АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Учение с богословием о действиях святой любви, т. е. самого света Духа Святаго
Кто возможет, Владыко, поведать о Тебе? Заблуждаются неведущие (Тебя), ничего совершенно не зная; Познавшие же верою Божество Твое Великим страхом одержимы бывают и ужасаются от трепета, Не зная, что сказать им (о Тебе), ибо Ты – превыше ума, И все (у Тебя) недомысленно и непостижимо: Дела, и слава Твоя, и познание Твое. Мы знаем, что Ты Бог, и свет Твой видим, Но каков Ты и какого рода — (этого) никто решительно не знает. Однако мы имеем надежду, обладаем верою И знаем ту любовь, которую Ты даровал нам, Безпредельную, неизреченную, никоим образом невместимую, Которая есть свет, свет неприступный и все совершающий. Он называется то рукою Твоею, то оком, То пресвятыми устами, то силою, то славою, То познается, (как) лицо наипрекраснейшее. Он — солнце незаходимое для высоких в Божественных (вещах), Он — звезда вечно сияющая для тех, которые не вмещают (ничего) более. Он противоположен печали, прогоняет неприязнь И совершенно истребляет сатанинскую зависть. В начале он умягчает и, очищая, утончает, Прогоняет помыслы и сокращает движения. Он сокровенно научает смиряться И отнюдь не позволяет разсеиваться и шататься. С другой стороны, он явно отделяет от мира И производит забвение всего скорбнаго в жизни. Он и многообразно питает и жажду утоляет, И силу дарует добре трудящимся. Он погашает раздражение и печаль сердечную, Совершенно не позволяя гневаться или возмущаться. (Когда) он убегает, уязвленные (им) гонятся за ним И с великою любовию от сердца ищут его. (Когда) же он возвратится, и явится, и человеколюбно возсияет, То внушает гонящимся уклоняться (от него) и смиряться; И будучи многократно взыскуем, (побуждает) удаляться от страха, Как недостойным такого блага, превосходящаго всякую тварь. О неизреченный и непостижимый дар! Ибо чего (только) не делает он и чем не бывает? Он — наслаждение и радость, кротость и мир, Милосердие неисчетное, бездна благоутробия. Он видится невидимо, вмещается невместимо И содержится в уме моем неприкосновенно и неосязаемо. Имея его, я не созерцаю, созерцая же, пока он не ушел, Стремлюсь быстро схватить (его), но он весь улетает. Недоумевая и воспламеняясь, я научаюсь просить И искать (его) с плачем и великим смирением И не думать, что сверхъестественное возможно Для моей силы или старания человеческаго, Но — для благоутробия Божия и безпредельной милости. Являясь на краткое время и скрываясь, он Одну за одной изгоняет страсти из сердца. Ибо человек не может победить страсти, Если он не придет на помощь; И опять же не все от разу изгоняет, Ибо невозможно сразу воспринять всего Духа Человеку душевному и сделаться безстрастным. Но когда он сделает все, что может: Нестяжание, безпристрастие, удаление от своих, Отсечение воли и отречение от мира, Терпение искушений, молитву и плач, Нищету и смирение, насколько есть силы у него; Тогда на краткое (время) как бы тонкий и наималейший свет, Внезапно окружив ум его, восхитит в изступление, Но, чтобы не умер он, скоро оставит (его), С такою великою быстротою, что ни помыслить, Ни вспомнить о красоте (света) невозможно увидевшему, Дабы, будучи младенцем, не вкусил он пищи мужей совершенных И тотчас не расторгся или не получил вреда, изблевав (ее). Итак, оттоле (свет) руководствует, укрепляет и наставляет; Когда мы нуждаемся в нем, он показывается и убегает; Не тогда, когда мы желаем, ибо это (дело) совершенных, Но когда мы находимся в затруднении и совершенно обезсилеваем, Он приходит на помощь, восходя издали, И дает мне почувствовать его в моем сердце. Пораженный и задыхаясь, я хочу удержать его. Но [вокруг] все — ночь. С пустыми и жалкими руками, Забывал все, я сижу и плачу, Не надеясь в другой раз таким же образом увидеть его. Когда, вдоволь наплакавшись, я хочу перестать, Тогда он, придя, таинственно касается моего темени. Я заливаюсь слезами, не зная, кто это; И [тогда] он озаряет мой ум весьма сладостным светом. Когда же узнаю я, кто это, он тотчас улетает, Оставляя во мне огонь Божественной любви к себе, Который не позволяет ни смеяться, ни смотреть на людей, Ни принимать (в себе) желания чего–либо из видимаго. Мало–по–малу чрез терпение он разгорается и раздувается, Делаясь великим пламенем, досязающим до небес. Его угашает разслабление и развлечение домашними (вещами), Ибо в начале бывает и забота о житейских (делах); Возвращает же молчание и ненависть ко всякой славе, Скитание по земле и попрание себя, подобно навозу, Ибо этим он услаждается и благоволит соприсутствовать, Научая [чрез то] всемогущему смирению. Итак, когда я стяжаваю это и делаюсь смиренным, Тогда он бывает неразлучен со мною: Беседует со мною, просвещает меня, взирает на меня, и я на него взираю. Он и в сердце моем находится и на небе пребывает. Он изъясняет мне Писания и умножает во мне знание, Он научает меня таинствам, которых я не могу изречь. Он показывает, как он восхитил меня от мира, И повелевает мне быть милосердным ко всем находящимся в мире. Итак, меня содержат стены и удерживает тело, Но я поистине, не сомневайся, нахожусь вне их. Я не ощущаю звуков и не слышу голосов. Я не боюсь смерти, ибо я превзошел и ее. Я не знаю, что такое скорбь, хотя все опечаливают меня. Удовольствия горьки для меня, все страсти бежат [от меня], И я постоянно ночью и днем вижу свет. День для меня является ночью, и ночь есть день. Я и спать не хочу, ибо это потеря для меня. Когда же меня окружат всякия беды И, казалось бы, низвергнут и преодолеют меня, Тогда я, внезапно оказываясь с ним (светом) вне всего Радостнаго и печальнаго, и мирских наслаждений, Наслаждаюсь неизреченной и Божественной радостью, Увеселяюсь красотою его, часто обнимаю его, Целую и поклоняюсь, питая великую благодарность К тем, кто дал мне (возможность) видеть то, чего я желал, И причаститься неизреченнаго света, и сделаться светом, И дара его приобщиться отселе, И стяжать Подателя всех благ, И оказаться не лишенным и дарований душевных. Кто, привлекши, направил меня к этим благам? Кто возвел меня из глубины мирской прелести? Кто отделил (меня) от отца и братий, друзей И сродников, наслаждений и радостей мира? Кто показал мне путь покаяния и плача, По которому я нашел день, не имеющий конца? (То) был Ангел, а не человек. Однако то такой человек, Который посмевается над миром и попирает дракона, Присутствия котораго трепещут демоны. Как я поведаю тебе, брате, о том, что я видел в Египте, О совершенных им чудесах и знамениях? Разскажу тебе покамест одно (вот) это, ибо всего поведать я не в силах. Он сошел и нашел меня рабом и пришельцем [в Египте]. (Иди) сюда, чадо мое — сказал он — я поведу тебя к Богу. Я же от великаго неверия ответил ему: Какое знамение ты мне покажешь, чтобы уверить меня, Что ты сам можешь освободить меня из Египта И исхитить из рук льстиваго фараона, Дабы, последовав за тобою, я не подвергся еще большей опасности? Возжги, сказал он, великий огонь, чтобы я мог войти в средину, И если я не останусь неопаленным, то не последуй мне. Слова эти поразили меня. Я сделал приказанное. Разжено было пламя, и он сам стал посредине. Целый и невредимый, он и меня (еще) приглашал. Боюсь, владыко, сказал я, (ибо) я грешник. Выйдя [из огня], он подошел ко мне и поцеловал меня. Отчего ты боишься, сказал он мне, отчего робеешь и трепещешь? Велико и страшно это чудо? — большее сего узришь. Я в ужасе, господине, сказал я, и не смею приблизиться к тебе, Не желая оказаться дерзким более огня. Ибо я вижу, что ты человек, превосходящий человека, И не дерзаю смотреть на тебя, котораго огонь устыдился. Привлекши меня ближе, он заключил меня в объятия И снова облобызал меня лобзанием святым, Сам благоухая весь благоуханием безсмертия. [После этого] я поверил и с любовию последовал за ним. Возжелав сделаться рабом его одного. Фараон держал меня (в своей власти), и страшные приставники (его) Принуждали меня заботиться о кирпичах и соломе. Я один не мог убежать, так как не имел и оружия. Моисей молил Бога оказать помощь. Христос поражает Египет десятеричными язвами. Но не покорился фараон и не освободил меня. Молится отец, и Бог внемлет (ему) И говорит рабу (Своему), чтобы он взял меня за руку, Обещая (Сам) идти вместе с нами, (Дабы) избавить (меня) от фараона и от бедствий египетских. Он вложил дерзновение в сердце мое И дал (мне) смелость не бояться фараона. Так и сделал раб Божий: Держа меня за руку, он пошел впереди меня, И таким образом мы начали совершать путь. Дай мне, Господи, по молитвам отца моего, разумение И слово, (чтобы) поведать о дивных (делах) руки Твоей, Которыя Ты соделал ради меня заблудшаго и блуднаго, Рукою раба Твоего изводя (меня) из Египта. Узнав о (моем) уходе, царь египетский Пренебрег (мною), как одним, и сам не вышел, Но послал подвластных ему рабов. Побежали они и настигли (меня) в пределах египетских, (Но) все возвратились ни с чем и разбитыми: Мечи свои изломали, стрелы повытрясли, Руки их ослабели, действуя против нас, И мы остались ни в чем невредимыми. [Пред нами] горел столп огненный, и [над нами] было облако; И мы одни проходили в чужой стране, Среди разбойников, среди великих народов и царей. (Когда) узнал и царь о поражении людей своих, То пришел в бешенство, считая великим безчестием Быть поруганным и побежденным одним человеком. Запряг он свои колесницы, поднял народ И погнался сам с большим хвастовством. Придя, он нашел меня одного лежащим от усталости; Моисей же бодрствовал и беседовал с Богом. Приказал он связать меня по рукам и ногам, И, удерживая меня чрез мнение, они покушались вязать; Я же, лежа, смеялся и, вооружившись молитвою И крестным знамением, всех их отражал. Не смея прикоснуться или приблизиться ко мне, Они, стоя кое–где поодаль, думали устрашить меня: Держа в руках огонь, они грозили сжечь меня, Поднимали громкий крик и производили шум. Дабы не хвастались они, что сделали нечто великое, Увидели они, что и я сделался светом, по молитвам отца моего, И, посрамленные, внезапно (все) вместе удалились. Вышел от Бога Моисей и, найдя меня дерзновенным, Обрадованным и трепещущим от этого чудотворения, Спросил: что случилось? Я возвестил ему все это: Что был фараон, царь египетский, Придя ныне с безчисленным народом, И не мог связать меня; хотел он сжечь меня, И все пришедшие с ним сделались пламенем, Испуская против меня огонь из уст своих; Но так как они увидели, что я сделался светом, по молитвам твоим, То превратились все в тьму; и [вот] теперь я один. Смотри — ответил мне Моисей — не будь самонадеянным, Не смотри на явное, (тем) более бойся тайнаго, Скорей! воспользуемся бегством, так Бог повелевает; И Христос вместо нас будет поборать египтян. Пойдем, господине, — сказал я, — я не разлучусь от тебя, Не преступлю твоих заповедей, но все сохраню. Аминь.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | Поиск по сайту:
|