АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Учение с богословием, в которм (говорится) о священстве и вместе о безстрастном созерцании
Как разскажу я, Владыко, о Твоих дивных и чудных (делах)? Как поведаю словом о глубине судеб Твоих, Которыя Ты повседневно совершаешь на нас, рабах Твоих? Как презираешь Ты безчисленное множество согрешений моих И не вменяешь, Владыко, злых деяний моих? Но милуешь и питаешь меня, Спасителю мой, просвещаешь и покрываешь, Как исполняющаго все Твои заповеди? И не только милуешь, но и более того, Сподобляешь меня предстоять пред Твоею Славою и силою и величием, И изрекая глаголы безсмертия, беседуешь со мною Немощным и презренным и недостойным жизни? Как просветляешь Ты оскверненную мою душу, Соделывая ее чистым и Божественным светом? Как делаешь светоносными мои жалкия руки, Которыя, греша, я осквернил греховными сквернами? Как изменяешь руки мои блистанием Божества Своего, Из нечистых претворяя их в святыя? Как очищаешь Ты, Христе, скверный язык мой, Соделывая меня причастником вкушения плоти Твоей? Как удостаиваешь и (Сам) меня видеть и мною быть видимым, И быть держимым руками моими, Ты — содержащий всю (вселенную), Незримый для всех небесных чинов И неприступный (даже) для Моисея, перваго во пророках? Ибо увидеть лицо Твое не сподобился ни он, Ни кто другой из людей, дабы не умереть. Итак, каким образом Тебя непостижимаго и единаго неизреченнаго, Тебя для всякаго невместимаго и для всех неприступнаго И держать, и целовать, и видеть, и вкушать, И иметь в сердце своем, Христе, сподобляюсь я, И остаюсь неопалимым, радуясь вместе и трепеща, И воспевая великое Твое, Христе, человеколюбие? Итак, как (люди) слепые и плотские, неведущие Тебя, Не чувствуя, лучше же показывая свою Болезнь и помрачение и всех благ Лишение, дерзают говорить: Какая нужда иметь человеку священство, Если он не приобретает чего–либо одного из трех: Либо пищи телесной, либо дохода золота, Либо (одной) из высоких и богатых епископских кафедр? О помрачение! о ослепление! о крайнее безумие! О большое несчастие! о великое неведение! О земныя и пустыя, суетныя слова! О дерзость! о мудрование Иуды предателя! Ибо как тот страшную Владычнюю вечерю И пречистое тело вменил в ничто, И даже лучшими счел немного сребреников; Так и эти тленное нетленному и Божественному Предпочитая, избирают душевное удавление. Скажите мне, о суетные (люди), если то знаете: Кто, стяжав Христа, станет более нуждаться в ином Каком–либо из благ настоящаго века? Кто, имея в сердце благодать Духа, Не стяжал честную Троицу, в нем обитающую, Просвещающую и Богом содевающую? Кто, сделавшись Богом по благодати (Св.) Троицы И сподобившись вышней и первой славы, Счел бы что–либо более славным (того), Чтобы литургисать и видеть высочайшее Естество, Все совершающее, неизреченное и неприступное для всех? Или пожелал бы чего–либо более блестящаго в жизни, В этой ли, помысли, кратковременной, Или в иной, согласись со мною, не имеющей конца? Если бы знал ты сокровенную глубину таинств, То не понудил бы меня говорить об этом или писать. Ибо я трепещу и боюсь, начертывая (нечто) Божественное И (как тень) изображая письменами для всех неизреченное. Если бы ты увидел Христа и получил Духа, И чрез Них обоих приведен был бы ко Отцу, То знал бы, что говорю я и о чем повествую тебе, И что велико и страшно, и превыше всякой Славы и блеска, начальства и власти, Богатства и могущества и всякаго царства — С чистою совестию сердца литургисать Чистой и святой и непорочной Троице. Не говори мне о безгрешности тела И о тех действиях и свидетельствах, глубины которых не разумеешь, Но (послушай), что сказал Бог чрез Апостолов, И чрез премудраго и огнеязычнаго Василия, И чрез простыя свидетельства Златоустаго Отца, И чрез Григория, хорошо богословствующаго об этом; Послушай и уверься, каковым должен быть Литургисающий Богу, Творцу всех; И от твоего благоговения и добродетели Ты подивишься и величию этого достоинства. Не обольщайтесь, братие, и отнюдь не дерзайте Прикоснуться или приступить к Неприступному естеством. Ибо кто не отречется мира и того, что в мире, И не отвержется души своей и тела, И весь, всеми чувствами, не сделается мертвым, Ни на что из приятнаго в мире сем не взирая с пристрастием, Ничего совершенно не желая из вещей мира И не услаждаясь никакими речами человеческими, Кто не сделается глухим и слепым для мирских Дел и обычаев, действий и слов, Хотя и видя то, что оку свойственно видеть, Но не дозволяя ничему войти внутрь, в сердце, И запечатлеваться в нем чертам и образам этих (предметов), Равно и слушая то, что воспринимает слух человеческий, Но пребывая как бы бездушным и безчувственным камнем И не помня ни звуков, ни значения слов; Тот не может таинственную и бескровную жертву Приносить чисто по естеству чистому Богу. Ибо если поистине на деле восчувствует это, То удалится от всего мира и того, что в мире, И познает и поверит мне (в том), о чем я снова хочу писать. Всяк, (кто) перешел тот темный воздух, который Давид называет стеною (Пс. 17:29 — 30) И Отцы наименовали морем житейским, И вступил в пристань, Тот, придя в нее, находит всякое благо. Ибо там рай, там древо жизни, Там сладкий хлеб, там питие Божественное, Там неисчерпаемое богатство дарований. Там купина горит неопалимая, И сапоги на ногах моих разуваются тотчас. Там разступается море, и я прохожу один И вижу в водах врагов потопляемых. Там созерцаю я древо, в мое сердце Ввергаемое, и все горькое (в нем) претворяется. Там обрел я скалу, мед источающую, И оттоле душа моя не была скорби причастна. Там нашел я Христа — Подателя этих (благ), И от всей души своей последовал за Ним. Там ел я манну — хлеб ангельский, И не возжелал более ничего человеческаго. Там увидел я сухой жезл Ааронов процветающим, И подивился чудодействиям Божиим. Там безплодную душу свою я увидел плодоносящею, И как сухое дерево дает прекрасный плод. Там нечистое и блудное сердце свое Я узрел чистым, целомудренным и девственным, И слышал [в душе своей]: радуйся, благодатная, Ибо Бог с тобою и в тебе во веки! Там услышал я [повеление]: омойся в купели слез, И сделав, уверовал и внезапно прозрел. Там я погребся во гробе чрез совершенное смирение, И Христос, придя с безмерною милостью, Отвалил оттуда тяжелый камень пороков моих И сказал: сюда гряди как бы из рова — от мира сего! Там увидел я, как безстрастно пострадал Бог мой И как, будучи безсмертным, Он сделался мертвым И воскрес от гроба, не рушив печатей. Там увидел я будущую жизнь и нетление, Которое Христос дарует взыскующим Его. И обрел царство небесное, внутри меня находящееся, Которое есть Отец, Сын и Дух — Божество нераздельное в трех лицах. Не предпочевшие Его всему миру, Не счевшие славою, честию и богатством Одного только поклонения, служения и предстояния (Ему) Недостойны и этого чистаго видения, И наслаждения, и радости, и всех благ, Которых не приобщатся не стяжавшие покаяния, Если не научатся и не вкусят, как сказали мы, всего (этого), И тщательно не совершат всего того, что сказано Богом моим. И тогда едва кто [достоин] с великим страхом и благоговением, Если бы Бог повелел, коснуться неприкасаемаго. Ибо не всем позволительно служить таковым (вещам), Но если (кто) приимет всякую благодать Духа И от [утробы] матери чист будет от греха. Помимо же повеления от Бога и Его избрания, Удостоверяющаго душу человека чрез Божественное озарение И возжигающаго ее желанием Божественной любви, Неблагоразумно, думается мне, священнодействовать Божественныя (вещи) И прикасаться к неприкасаемым и страшным Тайнам, Которым подобает всякая слава, честь и поклонение, Ныне и всегда, непрестанно во все веки.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | Поиск по сайту:
|