|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дискурс как инструмент коммуникацииДискурс, несмотря на многообразие трактовок, является первичной семиотической реальностью, характерными признаками которой выступает ситуативность, субъективность, уникальность, событийность. Таким образом, под дискурсом следует понимать коммуникативное событие, ситуативное, индивидуальное и уникальное по своей природе. Дискурс представляет собой главный инструмент актуализации психики субъекта и одновременно результат коммуникативного взаимодействия. Этот процесс зависит от внешних и внутренних факторов коммуникации. К внешним факторам относят констелляцию или соположенность обстоятельств в социальной ситуации, а внутренним – психоэмоциональное состояние, доминирующий мотив и другие психологические детерминанты психики субъект коммуникации. Одной из сложных проблем в методологии научного познания выступает соотношение между логикой языка и онтологией. Вопрос о границе между языковыми конструктами и их онтологическим статусом по-разному определяется учеными. К примеру, Л. Витгенштейн предлагал не изучать онтологические сущности, а изучать их языковые обозначения, так как граница языка и реальности в философии позитивизма идентичны. Эту идею поддерживают по-своему представители общей семантики А. Коржибский и С. Хаякава, а также представители гуманистической психологии в рассуждениях о месте бытия человека, которое протекает на «местности», т.е. в физической реальности или на «карте местности», т.е. в образе этой реальности, построенной по законам логики и представляющей символическую реальность. В связи с этим представляется актуальным проблема различения онтологии и логики. Это можно проиллюстрировать соотношением способов презентации одной и той же онтологической ситуации с помощью форм языка. В онтологии, с точки зрения пропозициональной логики, как считает И.П. Сусов, различают предметы и признаки. Связь же между предметами; предметами и признаками образует ситуации на уровне онтологии. В логике же языка эти ситуации могут иметь различные способы языковой репрезентации. К примеру, предметы имеют языковую репрезентацию в форме существительных, а признаки преимущественно в форме прилагательных, наречий, глаголов. Однако онтологические признаки в логике языка могут смещаться. К примеру, слово «выстрел» в онтологии представляет признак, а в логике языка может быть представлен существительным, т.е. опредмечиваться. И наоборот, предмет в онтологии в языке может опризначиваться или осмысляться как признак. К примеру, существительные «щетина, билет» представляют предметы в онтологии, которые на уровне логики языка могут получать форму с признаковой семантикой:«ощетинится, обилетить пассажиров». Любая символическая система организует семантическое пространство подобно лучу фонаря, «выхватываюшего» из темноты нечто, которому придаются контуры зримой реальности. В.В. Налимов (1995), один из специалистов в изучении бессознательного, исходя из представлений о квантово-релятивистской картине мира, предлагает различать семантический вакуум как аналог бессознательного, а таксоны как нечто символически организованное и соответственно понимаемое человеком как реальное. На уровне сознания мир представлен как виртуальный текст или таксон, который спроецирован этого семантического вакуума. Грамматика такого текста и образует бытие человека. Однако связывание в текст или гештальт происходит благодаря категории времени. Эта категория лежит в основе связанности или текстуальности как фундаментального свойства сознания. Нарушение связанности сознания свойственно патологическим формам сознания, которые соответственно ведут к нарушению со - бытия с другими. Нарушение знаково-символической презентации своего мироощущения указывает на дисфункцию субъекта в социуме и его патологию относительно конвенций второго порядка. Семантический континуум или вакуум есть бессознательное человека, которое связано его с энергоинформационными стимулами внешнего мира. Преломление семантического континуума в индивидуальном сознании зависит от доминирующего смысла бытия человека, который метафорический выступает как «луч», организующий семиотическую реальность этого сознания. Реализация этого организующего «луча» проявляется в различных играх как эквивалента бытия человека: эмоциональной, социальной, интеллектуальной и духовной. Они определяют смысловую доминанту индивидуального дискурса. Рис. 5. Смысл организует жизненные сценарии игры Человек играющий (Homo ludus) отражает сущность человеческого бытия. Эмоциональная игра, к примеру, задает тексты, где репрезентируется собственная самость в сравнении с другими, которая представлена компаративными текстами. При этом художественная коммуникация является для данного типа игры более привлекательной по сравнению с другими. Социальная игра проявляется в согласующих дискурсах, а нормативно-регулятивная коммуникация, при этом, оказывается более значима для прагматики субъектов. Интеллектуальная игра опредмечивается в рефлексивных дискурсах, где представлены возможные информационные перспективы интерпретации семиотической реальности. Потребность в рефлексии реальности составляют основной смысл и интенцию коммуникантов. Духовная игра манифестируется в дискурсах, направленных на утверждение новой семиотической реальности. Если интеллектуальная игра связана со сменой углов зрения в интерпретации символической реальности, то игра духа дает новые способы видения или квантования семантического вакуума бессознательного.
Рис 6.Сущность человеческого бытия Homoludus
Для осознании организации коммуникативной компетенции следует разграничить два уровня ее рассмотрения: 1) эмпирический, т.е. признание первичной реальности коммуникативных событий в разных социальных сферах; 2) теоретический, т.е. использование набора специальных конструктов для описания типичного или инвариантного в коммуникативных событиях. Коммуникативная компетентность состоит из овладения в определенной степени коммуникативной компетенции (объективно существующих норм и конвенции коммуникативной активности в различных социальных ситуациях), а также характеризуется психологическими способностями коммуниканта (развитым вербальным интеллектом, наличием эмпатии, выраженным уровнем ассертивности, уверенности в себе и другими психологическими качествами). В лингвистике вслед за Н. Хомским принято различать перформанс, т.е. эмпирический уровень функционирования коммуникативных механизмов и компетенц, т.е. репрезентация этих механизмов в когнитивной сфере субъекта. Теоретический уровень описания компетенц представлен конструктами, используемыми в лингвистике. Одним из конструктов выступает текст как высшая единица организации семиотических систем (рис. 7). Рис. 7. Глобальные характеристики текста
Рекурсивность понимается как иерархическая встроенность единиц различных уровней друг в друга, интенциональность определяет направленность на предмет описания, связанность как формально-логическая способность репрезентации содержания. Если интенционльность и целостность ориентированы на субъект, то рекурсивность и связанность - на объект или саму систему построения текста. Сегментация единиц обоих уровней позволяет определить конструкты для обозначения сегментов или фаз коммуникативного события. Различают инициальную, зенитную и финальную фазы речевого события, каждая из которых объединяется макроинтенцией, т.е. доминирующей интенцией. На теоретическом уровне эти фазы представлены сложными синтаксическими целыми или сферх фразовыми единствами. Эти единицы входят в номенклатуру средств языковой системы. Рис. 8. Соотношения единиц языкового и речевого уровней
Теоретическими конструктами для описания фаз в лингвистике предлагаются такие понятия как: сверхфразовое единство или сложное синтаксическое целое, интегрирующим фактором которых выступала тема. Конституциональной единицей коммуникации выступает речевой акт или речевое действие. В традиционном понимании лингвистами он обозначался как высказывание. Теоретическим конструктом описания высказывания выступало понятие предложения. Главной чертой этого понятия является конструктивная функция, отражающая акт сопряжения логического субъекта и предиката, в чем воплощается и существует мысль. Высказывание имеет коммуникативно-прагматическую функцию в отличие от предложения. Сегментация предложения на более мелкие единицы позволяет говорить о словосочетании. Лингвисты выявили типы словосочетания и закономерности их объединения. В коммуникативной реальности это мелодико-ритмическое и интонационное объединение. Дальнейшая сегментация языковых единиц позволяет говорить о единице слове как единстве обозначающего(формы) и обозначаемого(значения), каждое из которых имеет особенности конкретной реализации в коммуникации. Фонема, как единица «обозначающего», представляет инвариант суммы ее признаков, тогда как конкретная реализация представляет собой фон как индивидуальное воплощение фонемы в речи. Единицы теоретического уровня ориентированы на описание языковой компетенции. Для описания коммуникативной компетенции необходимо привлечение теоретических конструктов коммуникативно-прагматического языкознания. Язык как предметно-знаковый код выполняет в жизни людей основные функции в становлении человека как личности и субъекта. Выявление феноменологии коммуникативной компетенции предполагает учет соотношений базовых категорий деятельности-сознания-языка. Дискурс это единица, синтезирующая в себя эти три категории. Дискурс это комплексное действие, представляющее сложное и многоуровневое образование.
Рис. 9. Дискурс как сложное коммуникативное событие Такими уровнями дискурса являются ценностно-смысловой, в котором находят выражение глубинные смыслы личности. В когнитивном уровне ценностные образования представлены в виде информационных пространств с набором связанных определенным способом конструктов. На семантический уровне когнитивное пространство воплощается в конкретную семантику языковых значений. На тектоническом или формально-грамматическом уровне осуществляется оформление семантических структур по правилам конвенции первого порядка. Коммуникативно-прагматический уровень представлен набором социальных действий и стратегий по правилам конвенции второго порядка. Мотив или смысл нарративного дискурса может по-разному трактоваться учеными. Так в психоаналитиеской традиции смысл дискурса заключается в тематизации психотравмирующих ситуаций как источника художественного творчества в том числе. Для филологов смысл художественного дискурса заключается в интерпретации морали текста как главной составляющей нарративной структуры. Выявление психологических инвариантных структур, лежащих в основе специфики построения дискурса, составляет одну из задач лингвопсихологии. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |