|
||||||||||||||||||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Определения: этика, мораль, правоЭтика имеет отношение к «принятию решений морального характера в отношении людей и их взаимодействий с обществом» (Kitchener, 1986, р. 306). Термин часто употребляется как синоним слова «мораль», и в отдельных случаях эти понятия совпадают. Оба связаны с «понятиями добра и зла, или учением о человеческом поведении и ценностях» (Van Hoose & Kottler, 1985, p. 2). Тем не менее каждый из этих терминов имеет свое значение. «Этика обычно определяется как философская дисциплина, которая имеет отношение к человеческому поведению и принятию моральных решений» (Van Hoose & Kottler, 1985, p. 3). Этика, по своей природе, является нормативной и концентрируется на принципах и стандартах, которые обусловливают взаимоотношения между людьми; например между консультантами и клиентами. Мораль, с другой стороны, связана с оценкой действий. Она ассоциируется с такими словами, как добро, зло, правильно, неправильно, возможно и должно (Brandt, 1959; Grant, 1992). Консультантам присуши определенные моральные устои, а применяемые ими теории содержат предположения относительно человеческой природы, в которых явно или неявно присутствуют ответы на вопросы: «что представляет собой человек и каким он должен быть?» (Cristopher, 1996, р. 18). Закон – это точная формулировка руководящих стандартов, установленных для того, чтобы гарантировать юридическую и моральную справедливость (Hummell, Talbutt & Alexander, 1985). Закон может быть установлен законодательным органом, решением суда или традицией, как это имеет место в английском обычном праве (Anderson, 1996). Закон не диктует, что является этически верным в данной ситуации, он определяет, что является законным. Иногда то, что не противоречит законам в данный период времени (например, отдельные аспекты расовых, возрастных, сексуальных вопросов), признается определенной частью общества неэтичным и аморальным. В качестве примера можно привести противоречие между юридическими и этическими аспектами в принятой в 1994 году Поправке Хелмса/Смита к Закону о начальном и среднем образовании (Elementary and Secondary Education Act – ESEA). В этой поправке предпринималась попытка урезать финансирование школ, проводящих консультирование для учащихся-гомосексуалов и лесбиянок. Конфликты между законом и морально-этической системой общества могут происходить на разных уровнях (табл. 3.1). Часть из этих конфликтов решается в суде. Действительно, многие консультанты относятся к жалобам этического характера с не меньшей серьезностью, чем к судебным искам (Chauvin & Remley, 1996). Хотя законы более объективны и конкретны, чем большинство этических и моральных кодексов, они зачастую изменяются в ответ на требования отдельных людей или групп. Таблица 3.1 Взаимодействие этики и права
Источник: Ethical and professional issues in counseling (p. 86), by R. R. Cottone and V. M. Tarvydas, 1998, Upper Saddle River NJ: Prentice Hall and Guide to ethical practice in psychotherapy by A. Thompson, 1990, New York: John Wiley & Sons. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |