АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС 15 страница

Читайте также:
  1. IX. Карашар — Джунгария 1 страница
  2. IX. Карашар — Джунгария 2 страница
  3. IX. Карашар — Джунгария 3 страница
  4. IX. Карашар — Джунгария 4 страница
  5. IX. Карашар — Джунгария 5 страница
  6. IX. Карашар — Джунгария 6 страница
  7. IX. Карашар — Джунгария 7 страница
  8. IX. Карашар — Джунгария 8 страница
  9. IX. Карашар — Джунгария 9 страница
  10. Августа 1981 года 1 страница
  11. Августа 1981 года 2 страница
  12. Августа 1981 года 3 страница

____________ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА________ 148

относится к восточной, греческой части империи, которая выходит за рамки нашего рас­смотрения. Всеобщее обнищание, упадок торговли, ремесла и искусства, сокращение насе­ления, запустение городов, возврат земледелия к более низкому уровню — таков был конеч­ный результат римского мирового владычества.

Земледелие, решающая отрасль производства во всем древнем мире, теперь снова, более чем когда-либо, приобрело такое значение. В Италии громадные комплексы имений (лати­фундии), после падения республики охватывавшие почти всю территорию, использовались двояким образом: либо под пастбища, и там население было заменено овцами и быками, уход за которыми требовал лишь небольшого числа рабов; либо в качестве вилл, где руками массы рабов велось садоводство в больших размерах — отчасти для удовлетворения потреб­ностей живущего в роскоши владельца, отчасти для сбыта на городских рынках. Крупные пастбища сохранились и были даже расширены; поместья-виллы и их садоводство пришли в упадок вместе с разорением их владельцев и запустением городов. Основанное на рабском труде хозяйство латифундий перестало приносить доход; но в ту эпоху оно было единствен­но возможной формой крупного сельского хозяйства. Мелкое хозяйство снова сделалось единственно выгодной формой земледелия. Одна вилла за другой дробились на мелкие пар­целлы, последние передавались наследственным арендаторам, уплачивавшим определенную сумму, или их получали partiarii* которые были скорее управляющими, чем арендаторами, и получали за свой труд шестую, а то и всего лишь девятую часть годового продукта. Преоб­ладала, однако, сдача этих мелких парцелл колонам, которые уплачивали ежегодно опреде­ленную сумму, были прикреплены к земле и могли быть проданы вместе со своей парцеллой; они, правда, не были рабами, но и не считались свободными, не могли вступать в брак со свободными, и их браки между собой рассматривались не как законные, а, подобно бракам рабов, как простое сожительство (contubernium). Они были предшественниками средневеко­вых крепостных.

Античное рабство пережило себя. Ни в крупном сельском хозяйстве, ни в городских ма­нуфактурах оно уже не приносило дохода,, оправдывавшего затраченный труд, — рынок для его продуктов исчез. А в мелком земледелии и мелком ремесле, до размеров которых сокра­тилось огромное производство времен расцвета империи, не могло найти применение боль­шое число рабов. Только для рабов, обслуживавших домашнее хозяйство

— дольщики. Ред.


______________________ VIII. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ А У ГЕРМАНЦЕВ_________________ 149

и роскошную жизнь богачей, оставалось еще место в обществе. Но отмирающее рабство все еще было в состоянии поддерживать представление о всяком производительном труде, как о рабском деле, недостойном свободных римлян, а таковыми теперь были все граждане. Ре­зультатом было, с одной стороны, — увеличение числа отпускаемых на волю рабов, излиш­них и ставших обузой, а с другой стороны, — увеличение числа колонов и обнищавших сво­бодных (напоминающих poor whites* бывших рабовладельческих штатов Америки). Христи­анство совершенно неповинно в постепенном отмирании античного рабства. Оно в течение целых столетий уживалось в Римской империи с рабством и впоследствии никогда не пре­пятствовало работорговле у христиан: ни у германцев на севере, ни у венецианцев на Среди­земном море, ни позднейшей торговле неграми**. Рабство перестало окупать себя и потому отмерло. Но умирающее рабство оставило свое ядовитое жало в виде презрения свободных к производительному труду. То был безвыходный тупик, в который попал римский мир: раб­ство сделалось невозможным экономически, труд свободных считался презренным с точки зрения морали. Первое уже не могло, второй еще не мог быть основной формой обществен­ного производства. Вывести из этого состояния могла только коренная революция.

В провинциях дело обстояло не лучше. Больше всего сведений мы имеем относительно Галлии. Наряду с колонами здесь существовали еще свободные мелкие крестьяне. Чтобы ог­радить себя от насилия чиновников, судей и ростовщиков, они часто прибегали к покрови­тельству, патронату какого-нибудь могущественного лица; так поступали не только отдель­ные крестьяне, но и целые общины, так что императоры в IV веке неоднократно издавали эдикты о запрещении этого. Но что это давало искавшим покровительства? Патрон ставил им условие, чтобы они передавали ему право собственности на их земельные участки, а он взамен этого обеспечивал им пожизненное пользование последними. Эту уловку усвоила святая церковь и усердно применяла в IX и X веках в целях расширения царства божьего и своих собственных земельных владений. Правда, тогда, примерно в 475 г., епископ Сальвиан Марсельский еще возмущается против такого грабежа и рассказывает, что гнет римских чи­новников и крупных землевладельцев сделался столь невыно-

— белых бедняков. Ред.

" По словам епископа Лиутпранда Кремонского, в X вене в Вердене, следовательно в Священной герман­ской империи, главным промыслом была фабрикация евнухов, которые с большой прибылью вывозились в Ис­панию для мавританских гаремов170.


____________ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА________ 150

симым, что многие «римляне» бегут в местности, уже занятые варварами, а поселившиеся там римские граждане ничего так не боятся, как очутиться снова под римским владычест­вом171. О том, что в то время родители из-за бедности часто продавали своих детей в рабство, свидетельствует изданный против этого закон.

Германские варвары в награду за то, что освободили римлян от их собственного государ­ства, отняли у них две трети всей земли и поделили ее между собой. Раздел происходил со­гласно порядкам родового строя; ввиду сравнительно небольшой численности завоевателей, обширные земли оставались неразделенными, во владении частью всего народа, частью от­дельных племен и родов. В пределах каждого рода пахотная земля и луга были поделены между отдельными хозяйствами равными участками по жребию; повторялись ли переделы в дальнейшем — нам неизвестно, во всяком случае в римских провинциях они скоро прекра­тились, и отдельные участки были превращены в отчуждаемую частную собственность — аллод. Лес и выгоны оставались неподеленными в общем пользовании; это пользование ими, а также способ обработки поделенной пашни, регулировались древним обычаем и постанов­лениями всей общины. Чем дольше жил род в своем селе и чем больше постепенно смеши­вались германцы и римляне, тем больше родственный характер связи отступал на задний план перед территориальным; род растворялся в общине-марке, в которой, впрочем, еще достаточно часто заметны следы ее происхождения из отношений родства членов общины. Так незаметно, по крайней мере в странах, где удержалась община-марка — на севере Фран­ции, в Англии, Германии и Скандинавии, — родовая организация переходила в территори­альную и оказалась поэтому в состоянии приспособиться к государству. Но она все же со­хранила свой естественно сложившийся демократический характер, отличающий весь родо­вой строй, и даже в той вырождающейся форме, которая была ей навязана в дальнейшем, удержала вплоть до новейшего времени живые элементы этого строя, а тем самым оружие в руках угнетенных.

Если, таким образом, кровная связь в роде вскоре утратила свое значение, то это было следствием того, что и в племени и во всем народе его органы тоже выродились в результате завоевания. Мы знаем, что господство над покоренными несовместимо с родовым строем. Здесь мы видим это в крупном масштабе. Германские народы, ставшие господами римских провинций, должны были организовать управление этой завоеванной ими территорией. Од­нако невозможно было ни принять массы римлян в родовые объединения, ни господствовать над ними по-


______________________ VIII. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ А У ГЕРМАНЦЕВ_________________ 151

средством последних. Во главе римских местных органов управления, вначале большей ча­стью продолжавших существовать, надо было поставить вместо римского государства какой-то заменитель, а этим заменителем могло быть лишь другое государство. Органы родового строя должны были поэтому превратиться в органы государства, и притом, под давлением обстоятельств, весьма быстро. Но ближайшим представителем народа-завоевателя был вое­начальник. Защита завоеванной области от внутренней и внешней опасности требовала уси­ления его власти. Наступил момент для превращения власти военачальника в королевскую власть, и это превращение совершилось.

Остановимся на Франкском королевстве. Здесь победоносному народу салических фран­ков достались в полное обладание не только обширные римские государственные имения, но также и все огромные земельные участки, оказавшиеся при разделе не включенными в об­щинные владения крупных и мелких округов [Gau] и общин-марок — в частности все более крупные лесные массивы. Первым делом франкского короля, превратившегося из простого верховного военачальника в настоящего монарха, было превратить это народное достояние в королевское имущество, украсть его у народа и раздать его в виде подарков или пожалова­ний своей дружине. Эта дружина, первоначально состоявшая из его личной военной свиты и остальных подчиненных ему военачальников, скоро увеличилась не только за счет римлян, то есть романизированных галлов, которые вскоре стали для него необходимы благодаря своему умению писать, своему образованию, своему знанию романского разговорного и ла­тинского литературного языка, а также и местного права; она увеличилась также за счет ра­бов, крепостных и вольноотпущенников, которые составляли его придворный штат и из сре­ды которых он выбирал своих любимцев. Все они получали участки принадлежащей народу земли, в первое время большей частью как подарки, позднее как пожалования в форме бене­фициев, причем первоначально, как правило, до конца жизни короля172. Так за счет парода создавалась основа новой знати.

Мало того. Ввиду обширных размеров государства нельзя было управлять, пользуясь средствами старого родового строя; совет старейшин, если он уже давно не исчез, не мог бы собираться и был вскоре заменен постоянными приближенными короля; старое народное со­брание продолжало для вида существовать, но также все более и более становилось собрани­ем лишь подчиненных королю военачальников и новой нарождающейся знати. Свободные, владевшие землей крестьяне, которые составляли массу франкского народа, были истощены


____________ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА________ 152

и разорены вечными междоусобными и завоевательными войнами, последними особенно при Карле Великом, точно так же как раньше римские крестьяне в последние времена рес­публики. Эти крестьяне, из которых первоначально состояло все войско, а после завоевания территории Франции — его основное ядро, так обеднели к началу IX века, что едва только один из пяти крестьян в состоянии был выступить в поход. Место созываемого непосредст­венно королем ополчения свободных крестьян заняло войско, составленное из служилых людей новой народившейся знати, включая и зависимых крестьян, потомков тех, кто прежде не знал другого господина, кроме короля, а еще раньше вообще не знал никаких господ, и короля в том числе. При преемниках Карла разорение франкского крестьянского сословия было довершено внутренними войнами, слабостью королевской власти и соответственными посягательствами магнатов — к ним прибавились еще назначенные Карлом графы округов [Gaugrafen]173, стремившиеся сделать свои должности наследственными, — наконец, набега­ми норманнов. Через пятьдесят лет после смерти Карла Великого империя франков столь же беспомощно лежала у ног норманнов, как за четыре столетия до того Римская империя лежа­ла у ног франков.

И почти такой же она оказалась не только по своему бессилию перед внешними врагами, но и по своему внутреннему общественному порядку или, скорее, беспорядку. Свободные франкские крестьяне очутились в таком же положении, как и их предшественники, римские колоны. Разоренные войнами и грабежами, они должны были прибегать к покровительству новой народившейся знати или церкви, так как королевская власть была слишком слаба, что­бы защитить их; но это покровительство им приходилось приобретать дорогой ценой. Как прежде галльские крестьяне, они должны были передавать покровителю право собственно­сти на свой земельный участок, получая последний от него обратно в виде зависимого дер­жания на различных и меняющихся условиях, но всегда только взамен выполнения повинно­стей и уплаты оброка; раз попав в такого рода зависимость, они мало-помалу теряли и свою личную свободу; через несколько поколений они были уже в большинстве своем крепост­ными. Как быстро исчезало свободное крестьянское сословие, показывает составленная Ир-миноном опись земельных владений аббатства Сен-Жермен-Де-Пре, находившегося тогда близ Парижа, а теперь — в самом Париже174. В обширных владениях этого аббатства, раз­бросанных по окрестностям, находились тогда, еще при жизни Карла Великого, 2788 хо­зяйств, заселенных почти исключительно франками


______________________ VIII. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ А У ГЕРМАНЦЕВ_________________ 153

с германскими именами. В это число входило 2080 колонов, 35 литов, 220 рабов и только 8 свободных поселенцев! Объявленный Сальвианом безбожным обычай, согласно которому покровитель заставлял крестьянина передавать свой земельный участок ему в собственность, а затем отдавал этот участок крестьянину лишь в пожизненное пользование, теперь повсюду практиковался церковью в отношении крестьян. Барщинные повинности, которые теперь стали все более и более входить в обыкновение, имели своим прообразом как римские анга-рии, принудительные работы в пользу государства175, так и повинности, выполнявшиеся членами германской общины-марки по сооружению мостов, дорог и для других общих це­лей. Таким образом, масса населения, спустя четыреста лет, вернулась как будто бы целиком к своему исходному положению.

Но это лишь доказывало, во-первых, что общественное расслоение и распределение соб­ственности в Римской империи периода упадка вполне соответствовали тогдашнему уровню производства в земледелии и промышленности, следовательно, были неизбежны; и, во-вторых, что этот уровень производства в течение последующих четырехсот лет существенно не понизился и не повысился, а потому с такой же необходимостью вновь породил такое же распределение собственности и те же самые классы населения. В последние столетия суще­ствования Римской империи город утратил свое прежнее господство над деревней и не вер­нул его себе в первые столетия владычества германцев. Это предполагает низкую ступень развития как земледелия, так и промышленности. Такое общее положение с необходимостью порождает обладающих господством крупных землевладельцев и зависимых мелких кресть­ян. Как мало было возможности навязать такому обществу, с одной стороны, хозяйство рим­ских латифундий с рабами, с другой стороны — новейшее крупное хозяйство с барщинным трудом, доказывают грандиозные, но прошедшие почти бесследно эксперименты Карла Ве­ликого с знаменитыми императорскими виллами. Эти опыты продолжали только монастыри, и только у них они были плодотворны; но монастыри были ненормальными общественными организмами, основанными на безбрачии; они могли давать исключительные результаты, но должны были именно поэтому сами оставаться исключениями.

И все же за эти четыреста лет был сделан шаг вперед. Если и в конце периода мы встреча­ем почти те же основные классы, что и в начале, то люди, составлявшие эти классы, все же стали другими. Исчезло античное рабство, исчезли разорившиеся, нищие свободные, прези­равшие труд как рабское занятие.


____________ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА________ 154

Между римским колоном и новым крепостным стоял свободный франкский крестьянин. «Бесполезные воспоминания и тщетная борьба» гибнущего римского мира канули в веч­ность. Общественные классы IX века сформировались не в обстановке разложения гибнущей цивилизации, а при родовых муках новой цивилизации. Новое поколение — как господа, так и слуги — в сравнении со своими римскими предшественниками было поколением мужей. Те отношения между могущественными земельными магнатами и зависимыми от них кре­стьянами, которые для римлян являлись формой, выражавшей безысходную гибель антично­го мира, были теперь для нового поколения исходным моментом нового развития. И затем, какими бесплодными ни представляются эти четыреста лет, они оставили один, крупный ре­зультат: современные национальности, новое формирование и расчленение западноевропей­ской части человечества для грядущей истории. Германцы действительно вновь оживили Европу, и поэтому разрушение государств, происходившее в германский период, заверши­лось не норманно-сарацинским порабощением, а перерастанием системы бенефициев и от­ношений покровительства (коммендации176) в феодализм и столь громадным увеличением населения, что менее чем через двести лет были без ущерба перенесены страшные кровопус­кания, причиненные крестовыми походами*.

Что же это было за таинственное волшебное средство, при помощи которого германцы вдохнули умиравшей Европе новую жизненную силу? Была ли это особая, прирожденная германской расе чудодейственная сила, как это измышляет наша шовинистическая историо­графия? Отнюдь нет. Германцы были, особенно тогда, высокоодаренной ветвью арийской группы и притом находившейся в полном расцвете жизненных сил. Но омолодили Европу не их специфические национальные особенности, а просто их варварство, их родовой строй.

Их личные способности и храбрость, их свободолюбие и демократический инстинкт, по­буждавший видеть во всех общественных делах свое собственное дело, — одним словом, все те качества, которые были утрачены римлянами и благодаря которым только и можно было образовать из тины римского мира новые государства и дать толчок росту новых националь­ностей, — чем было все это, как не характерными чертами человека, стоящего на высшей ступени варварства, как но плодами его родового строя?

* Конец фразы от слов «и столь громадным увеличением населения...» добавлен Энгельсом в издании 1891 года. Ред.


______________________ VIII. ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВ А У ГЕРМАНЦЕВ_________________ 155

Если германцы преобразовали античную форму моногамии, смягчили господство мужчи­ны в семье, дали женщине более высокое положение, чем то, которое когда-либо знал клас­сический мир, — что сделало их способными на это, как не их варварство, их родовые обы­чаи, их еще живые пережитки эпохи материнского права?

Если они, по меньшей мере в трех важнейших странах, в Германии, Северной Франции и Англии, сумели спасти и перенести в феодальное государство осколок настоящего родового строя в форме общины-марки и тем самым дали угнетенному классу, крестьянам, даже в ус­ловиях жесточайших крепостнических порядков средневековья, локальную сплоченность и средство сопротивления, чего в готовом виде не могли найти ни античные рабы, ни совре­менные пролетарии, — то чем это было вызвано, как не их варварством, не их способом се­литься родами, свойственным исключительно периоду варварства?

И, наконец, если они могли развить и поднять до положения всеобщей уже существовав­шую у них на родине более мягкую форму зависимости, в которую и в Римской империи все более и более переходило рабство, — форму, которая, как впервые отметил Фурье177, дает порабощенным средство к постепенному освобождению их как класса (fournit aux culti­vateurs des moyens d'affranchissement collectif et progressif), форму, стоящую благодаря этому значительно выше рабства, при котором возможен лишь отпуск отдельного лица на волю сразу без переходного состояния (уничтожения рабства победоносным восстанием древний мир не знает), тогда как крепостные средних веков в действительности постепенно добива­лись своего освобождения как класса, — то чему мы этим обязаны, если не их варварству, в силу которого они не довели у себя эту зависимость до вполне развитого рабства: ни до ан­тичной формы рабского труда, ни до восточного домашнего рабства?

Все жизнеспособное и плодотворное, что германцы привили римскому миру, принадле­жало варварству. Действительно, только варвары способны были омолодить дряхлый мир гибнущей цивилизации. И высшая ступень варварства, до которой и на которую поднялись германцы перед переселением пародов, была как раз наиболее благоприятной для этого про­цесса. Этим объясняется все.

— дает земледельцам средства для коллективного и постепенного освобождения. Ред.


IX ВАРВАРСТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Мы проследили разложение родового строя на трех отдельных крупных примерах — гре­ков, римлян и германцев. Рассмотрим в заключение общие экономические условия, которые подрывали родовую организацию общества уже на высшей ступени варварства и совершен­но устранили ее с появлением цивилизации. Здесь «Капитал» Маркса будет нам столь же не­обходим, как и книга Моргана.

Возникнув на средней ступени дикости и продолжая развиваться на высшей ее ступени, род, насколько позволяют судить об этом наши источники, достигает своего расцвета на низшей ступени варварства. С этой ступени развития мы и начнем.

Мы находим здесь, где примером должны служить нам американские краснокожие, впол­не развившийся родовой строй. Племя делилось на несколько родов, чаще всего на два; эти первоначальные роды распадаются каждый, по мере роста населения, на несколько дочерних родов, по отношению к которым первоначальный род выступает как фратрия; самое племя распадается на несколько племен, в каждом из них мы большей частью вновь встречаем прежние роды; союз включает, по крайней мере в отдельных случаях, родственные племена. Эта простая организация вполне соответствует общественным условиям, из которых она возникла. Она представляет собой не что иное, как свойственную этим условиям, естествен­но выросшую структуру; она в состоянии улаживать все конфликты, которые могут возник­нуть внутри организованного таким образом общества.

Слова «чаще всего на два» добавлены Энгельсом в издании 1891 года. Ред.



 


_____________________________ IX. ВАРВАРСТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ_________________________ 159

Конфликты с внешним миром устраняет война; она может кончиться уничтожением пле­мени, но никак не порабощением его. Величие родового строя, но вместе с тем и его ограни­ченность проявляются в том, что здесь нет места для господства и порабощения. Внутри ро­дового строя не существует еще никакого различия между правами и обязанностями; для ин­дейца не существует вопроса, является ли участие в общественных делах, кровная месть или уплата выкупа за нее правом или обязанностью; такой вопрос показался бы ему столь же не­лепым, как и вопрос, являются ли еда, сон, охота — правом или обязанностью? Точно так же невозможно расслоение племени и рода на различные классы. И это приводит нас к рассмот­рению экономического базиса этого строя.

Население в высшей степени редко; оно гуще только в местожительства племени; вокруг этого места лежит широким поясом прежде всего территория для охоты, а затем нейтральная полоса леса, отделяющая племя от других племен и служащая ему защитой. Разделение тру­да — чисто естественного происхождения; оно существует только между полами. Мужчина воюет, ходит на охоту и рыбную ловлю, добывает продукты питания в сыром виде и изго­товляет необходимые для этого орудия. Женщина работает по дому и занята приготовлением пищи и одежды — варит, ткет, шьет. Каждый из них — хозяин в своей области: мужчина — в лесу, женщина — в доме. Каждый является собственником изготовленных и употребляе­мых им орудий: мужчина — оружия, охотничьих и рыболовных принадлежностей, женщина — домашней утвари. Домашнее хозяйство ведется на коммунистических началах несколь­кими, часто многими семьями*. То, что изготовляется и используется сообща, составляет общую собственность: дом, огород, лодка. Здесь, таким образом, и притом только здесь, на самом деле существует придуманная юристами и экономистами цивилизованного общества «собственность, добытая своим трудом», — последнее лживое правовое основание, на кото­рое еще опирается современная капиталистическая собственность.

Но люди не везде остановились на этой ступени. В Азии они нашли животных, которых можно было приручать и в дальнейшем разводить в прирученном состоянии. За самкой ди­кого буйвола нужно было охотиться, прирученная же — она ежегодно приносила теленка и, кроме того, давала молоко.

* В особенности на северо-западном побережье Америки — см. у Банкрофта. У племени хайда на островах Королевы Шарлотты встречаются домашние хозяйства, охватывающие под одной кровлей до 700 человек. У нутка под одной кровлей жили целые племена.


____________ ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА________ 160

У некоторых наиболее передовых племен — арийцев, семитов, может быть уже и у туранцев

— главной отраслью труда сделалось сначала приручение и лишь потом уже разведение ско­
та и уход за ним. Пастушеские племена выделились из остальной массы варваров— это было
первое крупное общественное разделение труда. Пастушеские племена производили не
только больше, чем остальные варвары, но и производимые ими средства к жизни были дру­
гие. Они имели, сравнительно с теми, не только молоко, молочные продукты и мясо в гораз­
до больших количествах, но также шкуры, шерсть, козий пух и все возраставшее с увеличе­
нием массы сырья количество пряжи и тканей. Это впервые сделало возможным регулярный
обмен. На более ранних ступенях развития мог происходить лишь случайный обмен; особое
искусство в изготовлении оружия и орудий могло вести к временному разделению труда.
Так, например, во многих местах были найдены несомненные остатки мастерских для изго­
товления каменных орудий позднего каменного века; мастера, развивавшие здесь свое ис­
кусство, работали, вероятно, за счет и на пользу всего коллектива, как это и сейчас еще де­
лают постоянные ремесленники родовых общин в Индии. На этой ступени развития обмен
мог возникнуть только внутри племени, да и тут он оставался исключительным явлением.
Теперь же, напротив, после выделения пастушеских племен, мы находим готовыми все усло­
вия для обмена между членами различных племен, для его развития и упрочения как посто­
янного института. Первоначально обмен производился между племенами при посредстве ро­
довых старейшин каждой стороны; когда же стада стали переходить в обособленную собст­
венность*, все больше стал преобладать и, наконец, сделался единственной формой обмена

— обмен между отдельными лицами. Но главный предмет, которым обменивались пастуше­
ские племена со своими соседями, был скот; скот сделался товаром, посредством которого
оценивались все другие товары и который повсюду охотно принимался и в обмен на них, —
одним словом, скот приобрел функцию денег и служил деньгами уже на этой ступени. С та­
кой необходимостью и быстротой развивалась уже при самом возникновении товарообмена
потребность в особом товаре — деньгах.

Огородничество, вероятно не известное жителям Азии, находившимся на низшей ступени варварства, появилось у них не позднее средней ступени, как предшественник полеводства.

* В издании 1884 г. вместо слов «обособленную собственность» («Sondereigenthum») напечатано: «частную собственность» («Privateigenthum»). Ред.


_____________________________ IX. ВАРВАРСТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ_________________________ 161

В климатических условиях Туранской равнины невозможна пастушеская жизнь без запасов корма на долгую и суровую зиму; луговодство и культура зерновых были здесь, таким обра­зом, необходимы. То же самое следует сказать о степях к северу от Черного моря. Но если сначала зерно производилось для скота, то скоро оно стало пищей и для человека. Обраба­тываемая земля оставалась еще собственностью племени и передавалась в пользование сна­чала роду, позднее самим родом — домашним общинам, наконец*, отдельным лицам; они могли иметь на нее известные права владения, но не больше.

Из достижений этой ступени в области промышленной деятельности особенно важное значение имеют два: первое — ткацкий станок, второе — плавка металлических руд и обра­ботка металлов. Самыми важными из них были медь и олово, а также выплавляемая из них бронза; бронза давала пригодные орудия и оружие, но не могла вытеснить каменные орудия; это было под силу только железу, а добывать железо еще не умели. Для нарядов и украше­ний начали употреблять золото и серебро, которые, по-видимому, уже имели большую цен­ность, чем медь и бронза.

Увеличение производства во всех отраслях — скотоводстве, земледелии, домашнем ре­месле — сделало рабочую силу человека способной производить большее количество про­дуктов, чем это было необходимо для поддержания ее. Вместе с тем оно увеличивало еже­дневное количество труда, приходившееся на каждого члена рода, домашней общины или отдельной семьи. Появилась потребность в привлечении новой рабочей силы. Война достав­ляла ее: военнопленных стали обращать в рабов. Первое крупное общественное разделение труда вместе с увеличением производительности труда, а следовательно, и богатства, и с расширением сферы производительной деятельности, при тогдашних исторических услови­ях, взятых в совокупности, с необходимостью влекло за собой рабство. Из первого крупного общественного разделения труда возникло и первое крупное разделение общества на два класса — господ и рабов, эксплуататоров и эксплуатируемых.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)