АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Послание к монаху, вопрошавшему (св. Отца): как ты отделяешь Сына от Отца, мыслию или делом? В нем найдешь богатство богословия, опровергающаго его (вопрошателя) хуление
Ты возсиял и явил свет славы (Твоей), Неприступный свет существа Твоего, Спасе, И просветил омраченную душу, Лучше же ту, которая есть тьма от греха, Как потерявшую природную красоту, И как бы из ада возвел лежащую, И дал увидеть свет Божественнаго дня, И озаряться лучами Солнца, И самой сделаться светом, о великое чудо! [Чему] не верят не презревшие Славы человеческой, как Ты заповедал. Ибо они не вкусили Божественной славы, Которую Ты, Боже мой, дал и ныне даешь Тем, которые от души и всецелым произволением Взыскали Тебя — вечную славу, Тебя воистину Бога прославленнаго, Увидеть Котораго не дано громкой славе. Удостоившийся же всегда видеть Тебя Достиг, конечно, ангельскаго достоинства, Хотя и связан по природе плотью. Если же и Ты восхотел пребывать у него, Не предпочтя остаться в Себе, То Ты исполнил Твое домостроительство, Соделав тленнаго подобным Тебе Богом, Ты — Бог пребезначальный, Сопребывающий естеством с Богом собезначальным. Сыном и Словом, рожденным от Тебя, Который не мыслию отделяется от Тебя, Но делом неотделим от Тебя. Если же и отделяется Он, то не естеством, А скорее ипостасию или лицом; Ибо делом — [свойственно говорить] нечестивым и безбожным, Мыслию же — совершенно омраченным. В самом деле, (если) ум имеет слово, рождающееся Непрестанно, конечно, то как же оно отделено? Если же Оно (Бог–Слово) действительно рождается и происходит, То и отделено, в ипостасном Слове, Но и пребывает внутри родившаго, То есть внутри Отчаго лона, должно думать, И проходит чрез весь мир, И все все наполняет без Отца, И с Отцом Само все находится; Переходит же Оно, конечно, действиями, И перехождение (Его) мыслится чрез озарение. Ты слышал ведь, что Оно и ходит и пребывает [на месте], И отвращает лицо и обращает, Нисходит и опять восходит, Приходит и обратно улетает, И многое другое, (касающееся) Божественнаго действия, Возвещают все Божественныя Писания, Что изрек Всесвятый Дух, Неизреченно исшедший от Отца И чрез Сына ниспосланный людям: Не неверным, не славолюбцам, Не риторам, не философам, Не тем, которые изучили эллинския сочинения, Не тем, которые прочли внешния писания, Не тем, которые упражнялись в сценических представлениях, Не тем, которые говорят много и красно, Не тем, которые произносят великия имена, Не тем, которые приобрели дружбу славных, Не тем, которые содействовали действовавшим безчестно, Не тем, которые приглашают и приглашаемы бывают, Не тем, которые потешают и потешаются; Но нищим духом и жизнию, Чистым сердцем и телом, Стяжавшим простое слово и еще более простую Жизнь и простейший образ мыслей, Бегающим славы, как огня геенскаго, И от души ненавидящим льстецов, Ибо Дух не принимает лести И не выносит слышать о том, чего нет; Взирающим на одну только славу души И на спасение всех братий И (даже) в малом сердечном движении Не питающим сочувствия к чему–либо мирскому, К похвалам, например, или славе человеческой, Или всякому другому удовольствию или страсти. Ибо они мертвы, смиренны духом и сердцем, Кротки и ревнители о Господе. Они нечестивы для нечестивых И благоухание жизни для избранников Господних. Они (даже) и блудники для блудных сердцем И равноангельные для девственных душою. Они и среди славы смиренны И в бедности славны, Они нищету считают как бы царством И царство как бы нищетою. Они, вкушая (пищу), находятся в воздержании И, постясь, насыщаются всяким видом (ея). Они не снисходят к неправде И не могут презреть угнетеннаго И притесняемаго богатыми. Они не стыдятся лица человеческаго, Ибо видят лицо Господне. Они не смягчаются сердцем чрез дары И не презирают закона справедливости, Ибо имеют неотъемлемое богатство И все, что в мире, считают как