|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
И Шри Нитьянанды Прабху 11 страницаОгромные деревянные барабаны, флейты, вины, раковины, литавры, караталы, мриданги и маленькие крестообразные барабанчики создавали удивительно сладостную музыку. Жители Навадвипы пьянели от радости. Безо всякого стыда они все время заглядывали в лицо Гаурасундары. Не в силах отвести глаз от Господа, замужние женщины не слышали окриков своих домочадцев. Цветы падали из их распустившихся волос и одежды приходили в беспорядок, они позабыли о своих мужьях и детях и, как сумасшедшие, бежали из дома на этот величайший праздник. Так свадебная процессия Шри Вишвамбхары приблизилась к дому Валлабхачарьи. Небо гудело: «Джая! Джая!» Золотистое сияние Гауры сливалось с блеском сотен светильников, освещавших дом. Омыв Господу стопы, Валлабхачарья проводил жениха в дом. Затем Махапрабху опустился на деревянное сиденье под балдахином, натянутым на четырех банановых деревьях. Нектарная улыбка сияла у Него на устах, Он был похож на полную луну. Его украшения сверкали, как расплавленное золото, а сама возвышающаяся фигура бросала вызов горе Сумеру. Божественно ароматная гирлянда, словно волны Ганги, несущиеся с вершин Гималаев, ниспадала с шеи. Красота Его широкого лба под свадебной короной приводила в уныние миллионы купидонов, заставляя их от стыда опустить головы. Очаровательно раскачивающиеся в ушах серьги тонко позванивали, разбивая женские сердца. Одев свои лучшие сари, женщины Надии радостно приветствовали Его яркими светильниками. Почтенные женщины начали обходить вокруг жениха. Цепочку замыкала мать невесты. Обойдя вокруг Господа семь раз, они в великой радости омыли йогуртом Его лотосные стопы. Завершив эту часть свадебной церемонии, Валлабхачарья велел женщинам привести невесту. Лакшми осветила Землю своей лучезарной красотой, взойдя на трон под балдахином. Она была украшена великолепными драгоценностями и освещена множеством ярких светильников. Сияя, как полная луна, она рассеивала темноту ночи. Взяв в руки горсть земли, Лакшмидеви обошла вокруг Своего Господа семь раз, а потом покорно склонилась к Его стопам. По традиции легкая накидка сокрыла невесту и жениха, чтобы они могли наедине обменяться первым любовным взглядом. Они долго и проникновенно смотрели друг на друга, точно как Чандра и Рохини или Хара и Парвати. Гости осыпали лепестками цветов новобрачных и друг друга. Все радостно танцевали и кричали, как безумные, «Хари! Хари!» Вишвамбхара, муж Лакшмидеви, посадил Свою невесту слева от Себя. Лакшми опустила глаза, ее прекрасное лицо горело от стыда. Затем Валлабхачарья стал совершать поклонение своему зятю. Он омывал Ему лотосные стопы и думал: «Господь Брахма поклонялся этим стопам и обрел могущество сотворить Вселенную. У этих стоп берет начало Ганга, очищая людей всей Земли; Бали Махарадж пожертвовал этим стопам всего три шага земли и получил Их навечно в свое сердце; великие йоги медитируют на эти стопы; богиня процветания Лакшми с любовью поклоняется Им. Восемнадцать Пуран описывают бесчисленные воплощения Господа Вишвамбхары: Вишну, Вараха, Матсья, Курма, Нрисимха, Вамана, Парашурама, Бригугама, Будда, Вьяса и т.д. И этот Господь стал моим сыном, сделав меня самой удачливой душой во всех трех мирах! Слава Гауранги так нектарна, что даже каменное сердце растает, слушая о Нем». Тьма грехов рассеивается при поклонении стопам, которые Валлабхачарья сейчас омывал водой. Верховного Господа, которому Индра, царь небес, отдал свой царский трон, Валлабха посадил сейчас на обыкновенное деревянное возвышение; Господь, украшенный божественными одеждами, принял в дар простые одежды Валлабхачарьи. Неотступно думая об этом, Валлабхачарья совершал жертвоприношение. Кто в этой Вселенной удачливей Валлабхи, если Верховный Господь Вайкунтхи принял его дочь в жены?! Завершив свадебный ритуал, Господь и Его невеста вкушали прасад в отдельной комнате. Потом Вишвамбхару и Лакшмидеви окружили сотни женщин и девушек и стали весело шутить с Ними. Господь всех очаровывал сладостной улыбкой. —Вишвамбхара, послушай меня, — сказала одна из подружек невесты, — возьми эти орехи бетеля и дай их Лакшми, прежде чем она ляжет спать. Сейчас же положи ей их в рот, чтобы мы насладились этим зрелищем! —Какое счастливое у Лакшми замужество, она стала женой Вишвамбхары! — говорила другая. —Что за аскезы она совершала? Какое милосердие и медитация позволили ей обрести такого мужа?! Какая благочестивая женщина не потеряет разум, увидя лучезарное лицо Вишвамбхары? —Его красота похитит сердце даже самой гордой женщины. Лицо Гауранги так привлекательно, что всех тянет к Нему. Любая красивая женщина будет страстно желать оказаться в объятиях Его длинных прекрасных рук. Лакшмидеви насладится этими достоинствами Гаурачандры, но, увы, когда мы обретем такую возможность?! Наше единственное желание — стать Его смиренными служанками! Так женщины Надии выражали любовь Вишвамбхаре и дорогой Его сердцу Лакшмидеви. Веселая свадьба продолжалась, ночь проходила в танцах и песнопениях. Наутро молодые, как положено было новобрачным, совершили церемонию огненного жертвоприношения — кузандика. Вишвамбхара исполнил предписанные брахману обязанности и раздал прасадам собравшимся брахманам. А днем Лакшмидеви и Вишвамбхара, окруженные женщинами, принимали поклонение старших членов семьи. Чувствуя одновременно радость и печаль, Валлабхачарья предлагал в дар жениху и невесте ароматные масла, траву дурба, орехи бетеля и сандал. —Я бедный ничтожный человек, — говорил Валлабхачарья. — Разве могу я сделать Тебе достойное подношение? Я благодарен, что Ты берешь мою дочь Себе в жены. Это освободило меня от тьмы материального бытия и даровало прибежище у Твоих лотосных стоп. Отдавая Тебе свою дочь, я полностью удовлетворил полубогов и предков. Твоим лотосным стопам вечно поклоняются Господь Брахма, Шива и другие полубоги. О мой Господь, у меня есть одна просьба. Прошу Тебя, Вишвамбхара, выслушай меня. Неожиданно голос Валлабхачарьи задрожал, по щеке скатилась слеза. Соединив руки молодых, он сказал: —Я отдаю Тебе свою дочь. Отныне она Твоя. Пожалуйста, защищай и поддерживай ее! В моем доме Лакшми жила, как царица. Теперь она стала Твоей служанкой и снохой Твоей матери. Чувствуя себя царицей, Лакшми пользовалась полной свободой. Иногда она бывала капризной. Обедая рядом с матерью, она могла сесть ей на колени. Лакшми была нашим единственным ребенком, единственной отрадой. Что мне еще сказать? Теперь она Твоя. Прости, ослепленный иллюзией, я говорю Тебе все это. Только великая привязанность к Лакшми, самой удачливой девушке во Вселенной, тому виною. Валлабха замолчал, пытаясь справиться с охватившим его волнением. Слезы любви текли из его глаз, покрасневших, как восходящее солнце. Держа дорогую Лакшми слева от Себя, Вишвамбхара взошел на паланкин, и они отправились домой. Господа сопровождала огромная процессия из музыкантов, танцоров и певцов, за которой следовали полубоги на своих цветочных кораблях. Божественная пара сияла великолепием. Оба были чудесно убраны цветами, золотыми украшениями, драгоценными ожерельями и браслетами. На улыбающиеся лица Лакшми и Господа Нараяны был точками нанесен узор из ароматной сандаловой пасты. Все радовались, глядя на божественную пару, особенно женщины не могли сдержать восторга. Тем временем Шачимата вместе с другими женщинами готовилась принять Господа и Лакшмидеви у себя. У двери уже стояли кувшины чистой воды, покрытые листьями манго и кокоса. Приятная вечерняя прохлада пришла на смену дневному зною, когда паланкин с молодоженами остановился у дома Шачидеви. Повсюду слышалась сладкозвучная киртана, нескончаемые песни, радостные возгласы. Женщины зажгли благовония, светильники на топленом масле, предложили Господу благоприятные предметы, когда Он входил в дом. Танцоры, певцы и музыканты, не дожидаясь знака, радостно запели и заиграли на инструментах, женщины кричали: «Джая! Джая!» Шачимата вышла встречать молодоженов. В великой радости она раздавала всем дорогие подарки, никого не обойдя ласковым словом. В блаженстве она посадила к себе на колени сына и юную сноху, а потом повела Их в свою комнату и одарила родительскими благословениями. Любуясь молодыми, Шачимата ласково расцеловала Вишвамбхару в щеки, а потом точно также поцеловала Лакшми. Плещущееся через край блаженство наполнило каждый уголок дома Шачи. С появлением Лакшмидеви весь дом изнутри и снаружи засиял каким-то новым радужным светом, и Шачи не могла объяснить себе этого. Иногда она явственно видела это сияние вокруг своего сына, но оглянувшись через мгновенье, уже ничего не могла разглядеть. Она улавливала божественный аромат лотосов. Все это приводило Шачимату в полное изумление. «Мне кажется, я догадываюсь, — думала про себя Шачимата, — наверное, моя невестка — воплощение богини удачи Лакшми, поэтому я иногда вижу сияние или слышу божественный аромат лотосов. Похоже, мои страдания и прежняя нищета исчезнут. Не знаю, за что я получила такую невестку, но, несомненно, это сама Лакшми!» Так думала Шачимата, однако Верховный Господь Гауранга не раскрывал Себя. Кто может понять удивительные деяния Господа? Он всегда волен поступать, как Ему вздумается. И если Господь не желает раскрыть Себя, то даже Лакшмидеви не узнает в Нем своего вечного супруга. Все Веды и Пураны говорят одну непреложную истину: Абсолют невозможно постичь, не получив на то милости Господа. * * * Шри Гаурасундара, лучший из брахманов, продолжал учиться. В самом радостном расположении духа Он часто гулял по улицам Навадвипы, окруженный Своими учениками и одноклассниками, всех восхищая блестящим остроумием. Могуществу Его разума и глубине познаний не было равных. В руках Он держал книги, словно сама богиня учености Сарасвати лежала у Него на ладонях. Никто в Навадвипе не осмеливался искать ошибок в Его рассуждениях, и только брахман Гангадас Пандит, исключительно благочестивая и удачливая душа, мог дискутировать с Господом. Люди в Надии относились к Махапрабху по-разному. Миряне, привязанные к своим семьям и дому, испытывали перед Ним необъяснимый восторг, считая Его Самим Богом: —Как замечательно, что Он благословил каждый дом процветанием! Для женщин не было никого привлекательнее Нимая. Сердца безбожников трепетали от страха, потому что они видели в Нем бога смерти. А ученые были убеждены, что в лице Нимая Пандита принял рождение на Земле сам Брихаспати, наставник полубогов. Однако вайшнавы были сильно озабочены необычным поведением Гауранги. —Он наделен божественной красотой, — сокрушались они, — но не проявляет и малейшего интереса к Господу Кришне. Что принесет Ему это образование, кроме напрасно потраченных сил?! Даже видя Господа перед собой, вайшнавы не узнавали Его. —Что толку тратить время в погоне за материальным знанием? — спросили они как-то Нимая, встретив Его на улице. —Для Меня большое счастье, что вы наставляете Меня принять путь преданного служения, — улыбнулся Нимай их нежной заботе. Даже вайшнавы, не говоря уже об обычных людях, не узнавали Господа в Его школьных играх. Навадвипа в те дни была центром образования, куда отовсюду стекались почтенные брахманы. Среди них было много чистых преданных, особенно из Чаттаграма, которые теперь жили на берегах Ганги. Все эти вайшнавы появились в Навадвипе по воле Господа. Отказавшись от мирских удовольствий, они целиком отдавали себя служению лотосным стопам Кришны. Ежедневно встречаясь, они изучали санскрит и писания, а потом, уединившись от суеты мирской жизни, вели беседы об играх Господа Говинды. Больше всех вайшнавы любили Шри Мукунду, потому что своим прекрасным пением он мог растопить даже каменное сердце. С наступлением сумерек преданные собирались в доме Адвайты Ачарьи, и, когда Мукунда начинал петь песни преданности Господу Кришне, они не могли сдержать своих чувств. Одни плакали, другие громко смеялись, остальные танцевали. Некоторые полностью теряли власть над собой, их одежды приходили в беспорядок, потому что они катались по земле в величайшем экстазе. Другие пели Харе Кришна, да так громко, что казалось, рычание сотен львов наполняет воздух, а третьи, не зная, как выразить восторг, по-дружески хлопали соседей по спинам. Кто-то просто припадал к стопам Шри Мукунды, стараясь прикоснуться к нему рукой. Весь дом Адвайты Ачарьи становился полной блаженства Вайкунтхой, и вайшнавы забывали о своих прошлых несчастьях. Верховный Господь Гаурасундара был очень доволен Мукундой. Где бы ни увидел его, Он торопился навстречу, останавливая каким-нибудь вопросом, и Мукунда серьезно и искренне отвечал Господу. Но Нимай тут же возражал Мукунде, считая его доводы ошибочными. Благодаря таким встречам, Мукунда вскоре стал признанным ученым, потому что, споря с Нимаем, научился весьма тщательно взвешивать все «за» и «против», прежде чем высказать свое мнение. Точно таким же образом Гауранга приставал к Шривасу, и поэтому Шривас, самый возвышенный из вайшнавов, избегал встреч с Господом, который, по его мнению, попусту терял время в бессмысленном философствовании. Вайшнавы, равнодушные к мирским радостям и удовольствиям, всегда с любовью думали о Кришне, поэтому им не интересно было говорить ни о чем ином. Преданным не хотелось вступать с Нимаем в грамматические или философские поединки, тем более что все они оканчивались насмешками Нимая, потому что Он оставался неизменным победителем. Заметив Его еще издали, они поспешно переходили на другую сторону улицы или вовсе поворачивали обратно. Однажды Гауранга шел по улице в кругу Своих учеников, и случилось Мукунде идти той же дорогой — он шел на Гангу принять омовение. Еще издали заметив Нимая, Мукунда поспешно свернул на соседнюю улицу и скрылся из виду. Но Господь увидел Мукунду и спросил у Своих друзей: —Почему этот человек убежал, завидя Меня? —О ученый брахман, кто его знает, почему он убежал! Наверное, у него много дел. —Я знаю, почему, — задумавшись, проговорил Нимай. — Он не хочет говорить на мирские темы. Его интересуют только священные писания вайшнавов, потому что он преданный. А Моя голова забита астрологией, теологией, глагольными правилами и грамматикой. Я играю словами не хуже жонглера на арене. Он убежал от Меня, потому что Я не говорю о Кришне. Нимай, казалось, обиделся на Мукунду, но в душе Он был очень доволен. —Хорошо, Мукунда, — со смехом воскликнул Он. — Мы еще встретимся с тобой, и тебе уже не удастся убежать! Завтра же Я поймаю тебя и покажу, какой Я вайшнав! Я стану таким преданным, что Господь Шива и Господь Брахма придут и встанут у Моего порога! А теперь, слушайте все! Я стану самым знаменитым вайшнавом, и те, кто сейчас бегут от Меня, будут петь Мне славу днем и ночью! Господь рассмеялся собственным словам и направился к Ганге, возглавляя стайку Своих приверженцев. Кто в силах осознать сладостные игры Господа Вишвамбхары, если Он не проявит их в сердце? Пока преданные Навадвипы изучали писания и пели киртаны, миряне сходили с ума от богатства, чувственных наслаждений и всевозможных приобретений, гордясь своими неразумными сыновьями и сварливыми женами. Заслышав воспевание святого имени Господа, они только ругали преданных и смеялись: —Ха-ха! Они поют в надежде заглушить голод! —Эти люди избегают образования, предпочитая танцевать на дороге, как последние дикари! Какой дурной пример они подают молодежи! —Они как прочитают «Бхагавата-Пурану», так начинают бесконца танцевать и плакать, как сумасшедшие. И это называется духовный путь? Шривас Пандит со своими братьями даже ночью не дает нам покоя, хотя после сытного ужина глаза сами закрываются, стоит только лечь! А недавно я спрашивал их: «Неужели вы не получите блага от нежной, мягкой киртаны?» Но что понимают эти глупцы? Им нравятся дикие танцы и вопли! Безбожники забрасывали вайшнавов оскорблениями, где бы ни встречали их. Вайшнавы, сострадательные в сердце, молились Кришне за своих обидчиков: «О Господь, освободи этот грешный мир от страданий! Дорогой Кришна, приди сюда Сам!» Они собирались в доме Адвайты Ачарьи и рассказывали все, что им приходилось услышавть на улицах Навадвипы. И хотя Шри Адвайта отвечал на это молчанием, в душе у него закипал гнев, ему хотелось разрушить всю Вселенную: —Я убью их всех! — сверкая глазами, говорил он. — Скоро в Надии явится мой Господь, Владыка диска Сударшаны, и тогда все узнают Его силу! Я расскажу моему Господу обо всех оскорблениях, а иначе Адвайте не называться слугой Кришны! Братья мои! Потерпите еще немного! Скоро вы увидите собственными глазами прекрасные игры Господа в Надии! Вдохновляющие слова Шри Адвайты оживляли сердца преданных. Вайшнавы забывали о своих печалях, воспевая святое имя Господа и словно пьянея от этих сладостных звуков. Едкие насмешки безбожников не тревожили их. * * * Исполняя желание своего учителя Гангадаса, а также чтобы поддержать семью, Нимай открыл Свою толу. Он стал обучать санскриту и написал Свои комментарии к учебнику грамматики. Одновременно с этим Он занялся изучением логики ньяя в школе Васудевы Сарвабхаумы и тоже начал писать комментарии. Но по просьбе Своего одноклассника и друга Рагхунатха Широмани, несравненного знатока ньяя и автора дидхити, Нимай порвал Свои рукописи и выбросил их в Гангу. Несмотря на юный возраст — Ему было не более четырнадцати лет — Нимай преподавал настолько блестяще, что приводил в изумление всех, включая самого Гангадаса Пандита. Мать Шачи, глядя на занятия сына, была счастлива. Нимай оставался для нее неиссякающим источником радости. Как раз в это время в Навадвипу пришел Шри Ишварачандра Пури, одетый в скромную одежду санньяси. Он был очень возвышенной и прославленной личностью, потому что всегда наслаждался нектаром любви к Кришне. Сострадательный ко всему живому, Ишвара Пури был очень дорог Господу Кришне. Но из-за скромного одеяния никто не узнавал в нем великого вайшнава. Ишвара Пури появился во дворе дома Адвайты Ачарьи и скромно сел недалеко от Адвайты Прабху, однако хозяин не заметил его, занятый делами. Ишварачандра был так духовно возвышен и чист, что от него исходило лучезарное сияние, и Адвайта Ачарья сразу понял, что перед ним сидит не обычный санньяси. «Должно быть, это чистый преданный», — подумал Адвайта и направился к Ишваре Пури. —О святой человек, кто ты? — почтительно спросил Адвайта Прабху. — Я чувствую, что ты санньяси-вайшнав! —О, я ниже шудры! Я пришел лишь увидеть твои лотосные стопы! Мукунда тоже узнал в незнакомце чистого преданного и радостно запел песни преданности. Его голос звучал так сладко, что Ишвара Пури в экстазе повалился на землю. Из глаз его брызнули слезы, а по телу пробегала дрожь духовного блаженства. Адвайта Ачарья перепугался и быстро поднял Ишварачандру на руки. Через несколько минут он был весь мокрый от слез святого, волны бесконечной любви к Богу уносили уже их обоих — они не в силах были сдерживать своих духовных переживаний. А вдохновленный Мукунда продолжал петь одну шлоку за другой. Все собравшиеся вайшнавы были изумлены, их сердца преисполнились счастьем. Узнав в этом смиренном санньяси великого Ишварачандру Пури, они стали петь радостную киртану, вдохновленные присутствием чистого преданного. Господь Гаурачандра возвращался домой, окруженный несколькими учениками. По дороге волею Провидения Он увидел Ишварачандру Пури. Узнав Своего слугу и дорогого преданного, Господь выразил ему почтение. Несравненную красоту Господа Вишвамбхары в этот момент невозможно описать — Он казался совершенным во всем. Хотя никто не понимал Его, Он всем внушал благоговение и уважение. Ишварачандра взглянул на Господа и сразу увидел в Нимае серьезную и исключительно духовную личность. —Как Твое имя, о ученый брахман? — спросил Шри Пури. — Какую книгу Ты читаешь? Где Твой дом? Шри Гауранга с величайшим смирением поклонился Пурипаде, тем временем кто-то из учеников представил Нимая. —О, Ты тот самый Нимай Пандит! — не скрывая своего восхищения, воскликнул Ишвара Пури. Он был явно доволен. Гауранга, смиренно склонив перед ним голову, сказал: —Шрипада, пролей на Меня свою милость и посети Мой дом. Как раз сегодня мы приготовили к обеду вкусный прасад. Пожалуйста, прими его. Согласившись на приглашение, Ишвара Пури отправился вместе с Гаурангой в дом Шачиматы. Гаура Сам омыл святому гостю стопы, а Шачимата тем временем приготовила несколько очень изысканных на вкус блюд и предложила домашним божествам, затем все пообедали. Шри Пури не скупился на похвалы Нимаю, ему нравилось все. Он почтил маха-прасад, а потом Нимай проводил его в храмовую комнату немного отдохнуть. Они стали беседовать о Кришне, Ишвара Пури рассказывал удивительные истории. Иногда он неожиданно замолкал — волнующее чувство любви к Кришне мешало ему рассказывать дальше. А Нимай наслаждался сладостным нектаром преданности, который щедро лился из уст славного Шри Пури. Ишварачандра никогда не проявлял экстатических переживаний среди мирян, они не замечали скромного вайшнава. Однако преданные были рады обществу Ишвары Пури, и он провел в Навадвипе семь месяцев, живя в доме Гопинатха Ачарьи. Иногда Господь Вишвамбхара приглашал его к Себе, а иногда Пурипада просил Гаурангу не забывать его и заходить в дом Гопинатха Ачарьи. Господь Вишвамбхара виделся с Ишварой Пури почти каждый день. Гададхара Пандит в это время был таким же юношей, как и Нимай, но это была душа всех вайшнавов Навадвипы. Ишвара Пури очень полюбил его. Привязанность Гададхары к Кришне не имела себе равных, с раннего детства он чувствовал отстраненность от мирской жизни. Ишвара Пури с удовольствием читал Гададхаре свою «Кришна-лиламриту», рассказывая о самых сокровенных играх Господа Кришны. Всегда невозмутимый, миролюбивый и великодушный, Гадай был исключительным учеником. Целомудрие и набожность были неотъемлемыми чертами его натуры. Когда садилось солнце, окрашивая небо багряно-голубым закатом, в доме Гопинатха Ачарьи появлялся Господь Чайтанья. Закончив занятия со Своими учениками, Он спешил увидеться с Ишварой Пури, который всегда радостно встречал Его. Хотя он не знал, что Нимай — Верховная Личность Бога, его неудержимо влекло к этому юноше: —Я знаю, что Ты великий ученый, — с восторгом говорил он Господу. — Я написал книгу о Господе Кришне. Просмотри ее, нет ли там ошибок. Мне будет это очень приятно. —Эти описания Господа Кришны изошли из уст чистого преданного, — ответил Нимай. — Если кто-нибудь найдет в них ошибку, он совершит грех. Чистый преданный никогда не пишет из собственной фантазии, не имея духовной основы. Такие писания истинны, потому что нравятся Господу Кришне. Пусть невежда, молясь Господу Кришне в храме, совершает ошибки, а ученый взывает по всем правилам грамматики — милостивый Господь принимает поклонение обоих. Его впечатляет не ученость, а искренность. Если кто-то усмотрит ошибку в твоем произведении, в действительности обнаружит недостаток в себе, потому что Кришна полностью доволен прославлениями Своего чистого преданного. Что бы ты ни написал — это выражение твоей чистой любви к Кришне. Кто же дерзнет искать здесь ошибку? Ишварачандра Пури, слушая Нимая, чувствовал, что по его телу пробегают волны экстаза. —Я знаю, что Ты не будешь искать здесь недостатков, — восторженно ответил он, — но в моей работе могут оказаться типичные ошибки. Пожалуйста, укажи мне на них. Такие беседы происходили между Нимаем Пандитом и Шри Пури чуть ли не каждый день и всем доставляли большое удовольствие. Но однажды Нимай Пандит все же нашел ошибку в поэме Ишвары Пури и посоветовал ему внимательнее пользоваться глагольными корнями. —Здесь лучше использовать другой глагол, — сказал Господь и, простившись, ушел домой. Ишвара Пури был широко образованным ученым, сведущим не только в священных писаниях, но так же в грамматике и других предметах. После ухода Нимая он стал обдумывать Его слова, взвешивая их правильность с точки зрения грамматики и заключений шастр. Когда на следующий день Шри Пури увидел Нимая, он сказал: —Дорогой Нимай, Ты ошибся вчера, я использовал этот глагольный корень правильно! Гауранга был счастлив, что Его слуга и преданный одержал победу над Ним. Господь так великодушен, что хочет бесконечно прославлять имена и победы Своих преданных. Так говорят все ведические писания. Ишварачандра Пури проводил время в общении с Верховным Господом. Они беседовали и спорили как два великих ученых. Потом Ишварачандра покинул Навадвипу, потому что не мог долго оставаться в одном месте. Его жизнь проходила в странствиях по свету, безудержная любовь к Богу звала все дальше. Он путешествовал повсюду, и где бы ни ступала его нога, Земля очищалась и становилась местом паломничества. Шри Ишвара Пури был благословлен Шрилой Мадхавендрой Пури и мог одарить каждого великой любовью к Богу. По милости Кришны он обрел такую исчерпывающую силу любви к Кришне от своего духовного учителя. Он путешествовал повсюду беззаботный и полный блаженства. * * * Нимай продолжал заниматься, не расставаясь с книгами. Во всей Навадвипе не находилось ученого или преподавателя, осмеливавшегося принять Его вызов, хотя Нимай всегда готов был говорить на любую тему. Но больше всего Господа интересовала грамматика санскрита. Вполне довольный Собой, Он, как обычно, гулял по улицам Навадвипы в кругу учеников, опьяненных близостью к своему юному гениальному учителю, когда увидел на дороге Мукунду. Поймав его за руку, Он спросил: —Почему ты избегаешь Меня? Почему сворачиваешь за угол? Но сегодня тебе не уйти, давай померяемся силами! «Как мне победить Его? — подумал Мукунда. — Я знаю, Он очень сведущ в грамматике, и поэтому я спрошу Его об аланкаре — изящной словесности. Я одержу над Ним полную победу, и Ему нечем будет хвастать». И они начали беседу, засыпая друг друга вопросами. Нимай без труда парировал все доводы Мукунды, и тогда Мукунда сказал: —Грамматика — это занятие для детей. Только первоклассники обсуждают ее. А мы давай лучше поговорим о словесности. —Как тебе угодно, — ответил Нимай. И Мукунда стал читать одну за другой очень трудные и величественные шлоки, спрашивая Нимая о разнообразных литературных приемах. Всеведущий Верховный Господь сразу же находил ошибки в каждом стихе и разбивал вдребезги все доводы Мукунды. Мукунде не удалось отстоять ни одну из своих позиций. —Тебе нужно внимательнее почитать свои книги, — с улыбкой сказал Нимай. — А завтра, если хочешь, Я проверю тебя. Мукунда взял пыль с лотосных стоп Господа и ушел, думая об этом удивительном состязании. «Обычный человек не может обладать такими познаниями, Он сведущ во всех науках и знает все писания. Нет ничего в мире, чего бы Он не знал. Он гений! Если бы Он стал преданным Господа Кришны, я бы ни на мгновение не расставался с Ним!» А Нимай, Господь Вайкунтхи, играя роль великого ученого, продолжал Свои ежедневные прогулки. Встретившись с Гададхарой Пандитом, Он тут же схватил его за обе руки и сказал: —Я слышал, ты изучаешь логику. Прежде чем ты уйдешь, ответь на несколько вопросов! Гададхара Пандит нехотя согласился, и Нимай начал: —Назови Мне признаки освобождения. Гададхара ответил в точности по книгам, но Нимай не согласился. —Согласно писаниям, освобождение приходит, когда человек возвышается над страданиями, — настаивал Гададхара. Но Нимай Пандит, повелитель богини просвещения Сарасвати деви, не соглашался. Никто не в силах был Его превзойти. —Гададхара, простимся до завтра. Я даю тебе еще одну возможность отстоять свое мнение, — сказал Гауранга. Но Гададхара думал теперь только о том, как бы избежать этой встречи. Он почтительно поклонился Нимаю и побежал прочь изо всех сил. А Нимай, окруженный учениками, продолжал прогулку. Все признавали в Нем эрудированного ученого и очень уважали. К обеду Нимай вместе с учениками спустился на берег Ганги. Во всем творении Ему не было равных ни в красоте, ни в познаниях. Устроившись на берегу, Он сидел в кругу учеников и объяснял различные вопросы, а они внимательно Его слушали. С заходом солнца на Гангу приходили вайшнавы. Совершив вечернее омовение, они присели неподалеку и прислушались к объяснениям Нимая, испытывая одновременно ликование и печаль. —Что за благословение обладать такой красотой и разумом, но при этом не поклоняться Кришне? —Я убегаю, если вижу Его, чтобы Он не застал меня врасплох Своими каверзными вопросами! —Да, да. Если Он схватит, уже не убежишь. Он остановит тебя силой, словно полицейский! —Но Нимай обладает необычайными познаниями! Я думаю, это великая личность. Хоть Он и изводит нас Своими каверзными вопросами, мне всегда приятно видеть Его. Я еще не встречал такой эрудиции, как у Нимая. И только одно мне не по душе — что Он не поклоняется Господу Кришне. И преданные, наблюдая за Нимаем на берегу Ганги, молили Господа, чтобы в сердце этого юного гения зародилась любовь к лотосным стопам Кришны. «О Господь Кришна, позволь сыну Джаганнатхи Мишры полностью предаться Тебе, отбросив все прочие занятия! Для Него это будет великим благом. Позволь Ему неизменно поклоняться Тебе с любовью и преданностью, и тогда мы сможем общаться с Ним». Так вайшнавы постоянно благословляли Нимая. Пребывая в сердце каждого, Верховный Господь знал их мысли. Где бы Он ни увидел Шриваса или других возвышенных преданных, Он всегда был очень почтителен с ними и принимал их благословения, зная, что без таких благословений никогда не обрести любви к Кришне. Преданные часто спрашивали Его: —Зачем Ты понапрасну тратишь время, расширяя Свои познания? Что в этом толку? —Ты должен немедленно начать поклоняться Верховному Господу Кришне. К чему Твое образование? Чего Ты хочешь добиться в жизни? Главное — познать Верховного Господа, и если Ты упускаешь это, какой смысл накапливать знания? Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.) |