АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вступительная статья

Читайте также:
  1. Анализ себестоимости продукции по статьям затрат
  2. В статьях 83 и 84 Конституции изложена часть полномочий Президента
  3. Вопрос: Способы изложения правовых норм в статьях нормативных актов. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта.
  4. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
  5. Группировка затрат по статьям калькуляции
  6. Группировка затрат по статьям калькуляции.
  7. И. Статья из энциклопедии и словаря
  8. Норма права и статья закона. Способы изложения правовых норм
  9. Сметный разрез; по статьям калькуляции
  10. Статья 1. Аудиторская деятельность
  11. Статья 1. Отношения, регулируемые гражданским законодательством.

Психология – странная наука. Стоит задуматься над ее проблемами, как сразу все становится неясным. Ну, в самом деле, разве человек знает, почему он о чем-то думает? Бальзак точно написал в "Драме на берегу моря": "Мысли западают нам в сердце или голову, не спрашивая нас". Человек способен дать себе отчет лишь в том, что именно он осознает. Но не может объяснить переход от одних своих мыслей к другим. Мы не умеем осознавать создание мысли. Мысль всегда присутствует в нашем сознании в уже готовом виде. Поэтому, может быть, вообще правильнее говорить не "я думаю", а "мне думается". Но что же тогда такое это загадочное "Я", которое даже, вроде бы, и не само думает?

Тем не менее каждый человек что-то о себе думает. Но как он может убедиться в правильности своих мыслей о самом себе? Наверное, он должен сравнить свое представление о себе с самим собой. Но человеку ведь известны только его мысли, а не он сам по себе. С чем же сравнивать? Может быть, стоит опросить других людей и сравнить собственные мысли с их ответами? Но эта идея не распутывает головоломку. Ведь если я не достаточно хорошо знаю сам себя, то почему другие люди знают меня лучше? Если юноша не может разобраться, действительно ли он любит свою возлюбленную или только думает, что любит, то чем ему помогут окружающие? Разве кто-нибудь способен точнее, чем я сам, решить, о чем я думаю на самом деле, чего я хочу, что мне нравится или не правится? И все-таки люди способны как-то корректировать свое представление о себе. Им это как-то удается. Как?

Надеюсь, сказанного уже достаточно, чтобы понять, какие запутанные головоломки приходится решать психологам-теоретикам. Особенно теоретикам, строящим представление о личности. Личность – это ведь такое величественное образование, которое охватывает все самое ценное в нас. Но вот только не ясно, что, собственно, она делает. Задумаемся: личность принимает какие-то решения. Но на основании чего? Если эти решения чем-либо предопределены (генетикой, средой, воспитанием, ситуацией, прошлым опытом и пр.), то личность не способна действовать сугубо по своему усмотрению. Если же решения личности ничем не предопределены, то как она может их принять? Вряд ли удивительно, что существуют десятки теорий личности, каждая из которых уяснила что-то очень важное, но в то же время какие-то другие, не менее важные вещи оставила безо всякого внимания.



Перед вами – замечательная книга. Она, правда, опоздала к российскому читателю на несколько десятков лет. А свято место пусто не бывает. За это время на книжных прилавках появились многочисленные современные обзоры теорий личности, предложенные разными американскими психологами. Однако подавляющее большинство обзоров выполнено в стиле, как справедливо называет его наш автор, "доброжелательного эклектизма". В них в одной главе рассказывается об одной теории, в следующей – о другой. А бедный читатель никак не может соединить в своей голове несоединимое. К тому же авторы – особенно авторы американских учебников – часто нацелены на излишне упрощенное изложение и потому избегают какого-либо серьезного обсуждения проблем.

С.Мадди избрал принципиально другой способ подачи материала. Он нашел более-менее удачную классификацию разных подходов (это уже редкое достоинство в таких книгах). Но самое главное – он постоянно сопоставляет разные подходы и обсуждает, насколько каждая теория экспериментально обоснована. Именно поэтому его книга не только не устарела, но, наоборот, сквозь призму десятилетий стала выглядеть классической. Даже хороший знаток книг, посвященных теориям личности, найдет в этой работе много неожиданного и интересного.

Книга С.Мадди рассчитана скорее на специалистов, чем на широкую публику. Особенно полезна она будет студентам-психологам, которые, к сожалению, не всегда интересуются результатами экспериментальных исследований, а уж если с чем-либо из экспериментатики познакомились, то принимают полученные данные без всякой критики, как истину в последней инстанции. С.Мадди научит их быть и внимательными, и критичными. Впрочем, данная книга будет полезна и самому большому кругу читателей, которых проблемы личности не оставляет равнодушными.

‡агрузка...

Конечно, С.Мадди, как и положено американскому психологу, даже преодолевающему свое позитивистско-бихевиористическое и детерминистско-психоаналитическое окружение, уходит от обсуждения самых фундаментальных проблем. И тем не менее книга побуждает читателя думать и сомневаться. А на все вопросы и сегодня никто не даст убедительного ответа. Но в этом и состоит подлинное величие сегодняшней блистательной Науки Психологии, что каждому предоставляется возможность искать новые оригинальные идеи. Однако перед началом поиска лучше знать, какие идеи развивались другими искателями истины. Этим идеям и посвящена данная книга.

В.М.Аллахвердов,
доктор психологических наук,
профессор факультета психологии СПбГУ


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)