бы навозом. Имея учителем Духа, они Не нуждаются в научении от людей, Но, озаряемые светом Его, Созерцают Сына, видят Отца И поклоняются Троице лицами, Единому Богу, соединенному естеством несказанно. От Отца же опять они тайно научаются, Что Сын рождается нераздельно, как Он один знает. Я же не могу изречь (этого), ибо если бы мог, То слово, конечно, могло бы выразить то, что превыше слова и ума, И все то, что вверху, стало бы внизу. Ибо если бы тварь изучила Творца И всего уразумела, каков Он, И могла высказать словом и написать; То дело стало бы лучше Делателя. Оставь, человек, содрогнись, смертный по природе, И помысли, что ты произведен из небытия И, вышедши из матерней утробы, Увидел мир, произведенный прежде тебя. И если ты можешь познать высоту неба, Или показать, какова сущность Солнца, луны и звезд, Где они утверждены и как совершают течение, Будучи бездушными и безчувственно двигаясь; Или если бы ты узнал границу и меру, широту и величину Самой земли, из которой сам ты взят, И на чем она ходит, И что это опять такое, или где оно совершает свой ход; Если бы ты познал (все) это и для каждаго в отдельности нашел предел; И если бы ты исчислил песок морской, И мог распознать природу себя самого, И изъяснить это дело премудрости [Божией]; Тогда ты уразумел бы и Самого Творца, Как в Троице — Единица неслиянно, И в Единице — Троица нераздельно. Взыщи Духа, будь вне мира, Не дай очам сна совершенно И не заботься о настоящей жизни, Плачь и рыдай о том времени, которое ты потерял; Быть может, ты умолишь Бога, и Он даст (тебе), Как прежде дал видеть мир И солнце и дневной свет, Так и ныне сподобит озарить, И показать тебе умный мир, И просветить тебя трисолнечным светом. Когда же его ты увидишь, тогда познаешь и то, о чем говорю я, Тогда уразумеешь благодать Духа, Что Он, и отсутствуя, присутствует силою, И присутствуя, невидим в Божественном естестве, Но и везде есть и нигде. Ибо если станешь искать, чтобы чувственно увидеть Его, То где ты найдешь (Его)? — нигде, конечно, должен сказать ты. Если же возможешь умно прозреть, Лучше же — (когда) Он озарит ум твой И откроет зеницы сердца твоего, Тогда ты не будешь отрицать, что Он везде есть, Но чрез Него ты всему научишься, Хотя бы ты был неученым и простецом. Если же ты не познал, что око Ума твоего отверсто и увидело свет, И не ощутил еще Божественной сладости; Если не просвещен ты Божественным Духом, Если не плакал безпечальными слезами, Если не увидел, что ум твой омыт, И не познал, что сердце твое очищено И просияло светлыми отблесками; И (если) нежданно не нашел ты Христа внутри себя, И не пришел в изумление, увидев Божественную красоту, И не забыл человеческой природы, Всего себя видя измененным; То как, скажи, не трепещешь ты говорить о Боге? Как, будучи сам весь плотию И не соделавшись еще духом, как Павел, Смеешь философствовать или говорить о Духе, Который, (как) слышишь ты, не обитает в таковых, Как и Слово, потому что они суть плоть (Быт. 6:3)? Написал же я это для того, чтобы ты знал, как я верую, И если пожелаешь ты, то поверишь мне и опечалишься. Ибо поистине если ты не имеешь того сокровища, Котораго мир не может вместить, Если ты не получил еще славу рыбарей, Приявшие которую поистине восприняли Бога; То оставишь мир и то, что в мире, И, вскочив на ноги, потечешь, прежде чем не заключатся Для тебя врата жизни и здешняго зрелища, И окончится праздник сей жизни, И омрачится солнце и звезды, И прейдет земля и отверзется ад, И наступит всякая тьма и хаос. И тогда узнаешь ты, любезная душа, и изведаешь, Что не имеющие Божественнаго Духа, Светящаго в уме, наподобие светильника, И обитающаго в сердце неизъяснимо, Отсылаются в вечную тьму. Ибо и Дух есть Господь, И Бог Отец Господа — Дух, Один, конечно, Дух, ибо Он не разделяется. Имеющий Его поистине имеет трех, Но неслиянно, хотя и нераздельно. Ибо есть Отец, и как Он будет Сыном, Ведь Он по существу нерожденный? Есть и Сын, и как Он сделается Духом? Дух же есть Дух, и как Он явится Отцом? Отец есть Отец, потому что всегда Он — Родитель. Как же бывает это вечное рождение, Что (Сын) совершенно не отделяется от Отца И весь происходит неизъяснимо, Всегда пребывая в Отчем лоне И всегда происходя неизреченно? Сын вечно видится в Отце: Родившись, Он пребывает неразлучным, Происходя, Он не отделяется от корня; Но и отдельно является нераздельным, И будучи соединен весь с Отцом живым, И Сам есть жизнь, доставляя всем жизнь. Что есть Отец, то и Сын, И что Сын, то и Отец также. Видя Сына, я вижу и Отца, Равно и Отец видится с Сыном; Однако один раждает, другой же раждается, И отдельно от Отца есть то, что Он есть. Что же Он есть, скажи и изъясни всем людям? Бог безначальный, как и Творец всех, Так как Он был и будет Богом равным Отцу по существу и по естеству, И по власти, и, по образу воистину, и по виду, И по времени Он еще не был без Отца. Как Он происходит? — как слово из ума. Как отделяется? — как голос от слова. Как Он воплотился? — как слово написанное. Быв низведен от вышних к нижним, Я опечалился чрез себя самого, И оплакивал род человеческий; Так как, ища необычайных доказательств, [Люди] приводят человеческия Понятия и вещи и слова, И думают, что изображают Божественное естество, То естество, котораго никто ни из Ангелов, ни из людей Не мог ни увидеть, ни наименовать. И в самом деле, чем можно было бы назвать Творца всех? Ведь имена и вещи и слова Все произошло по повелению Бога. Ибо и имена положил Он делам (Своим), Каждой вещи свое название; Не всем же Сам, но дал, чтобы и твари В свою очередь (своим) делам полагали имена: И одна другую и называет и называема бывает. Его же имя нам еще не известно, Кроме (имени) «Сущий» неизреченный Бог, как сказал Он (Исх. 3:14). Итак, если Он неизреченен, если не имеет имени; Если невидим, если сокровен; Если неприступен, если один Он превыше слова, Превыше представления не только человеческаго, Но и — невещественных умов; Ибо Он положил тьму покровом (Своим) (Псал. 17:12), И потому все прочее находится во тьме, И один только Он, как свет, вне тьмы; То как ты вводишь о Нем понятие Или ты делом увидел отделеннаго? Откуда же и как прошел ты чрез тьму, Один отделившись от всех тварей? Если же это не свойственно тебе, но другому, То, удивляюсь, кому же? — спрашиваю тебя, чтобы научиться, Ангелу или кому–либо другому из невещественных [умов]? Да и не читал ли ты, что и лица И ноги они имеют покровенными Благоговейно и прилично Божественными крылами? Если эти некия крылья ты будешь понимать Не (иначе, как) покров от неприступной славы, Ибо не естество (Божие) они видят, но славу славы; То какому же человеку — посмеешь сказать ты? Иоанну или великому Павлу? Но один взывает и всем проповедует, Что ремня одного или ремешка Обуви он не может развязать (Лук. 3:16). Другой же, когда взошед на третье небо И после того взят был в рай, Не сказал ли тебе одному чего–либо частным образом, Что ты скрыл и ныне желаешь возвестить? Ибо мы не слыхали, чтобы и он Что–либо сообщил об этом письменно, Но и он громогласно говорит: Я слышал глаголы, которых не могу изречь (II Кор. 12:4); Обитает же Бог в неприступном свете (I Тим. 6:16). Итак, Иоанн не развязывает ремня И недостоин развязать ремешка одного, Павел не мог изъяснить глаголов, Которые он слышал, называя их неизреченными; Кто же [после этого] изследовал так Бога, И остался неопалимым от неприступнаго света? И, проникнув в это обиталище [Бога], Узрел самое естество Владыки, Чтобы нечто большее Иоанна и Павла Дерзнул он, несчастный, сказать? Ибо кто не содрогнется и кто не восплачет Об ослеплении и омрачении ныне говорящих И вводящих новую и поистине странную ересь, Низвергающую в одну пропасть всех, Вопрошающих и вопрошаемых? Ибо мыслию ли они отделяют Слово Или делом — зломудренно заблуждаются, С той и другой стороны попадая в ересь. Ведь (отделять) делом значит разсекать Слово (от Отца), Мыслию же — наоборот сливать Его, Как бы Оно совершенно не отделялось. Содрогнись, человече, познай себя самого, Поведай о себе, поведай, если уж хочешь нечто (поведать); Быть может, и ты, как Давид, воззовешь, Говоря: дивна для меня премудрость Твоя И ведение Твое, Боже мой (Псал. 138:6). Ей, оставь любопытство, Отложи богохульныя слова И скажи прежде, как нам спастись; Затем скажи, как сам ты спасся, Чтобы не оказалось, что ты учишь нас (только) словом, Но и делом показываешь усерднейшими, Если ты не намерен самого себя наказать И осудить, как не делавший того, о чем говоришь, И чрез то стать выше слов, Как никогда не положивший таковыми начала. Положи сперва камень в основание, Ибо на воздухе не строится здание. Сотвори заповеди Христа–Камня, Строителя Божественной Церкви, Новых людей — словесных овец. Сделай и скажи, созидая на этом Камне, Лучше же — сам созидайся на Камне. Он да будет для тебя и пастырем, И архитектором, и основанием жизни. Какая нужда в кровле прежде основания? Сперва основание и тогда кровля: Делание с познанием, и [только] таким образом созерцание. Как прежде сбора винограда хочешь ты пить вино? Оно не вмещается в ветхом мешке. Как прежде посева думаешь ты собирать снопы И другим сообщать пустоту? Если хочешь, иди, не уклоняясь от пути, Но научись глубине судеб Человеческих, как одни счастливо живут, И без сомнения, злые и неведущие Бога, А другие несчастны, знающие Бога И Богом одним знаемые; Одни бедны и, вероятно, неблагодарны, Другие же несут нищету с благодарностию, А иные и богаты и злобно непризнательны; Иные же, похищая и поступая несправедливо, Думают, что Богу служат чрез это, И многое другое, что видишь ты повседневно, Что смертные делают и наоборот переносят; И Бог, Творец всех, терпит, Да не сочли бы Его как–нибудь несправедливым беззаконные Или подобные мне малодушные. Поучись еще Божественному суду, О том дне и часе, в который Все мы обнаженными предстанем Пред судилищем Бога моего и Спасителя, И за здешния деяния и слова, Помышления и вместе намерения Получим достойное возмездие. Поведай, кто будет там дерзновенным И кто напротив посрамленным? Можешь ли говорить об этом без опыта? После же этого внимай и творению, Ибо другую бездну ты найдешь в нем. Взгляни на небо, солнце и звезды, Посмотри на землю–мать и могилу Всех нас, происшедшую по повелению [Божию]. Придя же сюда, поведай о смерти, Философствуй о многом неизбежном И полезном для друзей и вместе для сродников, Для богатых так же, как и для славных. И если ты со всеми будешь толковать [об этом], То тебе станет говорить (даже) до смерти, И по смерти это принесет тебе пользу. Взгляни затем на окружающий мир: На находящияся внутри его породы всевозможных животных, На пестрый вид пернатых И вместе на голоса маленьких птичек, На широту, величину и границы моря; Подивись, изумись и скажи в ответ: О глубина богатства и ведения Божественнаго! О (глубина) премудрости Твоей, всемилостивый Боже мой! Здесь–то и смирись чрез внешние (предметы); Собравши ум, вникни в себя самого, Лучше же — философствуй о себе самом и о том, что относится к тебе; И что бы ни видел ты, найди в видимых (вещах) В каждой учителя себе в добродетели Или изображение порочной страсти, Дабы из величия и красоты тварей Познал ты непостижимую премудрость Божию и мысленную брань, Которую предызобразил Создатель всех. И, как змея, стяжи, конечно, мудрость, Яд же злобы изблюй. Как конь, беги на пути от зла, Ржать же, разумеется, к женскому полу ты не будешь. Стань кошкой, стерегущей мысленную мышь, Но отнюдь не похищающей принадлежащаго ближнему И не смотрящей на долю братий твоих. Но и [будучи] мышью, противных мышей ты будешь Гнать, конечно, из своего дома. Не будь волком, но от волков беги, Лучше же — сделайся собакою Владыки, Всею своею яростию дыша против них И выслеживая пути Владыки твоего; Доколе не найдешь ты и не настигнешь Божественную добычу, не обратись вспять И не сделайся добычею мысленных зверей. Подражай зайцу, если не можешь собаке, И, стяжав Христа скалою и прибежищем своим, Скройся там, где (совершенно) нет страха. Либо, как олень, взойди на горы, Убегая от рук охотников; Или расправь (крылья), как хорошая птица, И пари над всеми сетями, Под крыльями же разумей святую любовь, Без которой никуда не уйдешь. Подражай жребяти, носящему Творца (Мф. 21:7), Будь волом, влекущим Божественный плуг И режущим сладкую борозду слова. Всему подражай, кроме худого: Худое (дело) — лисица, живущая лицемерием, Которая (в действительности) одно, а показывается другим; Ибо она притворяется, (будто) издохла, дабы похитить что–либо. (Нечто) страшное — медведица: если где–либо и на меч она наткнется, То не останавливается, разрывая свою рану, До тех пор, пока сама не издохнет от нея. Худое — свинья, жрущая ненасытно, Худое — аспид, ибо он затыкает уши, Худо (все) худое, и если, желая изследовать его, Ты и избежать постараешься, любезная душа, То поистине обретешь истинную мудрость. Шествуя путем, о если бы шел ты к лучшему, И вместе со всеми (тварями) познал и себя самого! Когда я спрашиваю, тогда ты отвечаешь мне Словом, конечно, которое произносишь и которое я воспринимаю. Есть ли оно в тебе, переходя и ко мне, Или оно оставляет тебя лишенным слова? Я знаю ведь, ты скажешь, что оно и ко мне перешло И все остается в тебе, не отделившись от тебя. Скажи мне об этом и оставь ныне Бога, Чтобы вся вместе тварь, вострепетав, не пала И не раздробила твою тучную плоть, И не сокрушила твою плотяную душу, И не попалила огнем ума твоего, Который вдается в безполезное и пустое занятие. Ибо ни делом ни мыслию Нераздельное Слово не отделяется (от Отца). Ведь тот, кто заключен внутри дома, Но имеет ум, блуждающий вне, Не остался в доме без ума, Но и с ним и вне (его), конечно, находится. Итак, это отделение чем ты наименуешь? Делом назовешь или мыслию — скажешь? Если мыслию, то как весь он (ум) находится вне? Если же делом, то как — внутри дома? Но что, конечно, значит этот пример В сравнении с превосходящим ум и мысль Словом? Ибо посланное от Отца Слово, Низойдя (на землю) и вселившись в утробу Девы, Все было и во Отце и все во чреве, Будучи невместимо и во всей (вселенной). Не сократившись, не умалившись, конечно, Оно вошло все [во чрево] И, оставшись неизменным, приняло образ раба, И, родившись, по всему сделалось человеком, Все пройдя (матернюю) утробу и придя в мир, И все опять возвратившись туда, откуда же отлучилось. Итак, мыслию или делом произошло это? Мог ли бы ты совершенно смело сказать (это) о том, что неизреченно для всех Ангелов и Архангелов и для всякой тварной природы? И в самом деле, оно поистине мыслится, но не высказывается всецело И отнюдь не постигается умом совершенно. Каким образом Он — Бог и человек, и наоборот человек и Бог? И Сын есть Отца, весь нераздельный от Него, И, произойдя в мире, сделался (сыном) Девы, И остался, как сказано, невместимым для всех? Мыслию, скажи, или делом? — конечно, теперь ты замолчишь; Ибо хотя бы и хотел сказать, ум твой не даст слова, И многоречивый язык твой останется праздным. Если же ты пожелал бы назвать Божественное естество вещью, То скажи, конечно, и какого рода, ибо я не знаю. Слава Тебе, Отче и Сыне и Св. Душе, Божество неописанное, нераздельное естеством. Тебе в Духе Святом все мы поклоняемся, Имеющие Духа Твоего и от Тебя получившие (Его); И, видя славу Твою, не любопытствуем, Но в Нем (Духе) созерцаем Тебя, нерожденнаго Отца, И от Тебя рожденное и происходящее Слово; (Итак), поклоняемся нераздельной и неслиянной Троице Во едином Божестве, и начале, и силе. Аминь.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 139 | 140 | 141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | Поиск по сайту:
|