АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СТУПЕНИ АШТАНГА-ЙОГИ: 6—8

Читайте также:
  1. Всемирный капитализм дошел в настоящее время (приблизительно с начала XX века) до ступени империализма.
  2. Производные ступени. Знаки альтерации.
  3. Символы Второй Ступени
  4. Символы Третьей ступени
  5. Ступени волевого действия
  6. СТУПЕНИ ЙОГИ И ЛЕСТНИЦА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  7. СТУПЕНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. КАТЕГОРИЯ КАЧЕСТВА
  8. СТУПЕНИ ПРОТИВОРЕЧИЙ ПРИ КОММУНИКАЦИЯХ
  9. ТРИ СТУПЕНИ В РАЙ ИЛИ В АД

Медитация — сердце йоги. Из восьми ступеней три последние имеют отношение к медитации. Через концентрацию (дхарану) достигается медитативное состояние погружения (дхьяны). Когда оно становится привычным, происходит освобождение от ограничивающего представления о своем «Я» и преодоление обычного дуалистического состояния сознания человека (самадхи).

Одно из самых распространенных ошибочных представлений о медитации заключается в том, что во время медитации якобы нужно прекратить думать вообще. Столь же неверно и утверждение, что медитировать — значит пребывать в таком состоянии сознания, в котором существуют только мир и радость. На самом деле это описание результата медитации, то есть конечной стадии йоги самадхи. Сознательный акт медитации заключается не в остановке мыслей и не в создании тонкого состояния разума. Суть медитации (это относится и ко всем остальным ступеням йоги) в единении, а не в разделении. Другими словами, приступая к процессу медитации, нельзя искусственно разделять самоосознание и мысли. Мы не должны также отрицать, отбрасывать свои эмоции или ментальные состояния, которые обнаружим, приступив к работе по тщательному наблюдению за «содержимым» своего разума.

Суть опыта медитации — в приобретении навыка глубокого живого осознания механизма разума. Мы начинаем терять связь со своими обычными мыслительными моделями, состояниями сознания, эмоциями и мыслями, за которые цепляемся как за средство самоидентификации. Мы просто наблюдаем за мыслительными моделями, ходом наших мыслей и отмечаем свою реакцию на шкминие раздражители. Причем делаем это непредвзято, без оценки и анализа. Мы просто наблюдаем. Процесс медитации позволяет нам подружиться с самими собой на достаточно глубоком уровне — безо всякой критики, осуждения, отрицания или подавления деятельности нашего мозга.

Однако это не значит, что мы совершенно пассивно наблюдаем за работой своего разума. В медитации нужно соблюдать определенное равновесие между спонтанностью (естественная деятельность мозга без попыток ее анализа или классификации) и дисциплиной (концентрация внимания на настоящем моменте). Если асана и пранаяма положили начало процессу объединения разума и тела, то медитация углубляет этот процесс. С помощью медитации мы вначале воспринимаем поверхностный уровень своего сознания, затем с практикой наша способность концентрировать внимание усиливается, и мы начинаем проникать на все более глубокие уровни сознания. Мы постепенно обретаем состояние радости, покоя и сострадания, то есть обретаем естественные характеристики человеческого сознания. Эти качества трудно даются тому, кто цепляется за поведенческую модель отвращения и неприятия. Наблюдая за тонким механизмом управления сознанием, который держит нас в постоянном беспокойстве, мы избавляемся от этого состояния и проникаем в более глубокие, невидимые поначалу пласты сознания.

Медитация не просто техника овладения особым состоянием сознания. Это процесс выявления всех, любых ментальных состояний. Покой и благость присущи нашему разуму, но мы от них отвыкли. Чтобы добраться до столь глубоких пластов нашего сознания, мы должны признать и ассимилировать более поверхностные аспекты. Итак, процесс приобретения нового друга — себя — на первых порах проходит не совсем гладко. Скорее всего, вы будете испытывать скуку, боль, страх, одиночество, чувство вины, злость. Если же вам удалось принять и пережить этот опыт без предубеждения, без самокритики, тогда в вашем сознании начнет развиваться чувство успокоения, которое поможет высвободить более глубокие уровни сознания. Есть ряд «подручных» средств, способных вызвать специальное состояние сознания — наркотики, гипноз, специальные упражнения. Ничего общего с йогой они не имеют. В отличие от йоги они несут не свободу, а лишь зависимость.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)