|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО СМЕРТИЗАМЕТКИ УЧИТЕЛЯ Вэхби Ваккасоулу ЧАСТЬ I Введение
Какие записи могут быть в тетради учителя по религии? Наверняка похожие заметки делают все учителя по религии. Изучаемые темы и задаваемые вопросы одинаковы, мысли и чувства также схожи, как печали и радости. * * * Из названия книги ясно, что речь пойдет об этих самых записях. Эти беспорядочные и несвязанные между собой заметки – мои воспоминания о проведенных уроках, о рассказанных темах. Мои друзья пожелали, чтобы эти записи, сделанные с любовью и воодушевлением, были изданы. Если эта небольшая книга найдет своих читателей, буду считать своим долгом написать ее продолжение. Эта книга-воспоминание – итог моей 15 летней работы учителем религии. В каждой заметке отражаются незабываемые радостные лица моих учеников. Своими вопросами они показали полные веры сердца, и крепость души, а своим вниманием и заинтересованностью воодушевляли меня. И каждый раз, расставаясь с ними до следующего урока, мое сердце билось по-детски взволнованно. И до сих пор не расстаюсь, поэтому и не сержусь на эти ищущие веру сердца, не обвиняю ни в чем. Да и как можно поступать иначе с этими любящими сердцами. Мне хотелось говорить с ними в этих строках и на этих страницах, слушать и отвечать на их вопросы. Ведь они так хотят слушать и слышать, понимать и верить. Если эта книга хоть чуть-чуть сможет послужить их вере, моя душа снова окрылится радостью. С любовью и нежностью всем Ахметам, Мехметам, Аишам и Фатимам, всем моим ученикам, от первого и до последнего, посвящается.
Вэхби Ваккасоулу 29 февраля 1984 года Бахчелиэвлэр ЕСЛИ БЫ НЕ БЫЛО СМЕРТИ Если бы не было смерти, жизнь потеряла бы всю свою прелесть. Н. В. Гоголь
Во втором классе средней школы (6 – 7 класс по нашему) проходим тему «Вера в ангелов». Рассказываю, что ангелы не совершают греха, не творят ничего плохого. Все их дела сводятся к поклонению и восхвалению Аллаха. Вот из-за парты встает Айгуль и говорит: – Но учитель, кроме Азраила, не так ли? – Почему же дитя мое? – Да потому, что он отнимает душу у всех людей. Отделяет душу от тела каждого человека и убивает. И это называется богоугодным делом? – Да, милая, это тоже доброе дело. Смерть тоже благо для людей. Весь класс вновь замирает в своей ребяческой невинности и, затаив дыхание, слушает. – Да, – продолжаю я, – смерть для людей тоже сотворенное Аллахом благо. Пытаюсь закрепить тему и замечаю, что лица девочек становятся печальными, а у некоторых из них наворачиваются слезы. – Подумайте, что бы произошло, если пожилые и старые люди не умирали бы вовсе? Ответы на этот вопрос следуют один за другим: – Кто же будет заботиться о человеке, который так сильно нуждается в уходе? Работающих и зарабатывающих на жизнь станет меньше, а число неработающих, живущих на всем готовом, к тому же нуждающихся в уходе, возрастет. А как же мы сможем и дальше любить и уважать тех людей, которые стали для нас такой обузой и из-за которых мы испытываем столько трудностей? А ведь мы обязаны заботиться о них с любовью и уважением. Такое возможно по отношению к людям, за которыми мы будем вынуждены ухаживать бесконечно долго? Их состояние будет постепенно ухудшаться; руки начнут дрожать, глаза перестанут видеть, не смогут самостоятельно есть и пить, держать ложку или стакан в руках. Будут опрокидывать пищу на себя, вода, суп будут стекать по подбородку. Ладно, если ограничиться только этим. А если не смогут сами ходить в туалет? Жизнь, которая и так становится с каждым последующим днем все труднее, станет для них просто невыносимой. – Давайте подумаем, лучше жить так или же умереть, не потеряв уважения близких? А еще ребята скажите, разве смерть так плоха для мусульманина, который прожил честную, достойную, благочестивую жизнь, покинул этот мир со словами веры на устах? Неужели смерть покажется ему таким страшным событием? Теперь они уже сами отвечали на поставленный вопрос: – Конечно, нет, учитель, для такого верующего человека смерть означает освобождение и спасение от этого жалкого, стесненного мира и переход в радостную и приятную райскую жизнь. В развивающейся таким образом беседе уяснили, что для этих страдающих, больных, пожилых людей смерть является спасением. В особенности, если они прожили прекрасную, полную благих дел, жизнью. Это открытая дверь в бесконечное счастье и вечное блаженство. Значит, Азраил ничего плохого не совершает. Он вручает верующему человеку паспорт в Рай и сообщает, что полная трудностей и стеснений мирская жизнь закончилась и начинается вечное блаженство. – Ну, теперь скажите-ка мне, один из главных ангелов Азраил делает людям хорошо или плохо? * * * Прозвеневший в этот момент звонок поставил точку в этой теме. Айгуль смотрит на меня блестящими от радости глазами: – Учитель, сейчас я понимаю, что для верующего человека смерть не так уж страшна и ужасна. Аллах все создал прекрасным и все созданное Им полезно и красиво. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |