|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лингвистическое моделирование дискурсовТип текста понимается лингвистами как конфигурация реляционных сфер таких как: поверхностный текст, текстуальный мир, организованные паттерны знаний и ситуация реализации. Традиционная типология различает: – нарративные, – научные, – дидактические, – поэтические, – конверсационные, – дескриптивные – литературные тексты. К примеру, в дескриптивных текстах акцент усилий коммуниканта приходится на объект или ситуацию. Доминирующий тип связи атрибутивный, спецификации, логика подведения под класс и логика установления тождества. В основе когнитивной сферы лежит фрейм или скрипт как алгоритм структурирующий объект или событие. Поверхностный текст отражает плотную зависимость модификаторов описываемого объекта или ситуации. Тогда как в нарративных текстах фокус внимания находится в текстовом мире, в котором конструируются символический события и действия. Тип логической связи символического построения- это кауза-цель-условие. Когнитивным паттерном выступает когнитивная схема(архетипическийсюжет), имеющая различные модификации, соответствующие культурным детерминантам каждого этноса. В реальной коммуникации сочетаются типы текстов в разных комбинациях. Основной вопрос остается, как люди используют вехи-слова для причисления текстов различных форматов к тому, или иному типу текста. Аргументативные тексты ориентированы на оценку истинности утверждений или приведения причин для верования в описание фактов. В качестве когнитивных паттернов выступают план для убеждения партнеров. В научных текстах текстовой мир представляет собой оптимальное совпадение символического описания с картиной мира автора. Альтернативная организация символического мира более точна и детальна в описании относительно физического и социального мира. Однако здесь кроется большая проблема соответствия законов физического мира и регулярностей социального мира, которые лежат в основе конвенциональности человеческого сообщества. Ю. Хабермас - социолог из Германии предлагает на этом основании говорить о соотношении объективности и субъективности в научном познании физического и социального мира. В 1968 году Роланд Харвег в период доминирования трансформационной грамматики в лингвистике, определил модель текста, смысл которой заключался в объяснении механизмов возникновения большого количества предложений из ограниченного числа инвариантных структур в языке. Модель его представляет собой трехкомпонентную комбинацию: – синтагматическую субституцию, – макросинтаксический компонент связи частей текста – включение говорящего и слушающего в модель текста. Лингвисты исходили из понимания структуры текста через нахождение аналогии в иерархии компонентов предложения и знаковых структур больших, чем предложение. Ван Дейка материале драмы выделял три таких компонента, которые объемнее чем предложение: завязка-катастрофа-развязка. Сама завязка распадается – на подготовительную фазу с помощью протасиса, – информации о ситуации, – эпистасис, отражающий повышение интриги. Протасис как экспозиция участвующих героев. Эпистасис представляет как статические и динамические события, ведущие к конфликту и создающие напряжение. Нарративная компетенция это одно из фундаментальных качеств сознания. Связанное изложение отражает текстуальность или когерентность сознания как один из признаков нормального функционирования сознания. Связанность создает предпосылку осознания себя и окружающего мира. Это свойство опирается на семантическую и оперативную память, которая обеспечивает возможность конструирования самоидентичности. Самоидентичность реализуется через способность рассказать о себе в разных реальных и возможных мирах. Содержательная связанность повествования обеспечивается архетипической схемой. Представление, опирающееся на схему, имеет начало и конец. Это есть следствие мифологического способа преодоления событийного хаоса. История возникает, когда есть идея финала, как основа для конституирования рассказа. Ненарративное повествование это: – аргументация, – оценка, – дескрипция. Категория текстуальности проявляется в: - открытости текста, -интертекстуальности как учет знаний предыдущих текстов - принципиальной неполноты интерпретации Текст существует в силу межтекстуальных связей как - своеобразная диалогичность; то, что я ищу в речи, это ответ другого; субъект создается речью и стремится быть предметом желания другого сознания. По мнению А.Н. Славской, существует два модуса прочтения символической активности человека: интерсубъективности как медиация отношений между партнерами. В таком случае возникает необходимость в процедурах объективации символических отношений. Для этого наиболее пригодным оказываются процедуры лингвистического описания. Лингвистика выработала богатый арсенал средств для нахождения и описания объективного в высказываниях межличностной коммуникации. Интрасубъективность же может описываться в терминах психологии эмпатии и рефлексии, ибо вряд ли можно понять другого в полноте речевого акта через объективные языковые высказывания. Необходимо проникновение в мир другого иными способами. В восточных культурах сопереживание, вчувствование - это ведущие способы понимания другого, т.е. на востоке – это люди зрения, а на западе – люди слуха, где преобладает рациональная составляющая в понимании. Моделирование выступает в науке способом познания, так как выделяются значимые переменные или конструкты. В языковых моделях главным критерием построения моделей выступает гомогенность признаков, т.е. однородность факторов при моделировании языковой системы. Однако чем сложнее объект, тем чаще необходимость в построении гетерогенных моделей – модульных построений. Так критериями типологии текстов могут выступать как особенности формальной связи, т.е. поверхностное значение текстов, так и содержательной связи посредством когнитивных паттернов, фактор ситуации, текстуальный мир, т.е. символическое создание виртуальной реальности. Эти идеи были развиты Тойн ван Дейком в грамматике рассказа. Сама модель представлена в рамках генеративного подхода, т.е. описания процесса порождения высказывания. При этом задача грамматики рассказа заключалась в описании нарративной компетенции. Это требовало решить задачу по формулировке правила, которые позволяли порождать и воспринимать нарративные тексты. В основе рассказа лежит макроструктура (семантическая глубинная структура) текста. Она представляет глобальное значение текста и определяет семантическую репрезентацию предложений и отношений между ними. К макроструктурам применимы требования: -адекватный формализм для представления макроструктур -эксплицитные правила или трансформации макроструктур в предложения -спецификация эмпирического базиса предложений и текста. В качестве научных конструктов описания этих процессов используются понятия: – аргументы, – предикаты, – коннекторы, – квалификаторы текста, – кванторы, – модальные операторы, – перформативные компоненты. Макроструктурам или макропропозициям (текстоидам) приписываются семантические индикаторы времени и места. Для рассказов-текстов необходимо минимум 2 пропозиции - исходная и конечная. Макроструктуры характеризуются элементарными типами конституентов: – ориентация, – осложнение, – оценка, – развязка – код. Эти конституенты представляют пять текстоидов или макропропозиций. К текстоидам применимы общие трансформациитипа: – уничтожение, – добавление, – пермутация (перестановка). Нарративы воспринимаются как формы описания действия. Действия образуют иерархию интенций, т.е. план действия лиц друг против друг (антогонисты) и действующих за одно(протогонисты). Действия представлены секвенцией пропозиций. Различают три типа связи пропозиций: – временная связь – каузальная – пространственная. Каузальность имеет три вида связи: – событийная – психологическая – философская. Каузальное связывания содержит значения: – «изменение, – желание, – мотивация, – результат, – наказание, – гипотеза. Принцип организации нарратива – это временная линейность. Связываются не только действия, но идвижение души(мотивация, объяснение). Рассказ может выполнять практическую(модель опыта для будущей интеракции) функцию, эмоциональную в особенности литературных рассказов. Ван Дейк выделял три категории макрофункций в нарративе: – экспозиция, – компликация или осложнение, – развязка – плюс две дополнительные макрофункции: – оценка – мораль. Экспозиция описывает исходное состояние(представлено время и место, условия действия и действующие лица). Компликация содержит описание неожиданных событий, которые приводят к изменению исходного состояния дел повествования. Решение приводит к результату или следствию этого изменения. В оценке выражается эксплицитно или имплицитно отношение к рассказанному событиям(эмоциональная функция). Мораль касается практической функции, т.е. следствие из рассказов для будущего действия рассказчика или слушателя. Рис 33. Схема иерархических отношений макрокатегорий Каждый эпизод состоит из события и рамки. Рамка указывает на локальные и временные параметры. События представляют либо экспозицию, либо осложнение, либо развязку. Каждое событие может содержать в себе осложнение и развязку. Семантическая информация подчиняется при восприятии закономерностям ее переработки: редукция тех пропозиций, которые не представляют собой предпосылок активации в памяти других макропропозиций. Редуцироваться в тексте могут значения: – места, – времени, – атрибуты, – обстоятельства действия, если они не составляют условия действия участников других макропропозиций. Зачеркивание или редукции подвергаются те пропозиции, которые соответствуют узлам скрипта или фрейма. Акциональная структура рассказа представляет собой цель как желаемое состояние, репрезентируемая эпизодами, отражающими попытку, результат достижения желаемого события. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |