АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И Шри Нитьянанды Прабху 18 страница

Читайте также:
  1. DER JAMMERWOCH 1 страница
  2. DER JAMMERWOCH 10 страница
  3. DER JAMMERWOCH 2 страница
  4. DER JAMMERWOCH 3 страница
  5. DER JAMMERWOCH 4 страница
  6. DER JAMMERWOCH 5 страница
  7. DER JAMMERWOCH 6 страница
  8. DER JAMMERWOCH 7 страница
  9. DER JAMMERWOCH 8 страница
  10. DER JAMMERWOCH 9 страница
  11. II. Semasiology 1 страница
  12. II. Semasiology 2 страница

—В Кали-югу так называемые ученые не имеют понятия о спряжении, но получают высокие титулы. Ничего не смысля в философии, они осмеливаются вступать в дискуссии, но кто из них решится сразиться со Мной?

Титулованные брахманы, оказавшиеся в этот час на Ганге, слушали Гаурангу в испуганном молчании, вся их ученая гордыня превратилась в пыль. Гауранга говорил в течение четырех часов, солнце уже давно село, но Он не останавливался. Потом вместе с учениками Господь зашел в один дом неподалеку, где случилось быть благочестивому брахману по имени Ратнагарбха Ачарья. Это был давний знакомый Джаганнатхи Мишры, отца Гауранги, они были земляками. У Ратнагарбхи было три сына — возвышенные преданные Господа, всегда озаренные духовной радостью. Словно шмели, они вкушали нектарную пыльцу с Его лотосных стоп. Сам Ратнагарбха Ачарья тоже был великим преданным, хорошо знавшим «Шримад-Бхагаватам». Господь застал его за чтением одного из стихов этого великого писания: «Жены брахманов увидели прекрасного юного мальчика, чье тело цветом напоминало темное грозовое облако. На нем были золотистые одежды, на шее красовалась цветочная гирлянда, а сбоку короны переливалось и играло на солнце павлинье перо, драгоценные камни и золотые украшения сияли, словно звезды. Левой рукой Он опирался на плечо одного из друзей-пастушков, а в правой вертел чудесный цветок лотоса. Его уши были украшены серьгами в форме лотосов, а щеки красиво разрисованы сандаловой пастой. На лотосных устах играла сладкая улыбка».

Ратнагарбха читал с великой любовью и преданностью в голосе, и этот звук вошел в уши Господа Вишвамбхары.

Господь мгновенно погрузился в транс и уже не мог вымолвить ни слова. Когда через некоторое время Он пришел в Себя, Он лишь прошептал Ратнагарбхе: «Продолжай, продолжай...» — и снова погрузился в экстаз. Брахман снова стал читать, и все присутствующие почувствовали, что плывут в океане нектара любви к Кришне. Слезы из глаз Гауранги заливали весь мир. Счастливый брахман продолжал читать один стих за другим, его голос звучал взволнованно и вдохновенно. Господь был очень доволен его преданностью и тепло обнял его. От этого прикосновения Ратнагарбха Ачарья почувствовал невыразимое блаженство, он упал на землю и, плача, прижался к лотосным стопам Гауранги, который, не владея Собой, потерял сознание.

Люди были изумлены и понимали только, что происходит что-то очень необыкновенное, но тут вмешался Гададхара Пандит:

—Хватит читать! — повелел он Ачарье.

Ачарья прервал чтение, и вместе они склонились над Гаурангой. Вскоре Господь открыл глаза и тихо спросил:

—Скажите, что случилось? Я испугал вас?

—Нам не дано понять Тебя, — ответили ученики, — мы знаем лишь, что Тебе очень повезло.

—Не надо Его так хвалить, — возразили сбитые с толку друзья и родственники Гауранги.

Через некоторое время Господь пришел в Себя и вместе с учениками вернулся на берег Ганги. Он побрызгал водой Себе на голову, поклонился и сел. Нимай Пандит, сын матери Шачи, стал говорить с учениками о Кришне и напоминал в эти минуты Господа Кришну в кругу гопи Вриндавана на берегах Ямуны.

—Дайте определение глагольных корней, — попросили ученики.

—Это энергия Господа Кришны, — ответил Нимай. — Дорогие ученики, сейчас Я объясню правила глагольных корней, и посмотрим, сможете ли вы Мне возразить.

Жили на свете цари, красивые, как луна. Они сияли золотом, благоухали сандалом и гирляндами. Люди считали царей посланцами Лакшми, богини удачи, а речи их воспринимали, как речи самого Ямараджа, защитника религии. Сейчас Я объясню вам, что происходит, когда дхату — жизнь — покидает тело. Никто на Земле, в этой обители смерти, не избежит этой скорбной участи. В должный срок смерть постигла и царей. Куда исчезла вся их красота, украшения и власть? Что-то было поглощено погребальным огнем и превратилось в пепел, а все, что не сгорело, предали земле. Господь Кришна пребывает в каждом теле как дхату, жизненная сила. Он и есть жизнь. Многие так называемые ученые не понимают истинного значения глагольного корня дхату, поэтому слушайте внимательно. Царственная особа, так долго принимавшая почет и поклонение, стала источником скверны, как только жизнь покинула ее. И всякий, кто прикасался к ее телу, должен был принять омовение. Сын, который часами играл на коленях своего отца, теперь должен был коснуться огнем его мертвых уст и предать это тело огню. Поэтому дхату означает «жизненная сила», энергия Господа Кришны. Именно ее любят в людях. А теперь Мне хотелось бы посмотреть, кто сможет опровергнуть такое объяснение?

Итак, энергия Кришны — чистая, трансцендентная, достойная поклонения — развивает неуклонную веру и преданность Господу Кришне. Лишь повторяйте Его имя, поклоняйтесь Его лотосным стопам, слушайте истории о Нем и проводите свои часы, вспоминая о Кришне. Примите прибежище у лотосных стоп сына Нанды Махараджа, предложите Ему немного воды или травы, листок или плод, и бог смерти никогда не приблизиться к вам. Поклоняйтесь Кришне, победителю Агхасуры, Бакасуры и Путаны, наградившему их освобождением. Господь Шива и Лакшмидеви всегда жаждут поклоняться Его лотосным стопам, Господь Ананта-Шеша в великом смирении прославляет удивительную милость Господа Кришны. Пока кровь течет в ваших жилах, пока жизнь не покинула тело и не ослаб ум, с любовью служите Господу Кришне. Кришна — ваша мать, Кришна — ваш отец, Кришна — сама ваша жизнь и душа, обнимите Его лотосные стопы, посвятите Ему свой разум, слова и тело!

Господь Вишвамбхара вдохновенно описывал преданное служение Себе Самому, не замечая, что кругом стоит глубокая ночь. Ученики сидели, словно завороженные, и слушали Его с неослабным вниманием. Никто не прерывал Его вопросом или возражением. Эти ученики были не обычными душами, а вечными спутниками Господа Кришны, иначе как бы они стали учениками Всевышнего? Выйдя из состояния транса, Господь Вишвамбхара, смущенно улыбнувшись, обвел всех лучезарным взглядом:

—Вам понравились Мои объяснения глагольных корней?

—Ты открыл нам истину. Ни одно Твое слово невозможно опровергнуть, потому что это вечное знание. Но наши мозги забиты грамматическими концепциями так называемых ученых, хотя мы и понимаем их бесполезность.

—Может быть, кто-нибудь из вас думает, что у Меня нарушились воздушные потоки в теле, и это повлияло на Мой ум? Что Я в действительности не знаю природы глагольных корней и не могу говорить об этом?

—Ты всегда прославляешь святое имя Господа, Твои комментарии описывают Господа Кришну и Его трансцендентные энергии. Но кто может понять столь возвышенные духовные предметы? Как только Ты слышишь истории о Кришне или Его святое имя, Ты так удивительно преображаешься, что мы понимаем лишь одно — Ты не обычный человек.

—А что же происходит со Мною?

—Тебя охватывают изумительные, волнующие чувства, из глаз катятся слезы, на лбу выступает пот. Мы не видели прежде ничего подобного! Вчера мы были с Тобой на берегу Ганги, и Ты объяснял нам кое-что из наших учебников. А в доме неподалеку брахман читал шлоки из «Шримад-Бхагаватам», и Ты потерял сознание, словно жизнь покинула Тебя. А когда Ты очнулся, из глаз полились слезы, словно потоки Ганги. Ты был похож на золотую куклу, покрытую пылью. Все изумлялись Тебе и говорили, что Ты Сам Верховный Господь Нараяна. Некоторые говорили, что Ты — Шрила Вьясадева, Шукадева Госвами или Нарада Муни, а, может быть, даже Прахлад Махарадж — Ты благословлен такой же милостью Верховного Господа. Мы не сможем рассказать Тебе все подробности, но послушай еще кое-что. Все последние десять дней Ты объяснял смысл слов и афоризмов, описывая процесс преданного служения Господу Кришне и славу святого имени. Все эти дни мы не могли перейти к следующему уроку в наших учебниках. Мы боялись сказать Тебе об этом. С Твоей глубокой эрудицией Ты можешь объяснить неисчерпаемые значения слов. Это поистине изумительно, никто не обладает таким мастерством.

—Десять дней без занятий! Почему вы не сказали Мне об этом?

—Ты говорил правильно, Господь Кришна — это вечная истина, так говорят все писания. Твои объяснения Абсолюта — это высшее знание, суть всех писаний, но мы не способны понять Тебя из-за ошибок и ограниченного разума.

Господь был доволен и благословил их:

—Дорогие ученики, вы правы, Моя проповедь не для всех. Я все время вижу маленького мальчика, играющего на флейте, Его тело темное, как грозовое облако. Вот почему Я все время говорю о Нем. Все, что вы слышали — действительно прославление имени Господа Кришны, а все, что вы видите вокруг — духовный мир Голоки Вриндавана. И поэтому Я не могу вас больше обучать. Я предоставляю вам полную свободу — идите к кому хотите и учитесь, потому что, сознаюсь, Я не могу говорить ни о чем ином, кроме Господа Кришны, Его имени и играх. Для Меня невозможно учить вас чему-то в таком состоянии.

Со слезами на глазах Господь Вишвамбхара сложил книги и вернул их ученикам.

—Мы тоже оставим учебу, — сказали они, — потому что, услышавв Тебя один раз, мы не сможем обучаться у кого-то другого. Разве есть учитель, равный Тебе?

Мысль о разлуке с Нимаем была столь тяжела им, что они тоже стали плакать.

—Все, что мы услышавли от Тебя, мы сохраним в глубине сердца все последующие рождения и всегда будем думать об этом. Что толку учиться дальше? Всего, чему Ты нас научил, более чем достаточно.

Взволнованные, со сложенными руками они молились Господу. Они убрали свои книги и стали счастливо и громко петь имя Господа Хари. Господь Вишвамбхара обнимал Своих учеников и плакал. Радость волнами окатывала всех, голоса прерывались от духовного восторга. Сын матери Шачи, Господь Чайтанья, благословлял их:

—Раз Я стал искренним слугой Господа Кришны, пусть и ваши желания исполнятся. Примите прибежище у Господа Кришны и всегда пойте Его имя. Пусть Кришна станет самой вашей жизнью и душой. Все, чему вы научились до сегодняшнего дня — достаточно, вам нет нужды учиться дальше. Собирайтесь вместе и пойте имя Господа Кришны, и по Его милости в вашем сердце откроется суть всех писаний. Все вы — Мои дорогие друзья из жизни в жизнь.

Эти слова звучали нектаром, радости учеников не было границ.

—О Господь, но мы не знаем, как нам петь святое имя. Пожалуйста, научи нас!

Гауранга стал хлопать в ладоши, пританцовывать и петь:

— Хари Харайе намах Кришна Ядавайа намах Гопал Говинда Рам Шри Мадхусудана — «Я почтительно кланяюсь Верховной Личности Бога, Кришне. Он явился в династии Яду. Позвольте мне предложить почтительные поклоны Гопалу, Говинде, Раме и Шри Мадхусудане — все это имена того же Верховного Господа».

Так началась прекрасная киртана с учениками. Шри Вишвамбхара — Господь воспевания святого имени — проповедовал санкиртану, воспевая имя Господа в кругу Своих учеников. Он пребывал в экстатическом трансе, наслаждаясь опья­няющим нектаром собственного имени. Счастливо улыбаясь, Он говорил: «Пойте! Пойте!» — и голос у Него был таким громким, что Земля, казалось, сейчас расколется у Него под ногами.

Жители Навадвипы, почувствовав содрогание земли, в смятении побежали на звук громкой киртаны. Вайшнавы, глядя на Господа, изумлялись и радовались: «О счастье! В Навадвипе звучит долгожданная киртана, хотя во всей Вселенной редко услышишь проповедь преданного служения! Такой духовный праздник — радость для глаз. Вишвамбхара, воплощенное высокомерие, проявил сейчас величайшую духовную любовь и преданность Кришне, недоступную даже Нараде Муни и остальным великим душам. Если такую любовь проявил столь прославленный и тщеславный человек — в этом воля Господа Кришны».

Господь Вишвамбхара не мог произнести ничего кроме «Кришна! Кришна!», Он обнимал преданных и плакал. Когда Он успокоился, все разошлись по домам. Многие из учеников, пойманные в сети любви к Кришне, вступили на путь отречения от мирской жизни и стали служить стопам Верховного Господа.

 

* * *

С этого дня Гауранга неустанно проповедовал святое имя и щедро раздавал любовь к Богу. Нимай стал другим. В состоянии «божественного безумия» Он походил на живой провод. Его электризующая преданность воздействовала на всех вокруг. Где бы Он ни появился, люди ощущали Его присутствие, а заразительная любовь, которой Он лучился, проникала в самое сердце. От прежнего гордого Нимая не осталось и следа, чувство великой духовной любви к Кришне росло в Его душе день ото дня.

Встречая Нимая на своем пути, чванливые интеллектуалы и кабинетные философы без стеснения начинали петь и танцевать. Профессиональные чтецы писаний, подчас не отличавшиеся усердием в своих повседневных религиозных обязанностях, без труда становились искренними преданными, лишь раз взглянув в сияющее лицо Господа. Влиятельные люди и даже цари плакали, прикоснувшись к Гауранге. Заразительная «болезнь» Его любви к Богу затронула все общественные слои и касты. Нимай и Его последователи, число которых к моменту возвращения из Гаи возросло до нескольких сотен, с успехом упрочили движение санкиртаны — воспевания святых имен Господа как предписанный для нынешнего века путь постижения Бога.


 
 
\

Глава 13 НАЧАЛО
С

каждым днем любовь к Кришне все больше овладевала Гаурангой. Это была та же любовь, которой живет Шримати Радхарани, и удержать ее в сердце или скрыть было невозможно. Необыкновенное сладостное чувство уносило Его в иной, трансцендентный мир, и Он забывал, когда кончается день и начинается ночь. Могучий поток духовных чувств порой становился таким бурным, что выходил из берегов, все снося на своем пути.

Однажды Гауранга лежал дома на кровати и безудержно плакал. Кришна покинул Вриндаван, и разлука с Господом причиняла Ему нестерпимую боль. Гауранга был мокрым от слез, ручьем лившихся из Его глаз.

—О Акрура! Куда ты забрал Моего Кришну! — говорил Он на грани обморока. — Эта глупая женщина Кубджа забрала от Меня Кришну! О, Кришна похищает сердца всех молоденьких женщин!

Из груди Господа вырвался громкий стон, и на теле проступили удивительные признаки высочайшего экстаза. Шачимата, переживая за сына, зашла к Нему в комнату и спросила:

—Вишвамбхара, сынок, почему Ты плачешь? Что вызвало такую скорбь в Твоем сердце?

Но Гаура, потерявшийся в глубоком экстазе, только плакал в ответ, и Шачимата, испугавшись собственной догадки, подумала про себя: «Я понимаю, что происходит с Нимаем! Нет, Он не болен! Похоже, мой сын по милости Кришны обрел прему!» Понимая, что так оно и есть, она мягко, с любовью обратилась к Господу:

—Послушай, дорогой сын! Твое появление в этом мире — самое редкое и удивительное из всего, что здесь есть. По обыкновению Ты приносишь мне из Своих путешествий какие-то богатства. На этот раз Ты вернулся из Гаи с редчайшим, самым драгоценным в творении Бога сокровищем — Кришна-премой, чистой любовью к Богу, которая недостижима даже для полубогов. Язык не поворачивается сказать, но молю, дай и мне каплю этого сокровища!

Искренняя, смиренная просьба матери тронула Гаурангу.

—Мама, только милостью вайшнавов ты обретешь любовь к Богу, — отвечал Он.

Но уже слушая сына, Шачимата была благословлена према-бхакти, любовью к Кришне. Волна дрожи пробежала по всему ее телу, вызывая в сердце безудержную радость, и слезы хлынули из глаз. «Кришна! Кришна!» — воскликнула Шачимата и забылась в глубоком экстазе. Мать Шачи, самая возвышенная и удачливая душа во всех трех мирах, была первой, кто получил от Верховного Господа Гауранги Кришна-прему — чистую любовь ко Всевышнему.

 

* * *

Адвайта Ачарья Прабху ликовал в душе, слушая рассказы преданных об экстатическом трансе Господа.

—Братья, — с восторгом говорил он вайшнавам, — сегодня ночью мне приснился сон, и я хочу рассказать вам о нем. Накануне вечером я читал «Гиту» и не мог понять смысл одного стиха. Это так угнетало меня, что я стал поститься. И в эту ночь ко мне пришла удивительная личность: «Поднимайся, Ачарья! Сейчас же поешь, Я раскрою тебе истинный смысл стиха «Бхагавад-Гиты», но прежде ты должен поесть, а потом поклониться Мне. Отбрось тоску и печаль. Все твои аскезы и обеты наконец принесли плод. Посты, поклонения, нескончаемые мольбы к Господу со слезами на глазах: «Кришна! Кришна!», и обет, который ты давал преданным, воздев руки к небу, обещая призвать Господа — все это сейчас даст свои плоды. Твое воспевание святого имени Кришны повлияет на всю страну, каждый город и деревню, и по твоей милости каждый преданный в Навадвипе, в доме Шриваса, почувствует экстаз преданности, который так редко достигается даже Господом Брахмой. Сейчас Я уйду, но скоро явлюсь снова». Я открыл глаза и увидел нашего Вишвамбхару, но через мгновение Он исчез. Трудно понять мистические игры Господа Кришны, как Он действует и кому раскрывает Свои секреты!

Помните, старший брат Вишвамбхары, Вишварупа, приходил ко мне, и мы вместе обсуждали «Бхагавад-Гиту»? В то время Вишвамбхара был чудным ребенком, очаровывающим всякого, кто видел Его. Он прибежал позвать брата обедать, и я был пленен необыкновенной красотой этого ребенка. Само собой с моих губ сорвалось благословение: «Стань чистым преданным Господа!» И сегодняшний сон напомнил мне об этом.

Этот удивительный мальчик вырос в знаменитой семье великих ученых, Его дедом был Шри Ниламбара Чакраварти. Шри Вишвамбхара тоже стал великим ученым, неудивительно, что Он привлекся Господом Кришной. Так приятно слышать ваши рассказы о переменах, произошедших с Ним. Будьте добры к Нему и благословите, чтобы Нимай обрел чистейшую и высочайшую преданность Господу. Пусть Верховный Господь Кришна будет милостив к каждому и затопит мир воспеванием святого имени Господа! Если есть какая-то правда в моих словах, скоро настанет время, когда вы ни на секунду не захотите расстаться с этим великим брахманом Шри Вишвамбхарой.

Преданные ответили ему радостным согласием, и Адвайта Ачарья, ликуя, присоединился к ним. Все запели: «Хари! Хари!», прославляя Верховного Господа Шри Кришну через Его святое имя.

—Нимай Пандит стал великим преданным, Он будет проповедовать воспевание святого имени Господа и увеличит нашу радость!

Преданные поклонились Шри Адвайте Прабху и ушли, продолжая воспевать святое имя Господа Хари.

 

* * *

Кого бы Господь Вишвамбхара ни встретил на улице, Он со всеми был приветлив и добр. Направляясь ранним утром к Ганге совершить омовение, Он увидел преданных, которых возглавлял Шривас Тхакур, и сразу же почтительно поклонился. Довольные, преданные благословили Гаурангу:

—Пусть неуклонная преданность лотосным стопам Господа Кришны пробудится в Твоем сердце! Всегда повторяй святое имя Хари и слушай о Его славе. Поклонение Верховному Господу приносит благословения и успех, но без преданного служения красота, образование, богатство и прочее — бесполезны. Кришна — Верховный Отец, жизнь и душа каждого. Постарайся развить в Себе неуклонную любовь к Его лотосным стопам!

Эти теплые, сердечные слова обрадовали Господа Вишвамбхару радостью. Он поднял лицо и обвел всех благодарным взглядом:

—Ваши благословения полны истины. Кто еще кроме преданных благословит Меня чистой привязанностью к лотосным стопам Господа? Только такие возвышенные души, как вы, могут благословить чистой любовью к Богу. Господь Кришна доволен и готов явить Свою милость тому, кто служит Его преданным. Мне очень повезло, что вы наставляете Меня в науке преданного служения. Я знаю, что смогу привлечь внимание Господа Кришны, если буду служить вашим лотосным стопам.

В великом смирении Господь упал вайшнавам в ноги.

С тех пор как Господь Гауранга вернулся из Гаи, Он служил преданным, как только мог. Он выжимал им мокрую одежду, складывал дхоти или помогал принести глину с реки, чтобы сделать возвышение для медитации из травы усав. Он помогал переносить тяжести и делал любую работу, как бы вайшнавы ни останавливали Его.

—О Вишвамбхара, зачем Ты делаешь все это? — говорили они.

Но Господь продолжал служить, каждый день выполняя разные поручения. Верховная Личность Бога, Сам Господь Кришна, оставил Свое высокое положение и служил вайшнавам.

Все писания говорят, что Господь Кришна — самый близкий друг каждому, поэтому Он ни к кому не испытывает ненависти или неприязни, Он равно относится ко всем. И все же на этот раз Господь охотно нарушил это правило. Чистые преданные всегда стремятся служить Верховному Господу, и Господь Кришна тоже хочет служить Своим преданным. Господа подкупает любовь Его слуг, и, чувствуя Себя в долгу, Он вручает Себя им. Сейчас та же самая Верховная Личность Бога, Шри Гауранга, никем не узнанный, жил в Навадвипе и, являя Свои удивительные игры, служил вайшнавам.

Чтобы достичь лотосных стоп Кришны, нужно служить Его чистым преданным, и Господь Гаурачандра учил все живые существа, что служение вайшнавам — высшее поклонение. Он не стыдился служения Своим преданным и выполнял любое поручение, каким бы незначительным оно ни казалось: носил вещи, стирал одежду, встречал всех, в почтении сложив руки.

Преданные были приятно поражены смирению Господа и с лучшими чувствами в сердце благословляли Его:

—Поклоняйся лотосным стопам Кришны! Помни только о Кришне! Всегда повторяй Его святое имя! Пусть Господь Кришна станет для Тебя дороже собственной жизни.

—Начинай повторять святое имя Господа и стань Его слугой. Пусть Господь Кришна проявится в Твоем сердце, и тогда, общаясь с Тобой, мы тоже освободимся от наших страданий. По Твоей милости все эти несчастные глупцы, которые сейчас осмеивают воспевание святого имени Господа, утонут в нектаре любви к Богу. Ты победил весь мир глубоким знанием священных писаний и теперь должен освободить падших и неверующих чистотой Своей преданности. Тогда мы обретем счастье, воспевая имя Кришны в экстазе вместе с Тобой.

Повстречавшись с Гаурангой на дороге к Ганге, вайшнавы поделились с Ним своей печалью:

—Ученые и преподаватели Навадвипы говорят на самые разные темы, но стоит напомнить им о преданном служении Кришне, как они тотчас умолкают. Здесь так много великих ученых, столько санньяси и аскетов, но никто не хочет слушать о славе Верховного Господа. Вместо этого они заняты оскорбительным обсуждением преданных. Им с верой внимают такие же грешники, как и они сами, и потому в городе обращаются с нами хуже, чем с грязью или травой на улице. О Гауранга! Нигде не слышно воспевания имени Кришны, и это приносит нам большое горе. Но, как видно, Господь Кришна был доволен нашими молитвами, раз Он вдохновил Тебя принять путь преданности. Мы знаем, что Ты уничтожишь всех безбожников. Пусть Твоя жизнь проходит в постоянном воспевании святого имени, и пусть Господь Кришна проявит через Тебя миру все Свои трансцендентные качества.

Угнетенное положение преданных произвело на Господа Вишвамбхару сильное впечатление, и Он решил как можно скорее открыть Себя миру.

—Все вы возлюбленные преданные Господа, и что бы вы ни сказали — исполнится. Вы благословили Мою жизнь, вдохновили Меня. Я знаю, что когда вы прославляете Верховного Господа Кришну, воспевая Его святое имя, никакая сила вас не остановит, даже смерть! Что вам эти грешники?! Продолжайте петь славу Кришначандре. Верховный Господь не может видеть страданий Своих преданных и приходит в различных воплощениях, чтобы защищать их. Я предвижу, что Шри Кришначандра придет и в Навадвипу, только чтобы порадовать вас, превратив этот мир в духовную планету Вайкунтху. Вы спасете Землю от иллюзии. Позвольте Мне покровительствовать вам, всегда оставаясь вашим смиренным слугой.

Господь Вишвамбхара склонился к стопам всех вайшнавов, и преданные от души благословили Его. Потом все вместе они омылись в Ганге и разошлись по домам. Господь чувствовал Себя очень счастливым, но, вспоминая последние слова преданных, печаль, которая при этом была у них на лицах, Он чувствовал гнев ко всем безбожникам.

—Я убью их всех! Я их!.. — вырвалось у Него. Глаза сверкнули гневом, кулаки сжались.

Ослепленная материнской любовью, Шачимата не поняла, что происходит с сыном, Его поведение показалось ей странным. Она снова подумала, что какая-то болезнь одолела Нимая. Сын был смыслом всей ее жизни, и потому Шачи глубоко тревожили перемены в Нем. Ее сердце терзали сомнения. Она выбежала на улицу и в полном бессилии и растерянности стала останавливать прохожих:

—Господь забрал у меня мужа и старшего сына. Все, что у меня осталось — этот мальчик. Но сейчас Он так волнует Меня, я даже не знаю, что думать! Бывает, Он смеется или плачет, а сегодня стал кричать: «Оторву головы этим безбожникам!»

Невежественные обыватели не понимали признаков любви к Богу, которые проявлял Господь Вишвамбхара, они считали это болезнью, вызванной нарушением воздушных потоков в теле, и советовали Шачимате связывать Его в подобных случаях. Жалобы Шачиматы о болезни Гауранги привлекли в дом толпу любопытных, так что увидя их, Господь сразу понял, кто же оскорблял преданных. Эти невежественные глупцы просто посмеялись над Нимаем и убежали, болтая повсюду, что знаменитый сын Джаганнатхи Мишры сошел с ума. Шачимата, понимая свою ошибку, в великом волнении бросилась за ними вслед, пытаясь остановить шквал сплетен.

—Нет сомнений, Он точно обезумел! — с умным видом говорили эти «знатоки». — Ты что — невежественная женщина, что спрашиваешь об этом? У Него же нарушилась циркуляция воздуха в теле. Дай Ему выпить кокосовой воды и свяжи ноги, на случай, если Он станет буйным.

—Нет, Его уже не вылечить простыми средствами. Ему, по крайней мере, нужно шива ги, чтобы облегчить приступ. Лей это масло прямо на голову, а потом пусть искупается.

Что могут знать подобные глупцы о непостижимой природе Господа? Их пустая трескотня вызывала в сердце матери Шачи еще большую любовь к сыну.

Шачидеви, любящую, добрую, самую благородно мыслящую мать во всей Вселенной, одолевали тревожные предчувствия. Боясь утраты, она помолилась Господу Говинде, ища у Него защиты, и послала человека в дом Шриваса и к другим преданным с просьбой поскорей придти к ней. Вскоре Шривас Пандит посетил дом Шачиматы, и, как только Вишвамбхара увидел его, Он тут же почтительно поднялся навстречу. Появление в доме чистого преданного Господа вызвало в душе Вишвамбхары глубокую духовную радость. Пока Шривас Пандит обходил вокруг туласи, Господь пребывал в божественном трансе. Взглянув на Него, Шривас изумился. «Я вижу признаки высочайшего духовного экстаза любви к Богу, — подумал он. — Конечно, глупцы не понимают этого и принимают за нарушение циркуляции воздуха в теле».

Через некоторое время Господь пришел в Себя и с некоторым смущением обратился к Шривасу:

—А, это ты, Пандит. Что Ты думаешь о Моей болезни? Люди говорят, что Меня надо связать, потому что Я страшно болен. А ты что скажешь?

—Хорошая болезнь, — с улыбкой ответил Шривас Пандит. — Я бы тоже хотел так сильно заболеть. Я вижу в Тебе проявление величайшей любви к Богу. Кришна одарил Тебя милостью.

Вишвамбхара порывисто обнял Шриваса.

—Все говорят о нарушении воздуха, но ты сейчас вдохнул в Меня жизнь! Я так благодарен тебе, Я у тебя в долгу! Если бы и ты сказал, что Я страдаю от болезни, Я бы просто прыгнул в Гангу!

—Твоя любовь к Верховному Господу Кришне достигла таких высот, о которых мечтают Господь Брахма, Господь Шива и великие мудрецы, подобные Кумарам. Давайте соберемся и вместе прославим святое имя Кришны, не обращая внимания на злобные слова грешников.

Уходя, Шривас Пандит сказал матери Шачи:

—Брось печалиться! Твой сын ничем не болен. Он проявляет признаки высочайшей любви к Кришне. Тебе выпала великая удача видеть удивительные экстатические игры Господа Кришны, но это недоступно сознанию невежественных материалистов, и тебе не следует обсуждать это с ними.

Шривас, успокоив Шачимату, покинул дом Господа Чайтаньи и вернулся к себе. Но мать Шачи так и не избавилась от тоски в сердце, потому что всегда беспокоилась за сына.

 

* * *

Однажды Господь Чайтанья вместе с Гададхарой Пандитом пришли в дом Адвайты Ачарьи. Они застали хозяина у алтаря, когда он предлагал Господу воду и листья туласи. С воздетыми к небу руками, он звал: «Хари! Хари!» — то смеялся, то плакал, полностью уйдя в себя. Увидя Адвайту Ачарью, охваченного такими духовными чувствами, Господь Вишвамбхара потерял сознание. Адвайта Ачарья, обладая духовным видением, понял, что Гауранга — тот же Верховный Господь, которому он, Адвайта, каждый день поклоняется у алтаря. Он подумал про себя: «Ты — вор! Сегодня я поймаю Тебя! Посмотрим, сможешь ли Ты скрыться. Все это время Ты никому не раскрывал Себя, но сейчас Ты здесь, и Тебе не удастся меня обмануть. Я знаю, кто Ты, и сейчас обману самого великого из всех обманщиков!»

Адвайта Ачарья приготовил все для поклонения Господу и явил миру верховное, абсолютное положение Господа Вишвамбхары, который долгое время так ловко скрывал Себя. Он стал предлагать лотосным стопам Гауранги благовония, цветы и светильник на топленом масле, читая одну за другой молитвы: «О мой Господь, Ты доброжелатель коров и брахманов и покровитель людей всего мира!» Шри Адвайта был счастлив узнать своего Господа, он омывал Его лотосные стопы слезами радости. Почтительно сложив ладони, он стоял перед Ним, кланялся лотосным стопам и возносил молитвы.

Несколько изумленный, но преисполненный уважения, Гададхара Пандит сказал Адвайте:

—О Госвами, подобает ли тебе оказывать такое почтение юноше?!

—Дорогой Гададхара, — Адвайта Ачарья пренебрежительно рассмеялся в ответ, — сколько вы еще будете смотреть на Него как на юнца?


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.013 сек.)