|
||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социальные нормы и коммуникативные схемыКоммуникативная компетентность предполагает владение нормой. Социальные нормы – это не только программа действий в виде схемы, где она детерминирована собственным порядком сцепления шагов, но и само целеполагание, так как субъективный мотив реализуется через социально объективированные «нормы–цели». Нормативный характер цели, действий выявить непросто, так как «нормы поведения настолько закрепляются в психике индивида, что, выполняя их, он может и не осознавать общественной природы своих поступков. В речевом общении действие таких норм–принципов проявляется в речевых стереотипах, которые имеют характер имплицитных посылок, а также в виде коммуникативных схем действования. Это социальные схемы речевых действий типа: упрекать – оправдывать; утверждать – оспаривать; утверждать – оспаривать – обосновывать; побуждать – отказываться и т.п. Причем сам тип действия во многом обусловлен местом в цепи речевых действий. Нормативность проявляется не только через социальные схемы действий, но и через соблюдение условий совершаемого действия. К примеру, речевое действие утверждения (констатации) предполагает соблюдение трех пунктов нормы при совершении данного действия:1) искренность;2) серьезность;3) последовательность (т.е. возможность аргументировать констатацию). Социальные схемы макродействий (иначе, коммуникативные схемы и условия совершения простых речевых действий) представляют собой тип норм, которые можно определить как нормы речевого общения (или конверсационные нормы). Само понятие схемы восходит к архетипическому, дологической форме организации опыта. В когнитивной психологии У. Бартлет, Ф. Найсер относят схему к части нервной системы.
Рис.14. Уровни репрезентации схемы Устойчивость поведенческих тенденций связана с действием стереотипов, понимание сущности которых возможно в рассмотрении системы отношений архетипа – прототипа – стеоретипа. Стереотипы выступают формой реализации фиксированных в прототипах алгоритма социальной жизни, т.е. когниции возникают не в вакууме, а в синергии акцентовсоциального мира и активности архетипического в бессознательном. Это и создает так называемый «метаиндивидуальный мир и как интегральное целое (полицентричность, многомерность, полидетерминированность, полифоничность активность, релятивность). Прототипы же, как часть когнитивного пространства акцентируют обобщенно одну из сторон расколотого архетипа, целостная репрезентация в сознании которого создает ситуацию амбивалентности свойственную, как правило, психотикам, а также набору высказываний обыденного сознания.к примеру, «без труда не вынешь рыбку из пруда»- «работа не волк в лес не убежит». Под коммуникативной схемой понимается система связанных в определенной последовательности интенциональных типов речевых действий партнеров, которая образует образцы языковоговзаимодействия. Так для инициального речевого действия коммуникативная схема предоставляет собой набор альтернатив: – побуждение –переспрос –повтор побуждения; – побуждение – разъяснение; – побуждение – запрос аргументации –аргументация; – побуждение – уклон – указание на санкции или нормы; – побуждение – отказ. В случае реакции отказа побуждающий может реализовать следующий набор альтернатив: угрожать, наказывать, объяснять, упрекать, прерывать общение. Выбор одной из альтернатив зависит от социальных мотивов общения: от потребности в контакте, в познании, в идентификации, в установлении норм, действующих в сферах общения. В зависимости от количества альтернативных реакций на речевое действие партнера можно различать жесткие коммуникативные схемы/ритуалы/ и мягкие КС /речевые тактики/. Жесткие КС преобладают в инициальной и финальной фазах диалога, в асимметричной коммуникации институционно-производственной сфере. В телефонных разговорах. Зачастую КС имеют свернутый вид. Но благодаря наличию альтернатив в коммуникативной компетенции партнера легко им восстанавливается. Полнота реализации КС зависит от типа отношений между партнерами, образующим интерперсональную модальность диалога: доверительно, формальной, конфликтно. По отношению к речевым стратегиям КС выполняют инструментальную функцию, т.е. стратегии имеют более комплексный характер и являются способом реализации глобальной интенции. Речевые стратегии строятся в опоре на постулаты: 1/ если р, то тогда для А лучше х; 2/ если р, то тогда для А лучше/хуже х чем у. Нарушение КС имеет иногда стратегический характер. Так одна из разновидностей диалогических единств может опираться на схему вопрос-ответ, но если вместо ожидаемого ответа следует вопрос, предполагающий смену предмета разговора, то такое нарушение сигнализирует о конфликтном типе интерперсональной модальности диалога. Выбор той или иной КС может быть обусловлен стратегий в случае волевого поведения и фиксированной установкой в случае импульсивного поведения. Коммуникативные схемы касаются структурного (секвенционального) нормирования, а речевые стереотипы – содержания коммуникативного процесса. Нарушение указанных норм приводит к недопониманию, недоумению, коммуникативным конфликтам, разрыву общения. Кроме социальных норм, организующим фактором речевого взаимодействия выступает тема. Под темой интеракции понимают кооперативный продукт её участников, ограниченный рамками ситуации на доминирующем аспекте. Через тему устанавливается контакт между взаимодействующими. Это составляет одно из условий для реализации различных интенций. Если фатическую(контактоустанавливающая) функцию языка рассматривать как одну из разновидностей макроинтенций, то тема в таком случае выступает в качестве средства её реализации. Функция указанной макроинтенции состоит в поддержании и стабилизации социальных отношений. По форме следует понимать под темой кусочек текста, который лежит между двумя сигналами смены темы, т.е. это кусочек текста, в котором выдержаны условия единства темы. Тема в процессе общения, наряду с иллокутивным аспектом коммуникативной схемы, выступает как организующий принцип вербальной интеракции. К тому же знание тематической связанности, по мнению Г. Фритц, составляет часть социальной компетенции. Различие в интерпретации тематической связанности является наиболее частой причиной непонимания партнерами друг друга, а на выяснение различий в видении тематической связанности в речевом общении тратится много усилий. Коммуникативная компетентность(КК) наряду со знанием и владением языковых форм совершения иллокутивных актов, выбора коммуникативной схемы, владения фреймами (семантическая сеть, представляющая знание об статических объектах) и скриптами(семантическая сеть, представляющая знание о динамических событиях)избранной темы предполагает осознание и управление глобальным аспектом коммуникации отношением.
Рис. 15. Интенционально-когнитивное в структуре компетенции Оно составляет социо-психолингвистический феномен. Метасистемным смыслом коммуникации является образование социальных групп, в рамках которых коммуникативное поведение реализует: - индивидуализирующую функцию, - идентифицирующую, - социативную, т.е. служащую гарантией для группы или отдельных индивидов внутри группы, - кооперативную функции. В лингвистике существует три принципа интерпретации этого аспекта: 1) отношение как сама коммуникация, 2) отношение как система связи социальных ролей, 3) отношение как аффективная, эмоциональная установка коммуникантов друг на друга. Глобальность указанного аспекта заключается еще и в том, что отношение лежит в основе социальных процессов ассоциации: –«сближение», «приспосабливание», «выравнивание», «объединение» и диссоциации: – «ослабление», «выделение», «отделение», «разрыв связи членов социума. Коммуникация как отношение может быть описано в пространстве. Отношения измеряются: – по вертикали – партнеры из одной сферы деятельностис разным социальным рангом; – по горизонтали – из одной сферы деятельности и одинаковым рангом; –по диагонали – представители одинаковых рангов, но различных сфер деятельности. Эти измерения позволяют разграничивать асимметричные и симметричные коммуникативные процессы, а также выделять парадоксальную коммуникацию, когда каждый из партнеров по отношению друг к другу считает себя ведущим в речевом взаимодействии. Для многих ученых человек есть то, что есть его социальные отношения и насколько человек интегрирован в сообщество, настолько он духовен (ср.: идеи А. Адлер, 1997). Отношение может пониматься в общем как образец интеракции иначе как специфическое межчеловеческое действие. Базис коммуникации составляют отношения отправителя и получателя. Попытка некоторых ученых редуцировать понятие коммуникацию до отношения деформирует и упрощает процесс, в котором не только происходит обмен информации и утверждения (ассертивности) личности, но формируется сам человек. Отношение может пониматься как процесс, сумма конкретно наблюдаемых вербальных и невербальных способов поведения в общении с другими. И отношение как общий социальный процесс, который образуется из вербальных и невербальных действий между членами социума. Единицы коммуникации, выделяемые декомпозионным способом, имеют в основе принцип монады, т.е. каждая единица, являясь частью целого, содержит в себе это целое. Поэтому конструктивной базовой единицей коммуникации выступает высказывание. Коммуникация имеют различные модусы или способы существования: вербальный, визуальный, мифологический. Таблица2 Коммуникативный принцип организации психики
Наиболее древним и глубинным уровнем организации психики является архетипический и существует в монадной форме. Символика данного уровня подчиняется парадоксальной логике, присущей микромиру. Особенно это проявляется у психотиков. С данной точкой зрения солидарнапроф. Улыбина Е.В. символика бессознательногоуровня открывается в измененных состояния сознания медитации- сновидения. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |