|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫОпыт I. Цель опыта: выяснить, как влияет полнота и точность восприятия на образование у детей правильных представлений. Методика проведения опыта. Попросить ребенка! класса нарисовать какое-либо известное ему животное. Через несколько дней тому же школьнику показать картинку, изображающую это животное, чучело его, или, если возможно, живое животное. При рассматривании нужно обратить внимание ребенка на отдельные части тела животного, их цвет, форму и другие детали. Попросить нарисовать его после рассматривания и сравнить между собой первый и второй рисунки. Сделать вывод, какой рисунок более детально и точно изображает животное и почему. Опыт II. Цель опыта: выяснить, какое значение для запоминания имеет образование связей между элементами того, что запоминает ребенок. Методика проведения опыта. Перед школьником I класса ставится задача запомнить предъявленные ему 20 пар предметов (например, ложка — вилка, мочалка — мыло, карандаш— резинка, кукла — мяч и т. д.). Затем, убрав их, предложить перечислить по памяти все предъявленные предметы. Объяснить, почему при воспроизведения ребенок припоминает их парами. Опыт III. Цель опыта: выяснить, как влияет на запоминание активность человека по отношению к воспринимаемому. [78] Методика проведения опыта. Показать учащимся I класса 20 картинок с изображением различных предметов[29], затем через 3—5 минут убрать их и попросить детей сказать, что они видели. Зафиксировать их ответы. Через несколько дней этим же учащимся показать 20 других картинок и попросить сгруппировать их так, чтобы в каждой группе были предметы, сходные по содержанию (например, изображения животных, овощей, насекомых и т. д.). После выполнения задания картинки убирают и предлагают детям перечислить все, что они видели. Анализ результатов запоминания в первом и втором опытах даст ответ на вопрос, поставленный в начале опыта. Этот опыт показывает также, какое значение имеет установление смысловых связей при запоминании. Опыт IV. Цель опыта: выяснить некоторые особенности памяти младшего школьника. Методика проведения опыта. Для запоминания учащимся I класса дать 10 слов — названий предметов и одновременно показать эти предметы. Результат запоминания проверяется через 10—15 минут после демонстрации картинок. Через несколько дней дать для запоминания тем же школьникам 10 слов конкретного содержания (без показа предметов). Результаты запоминания проверить через 10—15 минут. Дать (через несколько дней) тем же детям для запоминания 10 слов абстрактного содержания (например, храбрость, белизна, тяжесть, и т. п.). Проверить результаты запоминания через 10—15 минут. Сравнивая и анализируя результаты трех экспериментов, учащиеся смогут ответить на вопрос, почему дети в первом опыте запомнили больше слов, чем во втором и в третьем, т. е. сделать вывод о том, что младшие школьники легче усваивают конкретный материал по сравнению с абстрактными понятиями. В этом опыте очень ярко проявляется связь мышления и' памяти. О п ы т V. Цель опыта: выяснить, какое значение имеют образовавшиеся при восприятии смысловые связи для воспроизведения воспринятого материала. Методика проведения опыта. Показать школьникам серию картинок, изображающих различные моменты одного события, но с нарушением последовательности действий. Предложить вспомнить, какие картинки были показаны. Отметить, в какой последовательности ребенок воспроизводит их. Объяснить, почему при воспроизведении не сохранился тот же порядок, в каком были предъявлены картинки. [79] Можно также специально проанализировать, как дети пишут изложение по прочитанному рассказу. Сравнив между собой книжный текст и письменное изложение, учащиеся устанавливают, что сохранилось в памяти, какие изменения внесли дети при воспроизведении текста, и таким образам отвечают на вопросы о причинах этих изменений. ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ 1. Слепо-глухая Ольга Скороходова пишет о том, как она представляет себе абрикосовый цвет: «В моем воображении возникали нагретые солнцем душистые абрикосы, которые я срываю с веток и тут же съедаю; но это отнюдь не помогло мне в смысле представления цвета абрикосов»[30]. Какой вывод о природе представлений памяти можно сделать из этого примера? 2. А. Ф. Федоров, автор книги «Подпольный обком действует», вспоминая об одном возмутившем его выступлении, пишет: «Мне стоило больших усилий овладеть собой. Даже сейчас, через пять лет, когда вспоминаю этот гнусненький голосок из темноты, во мне закипает бешенство» [31]. Какие особенности памяти характеризует этот факт? 3. «На ночь Алексей сунул журнал под подушку, сунул и вспомнил, как в детстве... клал он так под подушку уродливого корноухого медведя, сшитого ему матерью из старой плюшевой кофты»[32]. Почему Мересьев вспомнил свою детскую игрушку? Как возникли эти воспоминания? 4. Почему произнесение фразы «Кильки мать жарит» помогало школьнику вспомнить название вулкана Килиманджаро? 5. К. С. Станиславский рассказывает об одном актере, который «должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль; во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное им у него, как он выразился, «словно губкой стерло» из памяти, и роль была им совершенно забыта». Какое психологическое объяснение можно дать этому факту? 6. Почему художник Михайлов (персонаж из романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина») хорошо помнил лица, но плохо запоминал фамилии людей, места, где он с ними встречался, и содержание разговора с ними? [80] 7. В книге «Подпольный обком действует» А. Ф. Федоров приводит следующий факт. Из памяти организатора партизанской борьбы на оккупированной гитлеровцами территории почти совершенно стерся такой драматический эпизод, как убийство на почве ревности, происшедшее в одном из сел. Но та же память цепко удержала другой факт: две женщины, поссорившиеся из-за поросенка, искали по селу непременно партийного человека, который бы их рассудил. Как можно объяснить этот факт?
ЛИТЕРАТУРА Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. «Возрастные и индивидуальные различия памяти». Сб. статей под ред. А. А. Смирнова. М., «Просвещение», 1967. Зинченко П. И. Вопросы развития процессов запоминания. «Вопросы психологии», 1960, № 6. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961. Зинченко П. И. О непроизвольном и произвольном запоминании в процессе усвоения знаний. «Советская педагогика», 1960, № 5. Зинченко П. И., Бочарова С. П., Невельский П. Б. Вопросы памяти. «Вопросы психологии», 1967, № 2. Махлах Е. С. К вопросу о соотношении образного (зрительного) и вербального типов памяти. «Вопросы психологии», 1969, № 1. Петровский А. В. Беседы о психологии. М., Учпедгиз, 1962. Скороходова О. И. Как я воспринимаю и представляю окружающий мир, изд. 2. М., Изд-во АПН РСФСР, 1956. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., «Просвещение», 1966. Смирнов А. А. и др. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младшего школьного. «Вопросы психологии», 1969, № 5. Туров А. Механизмы памяти. «Наука и жизнь», 1967, № 2. Чораян О. Г. К вопросу о физиологическом механизме краткосрочной памяти. «Вопросы психологии», 1968, № 1. ВООБРАЖЕНИЕ При изучении процесса воображения надо обратить внимание учащихся на следующие вопросы: 1. Необходимо раскрыть сущность воображения, которая заключается в том, что прежние представления и знания о вещах и явлениях, имеющиеся у человека, преобразуются им и на их основе он создает в своем воображении новые образы. Важно отметить, что воображение возникло в процессе труда как предвидение человеком результатов своей деятельности и развивалось в труде, особенно в творческом. В любой даже самой несложной деятельности человека присутствует воображение. Благодаря воображению бесконечно расширяются границы познания человеком действительности. С помощью этого процесса человек познает то, что непосредственно на него не воздействует, [81] познает прошлое и будущее, чувства и мысли других людей. Воображение, включаясь вместе с мышлением в творческую деятельность человека, помогает ему изменять окружающий мир, создавая новые орудия и продукты труда, открывая ранее неизвестные ему закономерности природы и общества. Включаясь в. мыслительную деятельность человека, воображение позволяет ему увидеть в наблюдаемых явлениях характерное, общее, помогает отбросить единичное и представить явления в виде обобщенного образа. Любое научное исследование основано на деятельности воображения, необходимого человеку для проверки гипотезы, для уточнения идеи, для того, чтобы представить весь процесс и ожидаемые результаты исследования. Творчество писателей, художников невозможно без воображения. Уточнение замысла произведения, создание образов героев и их поступков происходит с помощью воображения. Воображение помогает изобретателю представить изобретаемый им механизм в действии. Важно обратить внимание учащихся на значение воображения в работе учителя. Труд учителя — творческий труд. Каждый учитель, обучая и воспитывая детей, вносит в свою работу что-то новое, свое. Каждый урок основан на деятельности воображения учителя. Воспитательная работа учителя тем более немыслима без предвидения. Представить будущее своих учеников, пути развития и становления их личности, «проектировать личность» невозможно без активной деятельности воображения. 3. Следует указать учащимся, что деятельность воображения опирается на восприятие и сохраненные памятью человека представления. Основная функция воображения — преобразование этих представлений в новые образы, т. е. расщепление старых и комбинирование новых. Эти новые образы формируются в процессе аналитико-синтетической мыслительной деятельности. Важно отметить, что преобразующая деятельность воображения идет в определенном направлении, в соответствии с задачей, которая стоит перед человеком. Надо объяснить учащимся, что в зависимости от поставленной задачи человек анализирует и отбирает необходимые представления и их элементы, преобразует их и соединяет, синтезирует в новые образы. Этот синтез может быть осуществлен приемами агглютинации, акцентирования, типизации и др. Вот почему сила и яркость воображения во многом зависят не только от полноты и богатства представлений человека, но и от оригинальности и своеобразия их комбинаций в процессе воображения. Замысел, процесс уточнения идеи и возникающий в воображении человека образ оформляются в слове. При этом словесное выражение идеи и тот конкретный образ, в котором эта [82] идея реализуется, находятся в разнообразных, очень сложных отношениях (например, выражение образа в скульптуре, музыке, поэзии). Нужно отметить, что деятельность воображения связана со всей личностью человека. Она направляется и регулируется потребностями и интересами человека и оказывает обратное влияние на них. Создание и содержание образов воображения определяется мотивами и целями деятельности человека, его направленностью, его чувствами, желаниями и способностями. На деятельность воображения влияют особенности типа высшей нервной деятельности человека, его темперамента. Так, живость воображения, легкость возникновения новых образов, их яркость и оригинальность можно, по-видимому, объяснить в известной мере подвижностью нервных процессов. 3. Рассматривая вопрос о видах воображения, нужно подчеркнуть, что характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком. Творческая деятельность, направленная на создание нового, оригинального, общественно значимого, невозможна без творческого воображения. Деятельность, не направленная на создание нового, требует воссоздания в воображении человека того, что уже создано кем-то, существует в действительности, но не воспринималось человеком непосредственно. Несмотря на различия, нельзя резко отграничивать друг от друга творческое и воссоздающее воображение. В деятельность воссоздающего воображения всегда включены элементы творчества, так же как творческое воображение человека опирается на образы воссоздающего. Надо показать роль воображения в процессе творчества. В творчество как деятельность, направленную на создание нового, еще не существующего, необходимо включается процесс воображения. Без воображения невозможно возникновение замысла и его осуществление. Особенно велика роль воображения в состоянии вдохновения. Вдохновение как кульминационный момент творческого процесса характеризуется наивысшим напряжением всех духовных и физических сил личности, эмоциональным подъемом, ясностью мысли, сосредоточенностью внутреннего внимания, яркостью и особенной силой воображения. В состоянии вдохновения человек решает задачу, стоящую перед ним, легче, ярче, полнее. Надо подчеркнуть учащимся, что решение творческой задачи, даже в состоянии вдохновения, подготовлено длительной предшествующей работой мысли, глубиной переживаний, в которых рождается замысел и определяются пути его выражения, наблюдением, накоплением и обобщением фактов. 4. Рассматривая вопрос о мечте, надо, опираясь на анализ живых примеров, выяснить роль реальной, жизненной мечты в практической деятельности человека. Важно показать учащимся, [83] что в создании мечты проявляется направленность личности— ее идеалы, потребности, интересы. Нужно отметить, что учителю необходимо знать, о чем мечтают школьники, чтобы руководить такой важной стороной их личности, как возникновение мечты и стремление к ней. 5. Рассматривая вопрос о развитии воображения, преподаватель должен обратить внимание учащихся педучилища на то, что, с одной стороны, развивающееся воображение влияет на формирование личности ребенка, ее моральных качеств, способностей. С другой стороны, складывающиеся в процессе развития свойства личности — ее характер, способности, направленность интересов, включаясь в деятельность воображения, влияют на его содержание, силу и яркость образов. Нужно обратить внимание учащихся и на то, что знания, получаемые школьниками, влияют на развитие их воображения. Представления, получаемые детьми в школе, должны быть полными, яркими, красочными. На их основе строятся образы воображения. Такие методические приемы, используемые учителем на уроках, как словесное рисование, драматизация, активизируя деятельность воображения, способствуют его развитию; оно развивается также в разных видах деятельности: в труде, рисовании, лепке, творческих играх, о чем необходимо знать учителю.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |