|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Варварское королевство (его характер и социальная сущность) 3 страницаПозднеантичные правовые источники свидетельствуют и об упадке старого римского института аренды и найма — locatio — conductio. Усиливается личная зависимость вольноотпущенников от освободивших их лиц и от их фамилий — зависимость, которая предвосхищает уже отношения более позднего времени и скрепляется договором. Зачатки феодальных отношений обнаруживаются и в позднеантичном колонате, хотя он еще не является феодальным институтом. Такие же элементы будущих форм господства-[28]подчинения проявляются и в росте патроциния и налогового иммунитета крупных земельных магнатов. Несмотря на то что разделение и дифференциация свободных соответственно их социальному положению обретает все большее значение, в правовой теории деление людей на свободных и рабов остается без изменения.99) Однако все эти зачатки или элементы новых отношений до полного упадка рабовладельческого общества еще связаны с его господствующей структурой; они еще не могут свободно развиваться, еще не становятся господствующими связями или отношениями общества. До тех пор пока существует Западно-римское государство и социально-экономические отношения, которые в нем воплощены, новые элементы остаются в зачаточном состоянии. Лишь после гибели Западной Римской империи открылся путь для полного развития этих элементов нового. Так продолжалось до VIII в., и только тогда новые общественные отношения в Западной Европе стали необратимыми. [29]
Глава 2. Из всех германских племен готы сыграли наиболее значительную роль в судьбах Римского государства. Они нанесли в III—V вв. тяжелые удары по Империи. Многие римские императоры в IV—V вв. в ознаменование побед над ними носили почетное звание Goticus. В сражении с готами погибли два римских императора. Готы опустошили ряд римских провинций на Востоке и на Западе, а также Италию, разгромили столицу Империи. Вестготы основали первое варварское королевство на римской территории, а остготы создали первое варварское королевство в самой Италии. Подобно другим варварским племенам, участвовавшим в Великом переселении народов, готы до своего непосредственного столкновения с Империей в течение ряда веков находились на периферии античной цивилизации. Традиционная версия происхождения готов, согласно которой их прародиной считали южную Швецию, имеет своих приверженцев до нынешнего времени,1) но рядом исследователей подвергается сомнению.2) Во всяком случае на рубеже новой эры готы находились на Одере по соседству с владениями короля Маробода, а в I—II вв. н. э. жили на Висле. К готским памятникам этого периода относили остатки оксывской культуры, однако последнее время их принадлежность готам оспаривается. По мнению Р. Хахманна, готов следует связывать с пшеворской культурой (ее мазовецким вариантом). Скудные данные нарративных и археологических памятников позволяют считать, что готы занимались земледелием. Они имели королей, власть которых была значительной по сравнению с властью правителей других германских племен. Возможно, что уже в это время имели место спорадические торговые контакты с римлянами.3) Из Повисленья готы с конца II в. стали переселяться на юг, к Черному морю. По какому пути они двигались, по Двине и Днепру, или по Дунаю, остается неясным. Во время переселений к готам, очевидно, присоединялись и в дальнейшем сливались с ними другие этнические группы. Готы расселились на обширной территории юга России от Дона до Дуная. С III в. заметно разделение на две основные группы [30] готских племен — остготов (грейтунгов) и вестготов (тервингов). Первые находились на Днепре и в середине IV в. при короле Эрманарихе образовали обширный племенной союз, в зависимости от которого находились сарматские, аланские и иные племена (вплоть до Кавказа на востоке) и чудские племена на севере. Вестготы занимали территорию между Днестром и устьем Дуная, области нынешней Молдавии, Буковины, восточной Румынии. Их соседями на востоке были остготы, на западе — вандалы и римская провинция Скифия, на севере — гепиды и скиры, на юго-востоке и юге — Боспорское царство. Очевидно, в конце III в. при остготском короле Остроготе вестготы были уже независимы от остготского племенного союза. Между готами и Римом в III в. шла перманентная война. Готы вместе с другими варварами совершали сухопутные и морские походы против Империи, опустошая ее провинции на Балканском полуострове и в Малой Азии. Борьба велась с переменным успехом. В 255 г. вестготы захватили Дакию. Но Клавдий II (268—270) в битве при Наиссе нанес готам и бастарнам жестокое поражение. Варвары потеряли свой флот. Римляне захватили множество пленных, которые оказались на положении рабов и колонов в римских провинциях. Аврелиан (270—275) перенес борьбу на территорию противника. Он одерживал победы над готами, потерявшими своего короля. Но тяжелое внутреннее и внешнее положение Империи (восстания в Галлии и проч.) не позволило императору воспользоваться плодами побед. Если Фракия и Мезия были освобождены от варваров, то Дакию римляне принуждены были окончательно очистить. С конца III в. вестготский племенной союз укрепился. Вестготы нанесли поражение бастарнам и карпам, переселившимся после этого на римскую территорию. Отношения готов с Римом становятся более тесными.4) Вестготы стали выступать в роли федератов Империи, участвовать в усобицах, происходивших в римском государстве. Так, в конце 90-х годов III в. готские федераты были использованы Максимином в военных действиях против персов. Однако служба в качестве федератов перемежалась с военными столкновениями. В 315 г. Константин воевал против готов на Дунае и укрепил дунайскую границу. Он принял тигул Goticus maximus. Вестготы оставались федератами Империи и в 324 г. участвовали в битве при Хризополисе на стороне Лициния против Константина. В 328 г. Константин построил мост на Дунае и продолжал вести военные действия против готов. В 332 г. он нанес поражение готам, пытавшимся захватить земли сарматов между Тиссой и Дунаем. После этого готы вновь признали себя федератами. Был заключен договор: готы должны были ежегодно получать от римского правительства продовольствие и деньги, обязуясь в свою очередь предоставлять Империи вспомогательные войска, нести сторожевую службу на Дунае. В 348 г. во время преследований у готов христиан часть вестготов, возглавленная арианским [31] епископом Ульфилой, нашла убежище на территории Империи. Константин поселил их в Нижней Мезии, где они в дальнейшем занимались скотоводством (Gothi minores). Готы-авдиане были изгнаны из готской земли и поселились близ Антиохии и на Евфрате. Другая оставившая территорию готов христианская община поселилась во Фракии (Gothi confessores). В середине 60-х годов IV в. положение на дунайской границе вновь обострилось. Когда произошло восстание Прокопия, готы послали ему на помощь 3 тыс. человек, но этот отряд был окружен и взят в плен римскими войсками. Валент в 367—369 гг. дважды переходил через Дунай и углублялся на территорию вестготов. Но решающего успеха он, очевидно, не добился. В 369 г. в результате переговоров между римским императором и вестготским «судьей» Атанарихом был заключен мир. Дунай признан был границей между Империей и вестготами. Рим как бы признал суверенитет готов. Они перестали быть федератами, а Империя прекратила платить им аннону. Около 370 г., когда у готов развернулась борьба за власть между Атанарихом и другим вождем Фритигерном и римские войска оказали поддержку последнему, Фритигерн принял христианство. Еще до гуннского вторжения значительная часть готов, испытывавшая нужду в продовольствии,5) отпала от Атанариха. После того как гунны в 375 г. нанесли поражение остготам и держава Эрманариха распалась, гунны повели наступление далее на запад. Вестготы после непродолжительного сопротивления отступили: Атанарих ушел с частью соплеменников в Трансильванию, Фритигерн с другой частью вестготов получил в 376 г. разрешение римских властей поселиться на территории Фракии. К вестготам здесь присоединилось родственное им племя тайфалов. Таким образом, уже в III—IV вв. вестготы оказывали существенное и разнообразное воздействие на ход исторического развития Римского государства. Характер взаимоотношений между данными двумя политическими образованиями определялся соотношением сил. То варвары опустошали римские территории и захватывали военную добычу, получали дань от римлян, то упрочение Империи давало ей возможность частично истреблять варваров, обращать пленных в рабов и колонов. Относительное равновесие сил вело к тому, что варвары, остававшиеся на своей территории, принимали статус федератов. Но во всяком случае вестготские племена оставались потенциальными противниками Империи. Римские провинции были для них объектом грабежа, а при благоприятных обстоятельствах и территорией для поселения. Об общественном, строе готов во II—IV вв. источники позволяют составить лишь самое общее представление. Не вызывает сомнений, что готы занимались плужным земледелием и скотоводством, хотя трудно определить удельный вес того и другого в экономике. Деревни вестготов в IV в. — это поселения оседлых земледельцев. Среди орудий труда Черняховской культуры обнаружены железные наральники, серпы. В домах имелись ямы для [32] зерна. Помол зерна осуществлялся с помощью каменных круглых жерновов и каменных ручных мельниц.6) Следует отметить, что при переводе библии на готский язык Ульфила не имел нужды в использовании греческих терминов для обозначения важнейших понятий, относящихся к земледелию: соответствующие слова имелись уже в готском языке. Для ряда античных авторов готы в IV в. — земледельцы.7) Но скотоводство продолжало играть весьма важную роль в их жизни. Косвенным свидетельством значения скотоводства могут служить данные об употреблении термина faihu (скот) в готском языке и ряда производных от него выражений.8) По сообщениям Иордана, вестготы, поселенные в Нижней Мезии, занимались скотоводством. У вестготов существовало ремесло. Археологические памятники свидетельствуют о существовании в Поднестровье в IV в. как домашнего производства (лепная керамика, прядение и ткачество), так и собственно ремесла, особенно металлообработки, ювелирного дела, гончарного производства.9) Готы строили корабли, умели пользоваться осадными машинами. Развитию ремесла у готов в значительной мере способствовало их общение с античными городами Северного Причерноморья и Подунавья, наличие пленных из римских провинций. В хозяйственной жизни готов известную роль играла торговля. Из Империи готы получали вино, соль, оливковое масло, оружие, украшения, одежду. Объектами экспорта были, главным образом, рабы, скот, кожи. Торговля была уже в основном денежной. О существенной роли торговли для готов свидетельствует тот факт, что в мирный договор между Атанарихом и Валентом в 369 г. было включено специальное условие об эмпориях на Дунае, где готы могли бы торговать с римлянами. Но было бы неверно преувеличивать значение торговли для варваров: ее объектами в обычное время были предметы роскоши и рабы. О формах хозяйственной организации готов нет каких-либо прямых данных. Некоторые исследователи высказывали предположение, что готы представляли собой «слой господ», от которого зависело покоренное иноэтничное население, что в IV в. имелись уже вотчины.10) Но эти утверждения не подкреплены данными источников и не согласуются с теми сведениями о социальной структуре готов в IV в. и в первое столетие их жизни на территории Империи, которыми мы располагаем. В вестготском обществе накануне гуннского вторжения были еще сильны родовые связи, но определить ступень развития родо-племенного общества у вестготов этого периода трудно из-за скудости и расплывчатости данных источников. Античные авторы, говоря о готах, как и о других варварах, употребляли термин sibja для обозначения всей группы племен, именовавшихся готами. Ульфила переводил греческие термины род (γένος), племя (φυλή) одним словом — kuni. Родство обозначалось термином [33] sibja. Примечательно, что в готском языке имеется большое числа производных от названных двух терминов.11) «Мученичества св. Саввы» (IV в.) свидетельствует, что для вестготской деревни этого периода характерен был дух солидарности и взаимопомощи. Жители деревни воспринимают преследуемых христиан-односельчан как своих родственников. Известно, что у вестготов лишь в VI в. было запрещено преследовать родственников-соседей за преступления, совершенные их родичами. Судя по лингвистическим памятникам, большое место в общественной жизни занимали вопросы наследования имущества. Однако на каком этапе находился процесс формирования земельной собственности, определить невозможно. Во всяком случае у готов не сформировалась еще собственность аллодиального типа. Еще и в конце V в. у готов сохранялись некоторые