АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные положения. Ораторское искусство – это искусство подготовки и публичного произнесения речи, цель которой – информировать слушателей

Читайте также:
  1. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  2. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  3. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  4. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  5. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  6. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  7. I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПРФ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАРТИИ
  8. II. КРИТИКА: основные правила
  9. II. Основные модели демократического транзита.
  10. III. Основные задачи Управления
  11. III. Основные обязанности администрации
  12. IV. Основные обязанности работников театра

Ораторское искусство – это искусство подготовки и публичного произнесения речи, цель которой – информировать слушателей, воздействовать на них, сформировать в них убеждения, которые станут затем мотивами поведения людей.

Основу каждого ораторского выступления составляет общая речевая культура. Она определяется следующими факторами:

- эрудицией и мировоззрением;

- культурой мышления;

- языковой культурой;

- владением техникой речи;

- психологической культурой.

В процессе живой речи все эти факторы взаимодействуют и проявляются соответственно в:

- содержании речи;

- точности формулировок и ясности построения выступления;

- понятности, грамотности, яркости, образности языка выступления;

- четкости, чистоте, выразительности и красоте звучания речи;

- исполнительском мастерстве;

- соответствии эмоциональной окрашенности речи ее содержанию, соответствии настроения оратора цели речи;

- умении оратора общаться с аудиторией.

Установление и поддержание контакта с аудиторией – ключевая проблема публичного выступления.

Существенной чертой речи считается диалогичности по содержанию, которая «предполагает реализацию равноправных (субъект – субъектных) отношений между говорящими и адресатом, что применимо и к формально монологической речи» [Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи. – М., 2002,с.121].

Если контакта с аудиторией нет, если не реализуется субъект – субъектные отношения, то теряется смысл выступления, заключающийся в воздействии на слушателя и реакции на это воздействие. Работа по установлению и поддержки контакта оратора с аудиторией многопланова.

От взаимовлияния лектора и аудитории возникает не одновременно с установлением зрительного контакта, т.е. в тот момент, когда лектор предстал перед слушателями и сам воочию увидел их, а уж с того момента, когда он начал обдумывать свою лекцию, мысленно представляя себе будущую аудиторию, свое воздействие на нее и ее возможную ответную реакцию.

На этом исходном этапе лектору особенно важно знать систему интересов ценностных ориентаций, установок его будущей аудитории. Аудитория может быть однородна и неоднородна по различным параметрам: социально-профессиональному составу (учащиеся школ, учителя, врачи, рабочие), культурно-образовательному уровню (начальное, среднее, высшее образование), возрасту, полу, национальности и т.д. оратору следует учитывать мотивы, которые привели слушателей на выступление: интеллектуальные, моральные, эстетические. Чаше всего слушатели хотят получить какую-либо новую информацию, иногда посещают публичные выступления по обязанности, по приглашению; реже – с целью доставить себе эстетическое удовольствие. Более эффективной речь оратора будет перед аудиторией, объединенной интеллектуальными интересами.

Количественный состав слушателей определенным образом влияет на содержание речи и форму преподнесения материала. Практика показывает, что выступающиму легче управлять малочисленной аудиторией, но в этом случае он должен быть весьма компетентным в проблеме, о которой идет речь, говорить свободно, не смотря в написанный текст. Для создания атмосферы непринужденности в такой аудитории легче выступать не с трибуны, а за столом. Если слушателей много и зал большой, оратор выступает с трибуны, что позволяет видеть всех, чувствовать реакцию слушателей, и пользуется микрофоном. Для работы с микрофоном оратору нужны навыки, иначе микрофон будет «сковывать» выступающего. Перед большой аудиторией при выступлении с трибуны допустимо «чтение с листа».

Вопрос о том, следует ли читать текст или выступать устно, в истории ораторского искусства решался неоднозначно. Читать текст принято в следующих случаях: если он представляет собой официальное изложение, от формы и содержания которого нельзя отступать, если оратор плохо себя чувствует, если материал весьма объемный и новый для выступающего. Устная речь, которую оратор произносит «не по бумаге», во время которой смотрит на слушателей и наблюдает за их реакцией, производит более сильное впечатление на аудиторию и способствует успешному достижению воздействующей цели ораторского выступления. Искусство «живой речи», свободного, подчас импровизированного, выступления приобретается не сразу, а в процессе длительной работы оратора над своим мастерством. Особенность устного выступления – возможность импровизации, которая может быть обусловлена контактом с аудиторией, ее реакцией на слова выступающего, ассоциациями, возникающими в ходе выступления или просто «полетом мысли» оратора.

Импровизация придает речи живость, непринужденность, помогает удерживать внимание слушателей. Главное, чтобы она не уводила от основной идеи выступления.

От того, сможет ли оратор с самого начала выступления установить контакт с аудиторией и затем поддержать его, зависит успех речи. Помешать установлению контакта может возникновение барьеров восприятия. Если оратора некому представить, следует начать выступление с саморекламы, но без хвастовства. Важно продумать свой имидж: внешний вид, манеры поведения, интонация должны импонировать аудитории.

Для оратора важно установление личностного контакта со слушателями. Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить речь так, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте, одновременно четко обозначая свою позицию. Доброжелательное, уважительное отношение к слушателям вызывает ответные чувства.

Мастерство устной речи обеспечивается различными факторами, среди которых важная роль отводится подготовке и проведению выступления. Работа по подготовке речи – сложный и длительный процесс. В нем выделяют несколько этапов:

1. определение темы и цели речи;

2. подбор, анализ и отбор материала;

3. композиция, план выступления;

4. аргументы и пути доказательства;

5. работа над языком выступления.

Формулируя тему, оратор должен определить для себя цель предстоящего выступления. В любом виде речи желательно реализовать воспитательные цели, ориентированные на приобщение к нравственным идеалам. Когда определена тема, установлены цель и основная идея выступления для конкретной аудитории, можно наметить его предварительный план и приступить к подбору материала, который составляется заранее, а в процессе подготовки речи корректируется.

С поиска и подбора по предварительному плану начинается непосредственная подготовка к выступлению. Основное содержание выступления базируется на собственных знаниях и опыте оратора. Новую информацию, новые идеи, факты, примеры, доказательства он может извлечь из специальной литературы, официальных документов, справочников, периодических изданий и др.

Важным этапом докоммуникативной стадии работы над речью является продумывание ее построения, т.е. композиции. Классической моделью композиции, известной еще с античных времен, считается трехчастная, включающая вступление, главную часть, заключение. Каждая из этих частей выполняет определенную функцию, но все вместе они должны способствовать организации и активации внимания аудитории, созданию условий соразмышления оратора и слушателей.

На структуру выступления влияют избираемые оратором методы изложения материала:

- анализ – логический метод, при котором сущность понятия раскрывается путем расчленения понятия;

- синтез – логический метод, предполагающий соединение в одно целое частей объекта, явления или их признаков, полученных в результате анализа;

- индукция – логическое умозаключение, состоящее в обобщении частных случаев и получении общего вывода;

- дедукция – логическое умозаключение от общего к частным выводам;

- аналогия – сопоставление различных фактов, событий, явлений;

- концентрический – расположение материала вокруг главной темы, рассмотрение данного явления со всех сторон;

- ступенчатый – материал очередного вопроса базируется на предыдущем;

- хронологический – рассмотрение процесса или явления в его становлении.

На практике в одном и том же выступлении используются различные методы изложения материала, что определяет композицию конкретного выступления. Риторика в построении речи ориентируется на типы речи – рассуждение, повествование, описание и на жанры – рассказ, дискуссию, приветственную речь, доказательство или опровержение и т.п.

В процессе речевого воздействия на аудиторию оратор должен не только сообщить слушателям новую информацию, но и вызывать у них соответствующие чувства и настроения. Это возможно лишь в том случае, если речь оратора доказательна и убедительна. Для достижения доказательности и убедительности речи необходимо, чтобы она была, прежде всего определенной, непротиворечивой, последовательной, аргументированной. Логика как наука о закономерностях в связях и развитии мысли предъявляет к хорошей речи ряд требований:

- выражать мысль, т.е. структурировать мысль на мысленных ступенях речевого акта;

- осуществлять оценку того, что будет произнесено;

- так передать свою мысль, чтобы она была понятна слушателям.

Выполнение этих требований будет успешным при соблюдении основных формально-логических законов: тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания.

Ступень воздействия на слушателей с целью убеждения во многом зависит от использования различных методов и приемов доказательств.

Аргументация – один из способов обоснования утверждений (суждений, гипотез, концепций и др.). Аргументация представляет собой процесс формирования убеждения или мнения относительно истинности какого-либо утверждения с использованием других утверждений. При этом убеждении понимается как полная уверенность в истинности, мнение – как уверенность, но не полная.

Частным случаем аргументации является доказательство – установление истинности какого-либо положения с использованием логических средств и утверждений, истинность которых уже установлена.

Опровержение – это установление ложности какого-либо изложения с использованием логических средств и доказательных положений.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)