|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Значение звучащей формыЗначение звучащей формы изучает фоносемантика. Звук родного языка прописан в психике человека и может изучаться через ассоциации, которые он вызывает. Звук речи это особое настройка психики на человеческое существование. С помощью метода семантического дифференциала они могут объективироваться. Еще в древней Греции знали, что в свойствах звуков скрыта тайна рождения и смерти. Звуки могут вызывать ощущение тонкости-плотности, быстроты-медленности, круглости-угловатости, яркости-тусклости, жесткость-мягкость ит.д. И.Н. Горелов установил, что бессмысленные слова вызывают ассоциативные значения в зависимости от звуков в их составе. Выявили значимость звука в начале, середине и конце слова на восприятие всего слова. Слова русского языка мотивированы фонетически на 65 %, т.е. лексическое значение поддерживается значениями эмоциональных ассоциаций. Содержание слова и форма слова должны стремится к взаимному синергетическому соответствию. Такое соответствие называется мотивацией. Национальный менталитет поддерживается живой тканью звучащего языка. Это осознание роли звукового состава было причиной появления пуристов- борцов за чистоту языка в разных странах и в разные эпохи. Значение звуковой формы не осознается человеком в бодрствующем состоянии сознания, тогда как в измененном состоянии сознания звуковая форма становится значимой. На это обратил свое внимание И.П. Павлов- «закон парадоксального возбуждения» – слабый раздражитель(звуковая форма) вызывает сильную реакцию в измененном состоянии сознания. С помощью факторного анализа ассоциации на звуки речи можно все звуки расположить в пространстве трех измерений слабый-сильный, медленный-подвижный, плохой-хороший. Фонетическая значимость старше значения слова. Вероятно, на первоначальном этапе антросоциогенеза звуковые ассоциации образовывали эмоционально-значимый комплекс значения бессознательной сферы. В любом языке твердые и звонкие согласные оцениваются как сильные и грубые, громкие, мужественные, а мягкие и глухие - как- слабые, нежные, тихие. Звонкие согласные воспринимаются как более хорошие, чем глухие. Звуки в составе слова неравноправны. Первый звук самый заметный, примерно в 4 раза заметнее остальных. Частотность звука и его информативность находятся в обратной зависимости. Фонетическая мотивировка обеспечивает взаимосвязь между содержанием и формой слова. Каждый звук обладает фонетической значимостью. Так и каждое слово обладает этой значимостью, полученной из среднего от суммы значимости каждого звуков этого слова. Хотя мы знаем с позиций эмержентного материализма, что целое больше суммы его частей. Однако в рамках традиционной, механистической парадигмы это допустимо. К примеру, характеристики звучания слова, выданные компьютером: Бас – мужественный, сильный, громкий. Взрыв – большой, грубый, сильный, страшный, громкий. Звон – громкий. Лепет –хороший, маленький, нежный, слабый, тихий. Ажиотаж – большой, громкий. Ахинея – плохой, низменный. Барыга – грубый, темный. Пакость – темный тусклый, печальный. Конечно, звучание речи родного языка можно трактовать как своеобразную настройку развивающей психики человека для вхождения его в данное культурное сообщество. Родной язык пробуждает коллективного бессознательное, его архетипическую основу, что и обеспечивает настройку и вхождения субъекта в этническое сознание. Современное проникновение инородной звуковой формы слов в родной язык может вести к деформации этнической идентичности. Поль Кюглер(2005) отмечал скрытый уровень значения, который трактовался, как криптотип, символический порядок или архетип. Бессознательное организовано, по мнению психологов юнгианской традиции, близких слов по звучанию вокруг архетипического ядра. Архетипический образ формировался в бессознательном из сигнификаторов(значений), фонетический близких по звучанию форм.
Рис. 23. Генеративный процесс содержания звуковой формы Такая гипотеза может выводиться из представлений, что звуковая составляющая эмоционально или энергетический обусловлена и образует прообраз смысловой доминанты, своеобразных ядер или мифологем, из которых образуется концептуальная система сознания. Системы концептов исследуются в лингвистике. А система связи концептов в семантическом пространстве исследуется психосемантикой. Лингвистика описала особенности звукоподражательности – фонематических и ментальных конфигураций. Однако в психологии интерес более фокусируется на связи мифологического образа со словами близкими фонетически, но разными по значению. Однако производных от этого образа. К примеру, латинский venio-приходить в форме будущего времени adventurus-тот который придет. В английском языке из этого слова возникло понятие-искатель приключений. Advent означает период предшествующий прибытию. Сам корень ven в слове venus означает сексуальную привлекательность. Ассоциация между «тем кто придет» и «сексуальность» очевидна в оттенках слов: ven-ereus, veneral, veneous (сладострастный, венерический). В греческом языке фонетический комплекс eleu. Атрибутом образа Диониса является элефтерия. Это элефтер место. Элефтерия – имя женской пары Диониса¸ производного от глагола eleusomai, означающего я приду. Дионисий бог плодородия и соотносится со значением свободный. В латинском языке мифологическим коррелятом Дионисия служит бог Liberбог виноделия и экстаза, воспроизводства и роста. Его женской половиной и спутницей является libera –богиня плодородия. Римляне называли оргии и вакханалии liberalia, что связано с понятием свободы. Из слов liber,-era, erum, выросло значение рождение и ребенок (liberi) во множественном числе связано с плодородием. Ребенок занимает главное место в репрезентации культа мистерии и мифов. Этот фонетический комплекс проявляется в близких по звучанию словах liberalitas-великодушие, благородство, liberatio-освобождение, liberi-дети, liberta-свободная женщина, libet-приятно, я желаю, libidinitas-похотливость, libido-вожделение, libitina-захоронение, смерть, librarium- книжный шкаф. Установлена ассоциация в слове liber между значением книга и вино см. Оксфордский латинский словарь. Эта же ассоциация в греческом языке бак вместо вакх, в саксонском book. Германское божество Фрейр схож с богом Дионисием. Фрейя сестра или жена его богиня любви плодородия. Немецкий фонетический комплексFreitag-пятница, frei-свободный, Freier-холостой молодой человек, Freude-радость, Freiheit-свобода, freigiebig-шедрый, Freudenkind-, Freund-, frevel-распутничать, Friedhof-кладбище. Libitina и friedhof центральный смысл культа Дионисия. Таким образом, в бессознательном вся система значений слов организована на основе близости звучащей формы, тогда как на уровне сознания слова организованы в группы на основе синонимичности или антонимичности значений. Эмоциональная ассоциативность, метафоричность есть основа организации семиотической системы на бессознательном уровне. Дискретность, бинарность, законы формальной логики – основа организации системы значений на уровне сознания. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |