертвами репрессий, они брошены за решетку и осуж­дены на долгие годы пребывания в тюрьме по сфабрикованным обвине­ниям. Движение за освобождение Пелтиера и других политических узни­ков американских тюрем стало неотъемлемой чертой современного этапа борьбы демократических сил США.

Американский капитализм демонстрирует неспособность решить на­циональный вопрос85. Борьба национальных меньшинств США за равно­правие продолжается. Общедемократическая по своему объективному ха­рактеру, она обнаруживает все больше точек соприкосновения с борьбой американского рабочего класса, с массовыми альтернативными движения­ми, находящимися в оппозиции к официальному внутриполитическому и внешнеполитическому курсу Вашингтона.

Динамика массовых демократических движений после поражения аг­рессии США во Вьетнаме, в условиях новой фазы социально-политиче­ского развития страны, отмеченной постепенным нарастанием консерва­тивных тенденций, переключением внимания общественности на решение внутренних экономических проблем, претерпевала изменения. Происходи­ла неизбежная и, можно сказать, традиционная для США переоценка ло­зунгов, организационных форм, изменялись географическая привязка, социальный состав, а нередко и политическое содержание этих движений. Они приобретали все более неоднородный характер, внешне подчас впол­не вписывающийся в обычную практику политического лоббизма, подза­конной критики «верхов», хотя объективно были направлены против им­периалистической реакции.

В меняющемся в неблагоприятную сторону для прогрессивных сил по­литическом климате продолжало развиваться антивоенное движение. Его Изначальные параметры — сопротивление политике военных авантюр и Устранение угрозы ядерной катастрофы — остались прежними, однако в политической ориентации и повестке дня происходила определенная пе­рестановка акцентов. Сказалась целенаправленная и организованная кам­пания правых, запугивание американцев «советской военной угрозой», опасностью «разрыва» между США и СССР (якобы в пользу последнего) в отношении обычных и ядерных вооружений. Правые в ложном свете

82 The Annals of the American Academy of Political and Social Science, 1981, Mar., vol. 454, p. 103.

83 Правда. 1985, 15 окт.

84 Корионов В. Г. Указ. соч., с. 153—154.

85 Hall G. A New Moment in the Struggle for Equality and Against Racism.— Politi­cal Affairs, 1985, Aug., p. 26.



II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ


СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ



 


представляли возникновение региональных конфликтов и растущее сопро­тивление народов политике империализма в различных точках планеты

Испытывая влияние новой психологической обстановки, отмеченной натиском воинствующего шовинизма, антивоенное движение не свернуло своих знамен. Главным его лозунгом стало достижение реального разору­жения, прежде всего ядерного, сокращение военных программ и военных расходов в целях перераспределения ресурсов и увеличения ассигнований на социальные нужды. В 1976 г. ряд профсоюзных, женских, религиоз­ных и антивоенных организаций во главе с Лигой противников войны выдвинул идею Континентального похода за разоружение и социальную справедливость, маршрут которого проходил от Ванкувера до Вашингто­на. Требования участников похода, начавшегося в январе 1976 г. и за­вершившегося в октябре того же года, встретили значительную поддерж­ку. Они были близки всем, кто полагал, что структура федерального бюджета должна быть радикально пересмотрена в пользу ассигнований на социальные цели, на создание новых рабочих мест, улучшение обра­зования и т. п. Конференции и референдумы, проведенные в ряде горо­дов, свидетельствовали о популярности этой идеи86.

Особенно показательными и важными были выступления в ее под­держку со стороны новой плеяды лидеров организованного рабочего дви­жения. Ставшие у руководства многими крупными профсоюзными объ­единениями АФТ—КПП, они проявили заинтересованность в изменении внешнеполитического курса федерации, сближении ее с массовым анти­военным движением, чьи лозунги пересмотра национальных приоритетов под углом зрения увеличения помощи «районам бедствия», коренного улучшения дела профессионального обучения, борьбы с закрытием пред­приятий совпадали с экономической программой профсоюзов. Из этого сближения рождался феномен «коалиций действия», объединявших на местном уровне профсоюзы и общедемократическое движение за мир, целью которых являлось представление интересов тех, кто стоял на по­зиции признания единства борьбы за разоружение и борьбы за социаль­ный прогресс87.

Одной из важнейших особенностей общедемократического движения второй половины 70-х годов стало активное вовлечение в него женщин. Роль катализатора этого процесса сыграло обострявшееся на протяжении всех послевоенных лет противоречие между расширяющимися масштаба­ми участия женщин в производственной и общественной деятельности и их неравноправным положением на всех уровнях социальной жизни. Со временем процесс углубляющейся социальной обездоленности трудя­щихся ощущался этой категорией населения США все сильнее. Отсут­ствие в США развитой правовой защиты материнства и младенчества,

86 Wittner L. S. Rebels Against War. The American Peace Movement 1933—1983. Phi­
ladelphia, 1984, p. 293.

87 Political Affairs, 1985, May, p. 19.

88 Научно-технический прогресс, с одной стороны, и экономическая необеспечен­
ность трудящихся — с другой, стимулировали потребность использования женско­
го
труда. Как следствие этого приток женщин в сферу общественного производ­
ства усилился. В середине 70-х годов работали 46% всех американских женщин.
Cм.: Political Affairs, 1978, Mar., p. 18. В начале 80-х годов женщины составили
43% рабочей силы (в 1950 г.—18%). Из каждых 100 человек, которые в 1970—-
1982 гг. присоединились к армии труда, 60 были женщины См.: Political Affairs»
1984, Apr., p. 15.


льгот по беременности и родам по мере возрастания неустойчивости ка­питалистической экономики и резких структурных сдвигов делало их по-ложение все более уязвимым.

Неравноправное положение женщин в американском обществе издав­на нашло отражение и в непропорциональном представительстве их в вы­борных органах на всех уровнях. В середине 70-х годов женщины состав-ляля примерно 53% населения страны, имеющего право голоса, но

ДЕМОНСТРАЦИЯ В ВАШИНГТОНЕ ПРОТИВ ВМЕШАТЕЛЬСТВА США В ДЕЛА СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ

занимали ничтожно малое число выборных должностей, включая феде­ральный конгресс. В начале 80-х годов в составе палаты представителей было всего лишь 5% женщин, две женщины входили в состав сената (из 100 его членов). Лишь 10% выборных должностей в местных и штат-пых органах власти были замещены женщинами.

Но непосредственной побудительной причиной, заставившей женщин США решительно встать на защиту своих прав, был позорный факт их Дискриминации прежде всего в сфере трудовых отношений, а также об­разования и социального обеспечения. К этому следует добавить, что оплачиваемым (как правило, в минимальных размерах) отпуском в свя-зи с рождением ребенка и не более чем на 6—8 недель могут пользо­ваться только 40% всех работающих женщин США89. Лишь в 1974 г. Bерховный суд США признал неконституционной практику отказа от принятия на работу женщин, имеющих малолетних детей.

Дискриминационная практика, узаконенная обычаем, а во многих cлyчаях охраняемая самим законом, ухудшение положения с занятостью, кoторое наряду с национальными меньшинствами и молодежью сильнее

89 Political Affairs, 1984, Apr., p. 7, 17—19.



II. УГЛУБЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ


СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ



 


всего ударяло по работающим американкам, и осознание опасности уве­личения бремени военных расходов за счет резкого сокращения социаль­ных программ вызвали новый подъем женского движения. Он базировал­ся на изменениях в социальном составе женского движения, становящего­ся более массовым и демократичным в связи с притоком в него женщин-работниц, занятых в промышленности и сфере услуг, женщин самых различных профессий и самой различной национальной принадлежности. «Для многих женщин,— писала газета „Нью-Йорк таймc" 15 июля 1977 г.,— феминистское движение долгое время представлялось полем деятельности исключительно только для суперзвезд — сверкающих кра­сотой, просвещенных, добившихся высокого положения в обществе жен­щин, которые возвышались над миром конторских клерков и домохозяек... Теперь же женщины — главы семейств, женщины — „синие воротнич­ки", женщины, представлявшие национальные меньшинства, выдвинулись на авансцену, ранее занимаемую всецело „знаменитостями"...»


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.012 сек.)