АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Как надлежит присматривать за собою и вникать в свое состояние, и как должно сличать дела свои с заповедями Христа Господа?

Читайте также:
  1. Else write('не принадлежит')
  2. II. Лесопромышленный комплекс РФ: современное состояние, перспективы развития.
  3. Write('принадлежит')
  4. Write('принадлежит')
  5. Write('принадлежит')
  6. А если человек хочет нравиться многим одновременно? Ну, тогда его тело должно стать большим, чтобы каждому хватило по куску.
  7. АГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ ИИСУСА ХРИСТА
  8. Акт особистого посвячення Найсвятішій Крові Ісуса Христа
  9. Аллаху принадлежит власть над небесами и землей и тем, что между ними.
  10. Анг Луо является главой тибетского бизнес- сообщества и занимает руководящую должность в правительстве западной части
  11. Б) Видя такое пагубное состояние, Бог и Ангелы сожалели о падшем.
  12. Богу принадлежит все.

Как я обещал вам сказать, как надлежит присматривать за собою, то и хочу ныне исполнить сей долг свой, считая себя притом обязанным всегда доставлять любви вашей определенную пищу слова.

Присматривать за собою значит вникать в себя, примерно так разглагольствуя с самим собою: не обладает ли мною какая–либо страсть, большая или малая, а я о том и не думаю? Ибо, как слышу в Божественных Писаниях, если кто хоть одну какую имеет страсть, то он в царствие Божие не внидет. Так говорит св. Апостол Иаков: иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен (Иак. 2:10). Может быть, я понерадел когда–либо о той или другой заповеди, или и теперь не радею о той и небрегу исполнять эту? А Христос Господь говорит: иже аще разорит едину заповедей сих малых, и научит тако человеки, мний наречется в царствии небеснем (Мф. 5:19). Также когда кто читает или слушает Божественное Писание, о себе самом пусть подумывает при том, и при помощи его как зеркала духовнаго, тщательно разсматривает душу свою, есть ли в ней то, о чем говорит Писание. Так, скажем для примера, слыша, что Христос Господь говорит: покайтеся, приближися бо царствие небесное (Мф. 4:17), — пусть определительно дознает, покаялся ли искренно и хранит ли всегда покаянныя чувства? — И еще при встрече разных случайностей пусть наблюдает, что происходит в душе его, и чрез то определяет, какова она. Так, например, наблюдая, что бывает у него на душе, когда бранят его или безчестят, или иным каким образом оказывают ему презрение, он верно познает, есть ли в нем смирение, или нет. Ибо кто имеет смирение, тот все скорбное переносит с радостию, и сердце его нимало не уязвляется ничем таким. Смирен и тот, кто хотя уязвляется немного этим, но не допускает себя до смущения, и за это малое чувство уязвления сердца оскорблением, т. е. что опечалился немного, а не с радостию принял случившееся, осуждает себя и укоряет; и вошедши в келлию свою и себя самого разсуждая, сокрушается и плачет, и припадая к Богу, исповедуется Ему какбы погубивший все труды свои.

Потом опять, — когда слышит: блажени плачущии (и разсудите, прошу, — не сказал: плакавшие, но: плачущии, то–есть те, которые всегда, каждый день и каждый час плачут), должен подумать, плачет ли он каждый день: ибо если он смирен действием покаяния, то конечно не пропустит ни одного дня, и ни одной ночи без слез, плача и сокрушения.

Тоже пусть сделает, и слыша: блажени кротцыи. И кто может слезить и плакать каждый день, — и оставаться гневливым, а не быть кротким и тихим? Ибо как пламя огненное погашается водою, так гнев душевный гаснет от плача и слез; а если кто долгое время пребудет в плаче, то раздражительность души приходит в совершенную неподвижность, — и душа тогда уже совсем не гневается. Потому всякий должен и с этой стороны осмотреть себя, — истинно ли он кроток. Истинно кроткий только преступления заповедей Божиих не может сносить ни в каком человеке; но и при этом он плачет о преступающих сии заповеди и грешащих, и также искренно, как бы сам грешил.

Опять и то пусть испытает о себе, алчет ли он и жаждет правды Божией. Ибо взыскавшему Бога нельзя не алкать и не жаждать правды, так как правда есть Бог, Который, как слышишь, именуется солнцем правды. Итак, алчущий и жаждущий правды алчет и жаждет Бога, т. е. Его единаго желает и к Нему единому горит любовию; все же прочее, мир и все, что в мире, вменяет в уметы (Фил. 3:8), — и чести человеческия, и похвалы почитает какбы пристыжением, не принимая их в ум, и совсем их не чувствуя.

Также слыша: блажени милостивии пусть испытает, — милостив ли он. Но кто такие милостивые? Те ли, которые раздают бедным деньги и кормят их? Нет, — не это одно делает милостивым; надобно, чтобы при сем была милостивость сердечная. И те милостивы, которые обнищали из любви ко Христу, нас ради обнищавшему, и не имеют, что дать бедным, но вспоминая о бедных, вдовах, сиротах и больных, и нередко, и видя их, снедаются жалостию об них и плачут, — уподобляясь Иову, который говорит о себе: аз же о всяком немощнем восплакахся (Иов. 30:25). Они, когда имеют что, с искренним радушием помогают нуждающимся, а когда не имеют, дают им всеубедительныя наставления о том, что способствует спасению души, повинуясь слову того, кто сказал: нелестне научихся, без зависти преподаю (Прем. 7:13).

Таковы истинно милостивые, ублажаемые Господом Иисусом Христом. Они такою милостивостию, как лествицею, восходят к совершенной чистоте душевной. Почему и Господь наш, вслед за ублажением милостивости, сказал: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Ибо, как Бог и законоположник наш, Он знает, что если душа не придет в такое настроение, т. е. не соделается милостивою, как мы сказали, не будет всегда плакать, не станет совершенно кроткою, не возжаждет Бога, — то она не может избавиться от страстей и соделаться чистою, как чисто зеркало. Но если не сделается она такою, то никак не узрит она чисто внутри себя лица Владыки и Бога нашего. Та же душа, которая сделается чистою, всеконечно зрит Бога и содружается с Ним; и бывает тогда мир между Творцем нашим Богом и душею тою, тогда как прежде она враждебна была к Нему. Почему после сего она и ублажается Богом, яко миротворица.

Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся. То–есть, блаженны те, которые сознательно содружились со Христом, пришедшим дать мир дальним и ближним, т. е. праведным и грешным, примирить с Отцем своим нас, врагов Его, и совокупить во едино разделенное между собою, — для каковой цели Он воспринял нашу человеческую плоть, чтобы преподать нам Духа Святаго. Итак явно, что те, которые зрят Бога, содружились с Ним, достигли желаемаго мира и соделались сынами Божиими. Вот и смотри, содружился ли ты с Богом? — Содружился, если любишь брата своего, и не содружился, если не любишь брата. Ибо если ты не любишь брата, котораго видишь, то как можешь любить Бога, Котораго не видишь? Если же не можешь любить Бога, явно, что ты и не содружился еще с Ним. Почему, братия мои, восподвизаемся всею нашею силою узреть Бога, содружиться с Ним и возлюбить Его вседушно, как Он заповедал.

Наконец слыша: блажени изгнани правды ради, испытывающий себя смотрит, потерпел ли он какое–либо гонение за заповедь Божию, так как, по Апостолу, вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гоними будут (2 Тим. 3:12). Господь наш говорит далее: блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех. Чего же ради после всех положил Он гонимых и поносимых, и властно повелевает им, говоря: радуйтеся и веселитеся? Того ради, что только тот кто покажет покаяние, достойное грехов его, а от покаяния сделается смиренным (повторю опять все тоже), каждодневно плачет, бывает кроток, от всей души алчет и жаждет солнца правды, бывает милосерд и сострадателен до того, что все страдания, скорби и болезни других считает какбы своими, очищается плачем и зрит Бога, содружается с Ним, бывает воистину миротворцем и удостоивается наименоваться сыном Божиим, — только тот, кто сделается таковым, может, и когда бывает гоним, бием, поносим, оклеветаем и слышит всякий злой глагол про себя, с радостию и неизреченным весельем претерпеть все сие. Зная сие, Владыка наш и Бог гонимых ублажил после всех и так решительно сказал к ним: радуйтеся и веселитеся. Кто же не сделается таковым, ужели не может снести все сие? Нет, не может.

Итак, братия мои, будем непрестанно испытывать и изследовать себя самих, со всем вниманием и тщанием, каждый день, и каждый час, если возможно, и приводя на ум заповеди одну за другою, по каждой из них осматривать и обсуждать себя самих. Если найдем, что исполнили какую, возблагодарим Господа Бога нашего и постараемся соблюдать ее и в последующее время. Если же окажется, что не исполнили какой, покаемся в том и восподвизаемся исполнять ее, чтоб иначе, презревши ее, не нарещися меньшими в царствии небеснем (Мф. 5:19). Если мы таким образом станем восходить, мало–по–малу, от одной заповеди к другой, как по лествице, то наверное достигнем до самых последних пределов христианскаго совершенства, до самых врат неба, где Христос Господь наш, сретив нас, скажет нам: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11:28). Когда достигнем мы сего и узрим Господа, сколько возможно человеку узреть Его, и восприимем от Него царствие небесное, которое есть Дух Святый, тогда всегда уже будем иметь Его в себе, как сказал сам Он, и докончим жизнь свою в веке сем, как Ангелы Божии, или лучше сказать, как сыны Божии. Каковаго сладчайшаго блага буди сподобитися всем нам благодатию и благоволением Бога, в Троице поклоняемаго, — Ему–же слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)