|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
НА ПОРОГЕ 70-Х ГОДОВ: ПОЛЯРИЗАЦИЯ СИЛ 28 страницаС середины 50-х и в течение 60-х годов в силу подъема демократического движения «массовая культура» в значительной мере утратила свою привлекательность в глазах американцев. Приспосабливаясь к новой ситуации, она овладевала стилем и художественными приемами контркультуры. Намеренно ставя рядом серьезное и несерьезное, критическое и развлекательное, «массовая культура» превращала конфронтацию с истэблишментом в развлечение, фарс, штамп. Активно действовал в этом плане «большой бизнес». Он покровительствовал крайностям постмодеp-низма и контркультуры. Музеи широко открывали двери для самых оес-смысленных поделок. В создании студий «антимузыки», в устройстве фестивалей рока, проходивших в атмосфере массового помешательства, участвовали фонды Форда, Рокфеллера и др. Звездам «наркотического рока» создавали шумную рекламу. На рубеже 60—70-х годов и в 70-е годы стали нарастать консервативные настроения в высших эшелонах власти и в среде обывателей, был усилен нажим не только на леворадикальные группировки, но и на либе- 62 Schain R. E. Hollywood's Cold War.—Journal of Popular Film. 1974. N4 vol. 3. ралов. В этой связи правящими кругами были предприняты энергичные меры, призванные затруднить духовные контакты между рабочей средой и демократической интеллигенцией. Этот маневр поддержала «массовая культура». В 1970 г. вышел на экраны фильм «Джо» Дж. Эвилдсена (р. 1937). Герой этого фильма — рабочий Джо — шлет проклятия в адрес либералов, хиппи, черных, атеистов — всех тех, кто стоит за расширение социальных программ. Джо и второй герой картины — представитель «среднего класса» (рекламный агент) — в конце фильма расстреливают обитателей коммуны хиппи, взяв на себя роль своего рода «мстителей» за «совращенную» молодежь. Фильм «Джо» «открыл тему»: в 7О-х — начале 80-х годов вышел ряд фильмов, в которых «одиночка», обычно мирный человек, берется за выполнение функции «наведения порядка», выступая в роли спасителя общества от бунтарей и смутьянов. Одновременно «массовая культура» стала разрабатывать линию «примирения» молодого поколения с поколением отцов. Выражением этой тенденции явился имевший шумный успех тривиальный фильм-мелодрама «История одной любви» (1970) А. Хиллера (р. 1923). Был создан жанр сентиментально-ностальгического «ретро», с помощью которого старались вернуть американцев к «былым идеалам» (например, фильмы «Рокки» (1976) Эвилдсена, «Крамер против Крамера» (1979) Р. Бентона и др.). В 80-е годы на экраны выводят «традиционного» американского героя — предприимчивого и практичного, добродетельного и, главное, награждаемого успехом. По-прежнему во всех изделиях «массовой культуры» фигурирует американский «супермен». Отражая в примитивном варианте возросшее влияние мистицизма, «массовая культура» наводнила рынок потоком книг и фильмов о колдунах, вампирах, призраках «с того света», о людях (в том числе и детях), одержимых нечистой силой («демонология»). Как угроза Земле показываются в кино гигантские муравьи, клопы, зеленые стручки — двойники людей, акулы-людоеды и т. д. В 1976 г. Голливуд заново отснял фильм «Кинг-Конг». впервые появившийся на экранах в 1934 г.,—фильм об огромной горилле, сеющей разрушения. Появились певцы, заявлявшие о желании ввести слушателя в «комнату ужасов», создать «рок-шоу ужасов» (например, Элис Купер). «Массовая культура» обращается и к политическим сюжетам. Она стремится при этом пробудить и утвердить веру в то, что американская общественная система не имеет серьезных изъянов и способна преодолеть любые трудности. Примечательно отношение «массовой культуры» к агрессивной войне во Вьетнаме. Долгое время, почти десятилетие, «массовая культура» не осмеливалась затрагивать этого сюжета после провала шовинистического Фильма Дж. Уэйна (1907-1979) «Зеленые береты» (1968). С конца же 70-х годов на экран широким потоком шагнула продукция, прославлявшая милитаризм и «цивилизаторскую» миссию американской военщины. Таков фильм «Ребята из третьей роты» (1978) С. Фыори (р. 1933). Отнюдь не случайным совпадением было появление всей этой продукции с разработкой новых военных программ и кампанией по искоренению «вьетнамского синдрома». С начала 80-х годов снова резко возросло число поделок «массовой культуры», настойчиво внушавших американской публике враждебность к странам социализма, страх перед мифической «советской военной угрозой». III. НАУКА И КУЛЬТУРА
Примечательна позиция «массовой культуры» по отношению к негритянскому движению. В конце 60-х годов в фильмах Голливуда и телевидения (а не только на экранах независимых киногрупп) появились угрюмые черные герои, отвергавшие идеи «расовой гармонии». Но «массовая культура» придала особый колорит этим героям. Чаще всего они изображались склонными к жестокости и садистским проявлениям, например фильм М. Ван Пиблса (р. 1932) «Шикарная песня славного Суитбека» (1971). На экранах замелькали преуспевающие черные — обладатели шикарных машин, особняков и роскошных женщин. Таким образом, формула «секс и насилие», супергерой и успех повторялась теперь в «черном варианте». Белого американца запугивали образом «воинствующего черного», а черного — соблазняли материальным преуспеванием. Черный-герой становился уже и охранителем системы: появились негры-супергерои-детективы, шпионы (например, фильмы «Шэфт» (1971), «Супер-флай» (1972) и др.). Одна из важных целей, преследуемой «массовой культурой» США путем насыщения ее продукции насилием и глумлением над достоинством,— воспитать людей, воспринимающих бесчеловечность как норму. К тому же порноиндустрия в американском кино после второй мировой войны стала важной коммерческой отраслью. Насилие и секс помогают завладевать сознанием потребителей «массовой культуры», ослабляя и убивая их стремление глубже вглядеться в окружающий мир, в обостряющиеся социальные проблемы. Все это отражает наличие тенденций упадка в буржуазной культуре, застойного духовного нездоровья общества. Опасность американской «массовой культуры» кроется в ее существе, а также в том, что во второй половине XX в. определенно выявилось стремление правящих кругов США придать ей высокий ранг. Широко используя технические средства, «массовая культура» оказывает все более сильное противодействие демократическим традициям и стремлениям к высоким эстетическим критериям. «Массовая культура» опасна также и в том отношении, что ее экспансип по всему миру покровительствуют «большой бизнес» и пропагандистско-идеологические ведомства правительства США. По размаху эта экспансия не знает себе равных среди промышленно развитых капиталистических стран. Политику в области массовых коммуникаций называют в правительственных сферах США «четвертым измерением» международных отношений, и «массовая культура» в рамках этого измерения используется как ударное пропагандистское оружие 63. 63 В советской научной литературе имеется ряд серьезных работ, посвященных анализу и критике «массовой культуры» США. См., например: Карцева Е. Идейно-эстетические основы буржуазной «массовой культуры». М., 1976- Анас т асъев H. Как стать кумиром: (Массовая беллетристика в США).—Иностр. лит., 1982, № 9: Караганов А. Киноискусство в борьбе идей. М., 1982; Кукаркин А. Буржуазная Массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. Техника. Бизнес. М., 1985. Глава пятнадцатая ОБЩЕСТВЕННЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ И НАУЧНЫЕ СВЯЗИ 1. СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СВЯЗИ В августе 1945 г. институт Гэллапа провел очередной опрос среди населения США об отношении к Советскому Союзу. На вопрос: «Можно ли доверять России и сотрудничать с ней в послевоенный период?» — 54% ответили утвердительно, 30% дали отрицательный ответ и 16% не имели определенного мнения по этому вопросу, причем среди образованной части населения число ответивших «да» достигло 71% 1. Это и понятно: за годы совместной борьбы против гитлеровского фашизма, в разгром которого Советский Союз внес решающий вклад, рост симпатий к советскому народу в США стал распространенным явлением2. Творцы политики «холодной войны» стремились путем раздувания мифа о «советской военной угрозе», клеветы на общественный и государственный строй СССР, нагнетания военного психоза подорвать эти настроения. Однако сторонники жесткого курса по отношению к СССР в правящих кругах США, развернувшие разнузданную кампанию антисоветизма, не смогли добиться полного успеха. Традиции боевого сотрудничества, стремление к взаимопониманию были живы. В первых рядах тех, кто выступал за продолжение политики сотрудничества с СССР, шла прогрессивная общественность в лице американских обществ дружбы с СССР, в деятельности которых принимали участие левые силы и коммунисты: Национальный совет амерпкано-со-ветской дружбы (НСАСД) в Нью-Йорке, Чикагский совет американо-советской дружбы, Американо-русский институт в Сан-Франциско, Американо-русский институт в Лос-Анджелесе. В заявлении НСАСД в этой связи говорилось: «Сознавая опасность кампании по дискредитации СССР, проводимой определенными кругами и нацеленной на подрыв дружественных отношений между двумя странами, Национальный совет американо-советской дружбы принимает этот вызов и в противовес ему выдвигает программу расширения своей деятельности, которую можно назвать "Операция дружба". Эта программа черпает силы из убеждения, что дружба между США и СССР является краеугольным камнем для сохранения мира» 3. И хотя почва для продолжения линии на укрепление общественных контактов между обеими странами в первые послевоенные годы сохраня- 1 The Gallup Poll. Public. Opinion. N. Y., 1978, vol. 1 (1935—1948), p. 523—524. 2 Byrnes J. Speaking Frankly. N. Y., 1947, p. 71. 3 Soviet Russia Today, 1946, Aug., p. 11. НСАСД был создан в Нью-Йорке в 1943 г., III. НАУКА И КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВЕННЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ И НАУЧНЫЕ СВЯЗИ
лась, ибо многие американцы оставались сторонниками развития и улучшения американо-советских отношений4, деятельность НСАСД, Американо-русского института в Нью-Йорке 5 и других организаций прогрессивной и демократической общественности сталкивалась со все большими трудностями и препятствиями, чинимыми противниками сотрудничества с СССР. Уже в августе 1945 г. пресса Херста начала наступление на НСАСД, Американо-русский институт в Нью-Йорке и другие организации прогрессивной общественности, обвинив их в том, что они являются организациями «коммунистического фронта», а следовательно, представляют «угрозу» для национальной безопасности США. Вскоре по указанию министра юстиции США Т. Кларка НСАСД и другие организации прогрессивной общественности, выступившие за сохранение американо-советского сотрудничества, были занесены в список «подрывных» организаций со всеми вытекающими из этого последствиями 6. В этих условиях мужественные и стойкие представители прогрессивной общественности США — председатель НСАСД Говард Мелиш, ее исполнительный директор Ричард Морфорд, президент АРИ в Сан-Франциско ученый-биолог Холланд Роберте, публицист и общественный деятель Корлис Ламонт, президент Американской ассоциации научных работников, ученый-биолог Гарри Грундрест, журналист Джессика Смит, писатель Альберт Кан, художник Антон Рефрежье и многие другие, не убоявшись преследований, клеветы и равнодушия, настойчиво боролись против разгула антисоветизма. Весной 1948 г. около 300 тыс. американцев выступили с письмами протеста против фильма «Железный занавес», в котором советские люди были изображены как враги американского народа7. Опираясь на изъявление доброй воли рядовых американцев, прогрессивные силы продолжали свою благородную деятельность. Генеральная линия в вопросе об отношении к СССР была сформулирована в заявлении НСАСД, сделанном в 1948 г.: «...мы верим, что можно найти путь к мирному сосуществованию двух систем. Мы убеждены, что такой путь отвечает высшим интересам нашей страны. Национальный совет американо-советской дружбы отвергает тезис о том, что война неизбежна, и посвящает себя делу объединения усилий общественности Соединенных Штатов и Советского Союза во имя мира без войн» 8. Объективная почва для достижения лучшего взаимопонимания между народами обеих стран сохранялась. Данные опросов общественного мнения свидетельствовали, что, несмотря на дезинформацию и запугивание, большинство американцев сохраняли свою веру в достижимость доб- 4 По данным опросов общественного мнения, в 1947 г. 74% опрошенных высказались за продолжение сотрудничества и отметили важность поддержания друже-ственных отношений с СССР. См.: The Gallup Poll Public Opinion(1935—1948). N. Y, 1978, vol. 1, p. 649. 5 Американо-русский институт в Нью-Йорке был создан в 1925—1926 гг. по инициативе прогрессивной и демократической общественности. Располагая уникальной по своим масштабам библиотекой книг и периодических изданий о Советском Союзе, АРИ в Нью-Йорке вел большую работу по распространению правдивой информации о жизни в СССР. Под нажимом маккартистов был закрыт в 1951 г. 6 Parks J. D. Culture, Conflict and Coexistence. Jefferson (N. C), 1983, p. 131. 7 Ibid., p. 129. 8 The First Fifty Years. N. Y., 1967, p. 180. рососедских отношений с СССР. В 1948 г. на вопрос: «Следует ли президенту Трумэну созвать международное совещание с участием СССР для выработки более эффективных мер по поддержанию мира?» — 63% опрошенных ответили утвердительно 9. Даже в самые тяжелые годы «холодной войны» общественные и культурные связи между двумя странами не были полностью заморожены. 4 июня 1950 г. в Москву на празднование 150-летия со дня рождения А. С. Пушкина прибыл видный американский общественный деятель и артист Поль Робсон. Десять дней, проведенные Робсоном в СССР, встречи с советскими людьми, теплый прием, оказанный ему советскими зрителями, произвели на него неизгладимое впечатление. «Я уезжаю из СССР,— говорил он,— с душевным подъемом, у меня словно выросли крылья, влекущие меня к новой, еще более напряженной борьбе за мир. Я увожу с собой из Москвы новые идеи и новые чувства и хочу сказать: я был, есть и буду преданным и искренним другом Советского Союза» 10. В том же 1950 г. Советский Союз посетил известный американский художник участник I Всемирного конгресса сторонников мира в Париже Рокуэлл Кент. Следует отметить, что поездки в СССР американцев — участников I Всемирного конгресса сторонников мира П. Робсона и Р. Кента, как и факт самого участия в конгрессе многих видных американцев, убедительно свидетельствовали, что усилия правых в поддержку политики «холодной войны» не дают того эффекта, на который они рассчитывали. В 1950 г. обращение НСАСД к президенту Трумэну сохранить мир подписал 1 млн американцев, а в 1951 г. по инициативе АРИ в Сан-Франциско с большим успехом прошел фестиваль мира под девизом «Два народа, одна дружба», показав популярность идеи сохранения и расширения культурного сотрудничества между двумя народами11. В тесном контакте с АРИ в Сан-Франциско действовал Американо-русский институт в Лос-Анджелесе. Ему удалось к 1951 г. наладить выпуск ежемесячного бюллетеня, который информировал общественность о событиях в СССР. В условиях почти полного отсутствия информации о жизни в СССР бюллетень АРИ в Лос-Анджелесе и печатные издания других обществ дружбы с СССР выполняли благородную миссию пропагандистов достижений советской экономики, науки, культуры, их значения для прогресса человечества. Начиная с 1953 г. происходит постепенное оживление советско-американских общественных и культурных связей. И вновь, как и прежде, Советский Союз был инициатором возобновления контактов. В апреле 1953 г. СССР посетила группа американских журналистов. Многие из них затем признали, что их представления о жизни в СССР не соответствовали действительности. В сентябре того же года поездку по Советскому Союзу совершили редакторы ряда университетских газет, в конце 1953 г. СССР посетила группа студентов американских университетов 12. Гораздо сложнее обстояло дело с поездками советских граждан в США. Официальный Вашингтон заявлял, что инициатива СССР, направленная на возобновление советско-американских контактов, есть не что 9 The Gallup Poll. Public Opinion, vol. 1, p. 730. 10 Цит. по: Зимянин В. Поль Робсон. М., 1985, с. 191. 11 Two Peoples — One Friendship, San Francisco, 1951, p. 4—5. 12 Parks J. D. Op. cit, p. 136. III. НАУКА И КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВЕННЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ И НАУЧНЫЕ СВЯЗИ 663-
иное, как новая, более тонкая форма коммунистического «проникновения», и препятствовал таким визитам. В мае 1953 г. группа советских шахматистов, получив приглашение принять участие в мачте шахматистов в Нью-Йорке, обратилась за визами, однако американская сторона выдвинула такие условия их пребывания в США, что поездка не могла состояться13. В 1954 г. СССР посетили известный журналист Э. Хыоз и писатель К. Даниэль14. Тогда же по Советскому Союзу совершили поездку представители американской пацифистской организации Комитета американских друзей на службе общества (квакеры), подчеркнувшие необходимость диалога между двумя странами на всех уровнях во имя сохранения мира. Позиция официального Вашингтона вызывала все большее недовольство в широких кругах общественности. За более конструктивный подход выступили влиятельный либеральный общественно-политический журнал «Нейшн», орган деловой Америки «Уолл-стрит джорнэл», газета «Нью-Йорк тайме» и многие другие органы печати 15. 23 апреля 1955 г. в Вашингтоне состоялось открытие конференции организации «Американские ветераны встречи на Эльбе», которая была посвящена десятилетию встречи советских и американских солдат накануне окончания войны в Европе. Подчеркнув исторический характер этой встречи солдат союзных армий, вместе боровшихся против фашизма в годы второй мировой войны, участники конференции в Вашингтоне высказались за оздоровление американо-советских отношений. Выступившие на конференции высоко оценили инициативу руководителя организации американских ветеранов Дж. Половского и подчеркнули важность американо-советского сотрудничества в деле решения многих актуальных международных проблем. В адрес конференции поступили