|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛЦелостность восприятия иллюстрируется рисунками и таблицами. Рисунок, сделанный отдельными штрихами, точками, пятнами, будет воспринят как изображение целого предмета (рис. 5). Слово с пропусками букв, или искажением буквенного состава, показанное на очень короткий промежуток времени, также [56] воспринимается как знакомое целое (например, внимание читается учащимися как внимание). Незаконченный рисунок (например, преподаватель начинает рисовать на доске какое-то животное и просит учащихся узнать по отдельным элементам, какое животное он рисует) с изображением такой детали, как хобот, сразу определяет восприятие учащихся. Они догадываются, что изображается слон. Это является хорошей иллюстрацией к тому, какую роль в восприятии целого играет восприятие отдельной части, если она имеет существенное значение в целом. Чтобы показать, какое значение в целостности восприятия имеют отдельные части воспринимаемого в их отношениях к другим частям этого целого, можно использовать некоторые зрительные иллюзии. Лучше, если преподаватель делает чертеж на доске[24]: тогда очень ясно видно влияние на восприятие различного соотношения частей в целом (рис. 6). Сначала преподаватель чертит три равных параллельных отрезка. Для всех учащихся ясно, что они равны между собой. Затем к каждому из них добавляются одинаковые черточки, только в разных направлениях. После этого основные линии перестают восприниматься как равные. Эта иллюзия — ошибка восприятия — объясняется различным соотношением частей в каждой из трех равных линий. Роль прошлого опыта в восприятии можно продемонстрировать, показав студентам какую-либо совсем им незнакомую вещь и попросив их сказать, какими свойствами эта вещь обладает (цвет, форма, материал, из которого она сделана, ее вес, назначение и т. д.). Они смогут назвать только некоторые свойства, воспринимаемые в настоящее время, но не смогут определить назначение предмета и назвать его. Если же показать учащимся хорошо известную им вещь (ключ, футляр от очков и т. п.), они укажут все ее свойства, даже те, которые не ощущаются в настоящее время, но воспринимались в прошлом, укажут и назначение предмета и его название. Избирательный характер восприятия демонстрируется следующим опытом. Преподаватель предлагает учащимся посмотреть в окно, а затем отвернуться и ответить на вопрос: «Какие особенности стекла вы заметили в этом окне?» Учащиеся не смогут ответить на вопрос, так как восприняли то, что увидели за окном, а особенностей стекла, через которое смотрели, не заметили. На зрительный анализатор учащихся воздействовало, несомненно, и само стекло, через которое они смотрели, но задача, поставленная перед ними, направила их внимание на то, что за окном. Измените задачу: скажите учащимся, [57] чтобы они посмотрели на стекло в окне, — они перечислят особенности этого стекла (трещины, грязь на нем и др.), но не заметят того, что находится за окном. Отсюда видно, что избирательность — существенная особенность восприятия зависит от задачи, стоящей перед человеком. Условия, от которых зависит превращение того или иного предмета в объект восприятия, можно иллюстрировать и с помощью наглядного материала. Значение контрастности в окраске для выделения объекта восприятия показано на рисунке «Ваза и два профиля» (рис. 7). Чтобы продемонстрировать роль четкого контура предмета, облегчающего выделение его в качестве объекта восприятия, надо использовать тот же рисунок, но не окрашенный, с четко очерченным контуром вазы (рис. 8). Выяснить значение осмысленности восприятия можно на рисунке 7. Если воспринимающий осмыслит черные части рисунка как профили человеческих лиц., он белую вазу воспримет как фон. При восприятии белой части рисунка как изображения вазы черная часть превратится в фон восприятия. Роль контура в выделении предмета как объекта восприятия можно показать на так называемых загадочных картинках, где совпадение линий контура одного предмета с линиями контуров других предметов мешает выделить данный предмет. Благодаря этому затрудняется восприятие его (всем известны картинки, в которых надо отыскать собаку, охотника или лыжника, спрятанных среди ветвей дерева). То же можно показать на таблице, изображающей различные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, треугольники, трапеции), в начертании которых части одних составляют одновременно элементы других фигур. Подсчет фигур благодаря этому совпадению затруднен (рис. 10). Избирательный характер восприятия нужно показать не только на примере зрительного, но и на примере других видов восприятия. Для этого можно воспользоваться литературным примером. Однажды М. Горький, просматривая рукопись молодого писателя, сделал следующее замечание: «Первая щука — явно лишняя». Оно относилось к такому месту в тексте: «Сквозь чащу кустарника продирался мокрый Василий, истошно крича: «Братцы, щуку поймал!» [25] О (какой щуке говорит Горький? И как это замечание характеризует самого писателя? Учащимся на слух трудно выделить сочетание конца одного слова «чащу» и начала второго «кустарника» и воспринять две части разных слов как одно слово «щуку». [58]
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ВОСПРИЯТИЕМ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ Цель наблюдения: выяснить некоторые особенности восприятия младших школьников, проследить, как учитель организует восприятие детей. 1. Как проводилась подготовка учащихся к восприятию нового материала (привлечение прежнего опыта и знаний учащихся, возбуждение познавательных интересов, желания узнать новое)? Какими способами пользовался учитель при проведении этой подготовки? 2. Какие условия были созданы учителем для обеспечения полного и точного восприятия учениками нового содержания (постановка задачи перед учащимися, создание эмоционального отношения к воспринимаемому, возбуждение интереса, привлечение внимания)? 3. Как учитель руководил восприятием наглядных пособий (предметов, картин)? Каково значение вопросов учителя для направленности внимания учащихся на существенные стороны воспринимаемого? Какую роль конкретно, играли вопросы учителя? На что они были направлены? В чем 'проявилась анал'итико-синтетическая деятельность учащихся при восприятии? 4. Какими средствами пользовался учитель для выделения главного в воспринимаемом (интонация голоса, вопросы, запись на доске и в тетрадях, зарисовка целого и отдельных частей)? 5. О каких особенностях восприятия школьников можно судить по наблюдениям на уроке: где и в чем выступила расчлененность восприятия, как выделялось учащимися главное в том, что они воспринимали, как устанавливались связи между отдельными частями воспринимаемого? В чем обнаружилось значение имеющихся у учеников представлений для восприятия нового? 6. В чем проявилась организация восприятия учащихся учителем и как она влияла на полноту и точность восприятия ими учебного материала? Анализируя наблюдения учащихся на уроке, преподаватель психологии использует этот конкретный материал, чтобы показать учащимся все закономерности восприятия. Анализ поможет также выделить особенности восприятия маленького школьника, отличие его от восприятия взрослого человека и установить, как изменяется детское восприятие при правильной организации его учителем. Если такие наблюдения будут проведены на нескольких уроках, это поможет учащимся лучше понять сущность восприятия, условия и особенности его развития у детей. [59]
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |