АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Варварское королевство (его характер и социальная сущность) 6 страница

Читайте также:
  1. A. Характеристика нагрузки на организм при работе, которая требует мышечных усилий и энергетического обеспечения
  2. D) этот период состоит из 2- 3 мезоциклов восстановительного характера
  3. D. Физиологическое состояние организма, которое обусловлено характером питания
  4. E. Реєстрації змін вологості повітря. 1 страница
  5. E. Реєстрації змін вологості повітря. 10 страница
  6. E. Реєстрації змін вологості повітря. 11 страница
  7. E. Реєстрації змін вологості повітря. 12 страница
  8. E. Реєстрації змін вологості повітря. 13 страница
  9. E. Реєстрації змін вологості повітря. 14 страница
  10. E. Реєстрації змін вологості повітря. 15 страница
  11. E. Реєстрації змін вологості повітря. 16 страница
  12. E. Реєстрації змін вологості повітря. 17 страница

Король Агила (549—559) вел войну за подчинение Бетики.41) Он потерпел поражение под Кордовой. Вскоре против него поднял восстание готский магнат Атанагильд, обратившийся за помощью к Юстиниану и заключивший с ним договор. В Бетике в 551 г. высадились византийские войска. Агила потерпел поражение и Атанагильд стал королем (551—567). Но византийцы захватили территории в юго-восточной части полуострова, в том числе Картахену, Малагу, Кордову, может быть и Севилью, и удержали их, несмотря на попытки Атанагильда силой вернуть эти земли.

Правление короля Леовигильда (568—586)42) характерно успешной завоевательной политикой, направленной на присоединение к Вестготскому государству тех областей полуострова, которые были до сих пор независимыми. К началу правления Леовигильда в руках византийцев находились Бетика и часть Картахенской провинции, Галисия и северная Лузитания принадлежали Свевскому королевству. Независимыми были области басков, а ряд районов нынешней Астурии, Кастилии, Андалусии управлялись местными магнатами или органами племенного устройства. Леовигильд в течение нескольких лет вел военные действия против византийцев и в конечном счете отнял у них Севилью, Кордову и захватил всю Бетику. Он занял в Кантабрии Амайю43) (очевидно, в провинции Бургос), область, где правил некий Аспидий (в сев.-зап. Испании), Саларию (в районе Саламанки и Саморы), подчинил себе Ороспеду (на юго-востоке полуострова). Леовигильд, как отмечалось выше, положил конец самостоятельности Свевского королевства и превратил его в провинцию Вестготского государства. Он подавлял восстания басков на северо-востоке страны. Для внутренней политики Леовигильда характерно стремление усилить центральную власть и ограничить самостоятельность магнатов, преодолеть разобщенность готов и местного населения в праве, религии, общественной жизни. Против непокорных магнатов были применены репрессии, подавлено восстание жителей Кордовы, поддержанных крестьянами (572), а также крестьянский бунт в Ороспеде.

С 579 по 585 г. в Толедском королевстве велась гражданская война. Сын короля Герменгильд — правитель Бетики, который перешел в католичество, поднял восстание и объявил себя [62] королем. Ему оказывали поддержку византийцы и свевы. Восстание не превратилось в борьбу католического населения против арианското государства. Католическая церковь не оказала существенной поддержки Герменгильду. Восстание было подавлено.

Леовитильд издал новый кодекс законов, который был предназначен для готов и для решения смешанных дел между варварами и испано-римлянами.44) Этот кодекс отменил закон, запрещавший смешанные браки. В 580 г. Леовигильд созвал арианский церковный собор, который облегчил условия перехода в арианство. Король отправил в ссылку некоторых непокорных католических епископов, но не проявил враждебности к католическому клиру в целом. Известен случай наделения им землей аскета аббата Нункта.

При Рекареде (586—601) политика религиозной унификации проявилась в принятии королем католичества. Отдельные восстания арианских епископов в Септимании и Лузитании были подавлены властями.

Основным содержанием внутреннего развития Вестготского королевства было становление нового социального строя, происходившее в условиях тесного взаимодействия римских и германских отношений.

Об условиях поселения вестготов в Испании при Эйрихе и в последующее время нет определенных данных. Правда, в законах Леовигильда сохранены были положения Кодекса Эйриха о «третях» римлян и sortes готов, но каких-либо новых упоминаний о подобном порядке раздела в готских законах, изданных после Эйриха, не содержится. Поэтому трудно определить, селились ли здесь готы по таким же правилам, как и в Аквитании, или занимали запустевшие земли и владения фиска, как франки в Галлии.45) Вестготы поселились главным образом в Старой Кастилии, и область их поселения составляла не более одной десятой части всей территории полуострова. В других районах страны селились, по-видимому, лишь знатные готы, получавшие здесь должности в королевской администрации и земли. Испания при готах и свевах, как и в римское время, оставалась страной, в которой основой хозяйства были земледелие и скотоводство. Здесь после вторжения варваров сохранилось римское крупное землевладение. О крупных римских виллах, существовавших при варварах, свидетельствуют также археологические и нарративные памятники.46) Владельцами крупных имений стали готский король, арианская церковь и служилая знать.

Испано-римская знать удерживала свои экономические позиции. В Бревиарии Алариха говорится о сенаторах, которые владеют обширными поместьями. Право собственности римских землевладельцев на их имения, сервов и колонов было признано [63] Вестготским государством. Сенаторская знать, согласно Бревиарию, пользовалась некоторыми привилегиями в процессуальном кодексе. Римская знать особенно была сильна в Тарраконе, Мериде, Бетике; к ней тесно примыкала католическая церковь, которая оставалась в Испании крупным землевладельцем. Судя по источникам начала VI в., эта церковь деятельно добивалась умножения своих доходов, стараясь вести наиболее рациональными методами свое хозяйство, не допуская расхищения церковного имущества. Она регулировала порядок эксплуатации своих земель, отдаваемых в прекарное пользование, устанавливала нормы обращения с церковными сервами и либертинами, оспаривала право светских магнатов пользоваться доходами от частных церквей. Крупными землевладельцами были и готы. Короли, очевидно, унаследовали владения императорского фиска, и этот земельный фонд служил материальной основой для связи королей с их «верными». Крупными землевладельцами становились и те готы, которые составляли служилую знать; они, вероятно, получили при поселении в Испании больше земли, чем рядовые готы, и в дальнейшем расширяли свои владения благодаря королевским пожалованиям, присвоению земли обедневших готов и испано-римлян. До своего поселения на полуострове вестготы на протяжении почти одного столетия находились в тесном контакте с местным населением, что оказало глубокое воздействие на характер их общественного устройства. В сфере экономических отношений и политического устройства пережитков родоллеменного строя теперь оставалось меньше, чем в Тулузском королевстве. Земля становится обычным объектом купли-продажи, расширяется свобода завещания имущества, что говорит о дальнейшем прогрессе в формировании собственности аллодиального типа у готов.47) Одновременно происходил рост крупного землевладения. Владельцами крупных вотчин теперь наряду с католической церковью и наследниками испано-римских магнатов становятся готские короли, арианская церковь, служилая знать. Готская знать выделялась среди прочих свободных людей своим общественным весом. Готские магнаты, располагавшие своими дружинами, не всегда были склонны подчиняться государственным должностным лицам. Законы Леовигильда учитывают такую возможность.

Вестготское право в отличие от законов ряда других варварских королевств не знало различий в вергельдах среди свободных. Но оно применяло к готам систему дифференциации в наказаниях, которая была присуща позднеримскому праву (в отношении honestiores и humiliores).

В VI в. появляются зачатки иерархической структуры земельной собственности. Выше уже отмечалось наличие у вестготов в V в. дружинного начала. В VI в. в готской Испании заметно изменение в положении дружинников — букцелляриев. Если прежде основным объектом дарений патрона букцеллярию являлось оружие, то теперь на первый план в подобных пожалованиях выступает земля. Дружинник обязан был нести патрону военную [64] службу, соблюдать верность. Он мог передавать сыну землю и другое имущество, полученное от патрона, но лишь в том случае, если тот оставался на службе у патрона или его наследников.

По-видимому, сходный характер носили и королевские пожалования земли дружинникам и «верным» (fideles) в VI в. Черты условных пожалований заметны и в сфере церковного землевладения. Раздача в прекарий (не крестьянского типа) земли и другого имущества лицам, служившим церкви, предвещала появление церковных бенефициев.48)

О хозяйственной структуре имений нет достаточно определенных данных. Но, судя по некоторым косвенным указаниям археологических, юридических и канонических памятников, можно предположить, что все большее значение приобретала раздача сервам, колонам и мелким прекаристам земельных наделов и получение от них оброков и платежей.

Основной рабочей силой в имениях были, как и прежде, рабы и колоны, но, по-видимому, несколько возросло значение слоя свободных мелких земельных держателей.

Рабский труд применяли землевладельцы и римского и готского происхождения. Положение рабов, по данным Бревиария Алариха и Вестготской правды, не изменилось по сравнению с позднеримским периодом. Но в действительности институт рабства претерпевал медленную эволюцию. Возрастала хозяйственная самостоятельность рабов и повышался их юридический статус (возможность распоряжаться движимым имуществом, скотом, право давать свидетельские показания, судиться со свободными людьми). Эти изменения отчетливо заметны лишь в памятниках VII в., но зарождались они несомненно еще раньше.49)

Институт вольноотпущенничества также приобретает новые черты: значительная часть либертинов теперь тесно связана узами личной зависимости со своими патронами. В готской Испании исчезло прикрепление колонов к государственному тяглу. Но колоны по-прежнему не могли покинуть своих хозяев и лишены были имущественной правоспособности. Рабы, либертины и колоны были основными контингентами для формировавшегося в VI в. класса зависимого крестьянства. Имелся также слой свободных мелких держателей. Они не были прикреплены к земле и обладали достаточно прочными правами на свои наделы. Такие земледельцы, очевидно, составляли высший слой зависимого крестьянства.

Местное население жило деревнями римского типа. Остатки древнего доримского общинного устройства сохранились в некоторых районах — в стране басков, в Лузитании, в Тарраконе. Рядовые готы несколько пополнили слой свободных мелких земельных собственников и Старой Кастилии. В Antiqua Вестготской правды, т. е. в заколах Леовигильда, отражены некоторые черты германской марки — общее пользование угодьями, чересполосица, система открытых полей, обсуждение деревенских дел на собраниях соседей. [65]

В нашем распоряжении мало данных об уровне агрикультуры и сельскохозяйственного производства в Испании в VI в. По-видимому, коренных изменений к этому времени не произошло. Применялись те же в основном сельскохозяйственные орудия, которые были в употреблении в римские времена. Очевидно, распространена была двухпольная система хозяйства.

Готы занимались не только хлебопашеством, но и виноградарством. Большую роль в их хозяйстве, как впрочем и у местного населения, играло скотоводство. По сравнению с римским периодом выросла площадь обрабатываемых земель, осуществлялась расчистка лесов под пашню. Обычные для позднеримских источников упоминания о запустевших землях отсутствуют в вестготских памятниках. Известно, что еще в начале VI в. хлеб из Испании экспортировался в Италию.

Промышленное производство сократилось по сравнению с предшествующим периодом. Но в Испании в этот период еще сохранилось ремесленное производство, рассчитанное на рынок. В нем участвовали и испано-римляне, и готы. Наряду с мастерскими, принадлежавшими частным лицам, имелись также государственные мастерские, монетные дворы. По-видимому, продолжалась добыча золота в рудниках Галисии. Изготовлялись металлические изделия, в частности известные готские фибулы, ткани. Обычными предметами торговли внутри страны были рабы, скот, хлеб, вино и ремесленные изделия. Ввозились драгоценные металлы, одежда, предметы роскоши, пряности, ремесленные изделия из Италии и Византии. Предметами экспорта были хлеб, металлы, вино, масло, воск, мед. В некоторых городах имелись колонии иностранных купцов.50)

Подавляющее большинство городского населения составляли испано-римляне, готы находились в относительно большом числе лишь в столице королевства — Толедо. Римская муниципальная система в городах, как и в других частях прежней Римской империи, в VI в. пришла в упадок. Уже к началу этого века куриалы были налицо не во всех городах. Но там, где курии сохранились, куриалы несли повинности в пользу государства и лишены были права продавать свои земли. Главная роль в управлении городами теперь принадлежала королевским должностным лицам — комитам, викариям и судьям.

Государственное устройство вестготов отличалось в VI в. той двойственностью, которая присуща варварским королевствам, образовавшимся на прежней римской территории. Во 2-й половине VI в. в политическом устройстве Вестготского королевства усилилось значение элементов позднеримской (и византийской) государственности. Уже в начале VI в. при Аларихе II была санкционирована деятельность позднеримских органов государственного управления. Основными фигурами в административной системе были дуксы, комиты и судьи. Они стояли во главе провинций и городских округов. Комиты являлись также чинами дворцовой службы. Королю принадлежала высшая военная, судебная [66] и законодательная власть. Но подготавливаемые законы он обсуждал с епископами и знатью. Король назначал и смещал должностных лиц. Возникает тенденция к установлению наследственности королевской власти. Еще в начале VI в. для политических порядков Вестготского королевства было характерно убийство неугодных готам королей и избрание новых (Григорий Турский называл это «отвратительным обычаем готов»).51) Леовигильд сделал королевскую власть более стабильной. Король принял меры для ограничения своеволия знати. Непокорные магнаты были подвергнуты репрессиям.52) Король старался обеспечить наследственность королевской власти, назначив своих сыновей соправителями. Установлен был новый дворцовый порядок (очевидно, по византийскому образцу) — особое королевское одеяние и трон, введена новая королевская титулатура. Со времени Рекареда король именуется «святейшим» (sanctissimus princeps), он присваивает себе наименование Flavius. Во время регентства Теодериха в Испании еще сохранялся римский принцип разделения гражданских и военных властей. Но позднее, уже при Тевдисе, такой порядок не применяется. Комитам провинций и городских общин принадлежали судебные, полицейские и фискальные функции, а также военная власть.

В Вестготском королевстве сохранена была римская налоговая система, хотя и с рядом изменений. Основой ее стал поземельный налог (tributum), с которым, очевидно, слился подушный налог; взимались также подать на содержание войска и королевских должностных лиц (annona), налог с торговых операций (auraria), натуральные государственные повинности (angariae).

Основу военной системы в VI в., как и ранее в Тулузском королевстве, составляло готское народное ополчение. Оно по-прежнему состояло из отрядов и подразделений в тысячу, в пять сотен, в сотню и десяток воинов во главе с соответствующими начальниками, находившимися в подчинении у комитов тех округов, где формировались отряды ополчения. Наиболее знатные и состоятельные готы брали с собой в поход своих дружинников — букцелляриев и вооруженных сервов. Воины сохраняли за собой право на часть военной добычи и штрафов, взимавшихся с нарушителей воинской повинности. Несмотря на то что военная система носила в основном германский характер, ей не чуждо было влияние римских военных институтов. В Бревиарий Алариха вошли положения римского права, касавшиеся завещаний солдат, военного пекулия, рассмотрения судебных дел между военными и гражданскими лицами. В пограничных районах у готов имелись оборонительные сооружения, укрепленные пункты. Такой limes был создан готами в Септиманской Галлии — на границе с франкским королевством. Сходные укрепления были на севере — на границе с кантабрами и со свевами, на юге — на границе с византийцами.53) В некоторых крепостях и городах размещались постоянные гарнизоны. В Кельтиберии Леовигильдом выстроен был новый город — Реккополис. [67]

В системе управления еще сохранялись некоторые черты архаического германского устройства, хотя народные собрания племени, очевидно, исчезли. Последнее упоминание о народной сходке, на которой был смещен в Мериде уполномоченный остготского короля Теодериха, относится к 529 г.54)

Для судопроизводства характерно было осуществление суда королевскими должностными лицами, но при участии заседателей (auditores). В праве VI в. отражено наличие таких германских обычаев, как очистительная клятва, компенсация в денежной форме за убийство и другие преступления, выплате возмещения за дарение. В то же время свод законов, составленный Леовигильдом, проникнут и влиянием римского права. Из Бревиария Алариха заимствована была глава о степенях родства (de gradibus). Земля теперь была включена в число тех видов имущества, которые являются субъектом купли-продажи. Устранена была ответственность родичей за преступления, совершенные их родственниками. Обнаруживается влияние законодательства Юстиниана на вестготское право VI в.55)

Вестготское государство оставалось в VI в. этнически гетерогенным. Испано-римское и германское население сохраняло известную обособленность в религиозной, правовой и политической жизни. Но нет оснований представлять себе эти этнические группы и в VI в. изолированными друг от друга, считать, что готы образовали политическую суперструктуру в стране, в которой испано-римляне были подданными, а германцы — господствующим слоем.56) Точно так же односторонним следует считать утверждение, что испано-римская знать, утвердившаяся в церкви, завоевала Вестготское государство.57)

В VI в. еще сохранилось, как отмечалось выше, некоторое различие в статусе готов и испано-римлян: готы были основой ополчения Вестготского королевства. Воинская повинность в VI в., очевидно, не была распространена на всех испано-римлян. Но знатные испано-римляне располагали собственными вооруженными отрядами (из букцелляриев, вооруженных рабов и колонов).58) Нет данных о том, когда испано-римляне начали служить в войске, но политическое развитие уравнивало потомков завоевателей и коренных жителей полустрова в отношении к военной службе. Во всяком случае в VII в. воинская повинность лежала и на тех, и на других.

Постепенно происходило нивелирование испано-римлян и в отношении к налогам и повинностям. Первоначально готы, вероятно, не платили поземельный налог за наделы, полученные ими при поселении на испанской территории. Но с владений, которые они приобрели позднее, налог, по-видимому, взимался.

Католическая церковь и вестготское государство и до перехода готов в католичество не были антагонистами. Мнение Ф. Дана о том, что церковь находилась в оппозиции по отношению к готской королевской власти, в настоящее время оспаривается в специальной литературе. Известно, что уже на церковных соборах [68] в Атде (506) и в Толедо (531) произносились молитвы за готского короля; Тевдис, по словам Исидора Севильского, относился вполне миролюбиво к католической церкви. Отдельные случаи репрессий по отношению к католическим епископам — явление обычное и для политики католических королей. Особенно же характерен тот факт, что мятеж католика Герменгильда против арианина Леовигильда был представлен в католической литературе той эпохи не как борьба за правое дело, но как «тирания».59) Еще до превращения католичества в государственную религию среди католических епископов имелись и готы. В готской Испании в VI в. церковь и государственный аппарат были связаны в своей деятельности. Еще когда господствующей религией было арианство, короли нередко привлекали арианских епископов к выполнению административных и судебных функций. Епископы в случае нужды оказывали содействие судьям или заменяли их. Католические епископы играли важную роль в городском управлении. После же официального признания католичества государственной религией католическая церковь непосредственно включилась в деятельность государственного аппарата. В одном из постановлений III Толедского собора провинциальным церковным соборам вменялось в обязанность инструктировать чиновников о порядке взимания налогов с населения. Епископы должны были следить за сбором налогов и доносить королю о злоупотреблениях должностных лиц.60) Все это не дает оснований утверждать, что испано-римский элемент в Испании к VI в. поглотил германский, что произошла полная нивелировка двух основных этнических групп в Вестготском королевстве. Еще Леовигильду приходилось подавлять вооруженное сопротивление испано-римской знати и горожан на юге страны.

Об остатках прежнего особого статуса готов свидетельствуют такие факты, как сохранение ими привилегии занимать королевский престол, как наличие наряду с официальным романизированным правом обычного германского права, которое пережило Толедское королевство.

Потомки сенаторской знати и высшее католическое духовенство к концу VI в. уже видели в Вестготском королевстве собственное государство, с которым они были связаны своими жизненными интересами. Характерным показателем отношения верхушки испано-римского населения к готской королевской власти может служить известный пролог к «Истории готов, вандалов и свевов» Исидора Севильского — Laus Spaniae. Патриотическое прославление «матери Испании» сочетается в нем с безусловной лояльностью по отношению к «славному» и победоносному готскому племени.

В общем же в готской Испании осуществлялось дальнейшее развитие тех явлений в социальной жизни, которые наметились уже в позднеримской Испании, т. е. разложение рабовладельческой системы и формирование новых феодальных отношений. Это развитие происходило на полуострове при взаимодействии римских [69] и германских элементов общества. Но данному процессу, характерному и для других варварских королевств, здесь присущи специфические, черты. К ним относятся быстрое разложение родоплеменного строя у германцев и раннее формирование у них общины типа марки, а также наличие смешанных римско-германских деревень, формирование основного производительного класса раннефеодального общества — зависимого крестьянства главным образом за счет потомков прежних римских рабов, колонов, либертинов и мелких прекаристов и лишь во вторую очередь за счет обедневших свободных германских крестьян; формирование феодальной вотчины в основном путем внутренней трансформации позднеримской латифундии; относительно длительное сохранение известных противоречий между римским и германским слоями формирующегося господствующего класса, которое преодолевается лишь к концу VI в.; наличие доримских форм общественного устройства у местного населения на окраинах полуострова. Таким образом, анализ характерных черт социально-экономического и политического строя, сложившегося на полуострове, позволяет утверждать, что в VI в. здесь сложилось раннефеодальное общество и государство. [70]

 

Глава 4.
Вторжение вандалов в Северную Африку. Вандало-аланское королевство

Вандальские племена впервые упоминаются под названием вандалии римскими авторами I в. н. э. Их первоначальные поселения находились, вероятно, в юго-западной Скандинавии и Ютландии. По-видимому, во второй половине II в. до н. э. они пересекли Балтийское море, осели на некоторое время на территории между Нижней Эльбой и Вислой, а затем двинулись дальше на юг по верхнему и среднему течению Одера, где они и находились с I в. до н. э.; вандалы были связаны общностью культа с лугиями.1)

Вандалы делились на силингов и асдингов. Силинти поселились на территории будущей Силезии. Асдинги впервые упоминаются в связи с войной Рима с маркоманами, которые в 171 г. добивались разрешения поселиться в римской провинции Дакии, в чем им, однако, было отказано. В III в. асдинги занимают территорию к востоку от Верхней и Средней Тиосы. Нападения вандалов на Паннонию и Рецию были отражены императорами Аврелианом и Пробом (276—282). Предполагают, что при Константине I часть вандалов получила разрешение поселиться в Паннонии, однако до настоящего времени это не подтверждено археологическими данными.2)

В конце IV в. переселение народов захватило и вандальские племена, к которым тем временем присоединились иранские аланы. Небольшая их часть осталась на прежних местах, большая же часть устремилась на запад. Королем вандалов был в то время Годегизель. В 401 г. они разграбили Рецию; в 405 г. вторглись в область Рейна и Неккара, воспользовавшись тем, что высший военачальник Западной империи, Стилихон, был занят уничтожением в Северной Италии полчищ Радагайса, состоявших из частей различных племен. В сражении с франками, охранявшими в качестве римских федератов переправу через Рейн, вандалы были разбиты и Годегизель пал в битве. Однако вскоре произошло второе сражение, в котором вандалы и аланы победили. Вандалы избрали своим предводителем Гундериха, сына Годегизеля, и в первый день 406 г. вместе с аданами и свевами перешли Рейн. Это произошло в районе Майнца.3) Не встретив [71] серьезного сопротивления, они быстро дошли до Пиренеев, разрушив множество городов на своем пути; много сельских вилл крупных земельных магнатов было сожжено. Переход узурпатора Константина III с его армией из Британии в Галлию заставил пришельцев сократить сферу своих действий. В 409 г. вандалам, аланам и свевам удалось осесть в Испании.

И здесь они вызывали ужас в городах, деревнях и владениях, крупных магнатов. Они распространились по большей части Иберийского полуострова, за исключением Тарраконской провинции. Западно-римское правительство или, вернее, действующий в Испании военачальник узурпатора Константина III Геронтий, было вынуждено заключить с ними договор, чтобы выиграть время для подготовки ответных действий. Асдинги были направлены в Восточную Галисию, силинги — в Бетику, а аланы — в Лузитанию и Картахенскую провинцию, причем остается неясным, получили ли они там земли на основе римской hospitalitas. Во всяком случае, очевидно, что поселение не привело к созданию вандало-аланского государства, хотя процесс социальной дифференциации шел быстро. Вероятно, уже в Испании вандалы и аланы приняли христианство в форме арианства.4)

Тем временем центральная власть Западной империи нашла союзников в вестготах, также вторгшихся в Испанию, и с их помощью двинулась против вандалов и аланов. В 416 и 418 гг. вестготская армия во главе с королем Валией (415—418) разбила в ряде сражений силингов и аланов, причем силинги были почти полностью уничтожены. С этих пор остатки силингов и аланы подчинились королю асдингов и больше не выбирали своих королей.

Поскольку вестготы в 418 г. получили в качестве федератов право поселиться в юго-западной Галлии, в Аквитании и ушли из Испании, Западная империя стала вербовать свевов, пытаясь теперь использовать их против вандалов и аланов. Еще в 418 г. римское войско спасло от поражения армию свевов в битве с вандалами и аланами под Брагой. В 422 г. римская армия под командованием военачальника Кастина предприняла широко задуманный поход против вандалов и аланов. Однако завершился этот поход серьезным поражением Империи; вандалы и аланы захватили Тарраконскую провинцию и юго-восточное побережье Испании. Эта победа вандалов и аланов нанесла тяжелый удар римскому господству в Испании. Победители захватили портовые города и, реквизировав римские корабли, напали на Балеарские острова и мавританское побережье. В 428 г. они заняли важные города Гиспалис и Картахену. В том же году умер король Гундерих, и во главе уже достаточно окрепшего королевства стал его сводный брат, сын Годегизеля и рабыни, Гейзерих (428—477).

В 427 г. началась гражданская война между центральной властью Западной империи и военачальником римских военных отрядов в Северной Африке Бонифацием. Однако императрица [72] Галла Плацидия, правившая от имени своего несовершеннолетнего сына Валентиниана III (425—455), примирилась с Бонифацием, вновь занявшим к началу 429 г. свои прежние должности. В 427—428 гг. берберским племенам удалось прорвать римский лимес в Северной Африке и продвинуться далеко в глубь провинции. Этими политическими трудностями Рима в Северной Африке воспользовались вандалы и аланы, готовя во главе со своим энергичным королем Гейзерихом переправу в Африку, которую они успешно осуществили в мае 429 г. Причина того, что вандалы и аланы ушли из богатой Испании, заключалась не в голоде или недостатке земли для поселений. Продукты питания, а также пахотная земля и пастбища имелись там в изобилии. Вероятно, Гейзерих своевременно оценил опасность возрастающего давления свевских, вестготских и римских армий, поставивших своей целью полное уничтожение вандалов и аланов. К тому же обширные области Пиренейского полуострова были опустошены в результате военных действий последних десятилетий, и вандалы надеялись найти более богатые земли в Африке.5) Гейзерих переправился через Гибралтар с 80-тысячной армией.

Завоевание Римом Северной Африки началось в. 146 г. до н. э. с уничтожения Карфагенского государства. Примерно через 200 лет было завершено подчинение Северной Африки и включение ее в систему римских провинций. После нового деления империи, проведенного Диоклетианом и Константином, в Римской Северной Африке были следующие провинции: Мавретания Тингитанская на крайнем западе с главным городом Тингисом (Танжер); к этой провинции примыкала на востоке Мавретания Цезарейская (главный город Цезарея — Шершель), где стоял римский флот. Обе провинции управлялись прокуратором всаднического сословия. Далее к востоку лежала провинция Мавретания Ситифенская (главный город Ситиф — Сетиф). Затем провинция Нумидия с главным городом Циртой, получившим с 312 г. в честь императора Константина I наименование Константины (Constantine). В северной части нынешнего Туниса находилась провинция Проконсульская Африка (главный город — Карфаген близ Туниса); к югу отсюда была образована провинция Бизацена (главный город — прибрежный Гадрумет — Сус). К юго-востоку тянулась провинция Триполитания с главным городом Лептис Магна. Все эти провинции, кроме Мавретании Тингитанской, принадлежавшей к галльской префектуре, были частью итало-африканской префектуры. Мавретания Тингитанская входила в испанский диоцез (XV), тогда как остальные североафриканские провинции составляли африканский диоцез (XI). Расположенные восточнее Ливия и Египет принадлежали Восточной Римской империи и остаются поэтому вне границ нашего рассмотрения. Границей между Триполитанией и Ливией был портовый город Arae Philaenorum (Муктар) в юго-восточном углу Большого Сирта; там уже в давнее время проходила граница между Карфагеном и греческой Киренаикой. [73]


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.011 сек.)