приветственные письма и телеграммы от многих американцев 16. Следует отметить, что организаторы конференции в Вашингтоне планировали провести ее совместно с советскими ветеранами — участниками исторической встречи на Эльбе и направили в СССР соответствующее приглашение, которое с благодарностью было принято. Однако госдепартамент США отказал группе советских ветеранов во въездных визах. В ответ на это американские ветераны приняли приглашение советских ветеранов принять участие в праздновании 10-летия победы над фашистской Германией и прибыли в СССР 8 мая 1955 г. В совместном обращении, принятом на торжественном заседании 11 мая в Москве, ветераны двух стран подчеркнули: «Мы, советские и американские ветераны, участники исторической встречи двух союзных армий на реке Эльбе в 1945 году, собравшись в Москве по случаю десятой годовщины этого знаменательного события, торжественно заявляем, что мы не забыли дружественней союза, сложившегося в период военных лет. Встреча наших войск на Эльбе останется в истории человечества символом дружбы, доброй воли и взаимного уважения наших народов. Сегодня, как и десять лет назад-мы заявляем о своей решимости трудиться для дела дружбы между амe-риканским и советским народами, за установление мира во всем мире» 17- 13 Ibid., p. 134, 138. 14 Ibid., p. 137. 15 Ibid., p. 143. 16 Правда, 1955, 12 мая. 17 Там же. В 1957 г. крупный промышленник Сайрус Итон выступил с предложением о проведении встречи ученых СССР, США и других стран мира для поиска путей к ослаблению международной напряженности и предотвращения ядерной войны. Встреча состоялась в Пагуоше (Канада) в июле 1957 г. и положила начало регулярным контактам советских и американских ученых. В итоговом заявлении конференции подчеркивалось, что ее участники достигли высокой степени единодушия в отношении того, что человечество должно устранить нависшую угрозу ядерной войны 18. Весть о выдающихся достижениях советской науки и техники — запуске первых искусственных спутников Земли — была воспринята прогрессивной Америкой как еще одно доказательство высокого уровня развития, достигнутого Советской страной, как свидетельство огромного таланта и трудолюбия советского народа, неисчерпаемых возможностей социализма, того, что политика «холодной войны» не отвечает подлинным интересам американского народа и делу мира на земле. Американцы были буквально потрясены блестящими научно-техническими достижениями СССР. Слово «спутник» прочно вошло в словарь американцев. Интерес к СССР резко возрос. В ноябре 1957 г. 60% американцев высказывались за встречу руководителей США и СССР и обмен студентами, 47%—за развитие туристического обмена и 46 %— за развитие торгово-экономических отношений между двумя странами. Наибольшую поддержку все четыре позиции получили среди интеллигенции—от 51 до 83%19. Осуществленный Советским Союзом прорыв в космос стал катализатором развернувшихся в США общенациональных дебатов о дальнейших путях американской политики, в центре которых неизбежно оказались вопросы об изменении в военном балансе сил между СССР и США. Сделав далеко идущие выводы из анализа возникшей ситуации, многие реалистически мыслящие ученые, общественные и политические деятели США к исходу 50-х годов приходили к мысли, что Соединенным Штатам надо отказаться от отвергнутой жизнью поли-тики, основанной на стратегии с «позиции силы». В январе 1958 г. между СССР и США было подписано первое двухгодичное соглашение об обменах в области науки, техники, образования и культуры21. Вступление в силу нового соглашения было ознаменовано важными событиями в культурной жизни обеих стран. В Москве, Ленинграде, других городах СССР была открыта и имела большой успех выставка произведений Р. Кента. Сам художник, все еще лишенный правительством США заграничного паспорта, не мог присутствовать на этой встрече советских людей с его искусством. Лишь в последующие годы, после того как 26 июня 1958 г. Верховный суд США признал, что государственный департамент не имел юридического права отказывать американским гражданам в заграничных паспортах по политическим мотивам, Р. Кент, П. Робсон, исполнительный директор НСАСД Ричард Морфорд и многие другие представители прогрессивной общественности США получили возможность посетить Советский Союз. «Теперь, когда У меня появилась такая возможность, я буду счастлив принять участие 18 Бузуев В., Павличенко В, Пагуош — это мир. М, 1960, с. 56. 19 The Gallup Poll. Public Opinion. N. Y., 1978, vol. 2 (1949—1958), p. 1527—1528. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.) |