|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Филогенез коммуникативной компетентностиЛюбой объект исследования имеет историческую или генетическую сторону рассмотрения. Символическая деятельность имеет поэтапное формирование. Первичной функцией общения с точки зрения развития коммуникации выступала суггестивная функция, ибо коллективный субъект опирался в своем взаимодействии на субдоминантное полушарие. Это полушарие отвечает за полевую форму сознания. Глава стаи, издавая звуковые сигнал, воздействовал на поведение стада (регулятивная функция0, в большей степени программируя его, нежели констатируя состояние дел. Коммуникативная функция появляется позже, когда появились символические выражения с помощью кинестетических (прикосновение и двигательных жесты) средств. Вопрос антропосоциогенеза остается наиболее сложным. Предки человека появились 8 млн. лет назад. Предположительно существовало две группы гоминидов: одна вела древесный образ жизни. Их потомки гориллы и орган через прямохождение и потребление определенного состава пищи. Т. Маккена выдвинул оригинальную идею о роли псилоцибина в потребляемой пище и в частности грибах в воздействие на головной мозг. Вещество, содержащееся в грибах это димитилтриптамин, который составляет основу нейромедиаторов эндорфинов - катализаторов саморефлексии. Закон живого мира, открытый Ч. Дарвином,- изменчивость, наследственность и естественный отбор сделал свое дело. К тому же нельзя сбрасывать со счетов роль радиактивности на мутационные процессы. Ведь магнитные полюса менялись последние 3-5 млн. лет 4 раза. Сегодня известна роль геомагнитизма на мутации живого. Так что биоэволюция есть следствие многих факторов, а именно - средовых и социальных. Но вот сам скачок от 1-ой сигнальной системы ко второй во многом неясен. По мнению Т. Маккены, попадание псилоцибина в организм приводит к: вокализации, артикулирыванию, обострению зрения, повышенной сексуальности, бипедализму, бинокулярному зрению. Это имело важные последствия для выживания человечества. Шли процессы атрофирования органов обоняния вследствие наличия большого количества падали, активизации шишковидной железы благодаря потреблению алкалоидов и аминов. При этом голосовые вибрации вели к утончению черепных костей и дефрагментации тяжелых продуктов распада в спинномозговой жидкости. Среди большого количества объяснительных оснований биоэволюции можно выделить два фундаментальных подхода в объяснении эволюции человека. Рис.24.Две модели антропосоциогенеза Ученый Т. Рибо считал, что речь произошла от пения как промежуточной стадии между криком и членораздельным звуком. Так, у гамадрил выделяют 18 односложных сигналов: ак hon, au, i. Звуку соответствует одна ситуация. При этом слово есть подражание движению. Эмоциональные крики способствовали утилизации энергии, которые вызывались раздражителями как внешней, так и внутренней среды. Марксизм акцентировал роль труда и внешней активности для развития психических структур через разделение социальных ролей в трудовой деятельности. Переход от континуального или субдоминантного полушария к дискретному доминантному левому полушарию отразился в оставшихся следах в виде менандровской борозды (20 тыс. лет назад) и отпечатков правой руки. Экспериментально установлено, что при угнетении правого полушария кисти рук в целостном изображении не представлены. А при угнетении левого, наоборот, не представлены детали изображаемого. Установлено, что эмоциональная субдоминальная семантика воспринимается не только людьми, но и животными. Даже у современного человека можно наблюдать формы субдоминального поведения: эхолалия(неоднократные повторы одного звукового ряда), глоссолалия(неоднократные повторы подобно речи на иностранном языке), синдром Туретто(непроизвольное испускание во время речи непристойностей и рычащих звуков).
