АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
О богословии и о том, что сохранившие образ (Божий) попирают злыя силы князя тьмы; прочие же, у которых жизнь проходит в страстях, находятся в его власти и царстве
Свет — Отец, свет Сын, свет и Дух Святый. Смотри, что говоришь ты, брате, смотри, чтобы не погрешить. Ибо три суть один свет, один не разделенный, Но соединенный в трех лицах неслитно. Ибо Бог весь неразделен естеством, И существом поистине превыше всякой сущности. Не разделяется Он ни силою, ни образом, ни славою, Ни видом, ибо весь Он простой и созерцается (как) свет. В Них лица — едино, три ипостаси — едино, Ибо три в едином, лучше же три едино. Три эти — одна сила, три — одна слава, Три — одно естество, существо и Божество. Они и суть единый Свет, (который) просвещает мир, Не этот видимый мир, да не будет, Так как не познал Его и не может познать Сей видимый мир, ни друзья мира, Ибо любяй мир сей враг Божий бывает (Иак. 4:4); Но человека, котораго Сам Он сотворил по образу Своему и по подобию, мы называем миром, Потому что он украшается добродетелями, господствует над земными (тварями), Подобно тому как и (Сам) Он имеет власть над вселенной, И царствует над страстями — это и есть то, что по образу — И покоряет демонов, виновников зла, Попирая великаго древняго дракона, Как ничтожную птичку. А каким образом — послушай, чадо. Князь этот, падший чрез лишение света, Тотчас оказался во тьме, и со всеми Вместе с ним падшими с неба (духами) находится во тьме, И в ней, во тьме, говорю, царствует над всеми Держимыми в ней бесами и людьми. Всякая душа, не видящая света жизни, светящаго И днем и ночью, мучима им бывает, Уязвляема, томима, восхищаема и связываема, И повседневно искалывается стрелами удовольствий, Хотя и мнит, что сопротивляется и не падает. Но в поте [лица], с одним великим трудом и подвигом Она всегда ведет с ним непримиримую брань. Всякая же душа, видящая Божественный свет, От котораго он ниспал, презирает его, И будучи осияваема самим неприступным Светом, Попирает этого князя тьмы, как листья, Ниспадшие на землю с высокаго дерева; Ибо силу и власть он имеет во тьме, Во свете же делается совершенно мертвым трупом. Слыша же о свете, внимай, о каком свете говорю я тебе. Не подумай, что я говорю об этом солнечном свете, Ибо во свете его ты видишь многих людей, Согрешающих, как и я, ужасно бичуемых, Падающих и испускающих пену среди дня, И невидимо страждущих от злых духов. И хотя светит солнце, но никакой от него больше Пользы не бывает тем, которые преданы бесам. Итак, я говорю тебе не о свете чувственнаго солнца, Ни о дневном, да не будет, отнюдь ни о светильничном, Ни о свете многих звезд и луны, Вообще не о сиянии видимой красоты Я разъясняю тебе, что оно всецело имеет такое действие света. Ибо чувственные светы освещают и озаряют Одни только чувственныя очи, давая видеть Только чувственное, а не мысленное, разумеется. Поэтому все, видящие только чувственное, Слепы умными очами сердца. Умныя же очи умнаго сердца И освещаться должны умным светом. Ибо если имеющий телесныя зеницы угасшими Весь омрачен и не знает, где находится; То насколько же более тот, у кого слепо око души, Омрачен будет и телом и в действии, Да и духом не будет ли почти омертвевшим? Итак, точно уразумей, о каком свете я говорю тебе. Ибо не о вере говорю я тебе, ни о совершении дел, Ни о покаянии, ни о посте, конечно, Ни о нестяжании отнюдь, ни о мудрости, ни о знании, Даже ни о науке, ибо ничто из этого не есть Свет ни отблеск того света, о котором говорю тебе; Ни внешнее благоговение, ни наружность Смиренная и простая, ибо все это деяния И исполнение заповедей: если оне хорошо совершаются И исполняются, как Сам Создатель заповедует, То многообразно изливаются слезы, (Которыя) или полезны бывают или наоборот вредны; Покамест сами по себе, они совершенно безполезны. Бдение же не есть, конечно, только (дело) монахов, Но и вообще людей занятых делами. Женщины — ткачихи, золотари и медники Более бодрствуют, нежели весьма многие монахи. И поэтому мы говорим, что ничто из всех этих Добродетельных деяний не называется светом. Поэтому и собранные во едино все деяния И добродетели без исключения не суть Божественный свет, Ибо все человеческия деяния далеки от него. Впрочем и эти деяния, совершаемые нами, Называются нашим светом для живущих во зле, Наставляя и их добру (Мф. 5:16); И та тьма, которая находится во мне и ослепляет меня, Бывает светом для ближняго и светит для видящих. И чтобы ты не подумал, что я говорю тебе (нечто) невероятное, Послушай, я скажу тебе и решение загадки: Положим, я пощусь ради тебя, чтобы явиться постящимся, И хотя этот рожон в глазах моих является Как бы бревном, конечно, воткнутым в них посредине (Мф. 7:3—5), Но ты просвещаешься, видя меня (постящимся), если не осуждаешь меня, Но совершенно порицаешь себя, как чревоугодника; Ибо этим ты наставляешься к воздержанию чрева И явственно научаешься презирать наслаждение. (Или) еще — одевшись в худую и оборванную (одежду) И ходя везде в одном хитоне, я думаю Снискивать славу и похвалу от видящих меня И казаться для них как бы другим, новым апостолом, И (хотя) это бывает для меня причиною всякаго вреда И поистине тьмою и густым облаком в душе моей, Но видящих меня просвещает и научает Презирать уборы и богатство И одеваться в простую и грубую одежду, Что и есть поистине апостольское одеяние. Так и все прочия добродетельныя деяния Суть действия вне света, дела без луча. Ибо, будучи собраны вместе, как раньше сказал я, И соединены воедино, добродетельныя деяния — Ежели (это) и возможно в человеке — Подобны светильнику, лишенному света. В самом деле, как нельзя называть огнем одни уголья, Даже и (горящие) еще уголья, или пламенем — дрова, Так ни вся вера, ни дела, ни деяния, Ни исполнение заповедей недостойны называться огнем, пламенем Или Божественным светом, ибо в действительности оне не суть (свет). Но так как оне могут воспринять этот огонь, приблизиться к свету И возжечься чрез неизреченное соединение, То это и служит похвалою и славою добродетелей. И ради этого всякое подвижничество и всякия деяния Совершаются нами, чтобы мы, как свеча, приобщились Божественнаго света, когда душа, как один воск, Вся предлагается неприступному свету; Лучше же подобно тому, как бумага обмакивается в воске, Так и душа, утучненная всякими добродетелями, Вся возжется от него, насколько возможет увидеть, Насколько вместит ввести в свою храмину. И тогда, просвещаясь, добродетели, как приобщившияся Божественнаго света, и сами называются светом, Лучше же и оне суть свет, срастворившись со светом; И (как) свет, просвещают самую душу и тело И поистине светят, во–первых, тому, кто стяжал (их), А затем и всем прочим, находящимся во тьме жизни. Каковых просвети, Христе, Духом Всесвятым И соделай наследниками царства небеснаго, Со всеми святыми Твоими ныне и во веки.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | Поиск по сайту:
|