АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прежде чем приступить к занятиям,

Читайте также:
  1. II. Предупреждение и выявление ненадежности
  2. III. Главная причина преждевременной старости, выпадения и поседения волос: средство сохранения молодости и красоты
  3. Брак при обработке конических поверхностей и меры его предупреждения
  4. В больницу поступил больной с рваной раной голени, вследствие укуса больного бешенством животного. Какую вакцину необходимо ввести для предупреждения бешенства?
  5. В этой главе рассказывается о применении медицинской аппаратуры. Посоветуйтесь со своим лечащим врачом, прежде чем испытывать на собственном теле подобные устройства.
  6. ВЕРА ПРЕЖДЕ ВСЕГО
  7. Всякое подавление культуры есть прежде всего подавление народа. И, наоборот, всякое подавление народа есть прежде всего подавление культуры. Это закон.
  8. ВЫДАЧИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ
  9. Глава 11. Экзогенные факторы преждевременного старения и ранней смерти
  10. ГЛАВА 11: Предупреждение.
  11. Глава 3. О том, что прежде он скрывал свое нечестие и обнаружил его уже вспоследствии
  12. Дайте вашим детям силу, прежде чем давать деньги

Алексей ЗЫКОВ

Преподаватель современного танца

Театрального факультета

Саратовской государственной

консерватории им. Л. В. Собинова

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС ПРЕПОДАВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

 

 

Г.

"Опираясь на естественные от природы свободные движения,

позы и жесты, современный танец является

универсальным инструментом и для совершенствования мастерства танцора- профессионала,

и для развития культуры движения любого человека,

независимо от возраста.

Именно поэтому современный танец

так популярен во всем мире."

"Мгазета" 7 сентября 2000 г.

 

Современный танец - понятие, на мой взгляд, очень обширное и совсем неконкретное. Начать с того, что значит "современный"? Сегодняшний? Охватывающий десятилетие, два, полвека или же век? Относительно чего "современный"? Это размытое понятие порой дезориентирует, поскольку под словом "современные" чаще всего, когда речь идёт о танце, представляются некие сиюминутно возникающие - и так же внезапно исчезающие в никуда - молодёжные танцы. С другой стороны, эта неконкретность даёт возможность, наверное, каждому педагогу, занимающемуся этим предметом, находить и выбирать какой-то свой путь. Так или иначе, мне кажется, главная задача - научить студентов понимать, чувствовать своё тело и уметь управлять им, чтобы в дальнейшем, став актёрами, они смогли не только исполнить непосредственно танцевальные фрагменты, столь часто вплетаемые в современную драматургию спектакля авторами и режиссёрами, но и научились пользоваться телом как инструментом, позволяющим ярче и точнее создавать образ. Собственно, так же, как голосом, обладающим множеством обертонов и динамическими оттенками, способным даже самую незначительную роль сделать живой и запоминающейся. Театр, как искусство живое, постоянно видоизменяется, перестраивается, находит новые формы. Современный театр всё больше обращается к пластике, танцу не только как к вспомогательному инструменту, но и как к важнейшей составляющей, выразительнейшему языку которой подвластно многое, от частностей до философии. Поэтому современный актёр должен быть серьёзно пластически подготовлен, если только театр на самом деле, по-настоящему, - его судьба.

Моё понимание предмета "современный танец" основано на соединении актёрского и хореографического искусств. Долгое время, ещё до поступления на театральный факультет Саратовской государственной консерватории, я занимался параллельно в театральной и множестве танцевальных студий (классической, народной, бальной). Два интересовавших меня предмета практически не пересекались. Предстоял выбор. Оказалось, что те танцевальные направления, с которыми я был знаком, не могут помочь мне в полной мере выразить многообразие - сломы, хаос, углы, спирали и беспомощность человеческого существования. Они слишком округлы, только романтичны, только прекрасны. В жизни иначе: и радость бывает глупее, и горе - уродливее. Я ни в коей мере не хочу принизить, тем более поставить под сомнение эти танцевальные направления: их роль, а особенно классического танца, важна и бесспорна (далее вы увидите, что весь мой экзерсис базируется на этой школе). Я лишь говорю о том, что время не стоит на месте. Меняется человек, меняется одежда, взаимоотношения и т. д. - а значит, меняется и способ существования актёра на сцене, меняется театр, меняется искусство в целом. И это совсем не значит, что то, что было раньше, плохо, или плохо то, что есть сейчас, - это разные и, на мой взгляд, несравнимые вещи. Вообразите, что сегодня вы пришли в театр, и греческую трагедию вам играют так же, как во времена Эсхила, Софокла и Еврипида. Интересно? С познавательной точки зрения - наверное. А вот тронет ли всё это вас сегодняшних - сомневаюсь. Так происходит и с танцем. Новые направления, по-видимому, и возникают потому, что нужны новые средства выразительности в новом времени.

Мой выбор состоялся в пользу драматического искусства. Занимаясь в мастерской заслуженной артистки России, профессора Р. И. Беляковой, я постигал актёрское ремесло, учился понимать, что эти знания, не убивающие, а, наоборот, - укрепляющие актёрские способности учеников, - необходимы. Понять, как важно владеть профессией, а не только ждать наития ("вчера пришло, а сегодня ушло"), бывает очень непросто. Когда-нибудь театр становится не только храмом, но и местом твоей работы. Здесь, на факультете, я сам впервые пришёл на занятия по современному танцу. Преподавала нам его Маргарита Владимировна Ликомидова. Это человек, который впервые приоткрыл Саратову завесу, плотно скрывавшую в те времена "джаз" и "модерн"; человек, открывший мне профессию, соединяющую в себе танец и драматическое искусство. Впервые я находил движения, адекватные моим представлениям о танце, развивающемся по законам драматической роли, где нет конфетной любви и красивости в страдании. Впервые я слышал о том, что в танце можно проживать всё естественно, а не нарочито, строить взаимоотношения по принципам актёрского этюда. Так в моём "багаже" стали появляться давно необходимые мне движения живого человека.

Спустя несколько лет волей судьбы я оказался в США в международной школе танца ADF (American Dance Festival). Это стало очень важным событием, во многом изменившим мою жизнь. Я имел возможность с утра до вечера заниматься в нескольких классах у разных педагогов, а после занятий смотреть спектакли различных танцевальных коллективов Америки и других стран. Было непросто, поскольку моих знаний в области современного танца недоставало. Боязнь ошибок, боязнь "отпустить себя" и довериться природе собственного тела, незнание языка, - вначале повергли меня в шок. Мне хотелось подробно разобраться в каждом движении сразу, хотелось, чтобы педагог скрупулёзно объяснял мне каждое па, а этого-то как раз и не происходило. Мне казался неправильным такой подход, и я, конечно же, возмущался на одному мне понятном языке. Но постепенно я увлекался, забывал о страхах и, лишённый возможности в полной мере понимать английский язык, учился понимать язык танца. На самом деле педагоги были очень внимательны. Позже, когда я несколько "освободился" и почувствовал пластику в целом, они шаг за шагом поэтапно открывали мне нюансы. Только потом я понял, как они вели меня, словно ребёнка по ступенькам, - всё выше и выше, легко и увлекательно. Не все спектакли вызывали во мне интерес. Казались невероятно скучными те, в которых актёры, как алхимики, напряжённо изучали только своё тело. Но другие - где были взаимоотношения, где через тело читалась сложнейшая гамма чувств, переживаемых человеком на моих глазах, - потрясали меня. Я реально видел, на что способна техника танца, соединённая с актёрством, и какие невероятные горизонты всё это открывает для фантазии.

Итак, пройдя обучение в ADF по классам "модерн" (M. Haim, L. Jackson, Latsky), "джаз" (C. Carter), "контакт-импровизация" (Lepkoff), "афро-американский танец" (R. Brown), я возвратился в Россию.

Понадобилось достаточно много времени, чтобы знания, полученные в Америке, переосмысленные и скорректированные практикой, превратились в систему. Она составила первую главу моей работы, в которую вошли: "экзерсис", "упражнения на координацию", "stretch", "танцевальные комбинации".

Ещё одна встреча с ADF ("ADF в России – 3") – это встреча с хореографом и педагогом D. Nielson. Переосмысление его уроков, а также некоторые первоначальные упражнения по классу "контакт-импровизация" стали основой второй главы работы, речь в которой пойдёт о пространстве: "stretch", "пространственный экзерсис", "элементы джаза", "захват пространства"(комбинации), "контакт-импровизиция" (первые шаги).

Принципмоих занятий складывался в основном из "американского опыта". Первый урок я начинаю с того, что достаточно коротко объясняю своё понимание танца как важнейшей составляющей ремесла драматического актёра. Никого не должен смущать незначительный танцевальный опыт и даже полное его отсутствие. Высказывания типа: "я не смогу", "у меня не получится", - сознательно должны уйти из нашего лексикона. Я говорю студентам: "Можете забыть название этого предмета: мы будем заниматься профессией актёра. В конце концов, я ведь тоже актёр! То, что мы будем делать, сможет каждый. Если хотите, каждый физически здоровый человек. Я уверен в этом. Но я ничего не смогу сделать и ничему не смогу научить, если на то не будет вашего желания. Ваше желание - это главная составляющая успеха в нашей с вами работе."

После короткого вступления я сразу же перехожу к объяснению некоторых основных положений современного танца (о них вы прочтёте ниже). Первые из них студентам ещё удаётся удержать в памяти, дальше они начинают "терять" то, что ещё минуту назад казалось понятным и "уложенным", – это напрягает и собирает внимание. У них возникает желание вернуться назад и всё запомнить. Но мы идём дальше. (На каждом уроке мы будем возвращаться к ним. Постепенно они запомнятся легко и естественно.) Первые движения: короткие объяснения - и сразу проба. И так дальше, дальше, дальше. Конечно же, здесь есть определённая опасность: в какой-то момент студенты могут просто "отключиться", но понять и рассчитать допустимые рамки такого продвижения можно лишь с конкретными людьми на конкретном уроке. В этом смысле педагог, как и актёр, должен чувствовать зал. Я не боюсь вызвать у студентов шок, поскольку считаю, что в такой момент важно ещё и взбудоражить их самолюбие: "почему это он может, а я - нет!". Однако такое построение урока не считаю обязательным: это зависит от каждого конкретного курса - одних это "подстегнёт", а других, наоборот, может отвратить от предмета. В любом случае, немаловажную роль играет тон ведения урока: считаю, что он должен быть доверительным, поддерживающим. Предпочтительнее, на мой взгляд, быть скорее "старшим братом", нежели "строгим надсмотрщиком". Знакомство с новым материалом я стараюсь выстраивать, как фокус. В цирке всегда поражаешься выступлениям иллюзиониста и всегда ужасно хочется понять и разгадать: а в чём секрет? Движение тоже порой кажется невыполнимым. Покажите его целиком и в полную силу! Затем его всегда можно разложить на маленькие составляющие. Студент как бы сам участвует в чуде: то, что только что казалось невозможным, он, открыв небольшой секрет для себя, уже начинает делать. Он испытывает удовольствие.

После шокового момента следует досканально объяснять каждое движение. Студент должен точно знать, что происходит с руками, с ногами, с телом. На каждом уроке нужно открывать что-то новое: либо новое движение, либо новые нюансы в уже изученном. Студент должен едва успевать, тогда он будет чувствовать, что для этого нужно всегда быть в форме, а пропуски занятий просто гибельны.

Очень важно постоянно возвращать к профессии: движения, исполняемые вами, - не гимнастика. Попробуйте найти оправдание, попробуйте "откликнуться" на движения, услышьте музыку. Вообще, музыка не может быть случайной или "проходной". Она важна и необходима.

 

 

Прежде чем приступить к занятиям,

студенты должны познакомиться с некоторыми необходимыми нам понятиями. Имеется в виду, что первоначальные азы классического танца им уже знакомы, поскольку нам понадобятся:

 

- Все позиции ног, с той лишь разницей, что у нас нет необходимости добиваться стопроцентной выворотности. В нашем случае правильней, наверное, было бы говорить "условная позиция". Для себя я обозначаю, что это "естественная выворотность";

 

- Все позиции рук, с той лишь разницей, что пальцы, кисть, да и вся рука не напряжены, не зажаты, а наполнены светлой свободной энергией;

 

 

- Конечно же, нам потребуются demi-plié, grand plié, relevé и другие понятия, с которыми студенты уже успели познакомиться на уроках классического танца.

 

Итак, первое понятие: ЭНЕРГИЯ.

Будущим актёрам (а возможно, и всем, кто занимается современным танцем) очень важно для правильного ощущения тела, правильного исполнения движения найти образ, точное внутреннее видение и ощущение.

На примере руки я предлагаю студентам понять и уяснить для себя, что значит напряжение. Мы максимально "зажимаем" мышцы руки от плеча до кончиков пальцев - рука тяжёлая ("бетонная", "железная" и т. д.; следует лишь помнить, что с предлагаемыми условными образами надо быть достаточно аккуратными, поскольку уже "бетонная" и "железная" - не одно и то же ощущение, а нюанс, как бы незначительный в начале, может, к сожалению, сыграть большую роль в дальнейшем.)


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)