Рис.24. Латерализация полушарий в эволюции В эволюционной психологии Джека и Линды Пальмер (2003) представлялось, что величина группы влияет на размеры коры головного мозга архантропа и увеличение серотанина. Главная функция коры необходима для обработки социальной информации. При этом источник коммуникативного развития скрывался в сексуальном отборе будущих родителей. Уровень серотонина оказывается выше у доминирующих особей. Низкий уровень серотонина связан с импульсивным поведением в отличие от произвольного, требующего большего потребления серотанина. Гомениды – ветвь палеоантропов, которые использовали суггестивный способ управления. Тогда как ветвь неоантропы использовали звукосимволические сигналы в качестве контрсуггесии для защиты их сообщества от других палеоантропов, с одной стороны, и поддержания коалиции в большой группе. Таким образом, первичная функция символической коммуникации служила не для понимания друг друга, а для защиты сообщества, т.е. для непонимания их другой гоминидной ветвью. При этом речь предшествует языку, а язык предшествует сознанию. Текстом была живопись. Анималистическая живопись меняется на условные геометрические рисунки. Период позднего палеолита длился до 10 тыс. лет до нашей эры. Вероятно, порог восприятия у первобытных людей был ниже, чем у современных людей. Голос слышал каждый. Этим галлюцинаторным эффектом определялось поведение в критических ситуациях. Известно, что при воздействии на лобную долю правого полушария возникает эффект присутствия иного, который мог пониматься за божественный глас. Ранние формы сознания выступали фильтром между психикой и поведением, тогда как новые формы сознания создавали канал связи между психикой и чужими психиками. Коллективное сознание было своеобразной «грибницей», из которого вырастало индивидуальное самосознание.
Рис. 25. Генезис символической активности Проблема пробуждения сознания всегда привлекала психологов. Первобытное Я имело размеры «я плюс мое имущество и я плюс мое племя». В законах ману и русской правде Ярослава Мудрого хищение имущества у человека приравнивалось нанесению ему увечья. Впервые, человек осознает себя, когда начинает говорить от имени племени. Пробуждение сознания можно фиксировать по степени освоения внешней конструирующей деятельности. Рисование контуров животного, замещающих предмет, есть знаковая деятельность, указывающая на доминантное полушарие. Рисунок как знак-модель или иконический знак отличается от отпечатка руки. Рисование вытесняет технику непосредственного обвода. Известно, что дети до года не видят изображенного предмета, хотя хорошо видят сам рисунок. Архантроп видит в рисунке животное. Появление представления о душе выступает как знак или протонарративная схема, замещающая внешнее действие ритуального характера. Она лежит в основе объяснения сна, обморока, смерти. Между действиями, знаковой деятельностью и речью можно обнаружить определенную связь. В мышлении происходят два полярных процесса: образование замкнутых предметных областей и процесс схематизации. Схемы выполняют функции конструирования человеческой деятельности и поведения, а также функции формирования рефлексивных представлений о человеке. Вероятно, эти схемы и есть первичные архетипы. Нарисованные предмет и душа это уже предметы 2-ого поколения и существуют только в семиотической форме. Правополушарный сенсорный код характеризуется изобразительность и контурностью. По представлениям А. Н.Леонтьева главная особенность психики человека заключается в способности к переносу на основе смежности, схожести и контраста. Распадение слитного образа предмета возможно благодаря транспонированию качества с одного предмета на другой. Отрыв признака от соответствующего носителя культивировал способность организма к абстракции. Особенность архаической когнитивности состоит в расширяющейся генерализации, т.е. причастности малого к целому, когда часть не отличается от целого. Решающую роль в восприятии мира первобытного человека играет гаптическая сфера, т.е. мышечное чувство выступает руководителем сознания. Гаптическое чувство связывает предметы пространственно-временными отношениями.
Рис 26. Схема мышления архантропа Артикуляция мира в ритуале происходит телесными средствами. При этом ритуал подчиняется ритмичности телодвижения. Сам миф рождается как произносимый вокализируемый ритуал. Единицей магии является действие, а единицей мифа ‒ слово. Он является коллективным воплощение гаптически-изобразительного восприятия мира. По мнению Е.Я. Ряжебока (2003), р итуал выполнял функцию психической разрядки и трансляции опыта и культуры. Главным эталоном и мерой членения мира выступает человеческое тело. Гаптически-изобразительная картина мира сменяется ономастической картиной, где вещи получают имя. При этом, слово и вещь становятся тождественными. Миф обладает способностью вынесения ментального содержания во вне и отождествления его с реальным миром. Мифическая реальность начинается там, где индивид не контролирует собственные действия. В мифосознании все описываемое языком достоверно существует. Отношение к миру определяется не непосредственным восприятием, а мифологемами. Охотники имели магию как первую знаково-культурную систему организации психики. Это было первым основанием поленезависимости как когнитивной альтернативы мировосприятия. Под магией вслед за Шкуратовым В.А. понимается действие плюс верование. А это уже удвоение мира. Фигура зверя (тотем) заменяет человека. В психопаталогии встречаются случаи идентификации человека со зверем. В кантагиозной магии физическому воздействию подвергается изображение(скульптурная фигура объекта). Парциальная магия существует в форме охотничьей пантомимике. Форма рассказа – это ритмико-моторный комплекс. Слово есть перформатив, или точнее протоперформатив. Оно заменяет действие и есть одновременно действие. Древнейшие действия или ритуалы это: рождение, умирание, питание, выделение. Первая картина мира – это мировое дерево, где различают верх, середину и низ. Это и есть один из первых архетипов коллективного бессознательного своеобразный архетипический треугольник. Схема тела также представляет этот архетип, сообразно которому представляется сотворение мира. А архетип человека, как и сердце, является центром мира. Архетип, таким образом, лежит в основе моторной и речевой активности человека, которые создают условия для развития друг друга. На это обращают особое внимание в культах стран дальнего востока.
