|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Говорим на его языке
Проведите маленький эксперимент. Подумайте о чём‑нибудь пару минут (вслух ничего не говорите). Заметили, как с такт вашим мыслям шевелится и язык?
Речь, эта вторая сигнальная система, усвоена нами так прочно, что трудно представить, что можно мыслить и передавать информацию как‑то иначе.
А вот для маленьких детей речь ещё не вышла на первый план. И они запросто обходятся другими средствами. Покажите малышу незнакомый предмет (хоть ту же погремушку), и он немедленно потянется к нему. Пощупать, потрясти ‑ послушать, попробовать на зубок – вот верный способ освоиться с предметом, узнать что‑то новое.
И мыслят детки в целом иначе: образами, картинками. Ведь сначала мышление малыша наглядно ‑ действенное, потом – наглядно ‑ образное, и только потом ребёнок дорастёт до словесно ‑ логического.
Чтобы ребёнок как следует запомнил что‑либо, ему мало услышать. Он должен увидеть, ощутить, воспринять через свои органы чувств и эмоционально (К слову сказать, наше подсознание работает так же, для него родной язык – образы и чувства).
Вы можете сказать, как опасно наступать на крышку колодезного люка, и как он глубок, и какие там трубы, и… ваш ребёнок тут же забудет. В его сознании этот самый люк с опасностью не свяжется, наоборот, детке захочется посмотреть и потрогать, и потопать по нему ножками.
Но если вы подведёте своего шустрого сынишку, и покажете ему толстую крышку и этот глубокий колодец, да ещё если бросите туда, в темноту, камешек, и послушаете, как он летит, ударяясь по стенкам, и поговорите о том, что будет, если туда свалится человек, и предложите понюхать, чем (фу, как противно!) оттуда пахнет (и т. п. и.т.д.) – такая информация врежется в его память, и прочно там обоснуется, и в нужный момент напомнит: «Внимание, опасность», – то есть сработает на уровне рефлекса.
Итак, хотите, чтобы ребёнок вас понял, по-настоящему понял – создайте образ и задействуйте его органы чувств. Кстати, и для подросших детей образ весомее, чем долгие речи и слова. Он прямым ходом идёт в подсознание, а что туда попало – никогда не пропадёт.
2. Играйте Игра – лучший способ донести до ребёнка нужные сведения. Причём так, чтобы они прочно закрепились в его памяти и в нужный момент «вынырнули» оттуда.
Пока ребёнок маленький, все «уроки безопасности» должны проходить вот так, неназойливо, игровой форме. Впрочем, и дети постарше усваивают важный понятия лучше, если ненавязчиво, «играючи», объяснять им. Почему? Потому что играть для детей так же естественно, как ходить и дышать.
Предположим, ваш малыш сдирает все шапочки и панамки даже на пляже, даже когда солнце печёт голову. Можно, конечно, пообещав сотню неприятностей и «никаких купаний». Но это будет силовой метод, а нам надо, чтоб дети понимали, почему и как надо беречь себя.
Солнечный удар и вредные последствия из‑за него – понятие для ребёнка слишком абстрактное (и неинтересное), ведь так? Куда проще «поговорить» и всё объяснить на «детском языке» – через игру, разбудив воображение и хорошее настроение (себе, у детей с этим – без проблем). Например, как кукла Барби забыла дома шляпку, и пошла гулять, и что с ней случилось, и как она лечилась…
Игра удобна и тем, что на неё можно не отводить специального времени. Вот печёте вы на кухне блины – и играете. Блин – это солнце, посмотри, какой от него жар, пощупай‑потрогай, вот так и солнце, когда горячее…(и так далее – объясняете в игровой/образной/доступной форме) все причины и последствия теплового удара. Вы можете вместе даже нарисовать солнышко с увесистой дубинкой…
Вам надо, чтоб ребёнок крепко – накрепко запомнил: пришёл домой – запри дверь и никому не открывай. Постройте вместе гараж из кубиков («Кто здесь живёт? а, синенькая машинка»). Вот приехала она в гараж и забыла закрыть ворота, а тут огромный грузовик (или шустрый/вредный спортивный автомобиль) взял и ворвался…стал хулиганить, выпил весь бензин, стащил запасное колесо…и бедная машинка теперь не может кататься… – и т. п. и т. д.
Проигрывайте разные ситуации, показывайте (находите вместе) варианты решений, выход из почти безвыходного положения…
Когда играете – любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы – на равных, вы – партнёры, вы соучастники и друзья.
Хороший способ донести до ребенка нужную информацию и закрепить её в памяти – поиграть, проживая и переживая в игре сложные, опасные жизненные моменты, в которые может попасть маленький человек.
Особенно привлекательны для детей сказочные истории. Любимых героев дети всегда соотносят с собой. Так что – рассказывайте сказки, где в подобные ситуации попадают сказочные герои. Сказка – ложь, да в неё намёк…
Чтобы ребёнок намёк этот хорошо понял, всего‑то и надо: акцентировать его внимание на нужном моменте.
Предположим, вы вытираете пыль, готовите ужин или гладите. А ваш маленький колобок бегает следом и, соответственно, мешает. Самое время поиграть. Говорите: «Давай поиграем, ты будешь козлёнком, а я твоей мамой – козой. Вот наш дом. «Я ухожу, а ты смотри, никому дверь не открывай…». Ребёнок моментально примет условия игры и, «заперев дверь», притихнет где‑нибудь под столом. Вы, продолжая заниматься своими делами, «возвращаетесь», стучите, поёте песенку, что «мама пришла, молока принесла…». Ваш козлёнок дверь отпирает («чик – чик») и бурно радуется. В следующий заход вы можете спеть про пришедшую маму волчьим голосом. Как козлёнок поведёт себя?
Маленькая попутная беседа – и игра продолжается.
Вы можете предложить малышу достать подходящие игрушки (например, ещё шестерых козлят). У вас нет стольких? Берите других зверьков, более – менее похожих, прикрепите рожки, а детское воображение воссоздаст всё остальное.
Вы готовите ужин. Ребёнок, естественно, крутится рядом – и мешает. Вы берёте огурец и говорите: «Вот этот маленький огурчик будет у нас лягушкой, а картофелина, смотри, как медведь. Что‑то я забыла, в какой сказке они встретились? Какие ещё зверята жили в теремке?» Или берёте ложку, маленькую и побольше, и говорите: «Смотри, вот зайчик, вот лисичка. А вот кочан капусты, как будто зайкин домик. А где лисий дом?». Всё, ребёнок при деле, сказка (и полезный урок безопасности) начинается…
Вполне вероятно, что малыш сам вам предложит сюжет. Прекрасно. Часто детишки делают этакий конгломерат из любимых сказок или придумывают к знакомым (которые, по их мнению, кончаются плоховато) свои концовки. Тоже неплохо. И воображение развивается, и напряжение снимается. А сам ребёнок приходит к выводу: безвыходных ситуаций не бывает, всегда есть выход, главное – не растеряться.
Где‑то после двух с половиной лет наш Лёня все свои сказания о теремке заканчивал так: «Я ка‑ак сел в синюю машину, ка‑ак приехал и…». И помощники у него были – наши собаки. То одна, то другая сидела с ним в воображаемой машине, а потом, прибыв на место, где бесчинствовал медведь, естественно, помогала навести порядок.
Все дети обожают лазить по деревьям. И ничего тут ужасного нет. Это и тренировка вестибулярного аппарата, и физическая сноровка. А вот объяснить, что такое сухая ветка и как она предательски может обломиться, как слазить, а не слетать с дерева – это уже наши заботы.
Конечно, запретить легче, тем более если у вас есть печальный опыт из своего детства – каково это – падать и получать травмы – но, кроме деревьев есть заборы, брёвна, стройки и помойки с их очень привлекательным для детворы хламом. (И если вы твёрдо уверены, что в «подозрительные места» ваша детка не сунется никогда‑низачто – плохо вы знаете детей).
Факт. Если вы хотите дать ребенку расти и развиваться, вам придется научиться противостоять общественному мнению. Трафаретам, привычкам, правилам давней давности, мнению каких‑то прохожих, которым до всего есть дело.
Легче согласиться с воплями из подворотни, лучше – думать своей головой. Но думать придётся, или заранее, или – о последствиях. Кстати, и ребёнку тоже не помешает учиться сначала – думать, потом – делать (лазить, прыгать, бегать, скакать), не правда ли?!
5. Избегайте коварного «нет» и риторических вопросов
О коварстве «нельзя» мы уже говорили. С «нет» и «не…» дело обстоит ещё хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать!
Вот прямо сейчас подойдите к своему чем‑либо занятому ребёнку и скажите ему (или ей) «Не заходи на кухню…» Можете не сомневаться, что в ближайшие 15 минут ваша детка там объявится. Вы думаете, из вредности? ничего подобного, его уши ваше «не» пропустили.
Любой запрет наша психика встречает в штыки. И, чтобы послушаться и прислушаться (а тем более усвоить, сделать), приходится сделать усилие, переступить через своё собственное «не хочу – не буду».
Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать ещё труднее (хотя бы потому, что они – народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим: «Нет! Нельзя!», а ребёнок услышать нас не готов, у него и «бананы в ушах». Мы говорит «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее…».
С риторическими вопросами происходит почему‑то то же самое: и детей, и даже ваше подсознание они скорее раздражают, потому что на них не требуется ответа. Особенно злятся подростки, когда из‑под вашего вопроса выглядывает что‑то ехидное и запретительное типа «Я тебе русским языком говорю: до каких пор…?!»
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.) |