ограничения в праве наследования земли. Структура вестготского общества в этот период проста: она в основном совпадала с той, которая присуща германцам времен Тацита. Различались рядовые свободные и знать. Рядовые свободные (plebs) еще полноправны. Имелись среди них обедневшие люди, не располагавшие имуществом,12) возможно, становившиеся наемными работниками, но вряд ли этот слой был значителен. Знатные люди (nobiles, optimates, ευ γεγονοτας) играли более важную роль в общественной жизни. Из знатных родов избирали королей; знатные лица возглавляли военные отряды во время войны, выступали в качестве послов во внешних сношениях. Они, по-видимому, обладали большим имуществом. Состоятельность являлась уже чертой, определявшей социальный вес свободного человека. Неимущий рассматривался как человек, который не может играть существенной роли в общественных делах. Можно, полагать, что знатные владели большим числом рабов, скота, может быть имели и больше земли, чем рядовые свободные. Но нет данных, что знать в IV в. — это юридически оформившийся особый слой населения. Короли и вожди имели военные дружины. Рабы представляли собой важную часть имущества свободных готов. О способах хозяйственного их использования сведений нет.. Можно полагать, что главную роль в производстве играли не рабы, а рядовые свободные люди и вольноотпущенники. Наряду с готами на территории Дакии и после ухода римлян находилась часть местного городского и сельского населения.13) У античных авторов сложилось представление о готских племенах как об этническом целом. Территория, которую они занимали, именовалась «Готия». Совокупность вестготских племен обозначалась как natio, populus, εθνος. В готском языке имелись свои термины для обозначения народа — рiuda, Gulpiuda. Прочного единства и общего управления у вестготских племен не было. Вестготские племена объединялись лишь тогда, когда готовились к войне с общим сильным противником, да и то не всегда. Отдельные племена возглавлялись должностными лицами, которые [34] обозначались античными авторами как primates, riyeuoveg cpotaov, reges, duces. Это старейшины племен, военные вожди, короли. Вероятно, у одних вестготских племен уже возникла королевская власть, другие возглавлялись еще старейшинами, и короли у них избирались на время войны. Более обширными, чем у других известных нам вестготских вождей, были полномочия Атанариха. Античные авторы именовали его королем (rex, βασιλεις ), а также судьей (iudex, δικαστής ). Он выступал в качестве военачальника, руководил внешними сношениями и обладал судебными полномочиями. По мнению Г. Вольфрама, Атанарих имел полномочия «народного короля» (thiudans). Его власть распространялась на весь вестготский народ.14) Заметны зачатки наследственности королевской власти. Существовал совет старейшин; роль общего народного собрания выражена слабо, но оно существовало, и вопросы войны и мира, переселения на новую территорию, избрания короля относились к его компетенции. Основой военной организации вестготов было ополчение всех свободных людей. Войско делилось в соответствии с десятичным принципом на тысячи и сотни.15) В некоторых случаях готы привлекали в качестве вспомогательных войск иные племена за соответствующую плату. Известным показателем уровня социального развития вестготов и степени влияния на них римской цивилизации может служить распространение христианства. К 70-м годам IV в. верхушка вестготского общества была еще в основном языческой, но часть рядовых готов, некоторые вожди и члены королевских домов приняли христианство. Таким образом, к концу IV в. вестготское общество достигло наиболее высокого уровня социального развития, возможного при родоплеменном строе. Тесное общение с римским провинциальным миром ускоряло разложение родовых отношений у готов. Развитие ремесла, появление имущественной дифференциации, зачатки наследственной королевской власти, распространение христианства и появление письменности — показатели глубоких сдвигов, происходивших в вестготском обществе. Но все это не означало еще ни утверждения аристократического строя, ни появления, вотчины и государства. * * * Еще до перехода через Дунай основной массы вестготов во главе с Фритигерном и Алавивом (примерно 8 тыс. воинов, а всего около 40 тыс. душ) к римлянам перешла группа вестготов под руководством Свериды и Колии. Готы должны были поселиться в различных частях диоцеза Фракии, возможно на запустевших территориях. Вскоре после вступления на территорию Фракии готы подняли восстание (377 г.). К вестготам Фритигерна присоединились вестготы Свериды и Колии, отряд остготов во главе [35] с Алатеем и Сафраксом, а также отряды гуннов и аланов. К восставшим примкнули беглые рабы и рабочие горных рудников Фракии. Фритигерн потребовал от Империи предоставления вестготам всей Фракии «со всем скотом и плодами».16) В 378 г. произошла битва при Адрианополе, в которой римляне потерпели полное поражение, император Валент погиб. Готы пытались, но безуспешно, захватить Адрианополь и Константинополь, опустошили Фракию, Македонию, захватили ряд городов. Полководец Феодосий, присланный в 378 г. из Западной Римской империи Грацианом и ставший в 379 г. императором, сумел стабилизировать положение на полуострове. Он пополнил войска рекрутами из местного населения, привлек на свою сторону часть самих готов, предложив им выгодные условия для службы в римском войске. В 382 г. был заключен мир с вестготами. Им была предоставлена для поселения Фракия. Готы сохраняли свое право, управлялись своими вождями, были свободны от налогов, но должны были поставлять Империи войска в качестве федератов. Значительный вестготский военный отряд под командованием Алариха был использован Феодосием для борьбы против претендента на римский престол Евгения в 394 г. Среди вестготов еще ранее возникли две группировки, занимавшие противоположные позиции по отношению к Империи: сторонники сохранения мира (Фравитта) и приверженцы войны (Эриульф). После смерти Феодосия (395 г.) вестготские федераты, возглавленные Аларихом, подняли восстание. Военные действия вестготов в последующие годы происходили в сложной обстановке внутренней политической борьбы в Восточной империи и противоречий между Восточной и Западной империями. Вестготы опустошали Балканский полуостров, захватывали и грабили крупнейшие его города. Экспедиции западноримского полководца Стилихона на полуостров оказались безрезультатными из-за нежелания руководителей Восточной империи допустить усиление влияния Стилихона на Востоке.17) Константинополь противился, в частности, включению восточной Иллирии в составг Западной империи. В 397 г., после того как Аларих вторгся в Эпир, восточноримское правительство добилось заключения мира с готами. Аларих должен был получить деньги и высокий пост в римской администрации (очевидно, magister militum per Illiricum). Эту должность Аларих, по-видимому, использовал для того, чтобы снабдить готов оружием из римских арсеналов. В 401 г. Аларих покинул Восточную империю и вторгся в Италию. Пребывание вестготов в течение четверти века на территории Восточной империи обнаружило подлинное соотношение сил между опаснейшим среди варваров противником Империи и Римом и основные тенденции политики вестготов по отношению к Империи, которые были в дальнейшем реализованы уже на Западе. Относительно целей вестготов и их программы в исторической литературе высказывались различные взгляды. Существует мнение, что главным мотивом, определившим действия вестготов, [36] включая период правления Алариха, был гуннский принцип грабежа.18) С точки зрения некоторых исследователей, действия вестготов на полуострове — это «классовая война, восстание эксплуатируемых масс...». Их целью было уничтожение римского общества.19) Вестготам уже во время пребывания в Восточной империи якобы была присуща «национальная идея», которая в начале V в. нашла четкое воплощение в «национальной правительственной программе Атаульфа», первоначально стремившегося уничтожить Рим и заменить его Готией.20) Продолжавшаяся в течение веков борьба с варварами, в частности с готами, опустошительный характер готских вторжений создавали у современников представление о сознательном намерении готов уничтожить Империю.21) Но для суждения по этому вопросу решающее значение должно принадлежать оценке реальных фактов, прежде всего действий варваров. Подняв в 377 г. восстание, Фритигерн потребовал передачи готам всей Фракии «со скотом и плодами». Добавление относительно скота и плодов, очевидно, объясняется тем, что готов не удовлетворяли запустевшие земли. Согласно мирному договору 382 г. готам действительно была предоставлена территория во Фракии, причем предполагалось, что они приступят к возделыванию этой земли.22) Мирные переговоры в 397 г. снова привели к уступке готам территории с расширением полномочий их вождя. Таким образом стремление осесть в определенной области внутри Империи, сохранив свою собственную внутреннюю организацию и управление, — черта, характерная для политики готов в рассматриваемый период. Подобное стремление не исключало, однако, а наоборот предполагало свойственную варварскому обществу готовность к экспансии за счет соседей с целью захвата также военной добычи, когда складывались для этого благоприятные условия. Определенная часть готской знати и дружинников шла по другому пути — переходила на службу к Империи, отрываясь от своих соплеменников, как, например, Фравитта, Модарес, Гайна. Все это было проявлением процесса варваризаций римской армии. Но гораздо большее значение для судеб Империи имели ее отношения с теми варварами, которые оставались этнически консолидированным и политически самостоятельным целым. Такую самостоятельность сохраняли на протяжении всего рассматриваемого периода вестготы Фритигерна, Алавива и Алариха. Факты не дают оснований преувеличивать сплоченность вестготов в это время и говорить о наличии у них некоего национального самосознания. В ряде случаев отдельные группы вестготов не участвовали в борьбе против Империи или даже переходили на службу к римлянам и воевали против соплеменников. Но сплоченность вестготов, находившихся на Балканском полуострове, по-видимому, возрастала. Аларих, очевидно, смог увести в Италию подавляющее большинство вестготов.23) Во время пребывания вестготов на Балканском полуострове в условиях конфронтации с имперским правительством и периодически возобновлявшихся военных действий у них [37] формировался институт королевской власти. Аларих, как предполагает ряд исследователей, первоначально был «судьей», наподобие Атанариха. Постепенно, однако, его власть усиливалась. Очевидно возрастало также значение дружин.24) У вестготов возникает своеобразная церковная организация, связанная с их племенной и военной организацией. У них имелись епископы и священники.25) Что касается взаимоотношений между вестготским обществом, с одной стороны, Римской империей — с другой, то «готский вопрос» стал одной из самых острых политических проблем для правящих кругов римского государства. Поражение имперских войск при Адрианополе произвело глубокое впечатление на современников: оно не только еще раз показало, каково соотношение сил между Империей и варварами, но и обнаружило, с какой опасностью связано поселение варваров-федератов на территории римского государства. Традиционное решение вопроса о варварах было двояким: считалось возможным либо уничтожение варваров, либо использование их на территории римского государства в качестве рабов и колонов. Изменение в соотношении сил между Империей и варварами и нужда в военных контингентах для пополнения римской армии делали подобную политику нереальной. Правительство пошло по пути использования вестготов в качестве федератов. Эта политика, осуществлявшаяся и Валентом и Феодосием, популяризировалась некоторыми писателями того времени. Пакат, например, утверждал, что принятие на службу Империи готов обеспечит римским лагерям солдат, а земле — работников. Фемистий писал о мудрости Феодосия, который не стал уничтожать варваров, но включил их в сферу своего господства и использовал в качестве поселенцев и рекрутов.26) Подобная политика встречала также оппозицию и в правящих кругах, и среди различных слоев общественности. «Антигерманские» взгляды высказывались и накануне поселения готов в 376 г. в Восточной империи, и в последующий период. Во время обсуждения просьбы готов о принятии их на римскую территорию в имперском совете некоторые его члены были против удовлетворения ходатайства варваров. В конце 90-х годов IV в. крайнюю «антигерманскую» позицию занимал Синезий; он доказывал возможность восстания готских федератов, к которым присоединятся рабы готского происхождения, против Империи. Синезий требовал удаления варваров, которых именовал «инородными частицами», из войска и государственных учреждений. Варваров, по его мнению, можно использовать лишь в качестве зависимых земледельцев, т. е. колонов. Иероним утверждал, что нет ничего более абсурдного, чем использование готов в качестве федератов-воинов.27) Мирное сосуществование варварского анклава и римского государства оказалось в Восточной империи очень непродолжительным. Вестготы внедрились в 376 г. в общество, которое раздиралось острыми противоречиями. Пришельцы, представлявшие собой [38] чужеродную социальную структуру, на протяжении всего периода пребывания в Восточной империи оставались вне этой борьбы; В первый период вестготского восстания к ним присоединились, и оказали содействие беглые рабы и рабочие горных рудников во Фракии. И позднее, уже при Феодосии, был случай, когда солдаты римских войск (очевидно, варвары) перебежали к вестготам.28) Но перебежчики, принятые варварами, растворялись в их среде, не влияя на их программу и характер действий. Позднее некоторые города, изнуренные имперскими налогами, открывали ворота варварам. Но и это не оказывало воздействия на политику готов. Готские вторжения опустошали целые области. В ряде случаев городской плебс оказывал готам ожесточенное вооруженное сопротивление, а Феодосии сумел пополнить свои войска за счет крестьян и работников горных рудников. Арианство готов способствовало отчуждению их от местного населения, среди которого утвердилось никейское вероисповедание. Смешанные браки между варварами и римлянами были запрещены. Когда в конце 90-х годов IV в. в Восточной империи развернулась борьба между Гайной и «римской партией», а находившийся на римской службе вестгот Фравитта подавлял восстание беглых рабов и дезертиров во Фракии, Аларих не обнаружил ни малейшего намерения вмешаться в эти события. В то же время пребывание вестготов на полуострове не оказало сколько-нибудь существенного воздействия на социальную политику римского правительства: оно продолжало предпринимать меры по прикреплению к земле колонов, пыталось препятствовать переходу крестьян под патроцинии магнатов, усиливало наказания за укрывательство беглых рабов и колонов.29) * * * Италия в начале V в. была плохо подготовлена к тому, чтобы выдержать такое серьезное испытание, как вторжение вестготов. Для этой страны, как и для других частей Империи, характерен был кризис экономической и политической системы. Но здесь кризис усугублялся утратой Италией своего прежнего преимущественного положения, основанного на эксплуатации провинций. В экономике Италии господствующее положение занимало крупное землевладение сенаторов, императорского фиска и, со времен Константина, христианской церкви. Но часть земли находилась в руках городских средних землевладельцев, не совсем исчезла мелкая земельная собственность, особенно на севере полуострова. Как и в других странах, среди основных производителей на первый план выдвигались колоны, но рабы еще играли важную роль в хозяйстве. В конце IV в. в Северной Италии расселено было значительное число пленных варваров — алеманнов, готов и других. Тем не менее не хватало рабочих рук и обширные земельные пространства оставались необработанными, например, в Кампании. [39] Города еще сохраняли прежние экономические функции, но они страдали от конкуренции со стороны провинциального ремесла. Обременительные налоги и повинности побуждали массы куриалов и коллегиатов покидать города. В то же время в них скоплялись крестьяне, которые спасались и от варваров, и от тяжелых податей. Резиденцией императора на Западе с конца IV в. был Милан, но Рим с его сотнями тысяч населения продолжал занимать особое положение в государстве. В нем сосредоточивались массы городского плебса, которые получали бесплатно или по пониженным ценам хлеб и другие продукты от государства. Италия, вместе с Паннонией являлась одной из четырех префектур Империи и состояла из 17 провинций. При этом северные провинции Италии (включая Рецию) считались собственно Италией и выплачивали аннону (Italia annonaria). Южные провинции были свободны от этого налога, но несли повинности по снабжению Рима продовольствием; управлял ими викарий города. Подушный налог (capitatio humana) в Италии не взимался. Рим зависел от поставок хлеба из Африки и Испании, и нарушение связен с этими провинциями грозило римскому населению голодом. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.) |