Рис 27. Соотношение семиотической и моторной активности Развитие строя языка и строя мышления начиналось с эргативной логики. Формируется эргативный тип мышления, как переходный от континуально-эйдитического к линейно-дискретному способу репрезентации. А. Ф. Лосев (1982) первый обратил внимание на соотношение структуры языков с логикой сознания. Эргативный тип языка обладает рядом признаков: атемпоральность, ахронизм повествования. Т. Рибо отмечал три стадии развитии языков, которые шли от односложных, полисинтетических символических структур к аналитическим языкам. Выделяют инкорпорированный строй языка, когда архантроп оперирует бесформенными чувственными пятнами. При этом тождество живого и неживого части и целого доминирует в сознании. Вся природа одушевлена. Тотем чувственен и материален и символизирует инкорпорированное мироощущение. «Я как вещь среди прочих физических вещей и причин». При этом происходит процесс взаимопревращаемости этих сущностей друг в друга. Душа есть дыхание и летает. Птица летит, следовательно, душа это – птица. Ассоциация по смежности доминирует в данной логике. Инкорпорированный строй не различает логику субъекта и объекта. Они слиты воедино через одну словоформу. Выделение субъекта же в отдельную синтаксическую позицию происходит в языках эргативного строя. При этом субъект мыслится в инструментальной функцией в руках демона или демиурга. Пассивный и активный залог не различаются. Человек не мыслит себя как активно действующая субстанция. Главное достижение заключается в том, что субъект отделяется от вещи и мыслится как демоническое и моральное начало. К примеру, изложение Гомером в «Илиаде» и «Одиссее» диктовалось слепому автору галлюцинаторным голосом. Развитие логики человека можно проследить по становлению строев языка. Так аффективный строй языка предполагает, что подлежащее как грамматическая форма выражения логического субъекта стоит в дательном падеже. В современном русском и других языках остались реликтовые формы: «мне весело», «мне холодно», и.т.д. Здесь аффективный субъект замкнут в себе. В языках локативного строя, типа аварского или камчадальского языков подлежащее или грамматический субъект стоит в локативном падеже, т.е. субъект мыслится только как нечто местозанимающее. Переход к номинативному строю языков, где субъект мыслит себя как независимая и активная субстанция, наблюдается в картвельских языках. Рис. 28. Соотношение мышления и языка в генезисе В первобытном сознании когнитивная и эмоциональная сферы нерасторжимы. Текст первобытного человека это заражение или индуцирование психоэмоционального состояния у другого соплеменника. Рассказ архантропа имел гипнабельный эффект, связанный с повышенным уровнем конформности. Логическими категориями первобытного сознания является: цикличность-линейность, непрерывность-дискретность, мифологизм - рациональность. Устная речь первобытного человека замкнуто-циклическая и ситуативно обусловленная.Сама логика сознания была следствием распада архетипа на логические оппозиции. К. Леви-Стросс выделял три формы коммуникации: обмен женщинами в браках, материальными ценностями, идеями. Генезис коммуникативной компетенции связан с тремя этапами развития цивилизации. Это сельскохозяйственная, промышленная, информационная революции. Коммуникативной стратегией в древней Греции концентрировалась вокруг идеи убеждения и созерцательности. Законы убеждающей коммуникации были сформированы в этот период. Римская мифология развила идею «я то, что я делаю» со списком правил поведения в определенных обстоятельствах. Был расширен репертуар социальных действий. В средневековье развивалось корпоративная идентичность, т.е. конформизм со своими и агрессивность с чужими или другими. Развитие рефлексивности было достоянием средневековой схоластики, а также создало основания для герменевтики. Социальные действия приобретали три основания: 1. Традиционные действия(по привычке) 2. Аффективные (направляемые эмоции) 3. Ценностно—рациональные действия. Рис. 29. Факторы генезиса коммуникативной компетенции Проблема пробуждения сознания имеет интересную интерпретацию в психоаналитической традиции. «Историческое» начинается с письменности, с одной стороны, и, с трансперсонального, с другой. В качестве доминант трансперсонального выступают архетипы. Первоначально процесс дифференциации, по мнению Э. Ноймана, начинался со стадии уробороса(змея, кусающего себя за хвост-символ целостности), когда Эго слито с бессознательным. Первый символ круг или яйцо это стадия возникновения мира в разных культурных эпосах представляет пурушу или паньгу, гермафредита, лоно/матка, от куда выходит жизнь. Антропоцентризм вытекает из символа, знак архетипатого, что человек является серединой мира. У греков сознание мыслилось в диафрагме, а индусов и евреев в сердце. Инстинкт питания как первый психический инстинкт представлен символом уробораса пожирающего свой хвост. И быть съеденным являлся символом ада. В одном из древнейших культурных памятниках возникновение мира обязано жертвоприношению богам. Принятие пищи равно входу, рождение ‒ выходу. На втором этапе дифференциации «психического» появляется миф о герое. Этот миф символизирует борьбу освобождения Эго от уробороса. Архетипы великой матери/отца сменяются героями. Процесс дифференциации происходит от уроборической к гермафродической и к нарцисстической стадии. Следующая стадия фаза фаллически-хтоническая или маскулинность. Она проявляется в инициации юношей, т.е. проверка устойчивости Эго. Это показывает превосходство сознания над телом. Одной частью архетипа женщины выступает: сила тьмы(змей, вепрь), великая мать или инстинкт тела. Другой же частью выступает: София, дева Мария. Пути отделения сознательного от бессознательного идет, по мнению юнгианской традиции, через: 1)фрагментацию или расщепление архетипов; 2)обесценивание бессознательного; 3)изъятие эмоционального компонента, подавляющего эго; 4)абстрактные процессы, в результате которых бессознательное представляется как образ/идея и, наконец, как концепция. При расщеплении энергия бессознательного входит в сознание. На языке нейрофизиологии это переход называется переходом от медулярного(таламуса) к кортикальному. При вторичной фрагментации архетипа местные божества становятся героями, а тотемные животные –домашними духами. В мифах часть архетипа –тень часто появляется как брат близнец. Священный смысл вещи древнее его мирского значения. Символ пробуждающего сознания это миф о борьбе героя с драконом за сокровище. Дракон имеет черты уробороса (бессознательное) – черты мужского и женского начала. Процесс борьбы символизирует процесс разделение мира на предметный и идеальный. Предмет у ребенка является для него и то и другое одновременно. Палка, к примеру, для мальчика выступает как лошадь, а кукла обладает чертами живого. Даже в средневековье изготовление вещей относили к сфере сакрального мира. Ритуал породил технологии. Мастер совершал ритуал, а в результате получался полезный предмет. Ибо ритуал являлся целью и смыслом жизни. Он упорядочивает мир хаоса и соответствует главной функции сознания –негоантропийной.В дальневосточных культурах ритуал и на сегодняшний день является одной из существенных сторон жизни. Разница между современным и первобытным человеком в связи человека и окружающим миром. Субъект и объект для современного человека связаны не прямо, а посредством артефакта или схемы, выступающей как идеальной стороной артефактов. Вторичные артефакты и есть культурные схемы. Артефакты связывают людей с миром и друг с другом. При этом сочетаются свойства орудий и символов.
Рис 30. Этапы семиозиса Сегодня различают три трансформации в культуре: 1) мимезис- это стадия хомо ерректус(1.5 млн. лет назад) и драматическая коммуникация. Это способность представлять события иным образом, нежелиони происходят в действительности. Это уже представлено предполагает форму одно-двусоставных высказываний. 2) хомо сапиенс начинается с ритуалов, к примеру, ритуала захоронения, свадьбы ‒ это уже мифическая культура. 3) хомо сапиенс сапиенс –это изобразительные артефакты, присущие позднему палеолиту. Таким образом, символические системы выступают тем средством или культурой, с помощью которой опосредуется отношение человека с природным миром. И эта система образует свой семиотический или социальный мир, в котором и живет человек. Вхождение в этот мир предполагает освоение функций артефактов и схем социального взаимодействия, которые заложены в ритуалах и из которых разворачивается все многообразие социальной жизни. Сами социальные институты выступают в функции способов сдерживания импульсов, исходящих из природных архетипов бессознательного. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |