|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Варварское королевство (его характер и социальная сущность) 17 страницаСочетание черт римских государственных и политических учреждений с элементами организации управления варварского общества характерно для всего политического строя Остготского королевства. Административная система сохраняла в основном позднеримские черты. Как и ранее, существовало деление государства на провинции, городские общины — civitates. Центром управления был palatium. Главные должностные лица дворца составляли consistorium sacrum. Важнейшими должностными лицами были префект претория, magister officiorum, comes patrimonii, городской префект. Почетной должностью без какого-либо реального значения в управлении было звание консула. Сохранял свое существование сенат, функции которого были, как и в предшествующий период, ограниченными: он занимался городскими делами Рима, ему были подсудны некоторые виды правонарушений, он вмешивался в ряде случаев в дела церкви. По-прежнему право быть сенаторами имели те, кто занимал высшие должности — консула, патриция, magister officiorum и др. Римской в основном оставалась налоговая система. С населения взимались поземельный налог (о подушном нет упоминаний), налоги с торгового оборота (siliquaticum), торговый побор (auraria). Сохранялись натуральные повинности — строительные [182] работы, обязанность предоставления постоя и проч. Налоги платили не только римляне, но и варвары.71) В соответствии с римскими юридическими принципами осуществлялось и судопроизводство. Верховной судебной инстанцией была королевская курия — comitatus. Какие-либо данные о легально осуществляемых германских формах судопроизводства в источниках отсутствуют. Наряду с традиционным римским устройством в политической организации Остготского королевства обнаруживается ряд новых черт, хотя не всегда можно с определенностью установить их происхождение: являются ли они пережитками организации управления варваров или возникли в новой исторической обстановке. В административной системе наиболее значительным нововведением, отражающим двойственный состав населения королевства и усиление принципа частной власти короля, были институты комитов готов и сайонов. Комиты готов (comites Gothorum) стояли во главе провинций и городских общин (в том числе и там, где не было готов). Они осуществляли суд, начальствовали над военными отрядами и гарнизонами. Комиты готов входили в римскую систему рангов (в высший ранг). Имелись комиты и при дворе, выполнявшие различные поручения короля. А. Гальбан, отмечая германское происхождение должности готского комита, высказывал мнение, что его нельзя отождествлять с франкским графом. Во Франкском королевстве, отмечает он, граф приобретал судебные функции по мере утраты их народным судебным собранием с его судебными заседателями.72) Отсутствие данных о таком процессе преобразования судебных институтов у остготов в источниках не исключает, однако, того, что подобный процесс имел место и у готов, но, по-видимому, он шел более быстро, спонтанно. Сайоны — должностные лица готского происхождения; не имея строго определенной сферы деятельности, они выполняли самые разнообразные поручения короля: возглавляли военные отряды, приводили в исполнение решения судов, осуществляли принуждение по отношению к тем, кто уклонялся от внесения налогов, передавали королевские приказания, помогали комитам в исполнении их обязанностей, а иногда и контролировали их деятельность. Сайоны разбирали на месте дела, изъятые из ведения обычных судов, и осуществляли защиту лиц, испросивших защиту у короля. Сайоны вступали в действие обычно тогда, когда власть римских должностных лиц оказывалась недостаточной.73) В Остготском королевстве сохранилось дружинное начало, и оно не осталось без влияния на государственный аппарат. Юноши из знатных семей воспитывались при дворе. Со временем они занимали дворцовые должности, становились майордомами. Доверенными лицами короля являлись члены его дружины — armiger и spatharius. Готские советники короля вместе с некоторыми его приближенными из числа римлян образовывали королевский совет. Именно этот совет, а не consistorium sacrum, играл определяющую роль в Равенне.74) В податной системе произошли некоторые изменения по [183] сравнению с позднеримским периодом. Такой тщательный учет состава хозяйства, который осуществлялся прежде, в новых условиях перестал применяться (особенно в связи с отменой положения о неразрывной связи оригинариев с их наделами), и взносы с земельных владений были теперь стабильными.75) Наиболее существенно отличалась от позднеримских порядков остготская система военного устройства. Несли военную службу только готы и другие варвары, населявшие территорию королевства. Римлян привлекали лишь к строительству оборонительных сооружений и они служили во флоте, который не играл, однако, существенной роли в остготский период. По-видимому, готское войско делилось на тысячи и сотни, но обстоятельные данные о связи этой системы с общественным устройством готов в источниках отсутствуют. Имеются лишь упоминания о милленариях (тысячниках).76) Влияние римской государственности на военную систему выражалось в наличии постоянных военных гарнизонов в ряде городов и крепостей (Неаполе, Нурсии, Тичино, Тортоне), в централизованной системе снабжения воинов оружием (что облегчалось сохранением римских оружейных арсеналов), в выдаче воинам подарков — donativa. Однако система раздач претерпела некоторые изменения: они осуществлялись теперь не от случая к случаю, а регулярно, ежегодно. Эти раздачи стали связывать с военными смотрами, и подарки предоставлялись воинам в соответствии с их боевыми заслугами.77) Теодерих и его преемники издавали эдикты, которые были действительны для всего населения Остготского королевства. Наиболее крупный из них, «Эдикт Теодериха», согласно традиционной точке зрения, был издан остготским королем в начале VI в. Этот небольшой юридический памятник содержит главным образом нормы публичного и отчасти светского права. Они направлены прежде всего на защиту частной собственности, на предупреждение злоупотреблений и насилий со стороны должностных лиц и магнатов. Юридической основой «Эдикта» служит римское право.78) Принципиально новых положений в «Эдикте» очень мало, и они, как правило, не связаны непосредственно с социальными отношениями варваров. Показателем влияния германского права некоторые исследователи считали применение очистительной клятвы.79) Стремление же «Эдикта» подавить некоторые черты германского права проявляется в запрещении таких обычаев, как похищение невесты, самостоятельное преследование преступника.. В 50-х годах нынешнего века итальянские исследователи П. Раси и Дж. Висмара стали оспаривать остготское происхождение «Эдикта», доказывая, что автором его был вестготский король Теодерих. Главными доводами против остготского происхождения «Эдикта» являются ссылки на отсутствие каких-либо упоминаний о нем в «Variae» Кассиодора и в хрониках, в «Прагматической санкции», отсутствие в его тексте термина «готы», некоторые противоречия между постановлениями «Эдикта» и соответствующими положениями Кассиодора, полное игнорирование [184] данным судебником таких специфически готских должностных лиц, как комиты готов и сайоны. В то же время, отказываясь от версии об итальянском происхождении «Эдикта», трудно объяснить содержащиеся в нем упоминания о захоронениях трупов внутри города Рима и о судьях, назначенных в Риме.80) Но во всяком случае этот памятник отражает социальные отношения, характерные не для германского (остготского или вестготского), а для местного римского населения. Своеобразие правового устройства Остготского королевства (общее лишь с Вандальским королевством) состоит в отсутствии записи обычного права германцев — завоевателей страны. Это не значит, что готское право исчезло полностью. У готов сохранялось собственное семейное и наследственное право. Готским обычным правом (дополняя его эдиктами готских королей), очевидно, пользовались комиты готов, рассматривая тяжбы между своими соплеменниками. Запись же готского права не была осуществлена, вероятно, вследствие быстрого разложения родовых связей у готов.81) Таким образом отличительной чертой Остготского королевства была устойчивая двойственность организации управления. Существование двух параллельных рядов органов управления, связанных в одном случае с римской, в другом с готской частью населения, продолжалось до конца истории королевства. В период же войны против Византии эти органы власти оказались вовсе разобщенными. Католическая церковь в остготской Италии утратила положение государственной церкви, но сохранила свое влияние на италийское население и обладала обширными земельными владениями. Остготский король в соответствии со своей политикой союза с италийской знатью проявлял религиозную терпимость и считался с существенной ролью католической церкви в общественных делах. Санкционировано было право церковного убежища, признание получила юрисдикция папы над клириками (в первой инстанции). Епископы играли известную роль в городском управлении (участвовали в фиксации цен на некоторые товары, в установлении размеров пошлин).82) Король активно вмешивался в дела католической церкви, в частности и в назначение пап, поддерживал римскую церковь во время ее конфликта с константинопольской церковью, выступал против симонии при выборах пап и епископов.83) Относительно готской арианской церкви имеется немного сведений. Известно, что существовали арианские епископские церкви, обладавшие землями, сервами. Эти церкви не освобождались от налогов. Богослужение происходило на родном, т. е. готском языке.84) В остготской Италии имели место выступления народных масс и политическая борьба, связанные с классовыми социальными и этническими противоречиями. Поскольку в Италии в этот период сохранялись классы и социальные слои разлагавшегося рабовладельческого общества, а также в значительной мере и его [185] политические учреждения, то налицо были и проявления классовых социальных противоречий, характерных для позднеантичного общества. Но изменения, связанные с созданием варварского королевства, не могли не наложить своего отпечатка на условия развертывания политической борьбы в стране. Противоречия между классами и слоями местного общества переплетались теперь со скрытым антагонизмом между завоевателями и италийским населением, с зарождавшимися коллизиями внутри самого варварского населения. Существенное влияние на политическую жизнь остготской Италии оказывали ее отношения с Византией, более тесные, чем у какого-либо другого варварского королевства. В источниках упоминаются волнения среди городского плебса, связанные с цирковыми представлениями, раздачей анноны, религиозной рознью (выступления против евреев и против отдельных мероприятий властей в отношении католической церкви). Бунтам плебса иногда сопутствовали террористические акции рабов, убийство ими своих господ.85) Как и в эпоху Империи, распространенной формой социального сопротивления рабов и колонов являлось их бегство. О выступлениях крестьян имеются лишь единичные упоминания. Очевидно, эти выступления выражались в уклонении от выплаты налогов и в изолированных случаях — в нападениях на посессоров и купцов.86) Что касается господствующей этнической группы, то в источниках имеются упоминания об отказе готов от уплаты налогов87) (на подъеме борьбы народных масс против господствующего класса в 40-х годах VI в., когда претерпел изменения сам характер готской власти, мы остановимся ниже). Готское правительство считало своей важной задачей предотвращение и подавление выступлений народных масс. Оно устанавливало суровые кары для участников бунтов, принимало меры для возвращения беглых их господам, лишало римлян права ношения оружия.88) Наряду с классовыми противоречиями, представлявшими собой развитие антагонизмов позднеантичного общества, в Остготском королевстве имели место столкновения, обусловленные социальной дифференциацией среди готов, а также различием интересов варварской и римской частей населения страны. Обособленность италийцев и германцев в политической, правовой и религиозной сферах жизни сохранилась в Италии до конца истории Остготского королевства. Создание этого королевства и поселение готов в Италии не могли не нарушить интересы италийского господствующего класса, поскольку он лишился части своих земельных владений и монополии на занятие должностей в государственном аппарате. Королевская власть выражала прежде всего интересы готской знати и в известной мере широкого слоя готских рядовых свободных. Но она не могла не считаться с интересами римской знати и католической церкви, которые сохранили весьма сильные позиции в экономике и значительное влияние на население города и церкви, т. е. на подавляющее большинство подданных готских королей. Римская знать видела в остготской [186] королевской власти политическую силу, обеспечивавшую ей сохранение общественного порядка внутри страны и защиту от внешних противников.89) Политический режим, установленный Теодерихом, по существу представлял собой компромисс между готской и римской знатью, разделившей не только земельные владения, но и власть в государстве. Гражданские должности остались в основном в руках италийской знати, а военная власть была предоставлена готским магнатам. Теодерих, как уже отмечалось, поддерживал римского папу и италийское католическое духовенство, вступивших в конфликт с восточной церковью и византийским императором. Все это не означало полной гармонии интересов высшего слоя римского общества и готской знати. В сочинениях наиболее ревностных римских сторонников альянса с готским королем (епископа Эннодия, магистра оффиций, а позднее префекта претория Кассиодора), а также в некоторых хрониках настойчиво подчеркивалось полное согласие обоих народов и выгоды, полученные римлянами в результате создания в Италии Остготского королевства. Отмечалась безболезненность процедуры раздела земель между готами и римлянами,90) приобретение римлянами военных защитников в лице готов,91) установление общественного порядка и безопасности в стране.92) Остготскому правительству, очевидно, удалось добиться в первый период правления Теодериха известных успехов и во внутренней и во внешней политике. Но оно не устранило противоречий и борьбы ни внутри италийского населения, ни в отношениях между готами и римлянами. Действительное положение в италийской деревне в начале VI в. было далеко от той идиллической картины, которую рисовали упомянутые авторы. Официальные документы исходят из того факта, что римлянам угрожают конфискации их имущества или незаконный захват их земель готами,93) чрезмерное обременение налогами.94) Правительству приходилось неоднократно напоминать варварам-воинам, что недопустимо грабить провинциалов, обращаться с ними как с рабами.95) То обстоятельство, что военная служба стала обязанностью только готов, было не только освобождением италийцев от тяжкого бремени, но одновременно и их разоружением. Они оказывались беспомощными перед лицом своих всегда готовых применить оружие соседей-варваров.96) Из источников видно, что наиболее болезненно римская знать воспринимала произвольные посягательства королевской власти и готских магнатов на ее имущество и личную безопасность, ограничения в возможности занятия должностей в государственном аппарате. В произведениях римских авторов изучаемой эпохи критерием для оценки готских правителей является их способность и готовность избавить римлян от угрожающих им со стороны готов опасностей.97) Характерно, что когда Теодат, ведя переговоры с Юстинианом, решил отказаться от части своих суверенных прав и максимально удовлетворить римскую знать, ориентировавшуюся на Византию, он обещал не казнить сенаторов и духовных лиц и не конфисковывать их имущество без согласия [187] императора, а также не возводить кого-либо в сан патриция или давать какой-нибудь сенаторский ранг. Король сможет лишь просить об этом императора.98) Напоминая римлянам о лояльном отношении к ним готского правительства, Тотила подчеркивал широкие возможности занятия гражданских должностей италийцами.99) После поражения готов в войне италийская знать настояла на предоставлении ей решающей роли в гражданском управлении. Прагматическая санкция Юстиниана предоставила епископам и магнатам (primates) право избирать правителей провинций (provinciarum iudices) из своей среды.100) Позиция и римской и готской знати не была однозначной. Часть римлян, стоявшая за сближение с готской королевской властью, сгруппировалась в «италийскую партию», часть, ориентировавшаяся на Византию, — в «имперскую» или «итало-византийскую партию». Среди готов наряду со сторонниками альянса с римской знатью имелась «национальная» или «ультраготская» группировка, отстаивавшая жесткий курс в отношении римлян, добивавшаяся вытеснения их из государственного аппарата.101) Высшее католическое духовенство в Италии, вставшее на сторону Теодериха во время борьбы за власть между ним и Одоакром и пользовавшееся его поддержкой в период разрыва с восточной церковью, т. е. до 518 г., позднее стало сближаться с находившейся в оппозиции к остготскому правительству римской светской знатью. Оно было тесно связано с ней общими экономическими интересами, культурными и семейными узами. Противоречия между готской и римской знатью, их борьба за земли и участие в государственном управлении протекали то скрыто, то в острых формах — в последние годы правления Теодериха, в период правления Амаласунты. Византийская интервенция означала одновременно и войну италийской знати против готского господства; на стороне готской королевской власти со времени занятия престола Витигисом оставалась лишь очень незначительная часть представителей высшего слоя римлян. Охарактеризованные выше противоречия и борьба внутри римского общества, с одной стороны, между римлянами и готами, с другой, осуществлялись почти до конца существования Остготского королевства параллельно и без видимой взаимосвязи. Но после прихода к власти Тотилы произошли существенные изменения в политической позиции королевской власти и в соотношении классовых и политических сил в стране. Война привела не только к разрыву мирных отношений между готами и римской знатью, но и к обострению классовых противоречий. Успешные военные походы готов в 544—545 гг. с севера на юг Италии и освобождение почти всей страны от византийских войск повлекли за собой бегство значительной части римских магнатов из имений. Сложившаяся ситуация была использована многими мелкими держателями, рабами и колонами, особенно на юге страны: они переставали выплачивать налоги имперским властям, вносить оброки своим хозяевам и их агентам, нести повинности. Нередко рабы оставляли имения и примыкали к готам или селились на новых местах, улучшая свое положение. Частыми стали браки рабов со свободными. Тотила использовал создавшееся новое положение. Он, как отмечает Прокопий, разрешил всем земледельцам обрабатывать земли, которые фактически оказались в их владении, а подати, которые они ранее выплачивали в казну, и оброки, вносившиеся владельцам земли, приказал взимать в свою пользу.102) Ведя переговоры с римлянами, готский король категорически отказывался от выдачи беглых рабов, вступивших в его войска.103) Разрыв готов с римским господствующим классом при Тотиле и его преемнике Тейе стал еще более резко выраженным, чем прежде. Римлян на службе у готов уже почти не оставалось. По отношению к римской верхушке принимались репрессивные меры.104) Помимо рабов войско готов в отдельных случаях поддерживали крестьяне (по-видимому, колоны и другие зависимые земледельцы). Так, согласно сообщению Прокопия, Тотила собрал в Лукании отряд крестьян, укрепил его некоторым количеством готских воинов и направил против подразделения византийских воинов (антов) и крестьянского ополчения, созванного римским магнатом Туллианом — союзником византийцев.105) Позднее готский король заставил находившихся в его власти римских магнатов воздействовать на своих крестьян таким образом, чтобы они покинули отряд Туллиана и вернулись работать на поля. Крестьяне подчинились.106) В войске Тотилы находились также дезертиры из римских войск, те, кто, по словам Прокопия, питал склонность к государственным переворотам.107) Некоторые исследователи усматривали в экономической и социальной политике Тотилы революционные черты. Отмечалось, что он опирался на зависимых крестьян и колонов и осуществил в значительной мере экспроприацию крупных землевладельцев, что его действия вели к революции в сфере социальных и экономических отношений.108) Следует иметь, однако, в виду, что Тотила не произвел таких глубоких преобразований, которые позволили бы характеризовать их как революционный переворот. Источники не дают оснований говорить о всеобщем освобождении рабов Тотилой. Очевидно, что в готские войска вступали беглые рабы.109) Рабы продолжали обрабатывать имения и италийцев, и готов.110) Широкие слои италийского населения, особенно городского, во время войны поддерживали византийцев. Плебс в Риме добровольно вступал в войска Велизария.111)Можно согласиться с мнением З. В. Удальцовой, что Тотила не стремился к полному уничтожению римского крупного землевладения и не помышлял о ликвидации институтов рабства и колоната.112) Вместе с тем объективное значение социальных и экономических мероприятий готского короля было велико: они представляли собой решительный удар по сохранившемуся в Италии рабовладельческому укладу хозяйства. Это оказалось возможным вследствие изменения [189] всей исторической обстановки и самого характера Остготского королевства по сравнению со временем правления Теодериха и его ближайших преемников. Во время войны с Византией временный союз римской и готской знати, установленный при Теодерихе, пришел к концу. Готская королевская власть стала опираться в значительной степени на рядовых готов. В таких условиях были предприняты относительно радикальные экономические и социальные мероприятия Тотилы. В общем же в остготский период в Италии сохранялись те элементы феодальных отношений, которые возникли еще в позднеримской Италии. Разложение родовых отношений у остготов тоже создавало предпосылки для феодализации. Но рабовладельческий уклад хозяйства в VI в. в Италии оставался еще достаточно прочным, взаимодействие римских и германских элементов прогрессировало медленно, процесс феодализации не получил значительного развития. Внутренние противоречия Остготского королевства, выражавшиеся в антагонизме между производительными классами общества и крупными землевладельцами, с одной стороны, и в противоречии между римскими магнатами и готской знатью, а также социальным слоем рядовых готов, с другой, обусловили (наряду с некоторыми другими факторами) неспособность этого варварского королевства противостоять византийской агрессии. [190]
Глава 11. По данным древнейших источников, повествующих о лангобардах, и в соответствии с данными археологических раскопок, лангобарды расселились по обеим берегам нижней Эльбы уже в последние десятилетия I в. до н. э.1) Эта область и была, по-видимому, их родиной, ибо, хотя нарративные источники раннего средневековья сообщают, что родиной лангобардов была Скандинавия, археологический материал это не подтверждает. Самые ранние упоминания о лангобардах мы встречаем у Страбона, Веллея Патеркула, Тацита и Птолемея.2) Древнейшие, известные в настоящее время, поселения лангобардов находились на левом берегу Эльбы. Там сохранилось и название племени лангобардов в существующем со времени Каролингов Барденгау (Bardungawi) и в названии местности Бардовик (Bardowick). Поселения лангобардов граничили на северо-западе с хавками, а на западе с ангривариями. Территория лангобардов отделялась от хавков и ангривариев широкой полосой пустынной лесной местности. Предполагается, что в первые годы нашей эры в связи с походом римлян под командованием Тиберия, на время подчинившего хавков и лангобардов с левого берега Эльбы, часть лангобардов была переселена на территорию вправо от Нижней Эльбы: «Сломлена была сила лангобардов, племени, чья дикость превышает даже обычную дикость германцев».3) Военную мощь лангобардов отмечал позже и Тацит: «Лангобардов красит их незначительное число. Окруженные многочисленными и могущественными народами, они ищут спасения не в подчинении, а в мужественной борьбе и смелой предприимчивости».4) Это суждение подтверждается археологическим материалом. В нижнеэльбских некрополях I—II вв., которые считают лангобардскими, найдены захоронения с большим количеством оружия (мечи с одним и двумя лезвиями, копья, щиты с железной сердцевиной и наконечники стрел, последние, впрочем, в I—II вв. встречались еще редко).5) Легенда гласит, что вначале лангобарды назывались «виннилиами» (вероятно, «воинами»); но эта легенда содержится в источниках, лишь начиная с VII в. Те писатели, которые раньше [191] всего упоминают об этом племени, называют их лангобардами. Указывается также, что у них с древнейших времен большое значение имел культ Вотана. Малочисленное, но воинственное племя лангобардов вновь появляется на исторической сцене в связи с началом войны с маркоманнами. В 166—167 гг. 6 тыс. лангобардов в союзе с обиями напали на римскую границу в Верхней Паннонии и вторглись в область между Бригетио (Сени) и Аррабона (Дьер). Они были, однако, отброшены римским войском и вернулись на родину.6) Вероятно, этот поход предприняла лишь часть племени. В последующие века в античной историографии нет речи о лангобардах. Исторические источники VII—IX вв., посвященные истории лангобардов, включают и устную традицию о раннем периоде их существования. К этим источникам относятся: Origo gentis Langobardorum (середина VII в.), Historia Langobardorum Павла Диакона (конец VIII в.) и другая Historia Langobardorum (начало IX в.), которую называют также Codex Gothanus по рукописи, хранящейся в библиотеке в Готе. Так называемый Фредегар (первая половина VII в.) также сообщает сведения об истории лангобардов. Легендарное содержание этих источников, в которых идет речь о движении лангобардов на юг, подчас трудно истолковать. Вероятно, они ушли из своей родины Мауринги, области на Нижней Эльбе, во второй половине IV в., под давлением начавшейся датской экспансии.7) Павел Диакон передает устные сообщения об уходе лангобардов с Эльбы следующим образом: «После того как лангобарды ушли из Мауринги, они двинулись к Голанде, где пробыли некоторое время, после чего, как говорят, ряд лет занимали Антайб, Бантайб, а также Бургундайб».8) Как локализовать Голанду, мы не знаем. Э. Демужо предполагает, что ее нужно искать в области Люнебургской степи, где впоследствии находился Барденгау.9) Вероятно, лангобарды шли вверх по Эльбе или между Эльбой и Одером на юго-восток, пересекли область Бранденбурга и Лаузиц, нередко прерывая свой путь. Бантайб как будто лежит в Богемии, где археологами обнаружены остатки материальной культуры конца V в., которую продолжала культура лангобардов в Паннонии, датируемая VI в.10) В своем странствии лангобарды в середине V в. сталкивались с гуннами (Vulgares), причем поражения и победы сменяли друг друга.11) В 487—488 гг. германское племя ругиев было полностью разбито Одоакром и его братом Хуивульфом. На территории этого маленького «королевства», расположенного напротив римской провинции Noricum ripense на левом берегу Дуная, в так называемой стране ругиев, осели в 488—489 гг. лангобарды во главе со своим королем Гудеоком.12) Вскоре после этого они двинулись дальше на юго-восток и натолкнулись на сильное сопротивление народа герулов, которому удалось даже на несколько лет подчинить лангобардов. Однако при короле Тато лангобарды в 510 г. нанесли решительное [192] поражение герулам. В этом сражении пал и король герулов Родольф. Находящееся на стадии формирования королевство герулов было уничтожено лангобардами. Так как герулы были союзниками остготов (их король Родольф был «сыном по оружию» короля Теодериха), это означало нарушение союзнической системы остготов.13) Примерно к этому времени, после того как они заняли землю ругиев, лангобарды приняли христианство арианского толка, вероятно, под влиянием герулов и остготов. Тем не менее многие лангобарды, несомненно, остались верны своим традиционным культам; часть племени перешла в католичество. Во всяком случае в 458 г. лангобардские послы при византийском дворе аргументировали необходимость совместных действий против ариан-гепидов тем, что лангобарды, как и византийцы, исповедуют католическую веру.14) Однако король Альбоин был в 566 г. арианином, потому ли, что он тогда только перешел от язычества к христианству, или потому, что из политических соображений счел более целесообразным порвать с католической церковью и принять арианство.15) Вскоре после победы над герулами и убийства Тато новым королем лангобардов стал Вахо. Он правил до 540 г., и в эти десятилетия возникло Лангобардское королевство, начальная стадия существования которого относится к поселению лангобардов на земле ругиев примерно в 488—489 гг. В результате подчинения других племен или осколков таковых в лангобардском обществе стали постепенно формироваться антагонистические классы, хотя остатки родового строя обнаруживаются еще в 568 г., во время похода в Италию. Племя свевов, поселившееся, по-видимому, в Словакии, во всяком случае вне Паннонии, было покорено; под этим наименованием скрывались, вероятно, остатки квадов, большая часть которых вторглась в 407 г. в Галлию вместе с вандалами и аланами. Вахо стал союзником тюрингов и женился на Раникунде, дочери короля тюрингов Бизина. Позже он вступил в брак с дочерью короля гепидов Аустригузой, а две его дочери вышли замуж за франкских королей. В этой брачной политике породнения с нужными правителями он следовал примеру Теодериха Великого, стремясь таким образом стабилизировать свою политическую власть. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |